В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сергей Викторович (обращаясь к С.Лаврову), принята Резолюция Совета Безопасности по иранской ядерной программе. Прокомментируйте, пожалуйста.
С.Лавров: Работа шла несколько месяцев. И, действительно, вопрос непростой, потому что необходимо было, по нашим убеждениям, найти выверенный баланс между тремя задачами: во‑первых, предотвратить нарушение режима нераспространения ядерного оружия, во‑вторых, сохранить условия для переговоров с Ираном по иранской ядерной программе и, в‑третьих, не допустить ущерба для легитимных связей с Ираном в различных областях.
Конечно, резолюция – это компромисс, но все три основные цели достигнуты. Резолюция предусматривает перекрытие каналов, которые могут подпитывать те аспекты ядерной программы Ирана, которые вызывают озабоченность МАГАТЭ (а именно на это профессиональное агентство мы всегда ориентировались). Резолюция содержит серьезный призыв к Ирану все‑таки пойти на приостановку работ до тех пор, пока в МАГАТЭ сохраняются озабоченности. В этом случае будут приостановлены и те меры, которые предусматриваются для перекрытия указанных каналов, и могут начаться переговоры. И все те сферы деятельности, которые касаются незапрещенных, легитимных торгово-экономических или иных связей, они в полной мере могут осуществляться. Так что и экономические интересы России, да и других партнеров Ирана в полной мере отражены в этой резолюции.
В.Путин: А какова судьба контрактов, которые подписаны уже – до момента принятия резолюции?
С.Лавров: На этот счет в резолюции есть специальный пункт, который однозначно гласит, что все контракты, которые были заключены на момент принятия резолюции, все сохраняют силу, все они будут и могут реализовываться.
В.Путин: Спасибо.
Алексей Леонидович (обращаясь к А.Кудрину), мы сейчас подводим итоги по различным направлениям деятельности и видим различные цифры. Одна из них – это капитализация в финансовом секторе. Что там за год произошло?
А.Кудрин: 2006 год – рекордный год с точки зрения увеличения капитала финансовой системы, капитализации и активов финансовой системы. Если говорить о капитализации, то она по показателю собственного капитала выросла на 224 миллиарда за один год. Если говорить об активах банковской системы, то они приросли на 3,6 триллиона рублей и составили 13,4 триллиона рублей, это рост активов – 37 процентов за год. Мы достигали таких темпов прироста активов и в предыдущие годы (были два года: прошлый и три года назад), но по абсолютному приросту это по сути от новой базы является абсолютным рекордом. Это означает, что наша банковская система растет темпами, превышающими аналогичные показатели всех других стран.
По сути, возрождается и становится на ноги вся банковская и финансовая система страны. Это сразу выражается и в приросте кредитов населению, и кредитов реальному сектору. Кредиты населения приросли больше чем на 50 процентов, кредиты реальному сектору приросли больше, чем на 25 процентов. Соответственно это сказывается на увеличении доли инвестиций, доли финансового сектора в инвестициях, то есть через кредитование и инвестиции. Доля этих источников увеличивается.
В.Путин: Как идет работа по Сбербанку и по ВТБ?
А.Кудрин: Наблюдательный совет Сбербанка и наблюдательный совет Внешторгбанка в соответствии с соответствующим решением Правительства утвердили решение по размещению своих эмиссий. Эти эмиссии пройдут в первой половине следующего года, это предварительные ориентиры. Конечно, окончательное решение будет приниматься с учетом состояния рынка, прогнозируемости рынка и выгодности именно для размещения этих бумаг. Соответственно такие решения уже готовятся.
В.Путин: Мы в прошлый раз говорили о необходимости технологически построить работу таким образом, чтобы граждане России имели возможность приобретать эти ценные бумаги. Хочу обратить ваше внимание на то, что нужна своевременная и полная информация для людей, для граждан страны, иначе они просто не смогут воспользоваться, даже если вы технологически все правильно отработаете.
А.Кудрин: Первое. Мы такие возможности для населения – и в случае со Сбербанком, и в случае с Внешторгбанком – предоставим.
Наблюдательный совет принимал во внимание, что одна акция Сбербанка в настоящий момент уже, с учетом существенного роста рынка, на последние месяцы, последние даже недели особенно, конечно, по своей стоимости стала существенно дороже. И тем самым если бы мы сейчас хотели создать возможность для самых простых граждан, которые тысячу – две тысячи рублей хотели бы вложить, то тогда нам сейчас пришлось бы дробить акции Сбербанка, то есть сделать их меньше, потому что они по стоимости на рынке стали стоить больше трех тысяч долларов. Мы такое решение обсуждали на наблюдательном совете Сбербанка и пришли к выводу, что три тысячи долларов или чуть больше – это та как бы величина, которая позволит не всем гражданам, но значительному количеству физических лиц участвовать.
