В.Путин: Добрый день!
Я знаю, что у вас была уже встреча в Администрации. Но начать хотел бы с вещей тривиальных и хорошо известных: с того, что книга сейчас – не сейчас, а уже давно ее пытаются заместить другими носителями информации, пытаются заменить на протяжении достаточно длительного времени: радио, телевидение, сейчас Интернет используется активно, – но книга свои позиции сохраняет, и прежде всего потому, что нет более надежного носителя информации – как в таких случаях говорят, зеркала эпохи.
Это совершенно очевидный факт: это стабильный носитель информации, над которым не спеша можно посидеть, подумать, можно поразмышлять. Должен сказать, что мы, если вы обратили внимание – а вы не могли это не заметить, – в последнее время мы стараемся поддержать книжное дело: проводятся ярмарки, семинары и другие массовые мероприятия. Мы также планируем увеличить и субсидии на решение вопросов, связанных с комплектованием библиотек.
Я посмотрел материалы, которые вы мне только что дали: на четвертое место в мире Россия вышла по числу наименований, которые у нас издаются. Совсем недавно у нас было всего 200 государственных компаний, которые занимались книгоизданием, сейчас их 5,5 тысячи: 90 процентов продукции производится именно там. Это говорит о том, что интерес к книге, несмотря ни на что, растет. Это очень приятно констатировать в Год русского языка.
Разумеется, в этом отношении значение книги крайне важно, если учесть, что представители более 160 национальностей только в нашей стране говорят на русском языке, но еще и люди, которые проживают за рубежом Российской Федерации, многие из них считают русский язык родным, то, конечно, продвижение нашей отечественной литературы, русскоязычной литературы представляет для нас особое значение в прямом смысле этого слова с точки зрения интересов государства, укрепления позиций России за рубежом.
Если я сказал, что 160 национальностей говорят на русском языке – разных совершенно людей, – это значит, что русская литература, русский язык – это государственнообразующий фактор, это совершенно очевидная вещь. В этой связи и те программы, которые мы наметили по поддержке книгоиздания, книгопечатания, всего, что с этим связано.
Еще раз хочу сказать, что помню, что у вас была встреча в Администрации. Мне об этом рассказывали. Мы можем продолжить эту дискуссию, которую вы уже начали, если выйдем на какие‑то конкретные проблемы, которые, вы считаете, надо передо мной поставить, мы, естественно, тоже обсудим.
Пожалуйста.
И.Савельев: Владимир Владимирович, разрешите, во‑первых, за всех присутствующих поблагодарить Вас за приглашение и заверить, что для каждого из нас это мероприятие очень высокого ранга. На мой взгляд, не только для нас, но это в принципе мероприятие высокого ранга, потому что настало время государству и обществу обратиться к современной русской литературе лицом – и более того, к современной молодой русской литературе, потому что за ней будущее.
В современной русской литературе много различных достижений: очень много качественных текстов, много новых имен, – но в то же время достаточно много проблем. Важную проблему я вижу в том, что в отличие от прежней системы, советской, литература ушла на задворки общественной жизни, то есть народ в большинстве своем достаточно плохо знает новые произведения литературы. Практически не знают имен новых писателей. Это касается не только молодых писателей, но и вообще писателей, которые творят современную какую‑то ситуацию. Это, конечно, достаточно серьезный негативный момент, потому что нужно действительно развивать русский язык, а русская литература является живым отражением русского языка.
Достаточно тяжелые ситуации возникают, прежде всего экономические, потому что на плаву оказываются коммерческие проекты, а истинное искусство, оно ведь далеко не всегда является коммерчески успешным – и так не должно быть. Закрываются толстые журналы, уменьшается количество тиражей книг, новые писатели уходят из профессии. Вообще достаточно серьезная ситуация заключается в том, что для писателя наступил экономический запрет на профессию. Потому что писательским трудом практически невозможно заработать себе на жизнь — если только в рамках каких‑то коммерческих проектов, но в принципе это достаточно тяжело.
И у писателя есть два пути. Либо партизанить, то есть заниматься литературой помимо основной работы, как бы урывая на это время. Но согласитесь с тем, что это достаточно тяжело для профессионального писателя, для профессиональной литературы. Либо уходить из профессии. И к сожалению, достаточно много молодых уходит из профессии, то есть литература теряет таланты. Я считаю, что на это надо обратить пристальное внимание и государства и общества. Не только государство, но и общество должно заняться этими проблемами, потому что нужно вмешательство. Мы считаем, что нужна поддержка молодых писателей, может быть, будет создано сообщество молодых писателей, нужна в любом случае поддержка государства – гранты и так далее, и не только экономическая. Нужно, чтобы общество изменило свой взгляд на современную русскую литературу и увидело ее.
