В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
(Обращаясь к А.Гордееву.) Алексей Васильевич, давайте начнем с села: как идет уборка, каковы результаты в тех регионах, где это уже состоялось, и перспективы ближайшие, перепись.
А.Гордеев: На сегодня, по той информации, которую мы ведем совместно с регионами, намолочены площади 30 миллионов гектаров, это 68 процентов от уборки, предполагаемой в текущем году. Надо отметить, что намолочено, то есть собрано, 63,5 миллиона тонн зерна, или на 4 миллиона тонн меньше, чем в 2005 году.
Говоря о разрезе по округам, можно отметить, что практически завершается уборка в Южном федеральном округе. Здесь около 90 процентов уже убрано. Намолочено 23,5 миллиона тонн зерна. Чуть меньше прошлого года, но предполагаем: если погодные условия позволят, то вместе с уборкой риса и кукурузы на зерно валовой сбор примерно будет на уровне прошлого года – около 25 миллионов тонн.
Также хотел бы отметить, что в Приволжском федеральном округе зерновые обмолочены уже на 81 процент. Здесь мы видим, примерно ожидаем урожай прошлого года – около 22 миллионов тонн. Это я называю уже в чистом весе.
Самое сложное положение в Центральном федеральном округе из‑за длительного дождливого периода. Брали специально данные по Росгидромету. Таких условий не наблюдалось последние 50 лет. Всего убрано 74 процента площадей. Идет очень сильное отставание. И мы видим, что здесь будет примерно на 3 миллиона тонн меньше, чем в прошлом году. Мы принимаем сейчас организационные различные решения, с тем чтобы перебросками уборочной техники ускорить уборку в сентябре текущего года.
В Сибирском федеральном округе пока погода благоприятствует. Убрано 35 процентов площадей. Это в общем‑то примерно в темпах прошлого года и средних наблюдений за последние пять лет. На сегодня намолочено 4,5 миллиона тонн. Ожидаем, что здесь урожай будет на уровне прошлого года – порядка 13 миллионов тонн.
По нашим прогнозам, уборка зерновых практически полностью завершится до 1 октября.
Посмотрели, какие могут быть потери, так называемая рефакция – это неиспользованные отходы. Она будет выше, чем в прошлом году, из‑за погодных условий, составит от 9 до 10 процентов. Это на два процента выше прошлого года. Но важно в отношении продовольственного зерна, что баланс складывается. И, кроме того, мы имеем в резерве Правительства 1600 тысяч тонн продовольственного зерна и в любой момент можем выйти с товарными интервенциями, с тем чтобы была обеспечена потребность любого региона страны в продовольственном зерне. Если так коротко сказать о том, что сейчас происходит на селе. И, конечно, поставлена задача – обеспечить организованный сев уже озимых культур, так как примерно это 40 процентов в балансе производства, и нам очень важно также сохранить площади озимого сева не менее, чем было в текущем году.
В.Путин: Прогноз‑то по урожаю какой у Вас с учетом тех данных, которые есть сегодня?
А.Гордеев: Мы его называли еще в мае. Нас даже обвиняли, что он слишком пессимистический – 73 миллиона тонн. Видим, что примерно так и будет – от 73 до 74 миллионов тонн, то есть тот прогноз, который официально имело министерство и, следовательно, Правительство, он будет полностью совпадать с фактом. Это полностью закрывает наши потребности и даже с учетом переходящих запасов оставляет экспортную составляющую около 10 миллионов тонн.
В.Путин: То есть экспортный потенциал будет у страны в размере 10 миллионов?
А.Гордеев: Да. И в этом году мы на экспорт реализовали 12,5 миллиона тонн. Здесь будет чуть поменьше – около десяти.
Если говорить о переписи, то получены первые предварительные итоги. Надо отметить, что в переписи приняло участие около 100 миллионов граждан, то есть она коснулась жизнедеятельности такого количества людей. Мы уже видим, что уточненные данные не совпадают с тем количеством предприятий и участников сельхоздеятельности, которые были включены в отраслевые регистры. В частности, количество хозяйств по индивидуальным предпринимателям оказалось на 5,4 процента больше, по малым сельхозпредприятиям – больше на 1,4, по крупным и средним организациям – больше на один процент. То есть мы на сегодня будем создавать новую генеральную совокупность объектов, с тем чтобы проводить дальше статистические обследования.
