В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы в последнее время постоянно возвращаемся к энергетическим проблемам. И это не случайно. Несмотря на достаточно напряженную работу по решению главной задачи, одной из главных задач, – обеспечение примерно семипроцентного ежегодного роста экономики и удвоения ВВП за десять лет, – сегодня нам становится очевидно, что естественным ограничителем при решении этой задачи является нехватка энергетических мощностей, дефицит, с которым мы уже столкнулись сейчас.
Рост потребления в среднем за последние пять лет увеличился на два процента, а за последние девять месяцев текущего года, по имеющимся у меня данным, произошел скачок – 4,8 процента. А в некоторых регионах рост электропотребления в год уже составляет восемь-десять процентов. Снижение резерва мощности в некоторых регионах до уровня, не позволяющего ремонтировать и модернизировать устаревшую генерацию, усугубляет проблему.
К сожалению, до сих пор у нас нет четкого и ясного представления о том, каков должен быть оптимальный баланс энергетических ресурсов – первичных энергетических ресурсов – для решения тех задач, о которых мы с вами говорим. До сих пор нет ясной, понятной программы развития электроэнергетики с учетом динамики роста экономики, повышения эффективности производства и потребления энергии. Отсутствует, насколько я понимаю, и проект генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Я исхожу из того, что в компаниях есть свои планы развития: и в «Газпроме» и в РАО «ЕЭС», и в атомной энергетике, –но четкого понимания и заложенного в обязательный для исполнения на территории всей страны правительственного плана до сих пор, к сожалению, нет.
Мы не можем с вами, и это понятно для всех здесь присутствующих, всю экономику страны посадить на один энергоноситель – на природный газ. Это недопустимо – даже с точки зрения национальной безопасности. Нам нужно обеспечить равный доступ всех участников экономической деятельности к энергетике, причем на всей территории страны, с тем чтобы обеспечить равномерное развитие производительных сил на всей территории страны. А в некоторых территориях, наверное, нужно подумать и об определенных льготных условиях, если мы хотим их развивать и сохранить там присутствие России в долгосрочной исторической перспективе.
Мы знаем, что депопуляция во многих регионах продолжается – и, наверное, в первую очередь из‑за завышенных тарифов на энергетику, на перевозки и другие проблемы, которые, в конечном счете тоже связаны с энергетикой.
Давайте рассмотрим все эти вопросы самым внимательным образом. Рассчитываю, что после нашей сегодняшней встречи Правительство в самый короткий срок разработает те документы, о которых я говорил, представит мне для того, чтобы мы с вами могли их окончательно утвердить.
Михаил Ефимович, есть, что добавить?
М.Фрадков: Все правильно, Владимир Владимирович. Тема самая, пожалуй, острая, определяет и сегодняшний и завтрашний день, и наше место как энергетической державы. Нужно правильно определить баланс, должна быть понятная ценовая политика. Мы занимаемся трубопроводами, газопроводами, занимаемся генерацией, но наступило время, когда необходимо выработать единую картину на долгосрочную перспективу.
Вопросы очень актуальные.