В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
На Правительстве будет рассматриваться вопрос о совершенствовании механизмов поддержки экспорта. (Обращаясь к Министру экономического развития и торговли Г.Грефу) Герман Оскарович, расскажите поподробнее, пожалуйста.
Г.Греф: У нас уже несколько лет подряд используется практика применения целого ряда инструментов поддержки экспорта. В первую очередь поддержкой пользуется экспорт машинно-технической и машиностроительной продукции, с тем чтобы обеспечить диверсификацию российской экономики и помочь в доступе на внешние рынки высокотехнологичной продукции.
В.Путин: Но мы начали это делать не так давно.
Г.Греф: Собственно, это второй год работает у нас. И в этом году впервые была принята еще одна программа, касающаяся поддержки малого и среднего бизнеса. Мы используем такие финансовые инструменты, как субсидирование процентных ставок, предоставление кредитов под гарантии стран-импортеров. Для малого и среднего бизнеса действует специальная программа, когда мы оплачиваем сертификацию продукции на внешних рынках и участие их в выставках, ярмарках на территориях зарубежных стран для того, чтобы можно было рекламировать свою продукцию, показывать собственный потенциал. Эти инструменты работают очень по‑разному. К сожалению, не хватает системности, не хватает скорости в реализации этих инструментов. Зачастую большая часть этих мер оказывается финансируемой только под конец года. Из‑за этого страдает, конечно, эффективность.
И в связи с этим на заседание Правительства выносится создание Российского банка развития, который будет, собственно говоря, основным финансовым институтом, который будет обеспечивать и применение мер государственной поддержки экспорта, и в том числе основной задачей его будет кредитование и поддержка проектов в несырьевых секторах.
В.Путин: Не только тех проектов, которые сориентированы на экспорт?
Г.Греф: Не только, да, тех проектов. В первую очередь его задача – это экспортная поддержка. Но и для того, чтобы обеспечить экспорт, нужно, конечно же, развить внутреннее производство. И поэтому, конечно, этот банк, его финансирование, его деятельность будет направлена на предоставление кредитной поддержки тем секторам экономики, которые носят несырьевой характер. И мы достаточно долгое время обсуждали этот проект закона, у нас остались небольшие технические разногласия, которые до четверга мы надеемся устранить, и в четверг этот законопроект будет внесен на рассмотрение Правительства.
В.Путин: И сколько уставный капитал у него?
Г.Греф: Мы предполагаем создание банка на основе реорганизации путем преобразования трех российских банков: это Внешэкономбанк, Российский банк развития и Экспортно-импортный банк. И тот совокупный капитал, который сейчас имеется внутри этих банков, после некоторых трансформаций оценивается в сумму свыше двух миллиардов долларов США.
Но мы также обсуждаем вопрос и дальнейшей капитализации этого банка, с тем чтобы он мог реализовывать очень крупные проекты. Сумма будущей возможной капитализации не определена. Но нам нужно принять законопроект. Сразу же после этого, наверное, будет решен этот вопрос.
В.Путин (обращаясь к Министру финансов А.Кудрину): Алексей Леонидович, по Вашему прогнозу, скажем, в ближайшие два-три года как может расти его совокупный капитал?
А.Кудрин: Я присоединяюсь к словам, которые сказал Герман Оскарович [Греф], об объеме капитализации вновь создаваемого банка развития, который мы оцениваем больше двух миллиардов долларов. При дополнительных возможностях бюджета используем, например, часть инвестиционного фонда, часть средств которого могла бы рассматриваться для дополнительной капитализации банка. Это и банк бы усилило. А этот капитал позволил бы банку привлечь еще дополнительные займы капитала и активы, которые увеличат общий капитал банка.
В.Путин: Я так понимаю, что пока окончательного решения у нас нет?
А.Кудрин: Нет. У нас только в рабочем порядке такие подходы затрагиваются.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к Министру здравоохранения и социального развития М.Зурабову) Михаил Юрьевич, у Вас есть данные по демографической ситуации за последние несколько месяцев, по детской смертности. Пожалуйста.
М.Зурабов: Да, получены данные по десяти месяцам текущего года, которые характеризуют демографическую ситуацию Российской Федерации и в целом ситуацию, связанную с воспроизводством населения в России.
Надо сказать, что все основные параметры характеризуют ситуацию в позитивном плане, но прежде всего должен отметить, что наметилась тенденция к росту рождаемости. Если за I квартал у нас произошло некоторое снижение рождаемости по сравнению с предыдущим годом, то в последующие шесть месяцев рождаемость начала значительно прирастать, и, таким образом, мы в целом вышли на позитивные результаты по 10 месяцам. Правда, показатель этот не очень значительный, но все‑таки, с нашей точки зрения, тенденция уже намечается.
