Ж.Ширак: Дамы и господа!
Начиная нашу пресс-конференцию, позвольте мне высказать Федеральному канцлеру Германии все те чувства, которые испытывает Франция в связи с катастрофой, произошедшей вчера в Германии, и попросить ее передать всем семьям жертв и пострадавшим соболезнования от имени Франции. Соболезнования, которые я хотел бы выразить также Президенту Путину в связи с катастрофой, не столь масштабной, но повлекшей за собой жертвы, произошедшей на Чукотке с кораблем.
Я хотел бы от всего сердца поприветствовать здесь, во Франции, Президента Путина и госпожу канцлера Меркель и сказать им о том удовлетворении, которое испытываем мы, встречая их здесь, на традиционной трехсторонней встрече, которая позволяет продвинуться вперед в рамках стратегического партнерства между Евросоюзом и Россией.
Мы хотим продвинуться вперед в тех размышлениях, которые ведет Европейский союз в организации четырех «общих пространств»: экономического, правосудия и внутренних дел, внешней политики, культуры и образования. Это четыре направления, в которых мы продвигаемся вперед и удовлетворены этой ситуацией. Это станет очередной темой наших переговоров в следующем году по заключению нового договора о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Россией. Мы нацелены на расширение этого партнерства во всех областях. Сегодня утром мы говорили об этом – в особенности это касается энергетики, – и я подчеркиваю, что Финляндия, являющаяся председателем ЕС, пригласила Президента Путина на европейский саммит, который состоится в октябре. Мы затронули также целый ряд проблем, который касается инфраструктуры, сотрудничества в авиакосмическом секторе, экономического сотрудничества между нашими регионами. Разумеется, мы затронули региональные вопросы, подтвердив нашу общую волю участвовать в развитии мирных процессов везде, где есть необходимость, и поддерживать тесное сотрудничество в этих направлениях. Мы упомянули Косово, где поддерживаем усилия Президента Ахтисаари [Финляндия] для выработки согласованного решения. Мы обсудили так называемые замороженные конфликты на Кавказе, в Молдавии, где Европейский союз и Россия должны соединять усилия во имя мира. Мы затронули проблему необходимости переговоров и диалога по поиску решения конфликта между «шестеркой» и Ираном, который сейчас является предметом переговоров господина Соланы от имени «шестерки». Мы, разумеется, упомянули проблематику Ливана и Ближнего Востока, выразив надежду на то, что сможем продвинуться к мирному решению, которое требует восстановления спокойствия в Ливане и восстановления государственной власти на территории всего государства, для чего необходимо избежать новой драмы в Палестине, – а такая угроза существует, принимая во внимание нынешнюю ситуацию, в которой находятся палестинцы.
Это основные темы, которые мы обсудили. Я хотел бы сначала передать слово Президенту Путину, а затем госпоже Меркель.
В.Путин: Большое спасибо, уважаемый господин Президент.
Дорогие дамы и господа!
Только что у нас состоялись очень насыщенные и продуктивные переговоры с Канцлером Федеративной Республики и Президентом Франции.
Встреча прошла, как и обычно в таких случаях, в духе открытости и полного взаимопонимания. Она еще раз показала, что формат «тройки» востребован и зарекомендовал себя в позитивном ключе на практике. Рассматриваем его в качестве надежного и хорошего механизма согласования подходов и выработки совместных действий в духе стратегического партнерства.
Еще раз подчеркну: такой регулярный обмен мнениями позволяет нам не только лучше понимать друг друга, но и оперативно реагировать на актуальные международные угрозы и вызовы, согласовывать позиции в двухстороннем формате
Хотел бы здесь сразу отметить схожесть наших позиций по основным внешнеполитическим проблемам. Жак только что сказал об этом. Так, было вновь подтверждено общее стремление к справедливому урегулированию положения на Ближнем Востоке, в том числе в Ливане. Был продемонстрирован и совместный настрой на политико-дипломатическое разрешение ситуации вокруг иранского ядерного досье, а также на создание условий для долгосрочной стабильности в других взрывоопасных точках.
В ходе встречи говорили и о результатах саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
Я уверен, что при передаче эстафеты председательства от России к Федеративной Республике мы будем взаимодействовать так же плодотворно. В том числе в таких приоритетных для нас всех сферах, как энергетика, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями.
