В.Путин: Первый вопрос – работа над бюджетом 2007 года. Второе чтение должно пройти. Как Вы оцениваете совместную работу с депутатами?
Второй вопрос – это бюджет текущего года. Есть соответствующие поправки. Сразу хотел бы обратить Ваше внимание на то, что некоторые вещи действительно требуют особого внимания со стороны Правительства, имею в виду инфляционные процессы и другие составляющие реальной экономической жизни: это разница на ГСМ, на транспортные расходы, в том числе и в бюджетной сфере. Но сразу хотел бы обратить внимание на то, что одна из приоритетных задач Правительства – это борьба с ростом инфляции, поэтому, когда будете обсуждать с коллегами эту часть совместной работы над бюджетом 2006 года, не забывайте про это.
Я знаю, что Ваше ведомство как раз много делает для того, чтобы удержать инфляцию вместе с Центробанком, но нужно, чтобы наши коллеги прониклись необходимостью решения этой задачи совместными усилиями.
Следующий вопрос – продпаек, применительно в том числе к военным пенсионерам. Я дал соответствующее поручение. Знаю, что Вы работали над этим. Хотелось бы узнать, что сделано.
И вчера, и сегодня я разговаривал с председателем Центробанка. Мы фиксируем очень большой приток иностранной валюты, иностранного частного капитала. По предварительным оценкам, за первые девять месяцев текущего года это 27 миллиардов долларов. Это частный капитал, без всяких усилий государства – усилий в том смысле, что это не государственные деньги.
Это, наверное, результат снятия ограничений на валютные операции в соответствии с законом о валютном регулировании. Это, совершенно очевидно, повышение доверия граждан России к национальной валюте, потому что сокращаются накопления наших граждан в иностранной валюте и увеличиваются – в рублях. Как Вы оцениваете процесс? Что нам от этого ждать, где здесь плюсы, где здесь минусы, и что Вы по этому вопросу думаете?
А.Кудрин: На следующей неделе – второе чтение бюджета. Идет конструктивная работа со всеми профильными комитетами Государственный Думы. К сегодняшнему дню завершились заседания всех профильных комитетов, и в начале следующей неделе пройдет заседание профильного комитета по бюджету, который обобщит эти предложения ко второму чтению.
Сразу могу сказать: очень много было разных предложений и от депутатских групп, и от комитетов – перераспределить расходы с одних отраслей на другие. Но сегодня можно уже смело сказать, что в целом приоритеты, предложенные Правительством по всем основным направлениям, – это прежде всего поддержка регионов, поддержка образования, национальной обороны, здравоохранения и другие, – они поддержаны. И тем самым основные пропорции бюджета по направлениям сохранены. Тем самым перераспределения будут минимальными или практически они будут несущественными. Это предмет второго чтения.
В третьем чтении будем рассматривать вопросы внутри каждого раздела, каждого направления. Я встретился не только с «Единой Россией», но и КПРФ, встречался и выступал у них на фракции. Мы ведем работу параллельно со всеми фракциями, пытаемся ответить на все вопросы, дать разъяснения. Я хотел бы обратить внимание, что у нас в этом году есть серьезные новые расходы, которые получили дополнительное внимание, прежде всего это поддержка атомной отрасли. И здесь государство в первую очередь должно участвовать в этой работе – это 18 миллиардов рублей. Это борьба с перекрестным субсидированием в железнодорожном транспорте, в электроэнергетике. Прежде всего получат поддержку те регионы, которые находятся на Дальнем Востоке, на Севере. Это связано с высокими издержками на дизельное и другие виды топлива при производстве электроэнергии именно в этих регионах.
Если говорить о продпайке, то мы выполнили Ваше поручение и включили в бюджет следующего года новую норму. Она также будет продублирована и в законе об обороне в связи с тем, что продпаек как категория для всех военнослужащих отменяется. Вводится денежная выплата, которая будет с учетом индексации с 1 декабря следующего года больше тысячи рублей для каждого военнослужащего, но это не отменяет права Министра обороны вводить в отдельных частях и для отдельных подразделений продовольственный паек в натуральном виде, исходя из особенностей службы в этих подразделениях.
В.Путин: Там, где это необходимо.
А.Кудрин: Там, где это необходимо. Но в связи с тем, что теперь вместо натурального расчета или натуральной «корзины» каждому военнослужащему будет выделена денежная компенсация, с 1 декабря следующего года выплата составит больше тысячи рублей, – это будет принято и в расчет пенсий для пенсионеров. Тем самым этот фактор повлияет на размер пенсии, а впредь эта составляющая, как и все денежное довольствие, будет индексироваться. И пенсии также будут индексироваться. То есть та проблема, которая для военных пенсионеров была до сих пор в связи с тем, что денежная компенсация для военнослужащего не индексировалась в течение нескольких лет, – будет преодолена, как Вы поручали.
Если говорить о бюджете этого года, то, действительно, традиционно в конце года мы подправляем бюджет. У нас в предыдущие годы объем таких поправок был существенным. Нам хотелось разделить все дополнительные доходы, которые поступают. Но это существенно искажало приоритеты бюджета. По сути, это было исправлением недостаточно качественной плановой работы. Мы должны впредь более четко планировать бюджет на год, чтобы минимально менять его в течение года. То есть заранее договариваться обо всех основных направлениях, всех объектах инвестиционной программы.
Поэтому я поддерживаю только те изменения, которые связаны с индексацией отдельных статей расходов бюджета, связанных не предусмотренными, скажем, ценами на бензин или транспортными расходами, связанными опять же с этими ценами. То есть это минимальный круг вопросов, которые не были учтены или по факту оказались несколько иными. Остальные расходы не должны касаться новых обязательств, новых объемов строительства. Это все должно предусматриваться в плановом порядке.
