Вопрос: В январе следующего года ЕС в очередной раз расширится. Насколько, по Вашему мнению, расширение ЕС влияло в прошлом и повлияет в будущем на отношения Россия–ЕС? Каково Ваше видение проблем во взаимодействии между Россией и ЕС? Каковы Ваши ожидания от грядущего саммита?
Ответ: Разумеется, процесс расширения Евросоюза не может не влиять на наши отношения. Главное – избегать возможных издержек и находить конструктивные решения возникающих проблем. Именно такому подходу мы привержены.
Что касается Болгарии и Румынии, то мы заинтересованы в том, чтобы в результате их вступления в ЕС налаженные за многие годы связи с этими нашими традиционными экономическими партнерами не пострадали.
Теперь о результатах уже состоявшейся в 2004 году интеграции в Евросоюз 10 новых государств. Напомню, что тогда было подготовлено и принято Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия–ЕС. В частности, в нем были определены обязательства сторон в ряде сфер, таких как торгово-экономическое взаимодействие, калининградский транзит, соблюдение прав национальных меньшинств.
Подчеркну, что уже снята значительная часть экономических вопросов. За два с половиной года отработаны схемы пассажирского и грузового транзита в Калининград, позволившие в целом наладить идущие в регион транспортные потоки. Остается отшлифовать лишь некоторые детали. Рассчитываем, что предстоящее вступление Литвы и Польши в шенгенскую зону не сузит свободы передвижения калининградцев, а действующая транзитная схема будет по‑прежнему эффективно работать.
Однако должен сказать, что Россия серьезно озабочена отсутствием реального прогресса в положении русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Теперь, когда эти государства стали членами ЕС, проблема «неграждан» превратилась в общую для всего Евросоюза. Речь идет о правах и свободах значительного числа людей, проживающих на его территории. И мы намерены поставить вопрос о выполнении соответствующих положений Совместного заявления на предстоящем саммите в Хельсинки.
Подчеркну важный, на мой взгляд, момент. Отношения России и ЕС нельзя сводить к отдельным «отраслевым» темам, а в политической области – к проблематике «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве. Наше сотрудничество гораздо шире и затрагивает фактически все сферы жизни наших граждан. Необходимо ориентироваться на новые позитивные цели, постоянно открывая каналы сотрудничества для всех европейцев, для их совместных деловых, гуманитарных инициатив и проектов.
Мы договорились начать диалог по разработке нового документа – взамен принятого в 1997 году и во многом устаревшего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия–ЕС. Комиссия европейских сообществ запросила мандат на проведение переговоров с Россией о содержании и направленности будущего соглашения. Ожидаем, что такой мандат КЕС получит в ближайшее время.
Убежден: необходимо вести речь о создании правовой основы стратегического партнерства и взаимодействия на долгосрочную перспективу. На предстоящем саммите в Хельсинки мы планируем обсудить комплекс вопросов, связанных с построением именно такой договорно-правовой базы наших отношений. В целом настроены на деловой и конструктивный диалог по всем направлениям взаимодействия России и ЕС.
Вопрос: В последние годы проблема миграции, особенно трудовой миграции, приобретает особую актуальность не только для стран Запада, но и для России. Насколько открытым остается российский рынок труда для иностранной рабочей силы и насколько ощутим отток высококвалифицированных специалистов из России?
Ответ: Согласен с вами, что формирование эффективной миграционной политики – это задача одинаково актуальная и для России, и для других государств Европы. Отмечу общность подходов наших стран к решению возникающих здесь проблем.
Мы стремимся кардинально улучшить правовое регулирование в этой сфере, вывести миграцию из «тени». Уделяем особое внимание интеграции иностранных работников в российское общество – на принципах соблюдения законов, уважения наших культурных, исторических и религиозных традиций и обычаев.
По различным оценкам, в России работает от 10 до 15 млн мигрантов, и из них только 500 тысяч человек – на законных основаниях. Здесь корень многих проблем, среди которых дискриминация нелегальных рабочих по условиям и оплате труда, нарушения их прав, криминализация незаконной занятости.
Уже принят ряд законодательных инициатив, которые, с одной стороны, упрощают регистрацию приезжих, а с другой стороны, устанавливают строгие санкции за нарушение миграционного законодательства, за нелегальное использование труда иностранных работников. Также мы будем поощрять миграцию именно в те регионы и отрасли экономики, которые важны для развития страны, но испытывают дефицит трудовых ресурсов.
Теперь о проблеме оттока квалифицированных специалистов из России. Замечу, что «переток кадров» существует во многих европейских государствах. Такова реальность современной мировой экономики и глобальной научной среды. В нашей стране «утечку умов» спровоцировали еще и экономические неурядицы 90-х годов.
В открытой демократической стране на выбор места работы влияют такие факторы, как высокие стандарты и уровень жизни, стабильность и безопасность, возможности для профессиональной и творческой самореализации. И по этим условиям ситуация в России серьезно меняется.
