В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте начнем с макроэкономики.
Герман Оскарович, пожалуйста: цифры по инфляции, рост производства.
Г.Греф: У нас подведены цифры по промышленному производству за сентябрь. Промышленность у нас выросла к сентябрю прошлого года на 4,1 процента и по отношению к августу текущего года – на 0,8 процентных пункта. Таким образом, рост промышленного производства за 9 месяцев составил 4,2 процентных пункта. В сентябре продолжилась тенденция роста промышленности. Пока еще нет данных по ВВП. Но, скорее всего, тоже рост ВВП будет позитивным. И, по нашим оценкам, мы выйдем на те макроэкономические показатели, которые мы планировали до конца года, – 6,6 процентных пункта.
Что касается инфляции, у нас есть последние данные: инфляция за 9 дней составила 0,1 процентных пункта. И пока две тенденции, которые имеют позитивную направленность: впервые упал на 0,1 процентных пункта рост цен на бензин, то есть цены начали снижаться, как мы и предполагали, имея в виду, во‑первых, сезонный характер; во‑вторых, все‑таки мировая тенденция к снижению цен на нефть дает также влияние на внутренний рынок. И сезонно снижаются цены на овощи и фрукты.
Пока накопленный уровень инфляции по 9 октября с начала года составляет 7,3 процентных пункта. Пока это все показатели. К концу этой недели у нас будет уже в разрезе отраслей…
В.Путин: Сейчас премьер проводил встречу с инвесторами, Вы там тоже участвовали, и прямые контакты были. Два слова, пожалуйста, об этом.
Г.Греф: Мы несколько изменили формат общения с иностранными инвесторами. По поручению премьер-министра мы сейчас отрабатываем предварительно на заседаниях рабочих групп все вопросы, которые, по мнению иностранных инвесторов, имеют наибольшее влияние на инвестиционный климат. Конечно же, мы занимаемся в первую очередь выявлением негативных проявлений. Инвесторы второй год подряд проводят опрос всех иностранных инвесторов, которые работают в стране. 75 процентов иностранных инвесторов на вопрос, как они оценивают свою деятельность в России, ответили позитивно, что бизнес продолжает расширяться, они планируют расширение инвестиций и оценивают позитивно свою деятельность в стране. Есть новый 2006 года перечень административных проблем, которые, на взгляд инвесторов, являются наиболее ключевыми. И если в прошлом году проблемой номер один называлась инвесторами проблема коррупции, то в этом году две такие ключевые проблемы: на первом месте названа проблема бюрократических процедур и административных барьеров, на втором месте – проблема коррупции.
В рамках Консультативного совета действуют шесть рабочих групп по всем ключевым направлениям развития экономики и взаимодействия инвесторов с Правительством. Каждой из этих рабочих групп поставлена задача выявить две или три наиболее серьезные проблемы, которые мешают работе в России. Сегодня на заседании Консультативного совета были рассмотрены как раз порядка 15–16 таких ключевых проблем. По каждой из этих проблем будет дано поручение премьер-министра об их разрешении, и на следующем заседании Консультативного совета в мае 2007 года работу совет начнет с того, что подведет итоги: как конкретные ответственные за исполнение этих поручений выполнят или устранят барьеры, которые названы существенными, и будет намечен следующий перечень.
Этот алгоритм инвесторам вполне понравился, они его одобрили, такая практика теперь будет введена в работу Консультативного совета. Все обратили внимание на проблему инвестиционного имиджа России, потому что, по мнению инвесторов, рост иностранных инвестиций на 44 процента за девять месяцев и падение России в рейтинге инвестиционной привлекательности, проводимом Всемирным экономическими форумом, с 62-го на 63-е место говорит о том, что Правительству России нужно значительно больше внимания уделить пропаганде того, что делается в стране и укреплению имиджа страны.
В.Путин: Не только это – там много, наверное, способов привлечения инвестиций существует. Если мы посмотрим, сколько на душу населения привлечено в России и сколько в других странах, – мы поймем, что нам еще есть над чем работать. Мы часто говорим о необходимости диверсификации экономики, определили это как одну из главных задач. И один из способов решения этой проблемы – это федеральные целевые программы. Только что закончилась работа по некоторым из них, по трем конкретно.