Тогда нам удастся избежать синдрома четвертого квартала, как мы его называем иногда, когда приходится менять бюджет в ноябре и потом эту сумму – она иногда была больше 100 миллиардов – в декабре пытаться успеть израсходовать. Это снижает эффективность средств, а в январе–феврале мы получаем всплеск инфляции. Нам, конечно, в этом году надо этой составляющей избежать.
Ну и конечно, мы имеем в этом году выше, чем мы ожидали, цены на нефть. Мы планировали бюджет из 40 долларов за баррель. Затем назвали новый прогноз, что в этом году будет примерно 65 долларов за баррель. Сейчас она фактически с начала года – около 63. То есть это все равно больше, чем 40 долларов, которые мы планировали.
Это означает, что если за восемь месяцев прошлого года приток валюты был таков, что Центральный банк выкупил и увеличил свои золотовалютные резервы на 25 миллиардов, то уже за этот год за восемь месяцев – на 77 миллиардов. Это, конечно, увеличило денежные предложения, которые осуществил Центральный банк, выкупая эту валюту, поэтому у нас денежная масса приросла больше, чем даже в прошлом году за это время, – на 45 процентов.
У нас есть некоторое беспокойство. Это создает фон давления в виде инфляции, поэтому мы не должны добавлять к этому уже произошедшему увеличению денежной массы еще и расходы, которые бы ухудшили ситуацию по инфляции. Наша задача – наоборот сдержать приток, оставить его под контролем. И здесь хочу сказать: в ближайшее время Минфин совместно Минэкономразвития внесет предложения по дополнительным мерам сдерживания инфляции в конце года. Тенденция лучше, чем в прошлом году, но все равно у нас есть еще беспокойство, поэтому мы будем принимать дополнительные меры.
Сейчас наметившееся снижение цен на нефть компенсируется дополнительным притоком валюты в виде притока капитала. 27 миллиардов долларов – это сальдо притока. Это разница между оттоком и притоком, которая сложилась в частном секторе. Самый большой приток за последние много лет оказался во втором квартале, сумма притока – 17,6 миллиарда долларов. И в третьем квартале.
В.Путин: А планировали отток?
А.Кудрин: А планировали отток суммарно по году.
В.Путин: Примерно три миллиарда?
А.Кудрин: Примерно три миллиарда. Сейчас суммарный приток, сальдо, – около 27 миллиардов долларов. Этот приток отразился в общих инвестициях, в том числе в прямых инвестициях. Могу сказать, что за этот же период прошлого года у нас было прямых инвестиций 18,1 миллиарда долларов, а в настоящей момент – 20,8 миллиарда долларов. Должен сказать, что Россия по прямым инвестициям обогнала такие страны, как Япония, Канада и ряд других ведущих стран мира.
Прямых инвестиций мы теперь имеем больше, чем некоторые развитые страны, что говорит о том, что идет модернизация экономики, модернизация промышленных предприятий. Конечно, наша задача – увеличивать приток инвестиций именно в перерабатывающие отрасли, чему мы посвящаем в последнее время работу Правительства. Это связано и с оттоком денег населения из долларов в «чулках» или «матрасах», как мы говорим, в рубли, со своих валютных вкладов в рублевые вклады в банках.
В этом году такой отток составил 10,3 миллиарда долларов, за аналогичный период прошлого года всего было 2,9 миллиарда. То есть доверие к новому курсу, к конвертируемости рубля, к уверенному поведению рубля в отношении других валют укрепляется, рубль становится все более надежным вложением. В нем можно сберегать, и это позитивно влияет, также сдерживает инфляцию.
Чем больше люди доверяют рублю, тем больше операций будет проходить в рублях и тем больше наша экономика будет монетизироваться. Это означает, что количество денег в экономике даже можно будет увеличивать. Пока что количество денег в нашей экономике, которое мы можем себе позволить, не такое высокое, как в других странах. Монетизация нашей экономики составляет 27 процентов – это уровень денежной массы к ВВП. У развитых стран этот показатель больше за счет того, что экономика больше впитывает, больше прокручивает через свои финансовые институты.
У нас сейчас монетизация экономики растет, но пока еще медленно – это связано с тем, что нам надо развивать и финансовые институты, и проводить структурные реформы. В целом либерализация валюты с 1 июля оказала позитивное влияние, но это означает, что экономическая политика и макрополитика должны быть очень консервативны, сдержанны, не давать ложных сигналов о притоке и оттоке краткосрочных капиталов. Это всегда раскачивает и курс, и экономику, поэтому здесь должна быть стабильная, продуманная, взвешенная работа.
В.Путин: С Центральным банком разберитесь по поводу прогноза укрепления национальной валюты на следующий год: от 0 до 10 процентов планировать, сегодня в течение дня все возможно – это что за прогноз? В этом году все‑таки выходят на 9–9,5, а в следующем году планируют уже 10.
А.Кудрин: Центральный банк – независимая структура. Это означает, что Центральный банк оставляет за собой такую вилку в связи с пока еще ожидаемой реакцией на дополнительные расходы государства – как государство поведет себя, используя допдоходы от нефти. Если государство будет больше тратить от нефти, укрепление будет больше. Поэтому сегодня это признак некоторой неопределенности, которую Центральный банк ощущает в действиях Правительства.
В.Путин: Надеюсь, что та твердая позиция, которую Вы мне только что сообщили в связи с возможными изменениями в бюджете 2006 года, будет способствовать дальнейшему росту стабильности российской экономики.