Особое внимание мы уделили отношениям России и ЕС. Очевидно, что во взаимодействии России и Евросоюза безусловным приоритетом остается формирование четырех общих пространств. Мы надеемся, что проявленное на нынешней встрече нашими французскими и немецкими коллегами чувство глубокой заинтересованности в укреплении сотрудничества России и Евросоюза позволит серьезно продвинуться в решении поставленных задач. Рассчитываю, что такой подход сохранится и во время предстоящего председательства в ЕС Федеративной Республики Германия, а затем и Франции.
Из других сфер трехстороннего взаимодействия отмечу также, что для нас приоритетным является сотрудничество в области промышленности и энергетики. Россия заинтересована во взаимных кооперационных связях и реализации совместных проектов в высокотехнологичных областях в авиации и космонавтике, современной транспортной инфраструктуре.
Мы говорили, конечно, и о космосе, и об авиации применительно к конкретным проектам. Вчера только, вы знаете, были подписаны в двухстороннем формате документы, которые дают возможность реализовать транспортные инфраструктурные проекты в России совместно в данном случае с французскими партнерами в объеме более 10 миллиардов долларов. У нас большие планы с Федеративной Республикой в области энергетических проектов, машиностроения. Все это было в центре нашего внимания и должен отметить, что встреча проходила не просто конструктивно – она была предельно деловой, конкретной. За создание такой деловой и благоприятной атмосферы для переговоров я очень благодарен Президенту Франции Жаку Шираку. Спасибо большое.
А.Меркель: Во‑первых, позвольте от всей души поблагодарить за сердечный прием во Франции на этой встрече, в том числе и со стороны населения Франции. Это меня очень впечатлило. Эти встречи Франции, России, Германии проводятся с 1998 года. Они уже стали доброй традицией и, естественно, внесли свой вклад в то, что стратегические отношения, хорошие отношения между Россией и Европейским союзом, в частности, с Германией и Францией, таким образом не только поддерживаются, но им дается и дополнительный импульс. И тот факт, что Германия, Франция встречаются с Россией, свидетельствует об укреплении и расширении отношений России со всем Европейским союзом.
Мы сегодня действительно говорили о ряде двухсторонних и трехсторонних проблем и о международных темах, о стратегической направленности российско-европейского сотрудничества. Мы рады предстоящему визиту российского Президента в Лахти (Финляндия) и видим большие перспективы для такого сотрудничества в сфере энергетики. Это должно основываться на том, что мы надежные партнеры друг для друга, и есть интерес с обеих сторон, то есть здесь нет проигравших, есть только победители.
Мы говорили и о том, каким образом будут развиваться другие области сотрудничества. Мы посмотрели, каким образом мы оцениваем международную обстановку. Я исключительно позитивно оцениваю сотрудничество России, Германии, Франции по такой проблеме, как Иран. Мне кажется, что только международное сообщество может оказать необходимое влияние на Иран, чтобы достичь политического решения. И мне кажется, что многочисленные беседы между высокими представителями ЕС по внешней политике и иранскими представителями приведут к прогрессу. Мы, как европейцы и «шестерка», сделали четкое предложение: мы хотим дать Ирану перспективу, но на основе четких международных правил игры. Очень важно, что кроме использования военной компоненты – миссии ООН – мы должны продвинуть и политический диалог между Израилем и Палестинской автономией. Мы хотим решения в формате двух государств, мы хотим поддержать Аббаса в его усилиях по созданию правительства национального единства, и мы хотим, чтобы Ливан укрепил свой суверенитет, и тем самым была бы улучшена политическая ситуация в этой стране. То есть чтобы Ливан мог использовать все, что подобает иметь государству, и чтобы у него была бы такая возможность и сотрудничество с миссией ООН.
В целом я считаю, что эти встречи весьма важны. Они прошли в конструктивной дружественной обстановке. Отдельно хочу сказать огромное спасибо хозяевам встречи, которые внесли в ее подготовку большой вклад.
Вопрос (Президенту Ж.Шираку): Европейцы – пассажиры одного корабля. Является ли это сильным сигналом в адрес Соединенных Штатов?