Александр Дмитриевич, пожалуйста.
А.Жуков: Да, Владимир Владимирович, на прошлой неделе приняты три важнейшие федерально-целевые программы. Их объединяет то, что они, в общем‑то, направлены на создание основ именно качественного изменения структуры российской экономики и перехода к модели устойчивого инновационного развития. И первая из этих программ – это программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». Программа имеет несколько целей. Это, конечно, и прорывные знания, это и разработка новейших технологий, критических технологий, это и коммерциализация этих технологий, и создание инфраструктуры инновационной системы. Всего на реализацию программы предусматривается 195 миллиарда рублей, из них 134 – за счет федерального бюджета.
Вторая программа – это программа развития атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 и на перспективу до 2015 года. Основной целью этой программы является ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса для того, чтобы иметь возможность вводить в эксплуатацию новые типовые, серийные энергоблоки атомных электростанций общей установленной мощностью не менее двух гигаватт в год. Эта задача очень амбициозная, потому что мы, к сожалению, за прошлые 15 лет только, наверное, столько ввели в действие.
Финансирование программы в ценах соответствующих лет в течение 2007–2015 годов составит 1 471 миллиард рублей, из них за счет бюджета – 675 и 796 – за счет предприятий атомной отрасли.
И третья программа – это развитие оборонно-промышленного комплекса. Наверное, Сергей Борисович лучше о ней расскажет.
В.Путин: Пожалуйста, Сергей Борисович, по оборонному комплексу.
С.Иванов: Третьей программой является ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2007–2010 годов и на период до 2015 года». Эта программа призвана помочь предприятиям оборонно-промышленного комплекса и прежде всего тем уже интегрированным структурам, которые созданы или вот-вот будут созданы в рамках ОПК, переоснастить свое производство, выйти на самые современные технологии, наукоемкие производства для того, чтобы в первую очередь, конечно, обеспечить выполнение гособоронзаказов и государственной программы «Вооружение». Но так же, как и в предыдущих случаях, это высокие технологии не только для нужд обороны и безопасности, но и для экономики в целом. Объем этой программы реформирования оборонно-промышленного комплекса составляет 500 миллиардов рублей до 2015 года, из них примерно 300 миллиардов – это бюджетные средства и 200 – это уже вклад самих предприятий, интегрированных структур и даже частного капитала в создание условий подготовки производства и перевод их на качественно новый уровень.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Михаил Юрьевич, как идет работа по закупкам медицинской техники, по оборудованию новой техники стационаров, скорой помощи и так далее?
М.Зурабов: На 2006 год субъекты Российской Федерации подали достаточно объемную заявку в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на поставку и приобретение санитарного автотранспорта медицинского и диагностического оборудования. Общее количество единиц автотранспорта, которое запланировано к поставке на этот год, превышает 6700. Что касается общего количества единиц диагностического оборудования, то это более 22,4 тысячи единиц. Все эти расходы по приобретению оборудования финансируются за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта.
Что касается поставок, то можно доложить следующее. На этой неделе будет завершена отгрузка в субъекты Российской Федерации электрокардиографического оборудования. Ультразвуковое оборудование, лабораторное оборудование уже отгружено на 85 процентов. Поставки будут завершены в течение ближайших двух недель, по нашим расчетам.
Что касается отгрузки санитарного автотранспорта, то на сегодняшний день из 6700, как я уже сказал, не отгружено пока еще 900 единиц. Поэтому есть основания считать, что до 15 ноября эта работа будет завершена.
Наиболее сложная позиция – это рентгеновское оборудование. Здесь работа идет в графике. Но поскольку есть такая проблема, как подготовка помещений в субъектах Российской Федерации по монтажу этого оборудования, то отгрузка осуществляется, естественно, по мере готовности помещений. Но вместе с тем мы абсолютно уверены в том, что все поставки и все отгрузки будут завершены до 30 ноября, а ввод в самых последних субъектах будет завершен до 20 декабря (мы пока насчитали 26 единиц тяжелого оборудования, которое нам придется еще монтировать в декабре).