Если говорить по количеству, то в переписи участвовало и выявлено объектов крупных, средних и малых сельхозорганизаций – 48 тысяч, крестьянско-фермерских и индивидуальных предпринимателей – 280 тысяч, подсобных хозяйств несельхозорганизаций – 11 тысяч, личных подсобных хозяйств, я обращаю внимание на эту цифру, – 18 миллионов (это довольно большой массив) и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан – порядка 80 тысяч.
Всего, данные показывают, находится в пользовании этих категорий организаций и граждан 336 миллионов гектаров общей земельной площади.
В настоящее время проводится подготовка переписных листов, количество которых составляет 225 миллионов. Они представлены к автоматизированной обработке. Итоги переписи будут подведены по краткой программе до 1 апреля 2007 года и по полной программе – в IV квартале 2007 года и, соответственно, будут доложены Правительству Российской Федерации.
В.Путин: Спасибо.
Как с ГСМ решается вопрос, ситуация какая?
А.Гордеев: В настоящее время мы видим, что в течение года, к сожалению, произошло опережение цен на бензин низкооктановый, примерно 20 процентов рост составил, и на дизтопливо рост составил порядка 10 процентов выше темпов инфляции.
Мы подготовили соответствующие расчеты в Минфин, как и говорили, исходя из темпов разницы цен на сельхозпродукцию и горюче-смазочные материалы, с тем чтобы все‑таки учесть эту потребность и компенсировать дополнительные расходы сельхозорганизаций в 2007 году.
Пока сейчас мы видим, что августовский и начала сентября рост цен на ГСМ прекратился, и цены еще стабильные. Будем надеяться, что до 1 января они в общем‑то будут стабильны и не выйдут за уровень инфляции.
В.Путин (обращаясь к М.Фрадкову): Михаил Ефимович, Вы планировали встретиться с нефтяниками?
М.Фрадков: Да, завтра планирую встретиться с руководителями ведущих нефтяных компаний и с руководителями министерств экономического блока, чтобы проанализировать ситуацию на рынке нефтепродуктов и этот вопрос посмотреть в общем плане тех усилий, которые Правительство предпринимает в борьбе с инфляцией. Это и конкретные вопросы по обеспечению бензином и дизельным топливом, уборочные работы, и проблема, которую мы обсуждаем в связи с инфляцией и курсовой политикой. Бензин здесь и все, что связано с последствиями роста цен, мировых цен, на нефть, должно быть под постоянным контролем Правительства. То есть мы этому стараемся уделять внимание.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
(Обращаясь к Д.Медведеву.) Дмитрий Анатольевич, Вы собираетесь в Кемерово? Что там планируется?
Д.Медведев: Планирую сегодня поехать в Кемерово, и там будет совещание завтра по проекту «Жилье». Область достигла определенных успехов в этом проекте. Развивается неплохими темпами социальная ипотека. Градостроительные планы современные, новые подготовлены уже на основе новой системы кадастрирования. Хотим как раз завтра этот аспект тоже посмотреть, как этот процесс идет в Кемеровской области. Естественно, там и ветхое жилье присутствует по полной программе, его много, поэтому достаточно показательный регион. А послезавтра у нас будет заседание президиума по приоритетным национальным проектам. Как раз мы будем рассматривать жилищный проект, и итоги этой поездки, естественно, будут основой для анализа.
В.Путин: Михаил Ефимович, вчера посмотрел, как идет работа по осуществлению программы строительства жилья для военнослужащих в Калининграде. В целом неплохо. Темпы нельзя здесь сокращать ни в коем случае, нужно выдерживать эти темпы, и финансирование, и организационные усилия не ослаблять.
М.Фрадков: То поручение, что Вы нам давали по выделению дополнительных средств, – сопровождаются этими усилиями и Министерство обороны, и заказчики, и подрядчики, так что будем следить за этой работой.