Динамично растущая российская экономика, ее высокотехнологичные отрасли и компании становятся все более привлекательными с точки зрения получения перспективной высокооплачиваемой работы. Мы вплотную занялись вопросами создания достойных условий для исследовательской деятельности в России. Повышаются зарплаты научных работников, особое внимание уделяем росту доходов именно молодых ученых. Реализуются планы по созданию технико-внедренческих зон, технопарков, развитию инновационной среды. Отмечу, что многие уехавшие специалисты и ученые сегодня не исключают для себя возможности возвращения на Родину. Уверен: поводов для такого решения с каждым годом укрепления и подъема России становится все больше.
Вопрос: В октябре 2006 года в Петербурге состоялся 2-й Всемирный конгресс соотечественников. В чем состоят приоритеты правительственной программы по работе с соотечественниками? Насколько, на Ваш взгляд, русскоязычные издания за пределами страны положительно воздействуют на имидж России за рубежом и влияют на объединения русской диаспоры?
Ответ: Прежде всего несколько слов о масштабе вопроса. Русская диаспора за рубежом насчитывает 30 млн человек. Причем только в Европе проживает около 10 млн наших соотечественников. Это одна из самых крупных диаспор во всем мире. Есть страны, где русские составляют свыше 20% населения.
Мы, конечно же, чувствуем сопричастность судьбам этих людей, с которыми нас связывают неразрывные культурные, исторические, духовные узы.
Нам важно, чтобы соотечественники имели возможность сохранить этнокультурную самобытность, могли защищать свои законные права и интересы, а при желании – вернуться на Родину.
Основные направления поддержки соотечественников – юридическая защита, организация отдыха детей, лечение ветеранов, поставка учебной и методической литературы, поддержка русских театров, переподготовка педагогов.
На укрепление позиций русского языка за рубежом направлены мероприятия федеральной программы «Русский язык». А тем соотечественникам, которые приняли решение вернуться в Россию, государство поможет в переезде и первичном обустройстве, включая оформление правового статуса, получение работы, пенсионное обеспечение и образование.
12 регионов Российской Федерации готовы принять переселенцев и уже представили в Правительство свои предложения по их трудоустройству и социальной поддержке. В 2007 году начнется первоначальный этап реализации программы содействия добровольному переселению. На эти цели из федерального бюджета выделяется 4,6 миллиарда рублей.
Главная задача еще одного документа – Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006–2008 годы – помочь консолидировать организации соотечественников, чтобы они могли эффективно защищать свои законные права и интересы, в том числе этнокультурные, экономические и политические. Думаю, сплочению диаспоры будет способствовать проведение глобальных и региональных конференций, а также создание специального печатного органа для соотечественников и соответствующего интернет-портала. И, что особенно важно, мы поддержим региональные и страновые издания для соотечественников.
В одной только Европе возник целый ряд средств массовой информации, ориентированных именно на русскоязычную аудиторию. Сейчас можно говорить о формировании в Европе информационного пространства из русскоязычных СМИ. Это газеты и журналы, живущие по законам европейского информационного рынка, а значит, являющиеся частью общего информационного пространства европейского континента. Нельзя не упомянуть и российское телевидение, предлагающее международные версии своих программ европейскому зрителю: Первый канал, канал «Россия», «НТВ», «Раша тудэй».
Многие европейцы, особенно молодежь, изучают русский язык и читают прессу на русском. Соответственно, разнообразная и достоверная информация о стране, об идущих у нас процессах, пусть не всегда простых, способствует восприятию реального имиджа России, разрушению архаичных стереотипов. Как я уже говорил в выступлении на Всемирном конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге, сохранение русскоязычного пространства – это один из приоритетов взаимодействия с соотечественниками, с теми, для кого Россия всегда была и будет центром притяжения самых разнообразных интересов. И русскоязычная пресса Европы может внести свой полезный вклад в объединение «русского мира» – мира науки, знаний, богатейшей истории и традиций.
Вопрос: России прочат новый путь развития – альтернативу западному и азиатскому. Согласны ли Вы с утверждением, что Россия развивается своим путем и каким Вы видите этот путь?
Ответ: Сразу скажу: в современном взаимосвязанном мире говорить о «западном» и «азиатском» путях развития можно только с достаточной долей условности.
Россия строит свою государственность на базе общих демократических ценностей и свобод, последовательно укрепляя гражданские институты. Наша политика нацелена на повышение эффективности рыночных отношений, раскрытие предпринимательской, творческой инициативы граждан, на укрепление социальных гарантий. Мы не стесняемся перенимать позитивный опыт наших партнеров как из Европы, так и из других регионов мира. И при этом стремимся к наиболее полной реализации поистине неисчерпаемого потенциала страны, опираясь на самобытную культуру, традиции и исторический опыт наших народов.
Россия – уникальна, как и любое государство. Свой путь мы можем пройти только сами, и, насколько успешным он будет, зависит только от нас самих.