На что имело бы смысл еще обратить внимание, Владимир Владимирович, это на то, что одновременно сейчас с поставками осуществляется заключение договоров на гарантийное обслуживание. Гарантийное обслуживание этого оборудования везде отфиксировано – минимум два года, по санитарному автотранспорту – один год, но по всему остальному оборудованию – это два года. Помимо этого, ввод оборудования и оплата впоследствии оборудования за счет федерального бюджета осуществляется только при условии, если это оборудование не только смонтировано, но и запущено, и есть еще специалисты, которые на этом оборудовании могут работать. Поэтому все фирмы-поставщики…
В.Путин: Должны обучить.
М.Зурабов: …совершенно верно, приняли на себя обязательства провести обучение медицинских работников, с тем чтобы это оборудование сразу же начало эксплуатироваться.
Еще две детали. На этот год запланирована достаточно крупная кампания вакцинации. Впервые в Российской Федерации вакцинируются 22 миллиона граждан, прежде всего относящихся к группам повышенного риска, от гриппа. Это в общем‑то является одним из элементов той работы, которая проводится в рамках национальной комиссии по борьбе с птичьим гриппом, которую возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев. Мы на этот год запланировали 22 миллиона граждан провакцинировать. Это в первую очередь пожилые люди, это дети и это группы бюджетников, которые относятся к группам повышенного риска, прежде всего медицинские работники. Мы считаем, что существенно можем снизить риск возникновения серьезного подъема заболеваемости в Российской Федерации в этом году.
Что касается других направлений вакцинации: это гепатит, краснуха и некоторые другие, – там все идет по плану.
В.Путин: Хорошо.
Алексей Леонидович, как идет работа над поправками к бюджету этого года, имея в виду распределение допдоходов? И, самое главное, как идет работа над бюджетом 2007 года?
А.Кудрин: Третье чтение бюджета назначено на 10 ноября. И завтра состоится очередной этап подготовки третьего чтения. Состоится заседание трехсторонней комиссии совместно с Государственной Думой и Советом Федерации по определению основных параметров межбюджетных отношений в рамках бюджета 2007 года. Завтра будет принято решение по распределению фонда сбалансированности – 17 миллиардов рублей, который каждый год распределяется по вновь устанавливаемым требованиям в зависимости от планируемых реформ и планируемых направлений работы субъектов.
И второй фонд – это фонд регионального развития, на поддержку строительства социальных объектов. По сути, это инвестиционный трансферт из федерального бюджета в субъекты в соответствии с принципами, которые Вы изложили в Бюджетном послании, о необходимости самим субъектам определять направление и объемы использования инвестиционных средств. А через ФРР они будут направляться в субъекты в размере примерно 4,2 миллиарда рублей.
Кроме того, также распределение субсидий на дорожное строительство – то, на что также в Бюджетном послании добавлено было 35 миллиардов. И будут определены распределения по регионам. И другие такие же вопросы, например по закрытым административным территориальным образованиям и целый ряд таких позиций, которые связаны с межбюджетными отношениями.
Кроме того, завтра также будет рассмотрено и распределение резерва Правительства Российской Федерации на сбалансированность уже в этом году. Сейчас такой нераспределенный резерв составляет 6,3 миллиарда рублей. Прежде чем пройти рассмотрение на заседании Правительства, он будет завтра рассмотрен на трехсторонней комиссии. Из этих 6,3 предлагается половину направить на поддержку субъектов, в которых был сложным осенне-зимний период прошлого года. И этот осенне-зимний период ожидается сложным из‑за высокого потребления дизельного топлива и других видов топлив в балансе региона. В таких регионах сейчас есть, по результатам полугодия и 9 месяцев, непогашенная кредиторская задолженность, что осложняет подключение к очередному отопительному году. Повторяю, 6,3, половина будет направлена на эти цели, другая половина – на другие регионы по состоянию сбалансированности или выявленным проблемам. Таким образом, завтра состоится трехсторонняя комиссия. После этого в ближайшие дни будет завершена подготовка поправок к третьему чтению, затем уже в рамках установленной процедуры рассмотрим и подготовку поправок к третьему чтению.
