В.Путин: Уважаемый господин Премьер-министр, уважаемые дамы и господа!
Искренне рад приветствовать в Сочи Председателя Совета министров Италии Романо Проди. Это – наша третья встреча в России за последние семь месяцев. Мы договорились, что в следующий раз, через полтора месяца, мы встретимся уже на итальянской земле.
В этой связи мы, прежде всего, подробно остановились на подготовке четвертых межгосударственных консультаций на высшем уровне, которые состоятся в марте этого года в Италии. Уверен, они придадут серьезный импульс всему спектру российско-итальянских связей. Оснований для такой уверенности достаточно.
Прошлый год был отмечен значительным ростом товарооборота, который увеличился на 28 процентов и составил около 30 миллиардов долларов. Появляются новые совместные проекты. Наше инвестиционное сотрудничество значительно окрепло и превратилось в дорогу с двусторонним движением.
Одно из приоритетных направлений совместной работы – сфера высоких технологий. Здесь важно развивать уже имеющиеся серьезные наработки в авиационно-космической и военно-технической отраслях, в области связи и телекоммуникаций.
Значительные перспективы есть и в топливно-энергетической сфере. Убеждены, что наши недавние договоренности по экспорту российских энергоресурсов в Италию создают дополнительные гарантии безопасности как для поставщиков, так и для потребителей. И, кстати, они полностью соответствуют принципам, заложенным в Энергетической хартии.
Большое значение мы придаем реализации задач, поставленных в декабре 2006 года в Москве на 9-й сессии совместного Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству.
Мы отметили, что все более содержательным становится российско-итальянское сотрудничество в гуманитарной сфере. Активно продвигается российско-итальянский Форум диалога по линии гражданских обществ.
Мы подтвердили, что первыми зарубежными исполнителями на сцене Большого театра России, после завершения реконструкции в октябре 2008 года, будут артисты хора и оркестра миланского театра «Ла Скала».
Важной частью нашего диалога с Италией всегда являлось и является сотрудничество России и Европейского союза.
Мы провели предметный и заинтересованный обмен мнениями по актуальным международным темам. Ближний Восток, Ирак и Афганистан, Иран. Мы намерены более подробно поговорить об этом во второй части нашей встречи.
Наши страны едины в том, что ключевым инструментом поддержания глобальной безопасности является Организация объединенных наций. Убежден, что избрание Италии непостоянным членом Совета Безопасности будет способствовать дальнейшей тесной координации наших внешнеполитических усилий.
Хотел бы поблагодарить господина Премьер-министра за конструктивный содержательный разговор сегодня.
Р.Проди: Спасибо, господин Президент! На самом деле очень приятно быть приглашенным сюда и здесь продолжить нашу беседу, которую мы начали и которую мы продолжим после пресс-конференции. В марте в Риме и в Бари будут проходить двусторонние переговоры. И таким образом можно сказать, что у нас идет постоянно действующий диалог, который идет на пользу обеим странам.
У нас нет проблем в двустороннем порядке. Если мы будем принимать во внимание цифры, то 30 миллиардов долларов – это на самом деле очень внушительно. Выдвигает нас на второе место с индексом развития на самом деле очень высоким.
Хотел бы особо подчеркнуть, что перекрестные, так называемые, инвестиции итальянские в Россию и российские в Италию идут не только в традиционные секторы, а выходят и диверсифицируются в новые секторы. Товары народного потребления, строительство, недвижимое имущество, все – самые различные секторы – все больше и больше сближают наши страны, в том числе и крупные проекты, в которых мы работаем вместе.
В данном случае могу говорить о двух таких крупных договоренностях, подписанных «ЭНИ» и «Газпромом» в энергетике. В частности будет подписано соглашение, которое позволит работать итальянской компании на начальном этапе.
Все то, что было обговорено на предыдущих встречах, сейчас практически реализовывается. И то же самое касается и другого крупного сектора: это «ЭНЕЛ», итальянская компания, относительно производства и распределения электроэнергии на российском рынке. Другая, большая часть нашего сотрудничества касается большой итальянской компании, которая называется «Финмекканика», и связана она с высокими технологиями, в том числе и в области вооружений.
Но имеются и другие различные возможности и открыты пути для других наших совместных дел. И я заявил при встрече с Президентом Владимиром Путиным, что Италия благосклонно относится к развитию отношений и к проведению инвестиций в самых различных областях. И, несмотря на то, что международная тема будет затронута в ближайшие два часа наших дальнейших бесед, мы не скрывали на начальном этапе нашей встречи то, что международные проблемы вызывают у нас на самом деле беспокойство. Нужна активная многосторонность в решении вопросов. И как сказал господин Президент, и я полностью поддержал его, множество конфликтов сейчас имеется в мире. Наверное наступило время для того, чтобы эти конфликты начали бы разрешаться. И мы самым активным образом должны делать все необходимое для того, чтобы это на самом деле произошло. Если мы посмотрим, сколько сейчас фронтов –Палестина, Ливан, Афганистан, Ирак, Сомали.
Наверное какой‑то фронт надо уже закрыть. Потому что, если нет, то ситуация может просто выйти из‑под контроля. И по этим вопросам мы будем продолжать нашу беседу, потому что считаю, что это является нашим долгом – не только углубляться в вопросы, но и искать пути для их решения совместными усилиями. Спасибо.
Вопрос: Вопрос обоим лидерам. Скажите, пожалуйста, как вы видите дальнейшее развитие диалога между Россией и Италией и Россией и Европой в целом? И как вы можете объяснить, почему отношения между Россией и Италией развиваются быстрее, многосторонне, чем отношения России и некоторых других европейских государств?
В.Путин: У нас не только с Италией из европейских стран хорошо развиваются отношения в разных сферах взаимодействия, в том числе и в энергетике.