Родилось более трех тысяч детей дополнительно. Это более одного процента по сравнению к уровню прошлого года. Также позитивным является достаточно заметное снижение смертности. В целом снижение смертности за 10 месяцев по отношению к уровню прошлого года составило пять процентов. Это 94 тысячи человек. И также позитивным является то, что снижается детская смертность.
В.Путин: Но это уже такой достаточно устойчивый тренд?
М.Зурабов: Вы знаете, мы склонны считать, что это уже устойчивая тенденция, потому что с начала года она просматривалась по шести месяцам, она просматривалась и по девяти месяцам. И если по девяти месяцам у нас был результат 66 тысяч – снижение смертности, то сейчас увеличение этого показателя до 94 тысяч, с нашей точки зрения, является подтверждением того, что это тренд.
Также надо сказать, что у нас снижение смертности происходит по всем видам патологий. Это признак того, что все‑таки система здравоохранения начала сейчас более активно работать, в том числе именно в части профилактики, выявления. И ряд других факторов, с нашей точки зрения, также позитивно влияет на эти тенденции. Во всяком случае, с начала года на 54 тысячи у нас сократилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
И позитивная тенденция также с миграционным процессом. По сравнению с прошлым годом, когда у нас положительное сальдо миграции было 74 тысячи, сейчас 95 тысяч с начала года. Но что является весьма отрадным – это сокращение количества граждан, которые выезжают за пределы Российской Федерации, в частности за пределы стран СНГ. Если в прошлом году этот показатель был порядка 24 тысяч, то на этот год это 7 тысяч. Это все‑таки довольно заметное сокращение. И все это в комплексе дает нам основание говорить о том, что показатели за эти 10 месяцев – лучшие в Российской Федерации за последние семь лет.
В.Путин: Вы принимали участие в выработке мер, направленных на поддержку деятелей искусств, которые уже вышли на пенсию, и им достаточно сложно прожить?
М.Зурабов: Да, мы знакомы с этим документом. Данный документ готовился Министерством культуры в первую очередь, а мы давали свое положительное заключение. И такой документ, насколько я знаю, был подготовлен, как и соответствующее постановление.
В.Путин: То есть Ваше министерство знает, в курсе, поддерживает и принимало участие?
М.Зурабов: Да.
А.Жуков: Мы приняли сейчас решение об оказании разовой поддержки, материальной помощи наиболее нуждающимся.
В.Путин: Она разовая, но ежегодная?
А.Жуков: Ежегодная, да. Но плюс к этому сейчас мы работаем над тем, чтобы и по линии пенсионного обеспечения, и по линии оказания вот этой материальной поддержки, во‑первых, расширить круг [реципиентов] и, во‑вторых, по суммам предпринять более значительные меры, чтобы сделать это действительно на постоянной основе.
В.Путин: Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этой работе за то, что так быстро и оперативно откликнулись на мою просьбу, в том числе Министерство финансов, потому что это вопрос, который уже давно назрел, творческие союзы его уже давно поднимают. И, действительно, нужно сделать этот шаг, и как можно быстрее. Правительство приняло решение о поддержке отдельных музыкальных коллективов?
А.Жуков: Да, на прошлой неделе принято постановление Правительства по мерам государственной поддержки ведущих наших профессиональных симфонических коллективов и коллективов академического хорового искусства. Речь идет о том, что восемь коллективов, наиболее известных у нас, таких как Национальный филармонический оркестр России, Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Академическая симфоническая капелла России и так далее, будут в течение трех лет, в 2007–2009 годах, ежегодно получать гранты общей суммой 445 миллионов рублей: от 50 до 70 миллионов рублей на каждый коллектив. Мы считаем, что сегодня очень важно поддержать наиболее заслуженные, наиболее продвинутые в творческом плане профессиональные коллективы, прежде всего симфонические. А по истечении трех лет этот список будет пополнен на 2010–2012 годы.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Первому заместителю Председателя Правительства Д.Медведеву) Дмитрий Анатольевич, по проекту «Образование». Мы часто говорим, особенно обращаем внимание на школы на селе, их у нас, наверное, тысяч 30 примерно? И как минимум в половине из них их деятельность связана с переездом детей к месту обучения. Знаю, что за последние месяцы достаточно много было сделано в этом направлении. Пожалуйста.
Д.Медведев: Мы продолжаем программу, связанную с поставками автобусов в рамках программы «Сельский автобус – на село».
В.Путин: Вместе с регионами?
Д.МЕДВЕДЕВ Вместе с регионами, да. Это осуществляется на условиях софинансирования. Есть федеральная, есть региональная часть, что позволяет подходить к теме как бы с двух сторон.
По состоянию на 30 ноября уже поставлено 1020 автобусов марки «КАвЗ» и «ПАЗ». Это более крупные модели, по 22 места. И 129 автобусов марки «УАЗ», они по 11 посадочных мест – как раз для того, чтобы перевозить детей из одного населенного пункта к месту нахождения школы.