Здесь есть еще один аспект, который принимался во внимание. Мы заинтересованы, чтобы те, кто «входит» в акции именно Сбербанка, в отличие от любого другого банка, – это были люди, которые несколько, скажем, понимают движение рынка и не «выйдут» в любой момент, под напором каких‑то новостей с рынка из этих акций и не уменьшат или существенно не поколеблют стоимость акций и капитализации Сбербанка. Поэтому эксперты и наблюдательный совет Сбербанка пришли к выводу, что в данный момент дробление акций Сбербанка производить нецелесообразно, а ограничиться тем, что все физические лица, которые смогут участвовать в этом размещении, при вложениях получат приоритетное право получения акций Сбербанка – конечно, при покупке по рыночной стоимости: где‑то, как я сказал, около трех тысяч долларов.
В.Путин: При своевременной и полной информации – чтобы люди знали об этом.
А.Кудрин: В случае с Внешторгбанком у нас меньше опасений по влиянию рынка на его капитализацию. Он ведет операции в основном не с вкладами населения, и поэтому там акции будут существенно меньше по номинальной величине. В этом смысле граждане с меньшим количеством средств смогут участвовать в размещении, поскольку и этот банк, Внешторгбанк, и Сбербанк выйдут в течение полугода на рынок, то есть у граждан будет хороший существенный выбор для участия в ключевых финансовых институтах страны, в которых доля государства больше 50 процентов. То есть мы исходили из пакета, который мы предложим нашему населению.
В.Путин: Хорошо.
Мною подписан закон об улучшении пенсионного обеспечения вдов военнослужащих. Михаил Юрьевич (обращаясь к М.Зурабову), как будет построена практическая работа по его реализации и готовы ли ведомства к реализации этого закона?
М.Зурабов: Да, данный закон был разработан в соответствии с данным Вами поручением об улучшении материального обеспечения вдов военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей воинской службы, либо в том случае, если смерть наступила вследствие травмы, полученной в результате исполнения обязанностей воинской службы.
До настоящего момента такого рода меры государственной поддержки распространялись только лишь на вдов, повторно не вышедших замуж, мужья которых погибли во время финской кампании, Великой Отечественной войны и войны с Японией. Данный закон теперь дает возможность реализовать те же самые меры государственной поддержки, которые действовали в отношении указанных в нем категорий, и распространить их на всех вдов военнослужащих.
В.Путин: Я помню, это женщины меня просили в рамках торжественных мероприятий по внутренним войскам.
М.Зурабов: Совершенно верно.
На момент подготовки данного закона численность этих вдов составляла 47,2 тысячи. Но за то время, пока шла работа над законопроектом, удалось уточнить списки, сейчас это 50,5 тысячи человек, чье пенсионное обеспечение будет улучшено достаточно заметно с 1 января будущего года. Они будут получать две пенсии: трудовую пенсию или пенсию по инвалидности – и пенсию за счет средств государственного бюджета (это вторая пенсия, они будут получать эту пенсию в размере двух базовых пенсий). Вот эта прибавка сразу же составит более двух тысяч рублей – 2070 рублей. Но она будет увеличиваться у нас постоянно одновременно с ростом базовой пенсии. На следующий год прирост базовой пенсии запланирован в достаточно существенном объеме.
Вот эта работа сейчас уже ведется, и с 1 января у нас нет никаких оснований считать, что мы с ней не справимся.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Жукову), как Вы вообще оцениваете результаты законотворческой деятельности в социально-экономической сфере?
А.Жуков: В целом осенняя сессия была, наверное, рекордной по количеству принятых законов, в том числе в социально-экономической сфере. Но здесь даже дело, наверное, не в количестве, а в том, что очень важные законы были приняты, – кроме того, о чем сейчас сказал Михаил Юрьевич. Например, был принят закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Это речь идет о ежемесячных пособиях по уходу за ребенком до достижения его возраста 1,5 лет. Они были увеличены до 1,5 тысячи на первого ребенка и до 3 тысяч – по уходу за вторым и последующими детьми. И в этом же законе впервые у нас было предусмотрено введение нового вида пособия – единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 8 тысяч рублей.