Ж.Ширак: Не вижу, какого рода знаком это могло бы быть. Но, с другой стороны, это, безусловно, сильный знак в отношении Европейского союза, который нацелен на дальнейшее развитие на европейском контексте, который расширяется и нацелен на поддержание прекрасных отношений с Россией. Но это союз, который не направлен против кого‑либо.
Вопрос: Госпожа Федеральный канцлер, есть однозначные вопросы, я не хочу их сейчас задавать. В преддверии этой встречи я вспоминаю год 2003-й, когда там был разговор об оси Париж–Берлин–Москва. Вопрос: Вы говорите, что считаете очень важными эти встречи, но до этого Вы говорите, что в принципе такое решение не подходит.
А.Меркель: Я уже говорила о том, что такие встречи происходят с 1998 года. Вот с 98-го года я считаю их правильными. И должно быть четко и ясно. И господин Президент Ширак сказал, что они не направлены против кого‑либо. У нас есть общие интересы, у нас есть необходимость обмениваться мнениями. И мы не хотим против кого‑либо этого направлять. По проблематике Европейского союза – есть, конечно, вопросы. Важно, что это конструктивная и полезная встреча.
Вопрос (всем): Не могли бы вы более подробно остановиться на тех договоренностях, которые были достигнуты в области авиастроения и космоса? И, если позволите, отдельный вопрос к Владимиру Путину. Владимир Владимирович, Вы неоднократно заявляли, что не пойдете на третий срок. Но в последнее время сразу несколько российских регионов выступают с инициативой проведения референдума, который позволил бы Вам баллотироваться на третий срок, и, соответственно, были бы внесены поправки в Конституцию. Если провести такой референдум, то нетрудно предсказать его результаты. Это как‑то повлияет на Ваше решение по поводу третьего срока? Спасибо.
В.Путин: Все‑таки начнем с нашей сегодняшней работы. Вы спросили о сотрудничестве между Россией и европейскими странами, в частности, Германией и Францией, в области авиации и космоса. Всем уже хорошо известно, что эта тема стала особенно актуальной после того, как стало известно, что один из российских банков приобрел пятипроцентный пакет Европейской авиакосмической компании (EADS). И мы сегодня достаточно подробно говорили и об этой ситуации, и обо всем комплексе нашего взаимодействия в указанной Вами сфере. Прежде всего хочу сказать, что все мы выразили заинтересованность в развитии сотрудничества в сфере авиации и космоса. И наши немецкие и французские партнеры подтвердили свою заинтересованность в участии в ряде космических проектов, в том числе и создании современного челнока – челнока нового поколения – для транспортных космических перевозок и для пилотируемых полетов. У нас существует целая программа развития контактов с EADS, в том числе в промышленной сфере, прежде всего в промышленной сфере, на что особый упор сделал Президент Франции.
Что касается приобретения нашим банком пятипроцентного пакета EADS, то могу всех успокоить: это не признак какого‑то агрессивного поведения со стороны российских партнеров. Это игра на рынке ценных бумаг. Наш банк воспользовался благоприятной конъюнктурой понижения котировок этой компании. И приобрел известный пакет. Мы не собираемся использовать этот пакет для того, чтобы как‑то функционально изменить ситуацию в EADS. Но мы готовы к развитию сотрудничества с этой компанией. Но это сотрудничество в субстантивном плане будет развиваться, только если нами будут достигнуты соответствующие договоренности с немецкими и французскими партнерами. А это может быть возможно в результате работы экспертной группы, которая должна будет определить перспективу такого сотрудничества. О создании этой экспертной группы мы сегодня договорились.
Да, что касается инициативы по поводу изменения Конституции и третьего срока и так далее. Насколько мне известно, во Франции нет вообще ограничения по срокам избрания президента. Но в России такие ограничения есть. И я очень благодарен тем гражданам России, которые оказывают мне доверие. Очень благодарен. Но на вопрос Ваш о том, что делать в этой ситуации, ответ может быть только один – подчиниться закону и Конституции, действующей в России.