Позавчера здесь была госпожа Меркель и мы с вами тоже констатировали, что отношения между Россией и Германией в очень многих областях, в том числе и в энергетике развиваются самым лучшим образом.
Потребности в природном газе, например, для такой страны как Финляндия закрываются на 90 процентов российскими поставками. Я не буду дальше перечислять только положительные примеры, их много.
С Италией, действительно, отношения можно оценить как очень хорошие. Почему? Здесь нет никакого секрета. Просто итальянцы – это зрелые партнеры, которые умеют жестко и последовательно отстаивать свои национальные интересы и не рассчитывают на какие‑то преференции и уважают своих партнеров. Для нас это очень комфортный и надежный партнер. Я хочу обратить внимание на то, что речь идет не только о поставках углеводородов из России. Некоторые итальянские компании планируют миллиардные инвестиции в энергетический сектор российской экономики. Достаточно вспомнить планы компании «ЭНЕЛ» на северо-западе России. И дело не только в конкретных позитивных примерах, дело в характере наших отношений. Отличительной чертой этого характера являются взаимное доверие и взаимный интерес. Вот это и есть тот самый внутренний побудительный мотив, который позволяет так энергично и так эффективно развивать наши отношения.
Р.Проди: Говоря об энергетическом диалоге с Европой в качестве председателя Европейской комиссии, я неоднократно говорил о важности этой темы, о том, как этот диалог развивать. Большие прогрессивные шаги уже сделаны, но мы еще не дошли до того, чтобы комплексно и полным образом снять все вопросы относительно того, что должно из себя представлять энергетическое сотрудничество, стратегическое сотрудничество, которое должно затрагивать различные отрасли, такие, как научные исследования и, в частности, инновации в использовании новых источников энергии. И это на самом деле очень важная тема, потому что Россия – огромная страна, у нее много энергетических источников. Но нужно смотреть вперед и неизвестно еще, сколько лет можно будет на самом деле пользоваться только теми источниками, которые имеются в земле. Это те темы, которые я затрагивал в рамках продвижения вопросов, касающихся энергетического диалога. Много еще нужно делать, но много и сделано, как я уже говорил. Что особо хочется отметить – уже имеется осознание важности этой темы и важности подобного диалога. В Европе, в частности, еще 4–5 лет осознания столь большой важности этой темы не было.
Что касается отношений Италии и России, я не могу сделать сопоставительный анализ, который здесь прекрасно привел Президент России. Я могу только сказать, что они хорошие, они развиваются и будут в дальнейшем еще лучше.
Вопрос: У меня два вопроса. Первый вопрос: Председатель Совета министров Италии Романо Проди затронул темы, касающиеся международных конфликтов, что их сейчас много и некоторые, пожалуй, настало время закрыть, чтобы они, так сказать, не вышли из‑под контроля, и чтобы можно было говорить о том, что мы их не упустили. И я поэтому спрашиваю, что можно сделать относительно конфликта в Афганистане, который уже практически пять лет практически решен, но не до конца. Что может посоветовать Россия, у которой имеется опыт в этой стране сначала как империи, а потом как и страны, которая на международном уровне наблюдает за ситуацией и развитием ситуации в этой стране, в Афганистане?
У меня есть вопрос и к Президенту России Владимиру Путину. Чем Вы объясняете тот скептицизм и порой критику, которая звучит, особенно в последние три года, относительно определенных и каких‑то конкретных действий, проводимых Кремлем?
Р.Проди: Мы вместе, констатируем тот факт, что в последние годы открываются новые конфликты и ни один из них не закрывается. Мы назвали многие конфликты, назвали и конфликт в Ираке, и конфликт в Афганистане, и конфликт на Африканском Роге, конфликт главный, который сейчас бушует, в частности, палестино-израильский конфликт. И мы говорили также и об Афганистане. Прекрасно понимаем, что конфликт в Афганистане продлевается на долгое время. И поэтому, мы говорили о том, что используется преимущественно вооружение. Может быть, именно это свидетельствует о том, что наступило время использовать различные политические инструменты. В противном случае он может стать просто каким‑то раком на международной арене, этот конфликт.
В.Путин: Не знаю, смогу ли я дать исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.
Есть такое расхожее выражение, что монополизм всегда плох, но в одном случае он хорош, когда монополия своя.
После крушения двуполярного мира и двух противоборствующих систем у кого‑то возникла иллюзия того, что мир стал однополярным и можно решать все проблемы достаточно легко из одного центра. И вот сейчас то, о чем говорил господин Председатель правительства Италии, оказалось, что это не так. Такие подходы ведут к тому, что количество кризисов растет, а возможности их решения уменьшаются. В этих условиях экономические возможности, военные, политические возможности России, очевидно, растут, и в мире появляется конкурент, которого уже вроде бы и списали со счетов.
В экономической сфере это просто реально видно, просто появляется конкурентоспособная продукция на мировых рынках, и кому охота двигаться и пускать конкурента, даже если это движение пока на первый взгляд мало заметно. Вот в этом, мне кажется, и главная причина. Нежелание учитывать законных интересов России, а желание поставить ее на то место, которое ей кто‑то наметил.
Россия сама определит свое место в мире и будет стремиться к тому, чтобы мир был сбалансированным, многополярным и в нем учитывались интересы всех участников международного общения. А здоровая критика еще никому не мешала. Мы благодарны за нее.
Р.Проди: Но это именно наша беседа позволяет мне сделать небольшое заключение с моей стороны. Я принял во внимание эту новую Россию. И пытаюсь сделать все необходимое, чтобы у нее были все возможности проявить себя как в движении в сторону мира во всем мире, так и многосторонностью принятия их решений.