Важный закон был принят по высшему и послевузовскому профессиональному образованию: были существенно увеличены надбавки за ученые степени кандидатам наук и докторам наук. Был принят целый ряд кодексов, которые в принципе все законодательство в целых отраслях изменили, я имею в виду Водный кодекс, Лесной кодекс. Это, конечно, четвертая часть Гражданского кодекса, которая, по сути, завершила формирование Гражданского кодекса.
Буквально на последнем заседании Государственной Думы принят закон «О развитии сельского хозяйства», им тоже целая отрасль регулируется. Был принят закон об автономных учреждениях, который вводит новые формы бюджетных учреждений и организаций, позволяет в дальнейшем существенно продвинуться и в реформировании образования и культуры – в общем, социальной сферы.
Хотелось бы, конечно, отметить также буквально в последние дни принятый закон об игорном бизнесе, который эту сферу регулирует совершенно по‑новому. И также в пятницу принят закон об организации деятельности розничных рынков. По сути, у нас такого закона не было. Сейчас с принятием этого закона мы получаем возможность навести порядок в этой сфере.
Целый ряд важных налоговых законов был принят, в частности, закон, над которым более полутора лет шла работа, – об упорядочении налогового администрирования. Также в последний день работы Государственной Думы был принят закон об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами, Вы тоже в своем Послании в прошлом году эту тему упомянули. Сейчас такой закон принят, он предельно упрощает эту процедуру, то есть человек может заплатить определенную сумму на банковский счет, это, по сути, 13 процентов от суммы, по которой ранее не были уплачены налоги. При этом у него не спрашивают, каким образом были заработаны эти деньги, и никаких претензий в дальнейшем ему по поводу этих средств предъявить невозможно.
В.Путин: Как Вы оцениваете работу Государственной Думы в целом и с отдельными фракциями?
А.Жуков: Я думаю, что работа была очень конструктивной в течение всего этого года. Конечно, мы в Государственной Думе при принятии законов в первую очередь контактируем с большинством: у нас фракция «Единая Россия» – и особенно это во время бюджетного процесса сказывается. Хотя надо сказать, что при принятии вот таких социально значимых законов они получают в Государственной Думе 400 и более голосов, то есть практически все фракции поддерживают. Например, по тем законам, которые я перечислял (о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, или пенсионное законодательство), у нас иногда складывается полный консенсус по важнейшим социальным вопросам.
В.Путин: Понятно.
Дмитрий Анатольевич (обращаясь к Д.Медведеву), принят закон о материнском капитале и о дополнительных источниках финансирования социальной сферы, социальных учреждений.
Д.Медведев: Продолжая информацию, которую Александр Дмитриевич сейчас дал, я бы тоже хотел доложить, что в рамках тех поручений, которые Вы давали в Послании, приняты Государственной Думой два закона. Один из них – это закон о материнском капитале, имея в виду все те направления расходования этих средств, о которых Вы сказали в Послании. И второй закон – это закон о так называемом целевом капитале, иногда его еще называют законом об эндаументах. Это закон, который позволяет расширить возможности финансирования различных социальных учреждений (и образовательных, и культурных, и в сфере здравоохранения, научных учреждений) путем привлечения дополнительных источников финансирования с использованием определенных льгот. Это тоже вытекает из того поручения, которое Вы давали в рамках Послания этого года.
Я бы хотел еще проинформировать о некоторых итогах поставок оборудования и санитарного автотранспорта по проекту «Здоровье», которые за это время уже завершились. Всего поставлено 22 тысячи 652 единицы диагностического оборудования. Это как раз 100 процентов от того, что намечалось. И уже на этом оборудовании проведено более одного миллиона диагностических исследований в этом году, то есть оно уже работает. В общем, та цель, которая была поставлена, в этом смысле достигнута.
По санитарному автотранспорту поставлено 6723 единицы санитарного автотранспорта. Это тоже 100 процентов от запланированного объема. Мы практически обновили одну треть автопарка санитарных автомобилей в нашей стране. И вот это обновление будет продолжено в следующем году как по линии диагностического оборудования, так и по линии автотранспорта.
В.Путин: Спасибо.
Как идет работа по обеспечению жильем военнослужащих? Имею в виду, прежде всего строительство жилья для военнослужащих в пяти наиболее дорогих регионах.
С.Иванов: Да, мы сейчас подводим итоги деятельности Минобороны по многим направлениям, в том числе и по строительству жилья.
Всего по Министерству обороны в этом году мы из разных источников получаем 40 тысяч квартир. А по той программе, о которой Вы только что упомянули, мы уже получили 6400 квартир в пяти самых проблемных регионах. И 12 тысяч квартир планируем построить в 2007 году. Собственно, строительство жилья уже ведется, многие дома – на половине готовности. Они просто «перетекут» плавно в 2007 год. Итого мы получим по Президентской программе «15 + 15» за два года 18400 квартир в пяти самых проблемных регионах.