Вопрос: Если не ошибаюсь в своих ощущениях, то кроме разговоров об излишней зависимости от России в Европе все чаще говорят о необходимости расширять сотрудничество, особенно во Франции и Германии, что, по‑моему, сейчас подтвердили уважаемые лидеры. Чувствуете ли изменения в этих настроениях и как Москва намерена на них реагировать? И, кстати, если можно, вопрос ко всем трем лидерам: как вы оцениваете текущее сотрудничество в энергетической сфере, работу над крупными проектами? Спасибо.
В.Путин: Мы сегодня много говорили об энергетике. Естественно. И еще раз все подтвердили тезис о том, что у нас в этой сфере существует взаимная зависимость. Зависимость ваших потребителей от поставок из России энергоресурсов и зависимость наших поставщиков от потребителей. И в целом это позитивная зависимость, которая только укрепляет наше сотрудничество и создает стабильные условия для развития европейской и российской экономик.
Если мы не будем ничего политизировать, мы согласимся, что это правильный тезис. Мы видим позитивные изменения в настроениях европейской общественности, и в политических, и в экономических кругах наших партнеров. Мы это не только видим, мы на это соответствующим образом реагируем. Я сегодня проинформировал наших коллег о том, что мы планируем делать в сфере энергетики. Все наши планы по развитию транспортной инфраструктуры не направлены против кого бы то ни было. Они служат только одной цели и одной задаче – диверсификации транспортных потоков для наших основных потребителей в Европе. Все наши традиционные страны-транзитеры не столкнутся — у нас нет таких планов и не будет – они не столкнуться с дефицитом у себя, на собственном рынке. Они будут выполнять важную роль транзитных стран так же, как это было до сих пор. Мы не планируем сокращения объемов транзита через те страны, которые используются в качестве таковых традиционно. Россия намерена выполнять все свои обязательства перед всеми нашими партнерами в Европе. Более того, некоторое время назад в один из своих первых приездов в Москву госпожа Меркель ставила вопрос о возможности переориентации части ресурсов с одного из крупнейших нефтегазовых месторождений северо-запада России – со Штокманского месторождения – на европейские рынки. Могу вас проинформировать: компания «Газпром» рассматривает такую возможность, и такое решение может быть компанией «Газпром» принято в самое ближайшее время.
Да, для справки могу сказать, что если сегодня мы поставляем в Германию примерно 55 – если я не ошибаюсь – миллиардов кубометров газа, то с одного Штокмана мы сможем в год поставлять от 25 до 45 миллиардов в пике поставок. Можете представить себе, какой это объем! И что это значит для экономики Европы и для экономики Германии. Поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 50–70 лет. Это создает абсолютно стабильную, устойчивую ситуацию в экономике и в энергетике Европы, прежде всего, конечно, в энергетике Федеративной Республики Германия.
Вопрос (Президенту Ж.Шираку): По данным газеты «Републикэн» [l'Est Republicain], французское управление по разведке направило Вам доклад о смерти Усамы бен Ладена. Можете ли Вы это подтвердить? С другой стороны, я хотел бы спросить: госпожа канцлер, господин Путин, есть ли у вас подобная информация?
Ж.Ширак: Первая реакция – я был удивлен тем, что конфиденциальный доклад разведуправления был опубликован, и просил министра обороны немедленно провести расследование по этому вопросу и сделать все необходимые выводы. Что же касается сути вопроса – то есть этой информации, – она никоим образом на данный момент не подтверждена, и у меня нет комментариев по этому вопросу.
А.Меркель: У нас тоже нет сведений по этому поводу.
В.Путин: Во‑первых, хочу сказать, что между нашими специальными службами налажен очень хороший обмен информацией. Мы удовлетворены уровнем сотрудничества, особенно с французскими партнерами. Это очень деловые люди, профессиональные. И это полезная совместная работа, в том числе и на самом остром направлении – борьбе с терроризмом. Что касается различных утечек, то могу сказать следующее. Когда появляются доклады подобного рода, а потом происходит утечка информации, это наводит на мысль о том, не сделано ли это специально. Но у нас подобного рода информации нет.
Вопрос: Сколько времени отводите вы для иранцев, для продолжения диалога? Иными словами, насколько хватит вашего терпения, прежде чем будут приняты санкции?