В.Путин: Вы знаете, что совсем недавно я провел президиум Госсовета, где обсуждалась проблема дорожного строительства, Александр Дмитриевич [Жуков] принимал участие в этой работе. Подготовлен соответствующий проект закона, и я прошу Правительство включиться самым активным образом для того, чтобы у нас получился полноценный работающий документ, чтобы там не было перегибов с точки зрения финансирования ненужных направлений этого вида деятельности – а там таких тоже хватает, – чтобы контроль был общества и государства за расходованием этих средств и с тем, чтобы наша деятельность была здесь целенаправленной, постоянной и эффективной, самое главное.
А.Кудрин: Владимир Владимирович, мы также участвовали в подготовке этого Госсовета. Основные решения уже проходили предварительный анализ, мы поддерживаем и, конечно, подключимся к подготовке такого закона.
В.Путин: Хорошо.
Некоторое время назад я давал поручение Правительству принять дополнительные меры по упорядочению торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения, предпринять необходимые меры для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан и хотел бы послушать сегодня, в каком состоянии находится эта работа. Герман Оскарович, пожалуйста.
Г.Греф: В соответствии с Вашим поручением уже проведено три серии совещаний. Во‑первых, на следующий день было проведено совещание у Михаила Ефимовича [Фрадкова], где были определены ключевые направления этой деятельности. Затем мы собирались у главы Администрации Сергея Семеновича Собянина и в конце прошлой недели мы собирались уже по подготовке самих концепций и тех нормативных актов, которые нам необходимо реализовать.
Собственно, вся эта работа распадается на две части. Первая часть касается урегулирования трудовой деятельности в сфере розничной торговли мигрантов. И здесь выработан подход к тому, каким образом и с помощью каких мер можно было бы эту деятельность отрегулировать. Министерство здравоохранения и социального развития сейчас готовит соответствующие поправки в действующее законодательство. И совместно с Министерством внутренних дел ускоряют введение тех подзаконных актов, которые требуются в связи с принятием законодательства о миграции.
И вторая часть этой работы касается регламентирования правил работы самих рынков. И здесь выработан такой подход, что на федеральном уровне предполагается разработать проект типовых правил работы рынков, который будет введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации и который будет обязателен для применения всеми субъектами Федерации, которые в развитие этого нормативного акта должны принять собственные местные акты.
В рамках правил мы детально совместно с Министерством внутренних дел и другими коллегами попытались прописать уже концепцию этого будущего акта. И становится понятным, что нужно будет вводить в оборот такое понятие, как «управляющая компания». Мы сейчас заканчиваем анализ структуры отношений собственности на местные рынки. Они далеко не все находятся в муниципальной или государственной собственности – целый ряд их находится в частной собственности. И нам придется вводить в оборот такое понятие, как «управляющая компания», которая будет обеспечивать все правила работы на рынке и будет нести ответственность за соблюдение этих правил.
Предполагается, что эта компания должна будет быть зарегистрированной и состоять на налоговом учете по месту нахождения рынка в соответствующем субъекте Федерации. Она должна будет заключать договор с муниципальными органами власти, в котором будут зафиксированы конкретные требования к работе данного конкретного рынка и ответственность управляющего компанией. Она должна будет контролировать наличие у продавцов документов о регистрации, постановке на учет, разрешении на привлечение иностранной рабочей силы, контрольно-кассовой техники, если это требуется в соответствии с законодательством. Предполагается запретить передавать полномочия по управлению рынками третьим организациям, то есть будет понятно по каждому из рынков, кто будет нести ответственность за нормальное состояние и соблюдение законодательства на месте торговли.
Предполагается, что будет вводиться в оборот такое понятие, как «паспорт безопасности» для рынков, в которых должны будут быть сформулированы исчерпывающие требования к санитарному, противопожарному и иному состоянию рынков. Предполагается также отфиксировать правила усиления контроля за работой продавцов, когда рабочие места будут предоставляться только при наличии соответствующих документов, подтверждающих их государственную регистрацию, постановку на налоговый учет, если это предприниматели без юридического лица, либо соответствующие юридические отношения с фирмой, которая берет в аренду соответствующие торговые места. Предполагается введение в обязательном порядке так называемых карточек продавца, в которых будут отражены паспортные данные, ИНН и другие данные. Регламентировать порядок работы торговых мест, порядок их предоставления предполагается введением так называемых квот для местных или локальных производителей.
