В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги,
Тема нашего сегодняшнего заседания – состояние и развитие автомобильных дорог в России.
В последние годы вопросам модернизации транспортной инфраструктуры мы уделяем особое внимание. Современные транспортные узлы, артерии – это одно из определяющих условий роста экономики. И вы знаете, что это направление развития обозначено в качестве одного из приоритетных в Посланиях Президента двух последних лет.
Именно транспортная инфраструктура определяет интенсивность хозяйственных связей, мобильность рабочей силы, товаров и услуг. Современные международные автомобильные коридоры – это выход на высокодоходный рынок транзитных и транспортных услуг. От разветвленности дорожной сети напрямую зависят деловые перспективы целых регионов России, их инвестиционная привлекательность и, подчеркну, качество жизни людей.
Негативный опыт многих стран уже показывает: экономический подъем можно планировать, можно сделать для этого очень многое, но он очень быстро упирается в потолок инфраструктурных ограничений, в нехватку нормальных дорог, низкую пропускную способность мостов и портов, если своевременно об этом не подумать.
Сегодня в России на долю автотранспорта приходится 77 процентов грузовых и 60 процентов пассажирских перевозок, существенно растут и объемы международных автоперевозок.
Сеть наших российских дорог – одна из самых протяженных в мире. Однако и по плотности, и по качеству дорожной сети мы пока отстаем от стран-лидеров.
Почти треть федеральных трасс перегружена. Мы сегодня с Министром [Игорем Левитиным] смотрели, он сам докладывал. Чуть в сторону от Москвы – еще более или менее приближается к норме. Как ближе к крупным центрам – практически все перегружено, все выше нормы. Из‑за плохих дорог государство и национальная экономика несут серьезные убытки – до 6 процентов ВВП страны в год, а более 12 миллионов российских граждан до сих пор не могут круглогодично пользоваться автотранспортом.
Бездорожье тяжким бременем ложится на село. В неразрешимую проблему превращается посещение ближайших районных центров, больниц, школ.
Очевидно, нам необходимо существенно наращивать объемы строительства и реконструкции дорог. И столь масштабный вопрос не закрыть только увеличением бюджетных ассигнований и перераспределением государственных ресурсов.
Дорожное хозяйство должно стать сферой эффективного сотрудничества государства и бизнеса, областью, привлекательной для вложения инвестиций.
Для этого пока не хватает современной правовой базы, а также адекватных принципов финансирования и управления дорожным хозяйством.
В четкой регламентации нуждаются права и ответственность всех уровней государственной власти, местного самоуправления за состоянием и развитием автомобильных дорог. Необходимы действенные механизмы привлечения внебюджетных средств, возможностей частных компаний по управлению дорожным хозяйством, в том числе на основе концессионных моделей, стабильных и долгосрочных контрактов на строительство и на эксплуатацию дорог.
Очень важно урегулировать земельные и имущественные отношения при строительстве и реконструкции дорог. Здесь нужны законодательные акты по резервированию земель, четкие процедуры выкупа участков для государственных нужд.
Знаю, что рабочая группа подготовила на заседание президиума предложение о специальном федеральном законе «Об автомобильных дорогах». Сегодня мы обсудим, насколько реально в его рамках урегулировать весь комплекс перечисленных выше вопросов.
Кроме того, надо предметно поработать и над продвижением в отрасль технологических и управленческих инноваций. Только на этом пути возможно снижение затрат и повышение качества в дорожном строительстве.
Ну и наконец, одна из самых главных проблем, о которой мы не должны забывать, не имеем права забывать: это жизнь и здоровье наших граждан. Мы неоднократно возвращались к этой теме, я даже в Послании говорил об этом, когда касался темы демографии. Преждевременный уход из жизни значительного количества людей в достаточно молодом возрасте, особенно мужчин, это в том числе не в последнюю очередь – гибель на дорогах. И это зависит также от качества наших дорог.
Вы знаете, это вечная проблема России. И, по большому счету, за нее браться – это себе дороже, такое неблагодарное дело. Но мы с вами не имеем права уходить от острых и насущных проблем нашей страны. Жилищная проблема – тоже не менее важная. Но если мы все время будем обходить острые углы, будем бояться до них дотрагиваться и приступать к их решению, мы никогда их и не решим. И поэтому я вас призываю отнестись самым серьезным образом к той теме, которую мы сегодня будем обсуждать.