В.Путин: Давайте так объективно посмотрим: она какой может быть? Она может быть либо совсем элитарной – и это тогда просто кружок, как «Зеленая лампа», для узкого круга лиц, или она должна быть коммерческой – и тогда она должна быть интересной (я не буду говорить, что такое коммерческая, мы с вами знаем). Или это должно быть в рамках госзаказа и тогда государство должно определить приоритеты, что государству важнее и на что оно будет готово тратить деньги, как оно формулирует этот свой интерес. Я не говорю сейчас о таких вещах, которые лежат на поверхности: пропаганда здорового образа жизни, семьи, армия, безопасность, борьба с наркотиками – все, что угодно. Или государство считает необходимым поддерживать и такую литературу, которая развивает вкус, развивает какие‑то творческие начала, сохраняет русский язык, учит думать читателей.
Но это приоритеты государства. В рамках госзаказа это, конечно, можно и нужно делать. Ну а коммерческая – да, она, конечно, захлестывает сегодня, это совершенно очевидно. Я куда ни приду, с кем ни начну говорить, мне первая претензия почти в любой аудитории – это в отношении средств массовой информации. Там либо кто‑то с кем‑то вступает в интимные отношения, либо кто‑то кого‑то убивает, а разница только в том, каким способом все это делается. Вокруг этого все крутится, все СМИ только этим и занимаются. Но почему? Потому что они тоже в рынке – им нужна реклама, минута рекламного времени просчитывается и так далее. Но согласен с тем, что если государство хочет менять ситуацию, то тогда нужно, видимо, просто расширять госзаказ.
А.Чеховская: Можно еще сказать?
В.Путин: Да, конечно.
А.Чеховская: Такая ситуация: мы говорим о молодых писателях. Да, но нам небезразлична судьба нашей страны, судьба того же русского языка, но получается, что один писатель как бы в поле не воин.
У нас существует премия «Дебют», которую создал писатель Липскеров и депутат Скоч Андрей Владимирович. В рамках этой премии существует клубная система, то есть у нас уже появляется свое маленькое культурное пространство, мы можем общаться. Мы в регионе, пусть хоть недостаточно активно, мы просто в системе библиотеки читаем книжки, но мы уже существуем как система: к нам можно прийти и поговорить о современной литературе.
Вы говорили о том, что мы можем прийти к каким‑то конструктивным выводам. Может быть, одним из выводов станет, я предполагаю, создание какого‑то движения, организации или какого‑то всероссийского клуба – я не знаю пока еще, как назвать, – сообщества молодых писателей. Возможно ли это?
В.Путин: Возможно. Это вполне возможно и реализуемо. Если вы сформулируете саму идею, сами это сделаете, с тем чтобы государство особенно не вмешивалось, не мешало, ничего не придумывало и не диктовало, а только создало бы условия для того, чтобы эта идея была реализована. Пожалуйста.
Вы откуда? Из какого города?
А.Чеховская: Я из Ульяновска.
В.Путин: То есть Вы хотите это делать таким общероссийским клубом?
А.Чеховская: Общероссийским. Потому что есть клуб в Ульяновске и в соседних городах, и мы уже общаемся между собой, у нас культурные связи между городами. Недостаточно пока, мало, чего уж греха таить, но мы общаемся. Мы можем приехать на фестиваль в тот же Саратов, например, и там будут люди, которые нас примут, и они также могут приехать к нам в гости. Это не формальное общение и не официозное.
В.Путин: Отлично, давайте подумаем, как поддержать это.
Пожалуйста.
В.Пустовая: Я хотела сказать, что, действительно, в творческом смысле никаких новых писателей стимулировать не надо. Сейчас люди на самом деле очень стремятся в литературу и в искусство. И вообще, как я считаю, то, что сейчас есть очень много молодых писателей, – это неслучайно. Мне кажется, что наше поколение, оно вообще переломило ситуацию в литературе, когда после 90-х годов все находились в жуткой духовной оторопи и думали, что не существует ни литературы, закроются все литературные журналы, больше не будет литературных клубов. Сейчас, если посмотреть внимательно на эту ситуацию, наоборот, огромное оживление поэтических турниров, расширение пространства литературных журналов, появление новых изданий и огромное – огромное! – количество имен, которые реально приходят в литературу и хотят в ней работать на основе честной конкуренции, честной творческой конкуренции.
Но я к Вам хотела с другим обратиться. Вот Вы говорите: книга – носитель информации. А не известно ли Вам что‑то о жизни толстых литературных журналов?
В.Путин: Мы недавно в Петербурге обсуждали эту тему с представителями питерской интеллигенции. Знаю об этих проблемах.