Мы посмотрели опыт других стран, в том числе стран СНГ, – такая практика есть. Эффективность в разных местах разная, но там, где эти меры достаточно хорошо администрируются, то от 20 до 40 процентов рабочих мест, фиксируемых за местными производителями сельскохозяйственной продукции, как правило, дают результаты. Предполагается также введение соответствующих штрафных санкций в Кодекс об административных правонарушениях за несоблюдение всех ключевых правил, которые будут прописаны в законодательстве.
Также необходимо решить вопросы контрольно-надзорной функции. Желательно, чтобы это был какой‑то единый орган, который будет отвечать за контроль и за состояние торговли на местных рынках.
Мы также договорились с ГПУ о том, что в течение недели мы проанализируем всю ситуацию с точки зрения того, какие акты мы можем выпустить во исполнение Вашего поручения до 15 ноября уже сразу в виде постановлений Правительства, а какие придется делать после соответствующих изменений в законодательстве. Очевидно, что поправки в Кодекс об административной ответственности придется вносить в Государственную Думу и реализовывать только после принятия соответствующих поправок. Это касается также и ряда норм, вносящих изменения в иммиграционное законодательство. Все остальные меры мы постараемся уже до 15 ноября не только проработать, но и подготовить соответствующие проекты нормативных актов, с тем чтобы уже можно было доложить Вам совершенно конкретные меры по реализации и сроки. Составлен план-график реализации всех этих мер, который должен быть завершен на уровне министерств – до 1 ноября, на уровне Правительства – до 15 ноября и закончится докладом Вам и принятием соответствующих нормативных актов.
В.Путин: Спасибо. Михаил Юрьевич, есть что добавить?
М.Зурабов: Да, Владимир Владимирович. В соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который уже действует несколько лет, Правительство ежегодно до 15 октября проводит работу по подготовке постановления Правительства, которое в дальнейшем, после его подписания, определяет квоты на привлечение иностранных граждан из стран исхода, с которыми у Российской Федерации существуют визовые отношения.
Я в порядке информации хочу довести до Вашего сведения, что сразу же после того, как впервые такое постановление было выпущено, численность иностранных граждан, прибывающих из стран, с которыми у Российской Федерации существуют визовые отношения, было 530 тысяч. В прошлом году этот показатель составлял 329 тысяч, на этот год субъекты Федерации подготовили заявки всего лишь на 314 тысяч.
Почему я обращаю внимание на снижение объема заявок? На сегодняшний день эти заявки, конечно же, определенным образом обосновываются. Потому что те нормативные документы Правительства, которыми руководствуются субъекты при определении этих заявок, – в частности, это порядок подготовки к рассмотрению предложений по определению квот для иностранных граждан, – они, конечно, включают в себя прогноз баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, конечно, содержат в себе обоснования заявок на привлечение дополнительной иностранной рабочей силы. Что надо иметь в виду на фоне этих невыразительных цифр? Что такое 314 тысяч в масштабах Российской Федерации! У нас только численность зарегистрированных трудовых мигрантов в Российской Федерации, которые сейчас проходят регистрацию (включая, конечно, еще и тех, кто прибывает в Российскую Федерацию из стран, с которыми у России нет визовых отношений), – это 705 тысяч. А вообще общая численность по разным оценкам колеблется от 8 до 12 миллионов трудовых мигрантов, находящихся в Российской Федерации. Естественно, что действующий порядок – поскольку он распространяется только на те контингенты трудовых мигрантов, которые прибывают из стран, с которыми существуют визовые отношения, – абсолютно не стимулирует субъекты Федерации объективно оценивать потребности в рабочей силе и управлять этой потребностью достаточно эффективно.
Кстати, замечу, что основная численность мигрантов, прибывающих из стран, с которыми у России есть визовые отношения: это Китай – на будущий год порядка 160 тысяч, это Турция – порядка 73 тысяч и Вьетнам – порядка 55 тысяч. Что касается Грузии, то заявка, которая на сегодняшний день поступила от работодателя, составляет 6894 человека, из которых Москва заявила 4286 лиц, имеющих грузинское гражданство, для работы в Российской Федерации в течение года. Поэтому мы при подготовке соответствующих…
В.Путин: Речь не о грузинах – речь в целом о наведении порядка в этой сфере.
