В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Закончилась первая в этом году наша встреча с Президентом Армении. Как всегда мы говорили откровенно по всему комплексу наших отношений, но сегодня больше всего внимания уделили экономическим аспектам взаимодействия.
В этом году мы будем отмечать 15-ю годовщину установления дипотношений и 10-ю – заключения базового Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Арменией. С удовлетворением можно отметить, что наши страны подошли к этим датам, не только не растеряв потенциал связей, которые существовали в прошлом, но и существенно прибавили по всем направлениям двустороннего взаимодействия и упрочили партнерский стратегический характер нашего взаимодействия.
В ходе переговоров мы подробно обсудили, прежде всего, перспективы развития торгово-экономических связей.
В целом удовлетворены динамикой стабильного роста товарооборота в последние годы. Если в 2005 году он увеличился на 40 процентов, то за 11 месяцев 2006 года – без малого на 70 процентов. Итоговый показатель за весь прошлый год может составить около полумиллиарда долларов.
Локомотивом нашего взаимодействия была, как и прежде, энергетика. Но не только энергетика: это и машиностроение, связь, химия.
Усилиями только трех российских компаний – «Газпром», РУСАЛ и «Вымпелком» – объем накопленных капиталовложений в Армении в ближайшее время значительно увеличится: почти в два раза. Новые проекты могут появиться у Росатома и «Российских железных дорог».
Обсуждая тематику гуманитарного сотрудничества, мы высоко оценили итоги завершившегося недавно Года Армении в России. Проведенные в его рамках мероприятия – свыше двухсот по разным регионам нашей страны – познакомили россиян с богатым наследием армянской культуры и ее современными достижениями, придали новый импульс развитию деловых и общественных инициатив.
В ходе встречи был затронут ряд актуальных региональных вопросов. Естественно, у нас еще будет вторая часть. Мы еще вместе отобедаем с Робертом Седраковичем. Поговорим, конечно, и о развитии СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС. Поговорим отдельно, конечно, и о Закавказье в целом. Я очень надеюсь, что в этом году в рамках Санкт-Петербургского экономического форума нам удастся провести многосторонние переговоры с коллегами из СНГ, прежде всего, по проблемам экономического взаимодействия. Намерен подробнее об этом проинформировать Президента Армении.
И в завершение хотел бы поблагодарить своего коллегу за истинно дружеский и деловой разговор. Убежден, что нынешняя встреча в Сочи станет заметным этапом в развитии стратегического партнерства между нашими странами.
Большое спасибо.
Р.Кочарян: Спасибо.
Я буквально сейчас вспомнил, что в прошлом году первая встреча международного характера у меня была так же с Вами, Владимир Владимирович, и была в Сочи. Год был очень результативен – и для экономики Армении, и в целом для армяно-российских отношений. Несмотря на транспортные проблемы, растет товарооборот и серьезно вырастают объемы российских инвестиций в экономику Армении. Я перед выходом сюда напомнил Владимиру Владимировичу его фразу о том, что Россия по инвестициям занимает «позорное» второе место. У меня такое ощущение, что к марту уж точно Россия будет занимать почетное первое место по объему инвестиций в экономику Армении. Началась практическая реализация крупных энергетических проектов. Сегодня мы обсуждаем о возможном участии российского бизнеса в горно-металлургической, в горнообрабатывающей сфере. Проекты очень серьезные, и оценка предварительная у нас такова, что текущий – 2007 год – он будет не менее плодотворным, и у нас будет новое качество сотрудничества в сфере экономики. Ведь речь идет либо о проектах, которые уже начались, либо о проектах, которые находятся в стадии активных переговоров. Я просто хотел бы вспомнить, Владимир Владимирович, ситуацию в экономике лет 6–7 назад и вообще в двусторонних отношениях: у нас был очень продвинутый военно-технический компонент сотрудничества, а в экономике, пожалуй, «Армросгазпром» – собственно все. Ситуация принципиальным образом изменилась. Армянская сторона просто приветствует такую динамику развития наших двусторонних отношений. Есть проблематика, связанная с нагорно-карабахским урегулированием, мы ее затронули очень слабо, и я во второй части нашей встречи попытаюсь проинформировать Президента России о состоянии переговорного процесса на данном этапе. Я благодарен Владимиру Владимировичу за очень теплую атмосферу в ходе нашей встречи и за практичный, прагматичный подход к переговорам вообще. Спасибо.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете ситуацию на Кавказе на данный момент? И какие она, по вашему мнению, таит в себе угрозы, опасности для наших стран, для региона в целом? Сейчас и в будущем могут появится какие‑то новые угрозы?
Р.Кочарян: По ситуации на Кавказе в целом или в Закавказье? Часть Кавказа – это внутрироссийская, конечно, проблема. Я остановлюсь в большей степени на проблемах Южного Кавказа.
Все, что происходит в этом регионе, непосредственно касается Армении, и любые осложнения непосредственно отражаются на уровне безопасности нашей страны. Поэтому мы последовательно выступаем за мирное урегулирование конфликтов на Южном Кавказе. Также нам хотелось бы, чтобы процессы, происходящие в регионе, не приводили к появлению новых разделительных линий.