Кроме того, в рамках поддержки школ – победителей по инновационным проектам продолжается поставка оборудования. Уже поставлено значительное число комплектов кабинетов химии, физики, биологии и географии – то, что мы планируем делать для того, чтобы просто переоснастить материальную базу самых разных школ, которые победили в этих конкурсах.
И последняя цифра – по подключению всех школ к Интернету. На сегодняшний день подключено 16,5 тысячи. Мы идем достаточно быстрыми темпами, имея в виду, что в следующем году мы планируем подключить все 55 тысяч школ.
В.Путин: Хотел бы вот на что обратить внимание Правительства. Мы сейчас говорим об автобусах, но, по сути, речь идет о поддержке программы создания серьезных, хороших, качественных образовательных центров на селе. Автобусы – это хорошо. Но если не будет дорог, то вам придется заниматься покупкой автобусов не переставая. Мы много раз обсуждали эту тему, и обсуждение принимает уже общенациональный характер. И хочу обратить внимание, что особенно там, где детей возят, и там, где предпринимаются консолидированные усилия регионов и федерального центра, – там на это нужно обратить особое внимание.
Михаил Ефимович [Фрадков] сегодня в командировке. Хочу, чтобы и Вы, и все другие руководители Правительства знали это, помнили об этом и внимательно к этому отнеслись, самым внимательным образом.
(Обращаясь к заместителю Председателя Правительства – Министру обороны С.Иванову) Сергей Борисович, на последнем совещании в Министерстве обороны мы уделили достаточно много внимания закупкам вооружения и военной техники. И я говорил о том, что необходимо создать соответствующую структуру, которая взяла бы на себя функции по закупке этой техники для всех силовых ведомств.
На этой неделе Вы собираетесь уже подводить некий итог такой организационной работы? Пожалуйста.
С.Иванов: Да, сегодня на заседании Военно-промышленной комиссии мы уже будем уверенно выходить на финишную прямую, и на заседании ВПК, где будут представители гражданских ведомств, мы уже должны рассмотреть проект необходимых документов, связанных с созданием именно этого гражданского, подчеркиваю, гражданского федерального агентства по размещению заказов на поставки вооружений, военной техники, специальной техники и материальных средств, то есть имущества тыла. Мы, может быть, несколько затянули эту работу, но до конца года все вопросы должны быть уже на этот счет согласованы. Дело в том, что такого агентства никогда у нас в истории не существовало, но мы убеждены, что оно нужно для того, чтобы повысить эффективность расходов на обороноспособность страны.
Вы правильно подчеркнули, это касается не только Министерства обороны, но и всех других силовых структур. И нам уже понятен ход действий, собственно. Изнутри Министерства обороны в это будущее агентство мы передаем два центра. Первый центр – это центр заказов и поставки вооружений и специальной военной техники, который у нас уже существует в Министерстве обороны. И второй – это центр по закупкам материальных средств и средств тыла, который тоже уже функционирует последние полтора года, но внутри Минобороны.
При создании такого федерального агентства по закупкам мы рассчитываем получить экономию свыше одного миллиарда рублей, причем два центра из Минобороны выйдут в гражданское ведомство, в гражданскую составляющую, к ним присоединятся представители всех других силовых структур. И мы уже в целом согласовали вопрос распределения ответственности между заказчиком, кто будет определять необходимую потребность в закупках, то есть в штуках, в ремонте той или иной техники, а также в приобретении всего имущества тыла – это и продовольствие, и вещевое имущество. Заказчик остается, естественно, в каждой силовой структуре (он сам определяет), а уже контрактация, размещение заказа будет осуществляться федеральным гражданским агентством. И до конца года мы должны представить в Правительство проекты всех распорядительных документов на этот счет для того, чтобы мы смогли в течение 2007 года начать формирование этого агентства.
В.Путин: Закупки продолжаются, несмотря на то что агентства нет, в том числе и в силах ядерного сдерживания?
С.Иванов: Да. Сейчас у нас в Ракетных войсках стратегического назначения происходит такое достаточно знаковое событие. Мы ставим на боевое дежурство первый полк передвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М». Они в подвижном мобильном варианте. Они у нас идут на замену таких же комплексов «Тополь», которые успешно стоят на боевом дежурстве уже 20 лет. Новый комплекс «Тополь-М» – подвижный грунтовый ракетный комплекс – куда более мобилен, совершенен, способен преодолевать в том числе и эшелонированную систему противоракетной обороны. И в будущем, конечно, эти комплексы составят основу наших Ракетных войск стратегического назначения. Первый полк сейчас встает на боевое дежурство.
В.Путин: Должен посмотреть это на месте.