В.Путин: Да, обязательно, чтобы после первых достаточно успешных шагов нам темп не сбавить здесь. Это касается не только Калининграда, это касается и других сложных для реализации этого проекта регионов. Их пять, как мы помним. Это Москва, Московская область. Мне Юрий Михайлович Лужков докладывал, что здесь достаточно активно идет работа, в Ленинграде двигается, в Ленинградской области двигается, надеюсь, в Московской области тоже все идет своим чередом. В общем, ни в коем случае здесь не сбавлять темп.
М.Фрадков: Это среди военных воспринимается очень позитивно.
В.Путин: Естественно. Когда люди чувствуют внимание к себе и решению самой важной, самой острой социальной проблемы среди военнослужащих – жилищной проблемы, это, конечно, не может восприниматься по‑другому. Но, повторяю, темпы нельзя сокращать.
(Обращаясь к С.Иванову.) Вы завтра собираетесь лететь или в среду?
С.Иванов: Сегодня вечером вылетаю в Нижний Новгород и планирую там два дня отработать. Помимо традиционных посещений предприятий военно-промышленного комплекса, воинских частей Московского округа, я планирую провести еще два совещания. Первое – в рамках Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Тема будет у нас такая – о мерах по созданию в Российской Федерации скоростного грузопассажирского флота многоцелевого назначения на базе судов-катамаранов на воздушной подушке и экранопланов. Я считаю, да и, собственно, Правительство все считает и Министерство транспорта, что это очень важный вопрос, учитывая большую протяженность нашей береговой линии, наличие большого числа глубоководных судоходных рек. В перспективе подобный вид транспорта может оказать существенное позитивное влияние на социально-экономическое развитие очень многих регионов России, в первую очередь Дальнего Востока и того же Калининграда, где мы вчера были. Тем более это актуально в настоящее время, поскольку у нас есть хороший задел, оставшийся от «оборонки» в плане строительства и экранопланов, и судов скегового типа, на воздушной подушке, крупных судов, которые могут использоваться не только как пассажирские «Ракеты» и «Метеоры», об этом мы тоже будем говорить, потому что у нас и здесь не все благополучно, и нам нужны такие корабли, суда типа «Ракет» и «Метеоров». Но помимо этого перспектива создания грузопассажирского транспорта большой скорости и большой грузоподъемности, что оживит жизнь во многих регионах, сделает ее просто более комфортной. Это первое совещание.
А второе совещание, в рамках уже Военно-промышленной комиссии, мы проведем там выездное, поскольку Нижний Новгород является крупным центром сложного машиностроения и наукоемкого машиностроения как гражданского, так и военного. Там производится много конечных образцов военной продукции. Достаточно назвать одну цифру: 40 процентов предприятий Нижегородской области в сфере ВПК являются головными по изготовлению тех или иных видов вооружения и военной техники. Мы там строим, например, самолет «Як-130», Вы о нем знаете, учебно-боевой самолет новый. Очень много аппаратуры связи, радиоэлектроники, судостроение военное тоже развито в Нижнем Новгороде. Вот по всему этому комплексу вопросов мы будем проводить заседание Военно-промышленной комиссии.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
(Обращаясь к М.Зурабову.) Михаил Юрьевич, как прошел летний отдых детей?
М.Зурабов: Летняя детская оздоровительная кампания 2006 года характеризуется следующими показателями. Я начну с финансовых аспектов.
На текущий год было запланировано 13,8 миллиарда рублей в фонде социального страхования на цели финансирования детской оздоровительной кампании. Это больше на один миллиард, чем в прошлом году. Уже на сегодняшний день по результатам работы за восемь месяцев освоено более 11,4 миллиарда рублей. Это позволило оздоровить или охватить организованными формами детского оздоровительного отдыха более 4,5 миллиона детишек. Кроме этого 1,3 миллиарда рублей было предусмотрено в федеральном бюджете для того, чтобы организовать отдых детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям, оставшимся без попечения родителей. Уже 285 тысяч детей отдохнули в рамках этой программы. Одновременно с этим довольно плотный контроль осуществлялся за санитарно-техническим состоянием учреждений, где отдыхали дети, и за проведением противоэпидемиологических мероприятий. В этом году снизилось количество вспышек острых кишечных заболеваний. Их было зарегистрировано только четырнадцать. Активность органов надзора в целом позволяет нам сегодня говорить о том, что отдых прошел достаточно неплохо организованный, и серьезных проблем в течение летнего периода не возникло.