М.Зурабов: Да. Я просто даю информацию о том, как формируется заявка сейчас на будущий год.
Что касается первоочередных задач, мы считаем, что надо в ближайшее время завершать работу над постановлением Правительства, которое будет регулировать вопросы, связанные с установлением квот для лиц, которые прибывают в Российскую Федерацию по визе. И здесь надо, по всей видимости, помимо того, что сейчас мы делаем, иметь в виду, что на будущий год надо рассмотреть вопрос о целесообразности установления квот по специальностям, по квалификации и, возможно, по странам исхода, если мы именно таким образом предполагаем в дальнейшем регулировать трудовую миграцию.
Далее. Я полагаю, мы после выпуска этого постановления должны (законодательство дает такую возможность) подготовить порядок подготовки и рассмотрения предложений по трудовой миграции из стран, с которыми у России нет визовых отношений. Потому что это все равно нужно делать, это как раз основной контингент тех трудовых мигрантов, которые находятся на территории Российской Федерации. Проект такого постановления сейчас у нас уже подготовлен. Я думаю, что в течение недели – десяти дней мы его уже сможем направить для согласования в министерства и ведомства. Понимание того, как по этапам эту работу провести, у нас есть. Но думаю, что на следующий год, если речь идет о квотировании, то мы вряд ли сможем ввести такого рода квотирование для трудовых мигрантов, которые прибывают в Российскую Федерацию из тех стран, с которыми у Российской Федерации нет визовых отношений. Поэтому предполагается, Владимир Владимирович, – но это на общее рассмотрение, – что нам, по‑видимому, потребуется определенное время для легализации тех трудовых мигрантов, которые в Российской Федерации сегодня есть, составления, если хотим, переписи или проведения переписи этих трудовых мигрантов, для того чтобы мы могли уже четко понимать, о каких квотах на будущий год идет речь.
В.Путин: Перепись, легализация – это все правильно. Приобретение гражданства российского, кто хочет, – тоже правильно. Но контроль мы вполне в состоянии наладить, и я не вижу здесь проблем: есть разрешение на трудовую деятельность, тем более на коммерческую, или нет таковой. И здесь нужно, чтобы правоохранительные органы соответствующим образом работали.
Пожалуйста.
Р.Нургалиев: Владимир Владимирович, во исполнение Вашего поручения во взаимодействии с Роспотребнадзором и Росмониторингом мы проводим экономико-правовой анализ деятельности всех продовольственных, сельскохозяйственных и строительных рынков на территории страны для принятия дополнительных мер по их декриминализации и прежде всего исполнению налогового, миграционного законодательства и обеспечению безопасности. Также готовим соответствующие предложения о введении типовых требований по организации рыночной торговли и, главное, о создании работающей системы контроля для обеспечения доступа и равных прав всех юридических и физических лиц на реализацию своих товаров и продукции.
Вносим предложения о взятии под охрану объектов рыночной торговли подразделениями вневедомственной охраны, а также об оборудовании этих объектов экстренной связью «гражданин – милиция», «тревожной» кнопкой, техническими средствами, прежде всего даже с точки зрения террористической защищенности. Одновременно вводим и усиленный контроль за деятельностью частных охранных структур, которые сегодня проводят свою работу на объектах рыночной торговли в целях исключения совмещения ими охранной деятельности с административно-распределительной и коммерческой деятельностью. Хочу сказать, что уже в октябре приостановлена деятельность 25 таких ЧОПов [частных охранных предприятий].
Ведется сегодня и работа по пресечению деятельности организованных этнических групп, занимающихся недопуском и вытеснением с рынков отечественных производителей сельскохозяйственной и иной продукции. Также вскрыты факты скупки продукции по заниженной стоимости с целью поддержания монопольно высоких цен на рынках. В октябре уже возбуждено 40 таких уголовных дел в отношении лиц, совершивших экономические преступления в сфере потребрынков с указанными признаками.
Сегодня работают и специализированные группы по выявлению на объектах торговли наркопритонов, незаконных обменных пунктов валюты, откровенно хочу сказать, даже точек занятия проституцией, усилена работа по борьбе с карманными кражами, мошенничеству с использованием также игровых устройств, автоматов, незаконного производства продуктов из спиртосодержащих материалов. Надо сказать, в октябре уже выявлено 3056 таких правонарушений, изъято из незаконного оборота товаров и продукции более чем на 331 миллион рублей.
