В.Путин: Слушаю Вас. Какие планы?
М.Алиев: Социально-экономические результаты, в целом, неплохие. Объем регионального валового продукта вырос на 18 процентов, это больше чем в 2005 году. Промышленные объемы выросли на 12 процентов, инвестиции в основной капитал – на 28 процентов. В сельском хозяйстве 5 процентов роста общего объема продукции. Мы сохранили поголовье крупного рогатого скота где‑то 800 тысяч, овец и коз примерно 5 миллионов голов сейчас в республике. Жилья построили 714 тысяч квадратных метров – это на 12 с лишним процентов больше, по сравнению с прошлым годом.
Доходы населения выросли на 38 процентов, реальная зарплата плата увеличилась на 18 процентов, хотя зарплата низкая по сравнению с другими субъектами, но в среднем по республике она выросла на тысячу с лишним рублей. Мы поработали в прошлом году, взяли одну отрасль и начали заниматься строительством, зная, что там скрыты зарплаты не меньше, чем то, что на руки выдается. И вот вся эта работа привела к тому, что при средней зарплате в Дагестане сегодня в 4800 с лишним рублей, зарплата в строительстве – более 9 тысяч рублей, она почти самая высокая в Южном федеральном округе в отрасли. Это говорит о том, что та зарплата, которая сегодня отражается нашей статистикой, 4700 с лишним рублей – не соответствует на самом деле тому, что люди получают, и поэтому полагаю, что мы в этом направлении будем продолжать работать.
Но самый главный и обобщающий показатель развития экономики, я считаю, – это рост налоговых и неналоговых доходов. Предыдущие годы мы ни один год не выполняли даже скорректированное в сторону снижения задание по сбору налогов. В прошлом году они на 35 процентов выросли, и в бюджет поступило на миллиард 600 миллионов рублей больше, чем в 2005 году. Это позволило нам, во‑первых, уйти от всех долгов, которые были в 2005 году: долгов по зарплате, долгов по детским пособиям, долгов по отдельным инвестиционным программам и так далее – более 400 миллионов было долгов. Мы со всеми этими долгами рассчитались и смогли поднять зарплату отдельным категориям людей, смогли за счет этих небольших средств, которые мы сумели за год поднакопить, восстановить питание во всех школах Дагестана, горячее питание, которого в течение нескольких лет не было из‑за трудностей. И снизить, хотя бы немного, дотационность нашего бюджета – она сейчас тоже очень высокая, – но почти на 5 процентов снизилась дотационность, до 71 процента.
Мы на этот год заложили при формировании бюджета на миллиард с лишним рублей больше, по сравнению с прошлым годом, и если реально поработаем и те возможности, рычаги, которые у нас есть, задействуем, то дотационность нашего бюджета еще больше снизится, и такой большой зависимости от федерального бюджета республика не будет иметь.
Очень большую поддержку в реализации наших экономических планов оказали приоритетные национальной проекты, в особенности в области АПК. Более пяти тысяч хозяйств Дагестана получили кредиты на миллиард 700 миллионов рублей. Если структуру [кредитования] посмотреть, большую часть кредитов получили личные подсобные хозяйства – примерно миллиард рублей. В этом году мы будем стараться сделать акцент на том, что больше поступало кредитов на расширение, реконструкцию животноводческих ферм, приобретение племенного поголовья и поддержку сельскохозяйственных кооперативов, потому что будущее за этим, а не за личными подсобными хозяйствами – при всем том, что сегодня дагестанцев кормят эти личные подсобные хозяйства. В этом плане у нас тоже есть определенные заделы, и мы думаем, что этот год окажется лучше.
Я хотел бы вас поблагодарить за то, что вы в прошлый раз поддержали предложение, которое мы вносили по поддержке овцеводства. Они сейчас включены в план и по линии приоритетов программы поддержки сельского хозяйства: овцеводство там есть, виноградарство есть, это очень хороший толчок даст развитию сельского хозяйства.
В.Путин: У вас или в Карачаево-Черкессии?
М.Алиев: Я боюсь, что они обидятся. Пусть в таком соревновании проходит у нас развитие сельского хозяйства: и в Карачаево-Черкессии, и у нас, и в других наших субъектах. Но хочу сказать, что вот эта программа поддержки АПК чрезвычайно эффективна для нашего края, для Дагестана. Хотя не могу не сказать о программах поддержки здравоохранения, образования. Мы получили 198 автобусов, причем приспособленных. Машины скорой помощи – мы в России на третьем месте по количеству машин, которые получили [в рамках нацпроекта «Здоровье»]. Получили оборудования больше, чем на 400 миллионов рублей. Это очень большая поддержка.
Я не говорю о повышении зарплаты, о решении других вопросов, то же самое – в образовании и других сферах.
Прошлый год был годом нашей активной работы по улучшению инвестиционного климата в Дагестане. Мы впервые разработали 23 инвестиционных проекта и выставляли эти проекты везде, где только можно. Ни одну выставку, ярмарку, презентацию в стране и за рубежом старались не пропускать: были в Сочи, были в Санкт-Петербурге, были в Китае, были в Германии. И приток инвестиций в республику, можно сказать, начался. Большой толчок к этому дала та встреча, которая проводилась по Вашей инициативе в Сочи. Одним из первых откликнулась наша компания «Нафта–Нафта» (Сулейман Керимов). Мы подписали с ним соглашение, два с половиной миллиарда рублей выделены республике, и мы сейчас в Правительстве прорабатываем вопрос.
В.Путин: А какой проект?
М.Алиев: Пока выделены эти деньги – два с половиной миллиарда рублей. С компанией мы будем думать, где лучше их использовать. Думаем, лучше их использовать пока в строительстве жилья для некоторых категорий людей. И у нас серьезные проблемы в здравоохранении, образовании – может быть, в этой части мы будем использовать. Компания Бажаева – это группа «Альянс» – очень активно оперативно откликнулись, и готовы в этом году закончить цементный комбинат.
В.Путин: На шельфе работа идет как‑то?
М.Алиев: В этом году «ЛУКОЙЛ» и немецкая компания «Винтерсхалл» начнут работ. Они когда‑то начинали ее, бросили что‑то там, не могли общий язык найти, но сейчас, по‑моему, договорились, и в этом году они планируют примерно миллиард рублей освоить на шельфе. Очень хорошо идет реализация проекта по развитию гидроэнергетики. С «ГидроОКГ» подписали на 30 лет соглашение по развитию малых и средних ГЭС. В прошлом году ввели два энергоблока Ирганайской ГЭС. В этом году впервые, можно сказать, в новой России начали новую станцию – крупную станцию Гоцалтинской ГЭС, и четвертого числа планируется приезд зарубежных и наших инвесторов. В целом строительство Гоцалтинской ГЭС будет стоить 5 миллиардов рублей. 51 процент будет «ГидроОКГ», остальное – частные инвестиции. Думаю, что этот год будет годом притока инвестиций в республику, создания рабочих мест при нашем естественном приросте населения 25–30 тысяч в год (этот прирост остается). Нам надо минимум 10–15 тысяч рабочих мест создать. Для нас это очень серьезная проблема, и вот реализация этих проектов, я думаю, позволит немножко оздоровить ситуацию в этой сфере.
В.Путин: Крепость‑то восстанавливаете, имею в виду древнюю крепость?
М.Алиев: Да, эти работы ведутся.
В.Путин: Министерство культуры‑то помогает?
М.Алиев: Министерство культуры очень активно помогает. Включены в
планы, в программы ЮНЕСКО, оттуда оказывается помощь.
<…>