В.Пустовая: Да, мы хотели бы сказать, что в этом смысле нужна стимуляция, скорее, распространения толстых журналов по всей России. Потому что люди не могут достать их даже в библиотеках, не говоря о том, чтобы выпустить их на свои деньги. Такое обращение.
В.Путин: Это касается не только толстых журналов, это касается и периодики тоже. Потому что сеть государственная, она практически прекращает существование. Есть такая проблема.
В.Пустовая: Это грустно.
А.Лукьянов: Продолжая тему Насти: писатели, которые живут в провинции, – ведь ни для кого не секрет, что сейчас, чтобы пробиться в печать, для этого надо жить в Москве. Очень многие перебираются в Москву и так далее, а ребята, которые остаются в Соликамске или, допустим, в Ульяновске или в Уфе, весьма трудно им попасть в эту струю, потому что по большому счету превращается литература в тусовку в некотором роде, можно сказать так. Там где‑то внутри друг о друге говорят, как прекрасен наш круг, а за пределами этого круга говорят в основном о Дарье Донцовой, Марининой, о Лукьяненко и так далее, что не отвергает каких‑то их достоинств. Ведь русская литература не замыкается только на Донцовой, на Марининой и на Лукьяненко. Есть еще куча имен, о которых ни в провинции, нигде не знают.
Во‑первых, это с чем связано – с распространением книг. Книготорговые сети распространяются в основном по крупным городам, по краевым центрам, областным центрам, в метрополии все это содержится. То есть молодым людям, которые хотят писать, но они не в курсе современной литературной ситуации, очень сложно написать так, как, допустим, сейчас пишут, это не модно, а актуально. То есть актуальная литература для многих остается за пределами их общения и вообще интересов. Они не знают, допустим, о Перес-Реверте, ну ладно, Брауна знают сейчас все, потому что показали фильм.
Поэтому проблема, собственно говоря, еще и в том, как выйти ребятам-провинциалам не то что в тираж, но чтобы о них узнали и заговорили.
В.Путин: В тираж не в том смысле.
А.Лукьянов: Да. Кроме того, Вы говорили только что о том, что мы вышли на четвертое место по наименованиям книг, которые мы выпускаем.
В.Путин: По количеству наименований.
А.Лукьянов: Но опять же, с другой стороны, мы перестали быть самой читающей страной. У нас сейчас читают, насколько мне известно, в прессе я читал, 37 процентов населения. Это несовпадение, у нас 100 тысяч наименований и 37 процентов населения, то есть эти 100 тысяч наименований читает 37 процентов населения. Собственно говоря, тут проблема, наверное, не только в распространении, а тут еще от государства, наверное, требуется не только помочь, чтобы прислали туда книги и толстые журналы, но и, допустим, обязать как‑то местные администрации, чтобы они сами повышали культурный уровень местный.
В.Путин: Алексей Сергеевич, местные администрации мы обязать не можем, потому что у них в связи с разделением полномочий свой бюджет, у Федерации – свой бюджет, и если мы что‑то им навязываем, то мы должны это профинансировать. Издания, как я уже сказал, 90 процентов – это почти все издания, они уже частные. Поэтому нам с вами нужно подумать о тех инструментах, которые мы могли бы использовать для поддержки молодых писателей, в том числе проживающих в провинции.
А.Лукьянов: Допустим, государственные телерадиокомпании – они ведь могут пропагандировать молодую русскую литературу.
В.Путин: Могут.
А.Лукьянов: Та же самая «Культура».
В.Путин: Вы считаете, что на «Культуре» вообще отсутствует эта тема?
А.Лукьянов: Эта тема присутствует на «Культуре», но дело в том, что в прайм-тайм обычно идут фильмы какие‑нибудь или что‑то в этом роде, то есть народ приходит домой с работы и смотрит фильмы.
И.Савельев: «Культура» в значительной степени остается специализированным каналом, то есть надо подумать, видимо, о каких‑то более широких средствах массовой информации.
А.Чеховская: В бытовом сознании, насколько удалось пообщаться и поспрашивать, писатель – это либо какой‑то маргинал, какая‑то немытая и нечесаная личность, которая где‑то витает, он полон пафоса, полон каких‑то гениальных идей. Либо это, простите меня, «мыловар», то есть который сидит и как литературный негр штампует какие‑то романы мягкообложечные. Но это в бытовом сознании. Мне кажется, эту ситуацию надо каким‑то образом менять, чтобы слово «писатель» звучало, простите меня за штамп такой, гордо, звучало с уважением: вот человек, который пишет на русском языке, пишет хорошо. Это был бы, мне кажется, скажем так, вопрос статуса писателя. И можно ли сделать из него, как‑то изменить этот статус с помощью традиционных средств массовой информации?
В.Путин: Можно. Наверняка можно. Это такой взаимный процесс. Нужно, чтобы качество продукта было соответствующим.
<…>