В.Путин: Вы меня извините, если я буду говорить не по важности, а по тем некоторым моментам, которые привлекли особое внимание.
Хотел бы начать с выступления нашего коллеги из Эстонии [руководителя делегации соотечественников Эстонии Андрея Заренкова].
Конечно, любая реабилитация, любая попытка реабилитации нацизма, тем более героизация войск СС и так далее абсолютно в современном мире недопустима. И мы видим, что происходит в некоторых странах Прибалтики. Мы на это реагируем. Я хочу вам сказать, что не только в России у вас огромное количество сторонников и тех, кто готов вас поддержать, но и во всем мире: и в европейских странах, и в Америке, и в Израиле. В Израиле – само собой: еврейский народ – один из наиболее пострадавших народов от нацизма. И международные еврейские организации – я со многими представителями встречался – на вашей стороне. Мы все вас будем самым активным образом поддерживать. Попытка отвлечь внимание международной общественности и общественности своих собственных стран от проблемы нарушения прав и свобод русскоязычного населения, прежде всего ущемляемых в избирательном праве, – это попытка абсолютно неэффективная и успеха иметь не будет. Я имею в виду то, на что вы обратили внимание, а именно – желание поднять вопрос о положении финно-угорских народов в России. Это ни в какое сравнение не идет с процессами, которые мы наблюдаем в некоторых прибалтийских странах. У нас ничего подобного с финно-угорскими народами не происходит, не происходило и происходить не будет. Это абсолютно естественная равноправная часть многонационального российского народа, и, собственно говоря, эта попытка уже захлебнулась. Нет никаких для этого оснований. Вообще ничего нет. Тень на плетень навести не удастся.
Что касается борьбы ваших организаций за права русскоязычного населения в Прибалтике, то можете не сомневаться, мы безусловно будем это поддерживать и в будущем.
На чтобы еще хотелось бы обратить внимание – на некоторые вопросы материального характера, взаимодействия с нашими структурами. Минфин России, конечно, располагает большими возможностями, но он только управляет финансами, а распоряжается финансами Государственная Дума. Здесь представители Государственной Думы есть, они нас слышат, и я надеюсь, что средства, которые выделяются сейчас, в 2007 году и в следующие годы, будут достаточными для того, чтобы осуществлять те программы, о которых мы уже упомянули, о которых вы будете еще говорить в ходе сегодняшней работы вашего конгресса.
Что касается бизнеса. Я в своем вступительном слове уже говорил о том, что мы будем всячески привлекать бизнес к тому, чтобы он обращал внимание на нашу диаспору за границей. Вместе с тем хотел бы сказать и следующее. Скажем, только по принципу крови набирать кадры в ведущие и процветающие российские компании сегодня вряд ли представляется возможным. Мы же говорим о том, что главным фактором, определяющим мощь и перспективы развития того или иного государства в современном мире, являются сегодня даже не вооруженные силы, а прежде всего экономика. А для того чтобы экономика была успешной, нужны эффективные кадры, хорошие специалисты. Поэтому, конечно же, ведущие российские компании, чтобы быть конкурентоспособными, будут привлекать лучших специалистов – вне зависимости от их национальной принадлежности. Но в чем может заключаться наша с вами задача – и об этом сегодня тоже говорили, кстати говорил один из выступавших, – что нужно обратить внимание на молодежь, готовить ее, привлекать ее, создавать условия для того, чтобы получать образование в России в ведущих российских учебных заведениях. И таким образом создавать возможность для российских компаний – привлекать этих молодых людей, уже высококвалифицированных специалистов, получивших образование в России, а может быть, и еще в каких‑то странах, и знающих специфику той страны, где они родились или выросли. Конечно, нужно идти по этому пути. И думаю, что это перспективно.
Я помню очень хорошо то, что говорил Александр III по поводу армии и флота, и это правильно. Так же как и правильно говорить об особой роли российской диаспоры за границей. Вместе с тем просил бы вас – и, думаю, вы со мной согласитесь: не надо ставить нашу диаспору за рубежом в один ряд с армией и флотом. У российской армии и флота очень важные, но все‑таки специфические задачи по обеспечению безопасности государства, а российская диаспора за рубежом – это органичная часть общества и страны, в которой вы живете. Мы из этого исходили, исходим и будем исходить. Но это не исключает того, что российская диаспора за рубежом – это в известной степени часть России, вынесенная на периферию, если иметь в виду, что центром российской цивилизации является многонациональное Российское государство.
Спасибо вам большое за внимание.