В.Путин: Попробую отреагировать на некоторые вопросы, которые здесь прозвучали.
Мне очень приятно, что развивается проект «Сахалин-1». Уверен, что он и дальше будет развиваться столь же успешно. Мы знаем о заинтересованности индийских партнеров развивать сотрудничество и по другим проектам, скажем «Сахалин-3». Наш коллега упомянул сегодня о контактах с «Роснефтью». Мы будем всячески поддерживать движение вперед, так же как будем поддерживать расширение сотрудничества с другими российскими энергетическими компаниями.
Что касается необработанных алмазов. Хочу вас проинформировать о том, что буквально несколько дней назад мною был подписан указ, и мы отменили квотирование на алмазы. Так что прямые контакты с «АЛРОСА» стали еще более привлекательными – пожалуйста, выстраивайте свое сотрудничество, мы ничего против не имеем, поэтому и подписали соответствующие документы.
Теперь по некоторым вопросам практического характера. Действительно, у нас много интересных и перспективных форм сотрудничества и направлений взаимодействия, в том числе достаточно новых. Есть системные проблемы: это оптимизация транспортных путей. В этой связи хотел бы сообщить вам, что мы самым серьезным образом изучаем возможности улучшения российских портов. Потому что значительный объем товарооборота, как вы совершенно справедливо сказали, переключен на соседние государства: на Прибалтику, Скандинавию, Европу в целом. В заключительной стадии согласования находятся два законопроекта: закон о портах вообще и закон об особых экономических зонах в портах. Надеюсь, что в ближайшее время и тот и другой документы будут согласованы между правительственными ведомствами и будут приняты, что, на мой взгляд, должно способствовать развитию прямого сообщения и улучшению инфраструктуры нашего сотрудничества.
Межбанковское сотрудничество – и российский коллега говорил об этом, и индийский коллега говорил об этом, – мы договаривались о том, что взаимно будем поддерживать расширение этого сотрудничества и открытие филиальной сети, получение прав на работу на соответственно индийском и российском рынке. Хотели бы обратиться к нашим индийским партнерам. Мы нуждаемся в вашей поддержке, в правительственной поддержке, в поддержке Центрального банка Индии. Мы рассчитываем на то, что такие условия для расширения деятельности российских финансовых учреждений в Индии будут создаваться.
Теперь по визовому обслуживанию. Мы подписали с Евросоюзом договор об облегчении визового режима для целой категории граждан Евросоюза и Российской Федерации. Это спортсмены, это студенческая молодежь, ученые, политические деятели – пять-шесть категорий, в том числе и бизнес. Но мы сделали это, отвечая на требования наших европейских партнеров, подписав одновременно договор о реадмиссии, и взяли на себя в рамках этого договора соответствующие обязательства. Я думаю, что наши индийские друзья согласятся с нами, что если мы перед Европой взяли такие обязательства, то мы вынуждены теперь выстраивать аналогичные схемы по таким же принципам и с другими нашими партнерами. Мы включены в систему международных отношений таким образом, что решить проблемы облегчения визового режима с другими странами без решения проблемы реадмиссии мы просто не в состоянии. Мы просим нас понять, и этот вопрос поднимался еще в ходе моего предыдущего визита в Индиию. И я это хорошо помню, знаю, наш МИД имеет такое поручение, но кроме того, чтобы давить на российскую сторону, что тоже правильно, я бы был благодарен, если бы вы еще подавили на индийскую сторону в плане заключения соглашения о реадмиссии.
Ну и не могу не согласиться с предложением расширить возможности использования рупиевого долга, потому что те ограничения, которые есть, – давайте прямо об этом скажем, здесь же деловые люди сидят и с российской, и с индийской стороны, – те ограничения, которые есть, по использованию рупиевого долга, означают только одно: создание преференций для определенных компаний. А для других, которые занимаются другим бизнесом, кроме традиционных поставок чая или других традиционных товаров, такие возможности не созданы либо крайне ограничены. Мы за то, чтобы легализовать эти возможности. И здесь я полностью с вами согласен. Но, повторяю, об этом должны договориться МИД, правительства в целом.
И здесь мы целиком на вашей стороне. Здесь мы с вами полные союзники.
Теперь по поводу того, что же нужно сделать для того, чтобы улучшить условия нашего сотрудничества. В сфере экономики. Я согласен со своим индийским коллегой, который сказал, что мы целиком живем в рыночных условиях, наши экономики целиком носят рыночный характер. Что же нам нужно сделать? Мы сегодня много говорили, что нужно сделать, и я, отвечая на ваши вопросы, старался сформулировать свою позицию по этому поводу. Надо создавать в том числе и инфраструктуру нашего сотрудничества, здесь я полностью согласен. Вы считаете, что в России не уверены в том, может ли Индия поставлять на наш рынок хорошие, качественные товары, нетрадиционные для Индии. Но если справедливо то, что вы сказали вначале, что мы живем в рыночных условиях, то уверены в России или не уверены – это другая категория. Нужно просто завоевывать это рынок. И доказать, если мы в рынке живем, что индийские товары не хуже, а может быть, лучше, чем какие‑либо другие. Мы со своей стороны готовы создать условия для того, чтобы на наш рынок заходили твердой ногой даже в нетрадиционных для вас отраслях производства.
Базовые условия, на мой взгляд, уже созданы. В чем они заключаются – об этом мы сегодня тоже говорили. Один из индийских коллег упомянул об этом, что Россия имеет третьи по величине золотовалютные запасы в мире. После Японии и Китая уверенно заняли третье место в мире. Наши золотовалютные резервы превысили объем 300 миллиардов долларов. Но это не единственные базовые условия стабильности и развития российской экономики – это только одно из этих условий. А другие‑то устойчивые темпы роста российской экономики? Как я уже говорил, пока высокий уровень инфляции, но все‑таки совершенно очевидный тренд на ее снижение. Это достаточно устойчивое положение национальной валюты и вообще всей финансовой системы страны. Это очевидные сдвиги в решении главной задачи – диверсификации российской экономики.
Наконец, немаловажным является политическая стабильность и социальная стабильность на основе пока еще не абсолютно удовлетворяющего нас, но все‑таки устойчивого роста реальных доходов населения России. А это как раз и есть рынок. Вот как мне сказал господин Премьер-министр сегодня за ланчем, Индией в прошлом году продан на внутреннем рынке один миллион легковых автомобилей. Индия – огромная страна с таким огромным населением. А у нас в России продано два миллиона в прошлом году – а вот рынок, в том числе и для нетрадиционных, товаров, это реальный рынок. Мы уверены, что мы сможем обеспечить в дальнейшем поступательное развитие и российской экономики, и роста доходов населения Российской Федерации. А это как раз и есть те базовые условия, которые нам позволяют развивать сотрудничество. Но, развивая сотрудничество, мы будем, безусловно, способствовать решению главной задачи – повышения благосостояния граждан наших стран. И я хочу пожелать вам успехов на этом благородном поприще.
Большое спасибо вам за внимание.