Ж.Ширак: У меня была возможность сказать вам – и я думаю, что это мнение разделяют. В этом деле необходимо сделать все, чтобы найти диалоговое решение. Это всегда лучший выход. Лучшее урегулирование любых проблем. И я умеренно оптимистичен, поскольку это присуще мне, относительно успеха переговоров, которые прошли между «шестеркой» и Ираном, между господином Соланой и господином Лариджани. Мы ждем результатов и надеемся, что в ближайшее время будет принято соглашение, к которому мы придем путем диалога.
Вопрос: Вчера в Ливане прошла масштабная манифестация лидеров «Хезболлы», которая критиковала силы ООН. В частности, немецкие военно-морские силы, говоря, что Германия пришла – и вообще силы ООН пришли – для обеспечения израильской безопасности. Как оцениваете вы результаты этой демонстрации, господин Ширак, госпожа Меркель и Президент Путин? У меня вопрос к вам. Вы говорили о справедливом решении для Ливана. Международный суд для осуждения виновных в убийстве экс-премьера Харири вписывается в контекст такого справедливого урегулирования?
А.Меркель: Я считаю, что это естественно, что мы действуем на основе резолюции 1701, и это означает, что мы помогаем Ливану. Поддерживая его в решении его задач, то есть охране побережья и предотвращении контрабанды оружия. Германия предпринимала самые различные меры, чтобы добиться самостоятельного, сильного, суверенного Ливана. И мы именно в этом поддерживаем премьер-министра и правительство этой страны. А с другой стороны, понятно, что Израиль, естественно, имеет право на существование, но мы здесь реализуем резолюцию 1701.
Ж.Ширак: У меня неоднократно была возможность говорить: ливанцы хотят жить в свободном и независимом государстве? Ответ: безусловно, да. Но не может быть свободного и независимого государства, если его правительство не способно осуществлять свою власть на всей территории. Это то, что констатировали Объединенные Нации, принимая резолюцию 1701, и эта проблема должна быть урегулирована. Решить ее могут и должны сами ливанцы, это должен быть внутриливанский процесс, процесс, основанный на благоразумии. И с другой стороны, очевидно, поскольку вы упоминаете демонстрацию, что является чертой демократии, очевидно, что «Хезболла» призвана стать в Ливане политической партией, партией как частью ливанского народа, партией, которая нормально впишется в правила и рамки демократии. К этому стремимся мы для Ливана и для ливанцев.
В.Путин: Прежде всего хочу сказать, что мы готовы принять решение по направлению в Ливан небольшого контингента российских военных строителей для оказания помощи этой стране в восстановлении ее инфраструктуры, разрушенной в результате бомбардировок. Мы планируем сделать это не в рамках миссии ООН, а на двухсторонней основе, но считаем, что это существенный вклад в международные усилия по восстановлению Ливана. Но мы сделаем это только в том случае, если убедимся, что этого хотят все политические силы Ливана и что наше участие там приветствуется всеми политическими силами Ливана.
Теперь что касается трагедии, связанной с убийством бывшего премьер-министра Харири. Мы полагаем, что ведение международного расследования и доведение его до суда является действием в абсолютно правильном направлении, которое, как мы вчера еще говорили с Президентом Шираком, должно показать всем, что решение политических проблем подобным, террористическим, образом для международного сообщества неприемлемо. И убийцы должны быть найдены и наказаны, кем бы они ни были.
Вопрос (Президенту В.Путину): Вы сказали про «замороженный конфликт», что существует совместная позиция. Я бы хотела услышать, в чем состоит эта совместная позиция, в частности, по поводу непризнанных территорий на территории государства Грузия, особенно после того, что в последнее время сказал господин Саакашвили о демилитаризации. Спасибо.
В.Путин: Михаил Николаевич – человек горячий, на Кавказе все политические деятели отличаются особой эмоциональностью. И тем более, конечно, он переживает за свою страну, за непростую ситуацию, в которой находится государство.
Считаю, что основой любого урегулирования должно быть стремление к поиску диалога и компромисса. И если такая политическая воля будет проявлена со стороны всех вовлеченных в конфликт сторон, то можно рассчитывать на результат. Россия готова выступить гарантом таких возможных договоренностей. В этом, собственно, и заключается общий подход к «замороженным конфликтам», который мы констатировали сегодня.