В.Путин: У меня такое впечатление, что мы с Вами каждый месяц встречаемся. Нет?
В.Лукин: Эта встреча связана с Международным Днем прав человека, который будет в это воскресенье, 10 числа. И этот день, как все, наверное, помнят, был связан с подписанием Декларации ООН по правам человека. Тогда были сформулированы общеуниверсальные принципы, по которым мы и стараемся защищать права граждан, и гуманитарные запросы, и так далее.
Я хотел бы два слова сказать, как мне представляется ситуация за нынешний год. Дело в том, что я готовлю, как это и по закону требуется, ежегодный доклад и, надеюсь, как раз не через месяц, а где‑нибудь попозднее Вы найдете время, и я его Вам, по традиции, представлю.
А в целом у меня впечатление такое. По жалобам – я оперирую прежде всего жалобами – примерно такое же количество, как и в предшествующем году. И расклад примерно такой же. Конечно, примерно половина – социальных, самых различных социальных жалоб на разные проблемы, мы еще живем так, как мы живем. И тридцать шесть процентов – это уголовная проблематика во всех ее сферах. И прежде всего это, конечно, злоупотребления различного рода: в правоохранительных органах, в местах пребывания и так далее.
Что касается политических прав, административных процедур, то, по традиции, процент этих жалоб – от шести с половиной процентов.
Вот примерно такой расклад. Он говорит о том, что каких‑то серьезных осложнений за этот год не было, но ситуация вряд ли сдвинулась сильно и в лучшую сторону. Примерно такое мое впечатление.
Из болевых точек, на которые, по‑моему, следует обратить внимание, это прежде всего – увеличилось число жалоб, связанных с национальными проблемами: межэтническими, межрелигиозными. Это проблема серьезная. Думаю, что, может быть, Вы подумаете и, может быть, специально для этой темы либо Госсовет собрать, либо обсудить в другом формате. И очень серьезная проблема – это жилищная проблема. В рамках социальных жалоб порядка двадцати процентов сейчас занимают жилищные проблемы. Это, конечно, связано с реформой ЖКХ – довольно болезненной. И тут следует очень серьезно отметить, что проблема даже не в том, когда принимать решение, отложить или не отложить, проблема в том, что существуют трудности на пути создания реального рынка услуг.
В.Путин: Владимир Петрович, я могу сказать, что тот анализ, который Вы делаете на основе материалов, поступающих к Вам, он, конечно, очень полезен с точки зрения ориентации органов власти в тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому я очень рассчитываю, что и дальше мы с Вами будем так конструктивно работать. У меня в связи с этим вопрос: как у Вас складываются отношения с правоохранительной системой?
В.Лукин: С правоохранительной системой – это вопрос многослойный. Но я коротко умещу эту многослойность в краткую фразу: с руководством правоохранительных органов, как правило, отношения складываются достаточно конструктивно. Должен сказать, что Генпрокуратура и руководство МВД реагирует на мои просьбы, конкретные жалобы. У меня же всегда конкретные просьбы и жалобы. Вместе с тем зачастую на местном уровне существуют серьезные проблемы.
Вот я могу Вам привести такой пример. Из мест пребывания заключенных людей. Примерно – по данным не моим, а Минюста – треть жалоб приходят как бы нелегально, помимо руководства этих учреждений посылают их, чтобы они дошли. Хотя по закону так не должно быть. Поэтому существуют определенные проблемы и резерв для серьезного улучшения нашего сотрудничества. И в этой связи я бы хотел сказать, что сейчас есть закон в Госдуме об общественном контроле над местами заключения. Но у нас в стране, как известно, обещанного три года ждут. Эти три года между первым чтением и вторым прошли. Все согласны, все – даже правовое Управление Администрации [Президента], но почему‑то не движется. Я прошу от Вас импульса какого‑то.
В.Путин: Давайте поподробнее поговорим об этом.