Проводим проверку предприятий торговли с целью обнаружения и изъятия из незаконного оборота и контрафактной, и фальсифицированной продукции и товаров. И надо здесь сказать, только винно-водочной продукции в октябре изъято из незаконного оборота более одного миллиона бутылок. Это связано непосредственно и с крепкими напитками, но в большинстве случаев это связано с подпольным производством вина.
Совместно с Федеральной таможенной службой сегодня выявлено 424 преступления экономической направленности с признаками и контрабанды, и контрафакта, и фальсификации. Решается вопрос и о создании в наиболее крупных торговых объектах пунктов милиции для обеспечения правопорядка, антитеррористической защищенности и оказания помощи гражданам. Мы проанализировали, у нас таких крупных объектов 5860, которые имеют лицензии Роспотребнадзора, и полагаем, что организовать такие пункты милиции было бы, наверное, правильным, для того чтобы обеспечить и правопорядок, и проводить соответствующие мероприятия по защите прав человека непосредственно в сфере проведения торгово-закупочной деятельности.
Принимаются меры по пресечению деятельности и стихийных рынков. Мы подсчитали, что у нас сегодня таких стихийных рынков и несанкционированной уличной торговли порядка 135 тысяч мест. Это очень большая цифра, и здесь мы тоже будем наводить соответствующий порядок.
Реализуются меры по пресечению незаконной миграции, прежде всего на объектах потребительского рынка. Кроме того, проводим мероприятия по изъятию поддельных миграционных документов, созданию так называемых трудовых стихийных бирж. В октябре было выявлено более семи тысяч лиц, которые незаконно пребывали на территории страны, из них выдворены 1245 человек. Мы считаем, что в новое миграционное законодательство необходимо внести строгий порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности, прежде всего в отношении работодателей – за незаконное привлечение иностранцев. Для физических лиц предлагаем установить планку до 400 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для юридических – более пяти тысяч МРОТ.
Полагаем, что необходимо сегодня внести изменения в Федеральный закон №129 «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей в части исключения временно проживающих в России иностранных граждан из числа регистрируемых в качестве индивидуального предпринимателя».
Владимир Владимирович, для справки могу сказать, что в России насчитывалось таких, будем говорить, индивидуальных предпринимателей, которые находились у нас временно в Российской Федерации, более 20 тысяч, которые помимо этого еще незаконно в каждой небольшой торговой точке использовали от 10 до 15 незаконных мигрантов, прежде всего с нарушением налогового и миграционного законодательства.
В.Путин: Сразу же хочу сказать: ответственность должна быть адекватной содеянному. Для нас это серьезная проблема. Поэтому прошу представить предложения по ответственности за соответствующие нарушения.
Р.Нургалиев: Здесь, думаю, уместно было сказано Германом Оскаровичем [Грефом], и мы поддерживаем: необходимо подготовить документ «паспорт рынка», восстановить порядок регистрации хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка. На наш взгляд, это позволит исключить схемы по укрытию налогов и отмыванию денежных средств с использованием фирм-однодневок. И полагаем также, что было бы уместно, возможно, в системе Торгово-промышленной палаты создать систему специализированных центров, лабораторий по экспертному исследованию контрафактных и фальсифицированных товаров.
Вот такие меры мы вместе проводим и с Министерством экономического развития и торговли. И такие предложения мы подготовили 18 числа и вместе на совещании рассмотрим под руководством Германа Оскаровича Грефа.
В.Путин: Что касается Торгово-промышленной палаты, то ее возможности, конечно, нужно использовать. Примаков докладывал, они проводили исследования по Вашему же поручению, по Вашей просьбе.
Алексей Васильевич, пожалуйста
А.Гордеев: Владимир Владимирович, мы со своей стороны тоже изучали проблему торговли на сельскохозяйственных рынках или так называемых колхозных рынках. Я бы отметил, что в стране у нас на сегодня действуют 4700 рынков, из них 3100 являются уже частными и тысяча с небольшим являются муниципальной собственностью или региональной собственностью. По результатам наших проверок и анализа я выезжал в Рязанскую область на прошлой неделе.