Что это нам дает? Я могу озвучить такую цифру. На сегодняшний день в пяти этих же субъектах Федерации бесквартирных военных, которые по закону имеют право на получение постоянного жилья, – 30 тысяч. За два года тем самым мы сократим очередь в пяти проблемных регионах военнослужащих, нуждающихся в жилье, на 60 процентов, сразу за два года быстро пройдем этот этап.
По конкретным субъектам Федерации. Больше всего квартир у нас запланировано к строительству в Москве – 8 тысяч, из них 2800 квартир уже сданы, и в них вселились военнослужащие, и 817 квартир мы сдаем до конца этого года. Оставшиеся 4,4 тысячи мы строим в 2007 году. Это самый крупный блок по программе «15 + 15».
По Московской области 4400 квартир на два года запланировано, причем в основном мы, Росстрой и Министерство обороны, ведем строительство жилья в ближнем Подмосковье: это Балашиха, Электросталь, Пушкино, Одинцово, то есть в пределах 15–20 минут езды от Москвы. Это жилье, конечно, пользуется спросом, при том что оно по фиксированной цене.
В.Путин: По Ленинградской области ездили, проверяли?
С.Иванов: Да, сейчас я дойду до этого.
Третий по объему у нас Санкт-Петербург – это 3100 квартир, 500 квартир уже сдано. Там ситуация совершенно понятная, не вызывает никакого беспокойства, потому что там все строится в Пушкине, – Вы знаете, это совсем рядом с Царскосельским лицеем.
В.Путин: Это административный район города.
С.Иванов: А что касается Ленинградской области, это 1400 квартир, 486 из них уже сдано. Я в пятницу был в этом микрорайоне, это в Сертолово. Это тоже 10 минут езды от города, чистая экология, и, что приятно, в Ленинградской области в такие места стремятся военнослужащие, которые сейчас проходят службу в Санкт-Петербурге, то есть они из города уезжают в Ленинградскую область. Комплексно ведется застройка. Мне понравилось то, что рядом прямо примыкает к дому новый салон красоты, который был построен, как мы договаривались с губернатором (социальная инфраструктура лежит на губернаторах), для жен военнослужащих, которые смогут там всеми благами цивилизации пользоваться.
В Калининграде, в Калининградской области у нас 1500 квартир на два года. 300 – уже сданы, в том числе в Балтийске, где у нас штаб и основная группировка Балтфлота. Проблем пока по строительству собственного жилья больших я не вижу – при жестком, конечно, контроле со стороны Росстроя и Министерства обороны. Некоторое опасение может вызывать только то, что социальная инфраструктура (детские сады, школы, лечебные учреждения) строится, но с некоторым запозданием – по сравнению с вводом жилья. И, может быть, есть смысл в середине или в конце января встретиться со всеми пятью губернаторами…
В.Путин: Они мне обещали, все пять, что социальную инфраструктуру сделают вовремя.
С.Иванов: Они не отказываются от этого, но просто по срокам введения немножко есть опоздание, и хотелось, чтобы это было, конечно, синхронно.
В.Путин: Сами с ними поработайте.
С.Иванов: Я тогда, может быть, встречусь с ними, с Вашего позволения, такое совещание мы проведем. Но к сентябрю 2007 года программа должна быть завершена.
В.Путин: У нас самым острым вопросом остается служебное жилье.
С.Иванов: Да, служебное жилье. Я подготовил на Ваше имя записку после встречи с командующими военных округов, Генеральным штабом. Помните, мы встречались в Министерстве обороны, этот вопрос был обозначен, служебное жилье прежде всего в частях постоянной готовности, которые у нас уже перешли на контракт, где солдаты и сержанты полностью обеспечены жилыми помещениями, а вот по офицерам сказать так еще нельзя, несколько рано.
В.Путин: Надо начинать более активно решать эту проблему.
С.Иванов: Да, служебное жилье в первую очередь там.
В.Путин: Прошу Вас взять это под контроль. Я еще не видел записки Министра обороны и Вашего заместителя. Но я знаю параметры, которые заложены в эту записку, имея в виду, что эта проблема была сформулирована командующими округами после встречи в Министерстве обороны.
И прошу экономический блок – Герман Оскарович, Вас и, Алексей Леонидович, Вас – уже заранее готовиться к тому, что придется исполнять. И нужно иметь в виду необходимые резервы, ресурсы для реализации этой программы.