В.Путин: Начнем с принципов финансирования, которыми Министерство занимается, и об организации труда в отрасли в целом, а потом поговорим о более частном.
А.Фурсенко: Во‑первых, сейчас в Москве проходит совещание руководителей органов образования всех регионов России. Обсуждается одна главная тема – принципы финансирования. При этом те методические разработки, которые были сделаны Министерством и которые предложены в качестве даже не рекомендаций, а просто предложений, мы разослали. Они в целом поддерживаются и сейчас готовятся в рамках Вашего поручения о поддержке комплексного развития образования в регионах. Думаю, что, по крайней мере, половина регионов России готова с 1 января вводить их у себя. Это решение должно быть принято на региональном уровне. И еще раз хочу сказать, что регионы к этому готовы.
В.Путин: Давайте напомним, в чем они заключаются.
А.Фурсенко: Идея заключается в том, что, во‑первых, финансирование образования осуществляется по нормативно-подушевому принципу. Это значит, что деньги следуют за учеником. При этом нормативы определяются исходя из условий конкретного региона.
В.Путин: Не совсем понятно, что такое «деньги следуют за учеником».
А.Фурсенко: Есть рядом две школы, которые работают в одинаковых условиях, но в зависимости от того, сколько учеников в школе, определяется система финансовой поддержки. Если в одной школе 200 учеников, а в другой 400, то та, где 400, должна получать больше, но при этом надо учитывать, что если одна школа в селе, а другая в городе, то нормативы должны быть разные.
В.Путин: Вырабатываются принципы, по которым определяется объем необходимого финансирования того или иного учреждения?
А.Фурсенко: Да. И одновременно происходит мотивация школ добиваться привлечения к себе учеников: если у тебя больше учеников, то ты получаешь больше денег. И эти средства передаются в школу, причем они идут через регион. Передает их муниципалитет, но главное, что принципы подушевого финансирования не ограничиваются уровнем муниципалитета, а передаются дальше в школу.
В.Путин: И с одновременной передачей на уровне школы определенных дополнительных прав?
А.Фурсенко: Но директор при этом – в смысле вопроса оплаты труда – становится хозяином этих денег.
В.Путин: И на что он имеет право после этого?
А.Фурсенко: Во‑первых, он имеет право регулировать свое штатное расписание. Он и сейчас имеет на это право, но у него гораздо меньше возможностей, когда финансирование определяется сверху. То есть как бы ему дают деньги в зависимости от того, сколько у него было в предыдущие годы. Он точно понимает, что он свое финансирование обеспечивает количеством учеников, соответственно, качественным преподаванием, потому что придет больше учеников туда, где лучше качество преподавания, он уже может планировать, какую зарплату он может дать учителям, какое он будет закупать оборудование, учебники и какие условия он будет создавать для учебы.
И вот вторая часть – это переход на новую систему оплаты труда. По ней мы тоже разработали наши рекомендации. Очень важно, чтобы мы отошли от единой тарифной сетки, чтобы оплата производилась не в зависимости от количества часов, которые учитель проводит в классе, а от того, какое качество преподавания обеспечивается. Чтобы учитывалось, сколько ребят в классе, комплектный класс или класс маленький, чтобы учитывалась квалификация учителя. И эти подходы уже кое‑где в регионах реализуются. Где‑то будут реализовываться с 1 января. Примерно половина регионов России готова с 1 января перейти на эту систему.
В.Путин: Отлично. И несколько слов о том, как идет национальный проект «Образование». Что там происходит сейчас, что нужно сделать дополнительно?
А.Фурсенко: Во‑первых, есть план, и этот план выполняется. Закончился конкурс на лучшую школу, на лучших учителей. К 5 октября, ко Дню учителя, все преподаватели – победители национального конкурса получат по сто тысяч рублей. Школы-победители – это три тысячи школ – уже получили эти деньги, сейчас идет закупка оборудования.
Очень важно, что появились такие мощные сообщества потому, что в регионах и на федеральном уровне мы собираем этих учителей, собираем методические советы, привлекаем их к оценке учебников. Это очень важная проблема. Вы в свое время указывали на то, что учебники в ряде случаев оставляют желать лучшего. Мы привлекаем сейчас лучших учителей для того, чтобы они оценили учебники, наряду с представителями науки – и педагогической, и академической.
Кроме этого завершается конкурс по поддержке талантливой молодежи. К 10 октября будут определены все победители. На сегодня распределено более четырех тысяч премий, и деньги переводятся на личные счета молодых людей – победителей этого конкурса. Сейчас мы проводим анализ, и работа с этими молодыми людьми тоже будет продолжена. То есть у нас в регионах будет соответствующая база данных для того, чтобы ребята продолжали участвовать в развитии системы образования и в развитии страны.
Кроме этого победители конкурса лучших вузов – первые семнадцать победителей – начали реализовывать программы, вчера слушали отчет первых двух вузов, работа идет хорошо, интересно. Очень важно, что это позволило принципиально по‑другому построить систему образования и развитие науки в высших учебных заведениях. Создать новые лаборатории по самым приоритетным направлениям. Такое модное и важное направление, как нанотехнологии: по‑моему, в одиннадцати вузах создаются соответствующие лаборатории, закупается оборудование и привлекаются, что очень важно, новые методисты и новые преподаватели, причем не обязательно из вузов, а из науки, из промышленности, из бизнеса.