Каждая страна Южного Кавказа, реализуя свою политику – как внешнюю, так и в вопросах безопасности, видимо, должна ощущать ответственность за состояние региона в целом. Мы имеем проблемы с Азербайджаном по проблематике Нагорного Карабаха, ведем переговоры. Оптимизма пока мало, но самое главное, что прекращение огня, установленное в регионе с 1994 года, кстати при активном содействии России, до сих пор продолжается. Я думаю, это говорит о настроении сторон все‑таки придерживаться мирного процесса в рамках ОБСЕ. Мы благодарны также России за активное участие в переговорном процессе вообще.
Влияние на регион оказывают разные вопросы: вопросы и транспортных коммуникаций, вопросы энергетические. То есть есть некая сумма различных факторов, которые тем не менее и, к сожалению, очень часто носят и некую политическую окраску. Сегодня я бы не был слишком оптимистичен по будущему вопросу о безопасности региона Южного Кавказа. Но у меня достаточно оптимизма, что мы в состоянии вырулить ситуацию в правильном направлении, не создавая новых разделительных линий. Вот собственно все.
В.Путин: Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в Закавказье, появились не вчера. Они были на протяжении десятилетий и веков в этом регионе. Но в рамках единого государства, в рамках Советского Союза удавалось сглаживать, что‑то подавлять, что‑то идеологизировать. И в целом ситуация была более или менее приемлемой и ровной. С учетом изменения геополитической ситуации, после образования целого ряда независимых стран, конечно, эти проблемы обострились, обострились по целому ряду причин. Потому что они не были разрешены раньше. Потому что новые государства стремятся к самоутверждению и к укреплению себя изнутри и вовне. В урегулировании отношений с соседями видят направление укрепления своей государственности. А опыта межгосударственных отношений, опыта своевременного разрешения конфликтной ситуации у нас не так уж и много. Я говорю обо всех нас включая и Россию в том числе. Но по мере роста экономики, по мере роста благосостояния людей, по мере накопления опыта межгосударственных отношений все‑таки оптимизма прибавляется, прибавляется все больше и больше. Но конфликтный потенциал пока еще очень большой. И, к сожалению, наиболее острые вопросы до сих пор урегулировать не удалось. Будем работать над этим. И Россия будет вносить свой посильный вклад в разрешение этих вопросов, будем делать все, что в наших силах, для того, чтобы эти проблемы решить.
Вопрос: В последнее время много говорится о новых экономических совместных проектах. Как вы оцениваете их возможности, новые проекты? Мой вопрос к обоим президентам.
В.Путин: Роберт Седракович сказал уже, что в прошлом году мы констатировали, что Россия находится только на втором месте по накопленным инвестициям в экономику Армении. Это было действительно для меня неожиданностью, потому что, имея в виду особый характер наших связей в политической сфере, могли бы рассчитывать и на лучшее положение. Но за этот год действительно ситуация изменилась. Накопленные российские инвестиции сегодня в Армении составляли где‑то около 800 миллионов долларов. Только три наши компании – «Вымпелком», РУСАЛ и «Газпром» – планируют в ближайшее время и уже проводят инвестиции в достаточно большом объеме. Это все удвоится как минимум. Будет полтора и более миллиарда долларов США накопленных инвестиций в самое ближайшее время. А работа уже идет. Как я уже отметил, и новые наши компании – достаточно большие. Росатом, «Российские железные дороги», компании связи проявляют интерес к развитию своей деятельности. Все это вселяет, как в таких случаях говорят, оптимизм, и он имеет под собой основания. Я просто убежден в том, что у нас много неиспользованных резервов. И мы воспользуемся тем уровнем политических отношений, очень благоприятным фоном наших отношений для того, чтобы трансформировать это в экономической сфере.
Р.Кочарян: Я бы добавил к предполагаемым новым направлениям: это горнодобывающая промышленность. Есть серьезный интерес российского бизнеса к добыче золота, меди и молибдена в Армении. Потенциал в Армении большой. И кое‑какие соглашения уже подписаны. Остальная часть в стадии переговоров. Я бы добавил совершенно новое направление. Это наши переговоры с Росатомом по разведке и разработке на территории Армении урановых месторождений. Это интересное направление с учетом и того, что у нас есть атомная энергетика, и мы намерены ее сохранить в Армении. Здесь мы активно сотрудничаем. И это сотрудничество будет расширено. Есть еще целый ряд направлений, которые имеют потенциал развития. И я к новым добавил бы химию, я об этом сказал во вступительном слове. Мы очень надеемся, что в 2007 году по армянскому химическому комплексу мы выйдем на новые, очень серьезные соглашения с российским бизнесом. Ну а «Вымпелком» – он достаточно серьезная, серьезная заявка на лидерство на телекоммуникационном рынке Армении.
В.Путин: 490 миллионов долларов – приличные инвестиции.
Р.Кочарян: Так что есть очень серьезный, серьезный потенциал. И просто есть уверенность, что на самом деле ближайшие два-три года пройдут в наших двусторонних отношениях с выраженным акцентом на экономическую составляющую, и поэтому именно сегодня основная тематика обсуждаемых вопросов касалась экономики.