Герман Оскарович коснулся темы управляющий компании. Могу сказать, что, к сожалению, мы не можем найти ни одного рынка, где бы управляющей компанией был потребительский кооператив из числа сельхозпроизводителей. Такую задачу мы в конкретной области поставили – хотя бы на уровне городов районного значения в течение месяца такие рынки открыть.
Я не буду перечислять все имеющиеся здесь недостатки, о них хорошо говорилось, но я бы отметил, что все‑таки рынок реализации сельхозпродукции как точка розничной торговли является очень льготным местом продажи, очень льготным. Но опять понятно, что там отсутствует надлежащий контроль даже за оборотом средств, нет кассовых аппаратов, снижены требования санитарно-гигиенические и так далее.
На мой взгляд, поддерживая Германа Оскаровича, я бы все‑таки две системные меры усилил бы.
Первая. Утвердил бы исчерпывающий перечень, что можно продавать на этих рынках. Непонятно, почему продается черная икра, допустим. Это не продукт первой необходимости.
Вторая. Продукция глубокой переработки и упакованная, например, твердые сыры, различные колбасы. Для этого есть цивилизованные места продажи – розничные магазины, пусть там это все и продается. Трудно понять, что это рынок для сельхозпроизводителей. Это и не входит в перечень сельхозпродукции. Это одна системная мера.
И вторая системная мера. Не знаю, может быть, с переходным периодом, но, на мой взгляд, это также является опытом западных стран: надо эти рынки отдавать в управление (или где‑то они могут быть и в собственности) непосредственно потребительским кооперативам, которые создают сельхозпроизводители. Тогда бы мы решили, наверное, три главные задачи: это прямой доступ сельхозпроизводителей к местам льготной реализации продукции…
В.Путин: Так для этого и вводился льготный режим.
Гордеев: Конечно.
В.Путин: Для чего – для того, чтобы наши товаропроизводители могли там реализовывать свою продукцию. А что получили на практике, в жизни?!
А.Гордеев: Мы бы все‑таки могли бы достигнуть умеренных цен, так как исключили бы целый ряд посредников. И это экономически было бы справедливо. И, более того, тогда бы покупателям были бы понятны лица, ответственные за качество продукции.
И наконец, конечно, мы бы значительно уменьшили теневой оборот и интерес криминальных структур к таким точкам реализации продукции.
Спасибо.
В.Путин: Давайте в этом направлении и будем работать.
Значит, из того поручения, которое мною сформулировано, пока ничего не сделано. Идет работа, процесс, но реально пока ничего не сделано. Да, правильно Герман Оскарович сказал, до 15 ноября срок – сегодня 16 октября, пока только направлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в Госдуме это обсуждается, все остальное в процессе работы. Нам нужен не процесс, не перманентная революция, а конкретные решения, которые улучшили бы ситуацию.
Хочу в этой связи подчеркнуть, что вопрос товарного наполнения в условиях открытой экономики сегодня ни для одной страны, у которой такая экономика сформирована, – а у нас она функционирует, – такой вопрос не стоит, в том числе для России. Вопрос, наоборот, в продаже, в рынке сбыта. То, что мы с вами собираемся делать, и то, что я поручил Правительству, – это не закрытие наших рынков для товаров иностранного происхождения, в том числе и для товаров из стран ближнего зарубежья. Конечно, нет, наш рынок должен быть открыт для этих товаров. Вопрос в том, чтобы навести там порядок, вопрос в том, чтобы обеспечить интересы российских граждан в первоочередном порядке – и с точки зрения рынка труда, и с точки зрения товаров, их качества и условий реализации.
Прошу в этом направлении активно работать.
Я также поручал МЭРТу в свое время подключиться к выработке проекта закона об игорном бизнесе. Вы знаете, что он направлен в Государственную Думу, нужно активно работать с депутатами, не допустить там никакого забюрокрачивания и сделать все, чтобы в эту сессию закон был принят.
И последнее. Хочу вас проинформировать о том, что мной подписан Федеральный закон о внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этим законом предусматривается повысить размер надбавок научно-педагогическим работникам высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук до трех тысяч рублей и семи тысяч рублей соответственно.
<…>