Я бы еще попутно проинформировал вас о том, что и отдых пожилых людей также в летний период был организован в рамках запланированных показателей. Вообще в течение этого года санаторно-курортным лечением должно было быть охвачено 660 тысяч граждан. Летом такой отдых был организован для 118 тысяч, это неплохой показатель. А в целом, если оценивать результаты работы за 8 месяцев, то охвачено от запланированного количества 84 процента. Поэтому мы, безусловно, выполним все показатели, которые планировались на этот год.
И еще одно обстоятельство. Вы обращали внимание и субъектов, и Правительства на то, что количество и детских дошкольных учреждений в последние годы сократилось, и сокращается также количество загородных лагерей для отдыха детей. Мы сейчас ведем инвентаризацию в субъектах, ситуацию в этом направлении. Собираемся в конце месяца провести селекторное совещание, где подвести не только результаты летней оздоровительной кампании детей, но и подумать о том, что предстоит сделать в ближайшие годы для того, чтобы сеть этих учреждений как минимум не сокращалась, а желательно бы возрастала.
И параллельно с этим будем обсуждать также тот компонент программы демографического развития, который связан с обеспечением семей, имеющих детей, услугами детских дошкольных учреждений. Такая работа у нас до конца месяца, еще в развитие того доклада, который мы сейчас делаем, будет проведена.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Кстати, Михаил Ефимович, несмотря на многократные мои обращения к руководителям регионов по поводу подготовки к 1 сентября, выяснилось, что большое количество школ не готово к началу учебного года. Ясно, что это ответственность муниципалитетов или регионов по законодательству. Но они должны почувствовать эту ответственность. И я прошу Вас соответствующим образом на это отреагировать так же, как и органы администрации, с полпредами проговорить и представить соответствующие предложения. Как же они работают‑то? Целый год готовились и к чему подошли? Школы не могут открыть к 1 сентября!
(Обращаясь к А.Кудрину.) Как у нас идет работа с бюджетом?
А.Кудрин: Государственная Дума приступила к рассмотрению проекта федерального бюджета в профильных комитетах. Сейчас по мере проведения заседаний комитетов специалисты профильных министерств и Министерства финансов участвуют.
На прошлой неделе состоялась коллегия Счетной палаты. По законодательству Счетная палата делает официальное заключение по бюджету. Основные вопросы, скорее, сконцентрированы в области прогноза удержания запланированных параметров, макроэкономических параметров по инфляции и курсу. С учетом такого уровня расходов, отмечается в заключении Счетной палаты, Правительству надо быть более активным, применять меры, удерживающие запланированные темпы инфляции. Это вызвало некоторую дискуссию.
Послезавтра состоится слушание бюджета в Совете Федерации с привлечением ученых, экспертов, специалистов, что проходит традиционно. Это открытое обсуждение, публичное, которое пройдет при организации Совета Федерации.
На следующей неделе я начинаю выступать во всех ведущих фракциях, в том числе и во фракции «Единая Россия».
Пленарное заседание по первому чтению намечено на 22 сентября. В этом году мы будем стараться все‑таки сжимать сроки принятия бюджета, чтобы уже в следующем году более серьезно и существенно сократить сроки принятия бюджета.
Я могу сказать еще об одном факте позитивном. После представления бюджетов парламент и ведущие международные эксперты дали свои оценки. Могу сказать, что на основе представленного проекта и налогово-бюджетной политики компания Standard & Poor’s, ведущее международное агентство, на прошлой неделе еще раз подняло рейтинг России. Standard & Poor’s проявляло всегда большую консервативность, чем другие.
В своем заключении по повышению рейтинга агентство отмечает, что проводится взвешенная налогово-бюджетная макроэкономическая политика, обеспечивающая сохранение стабильности экономики. Специально обращается внимание на то, что снижение внешнего долга России как государства компенсируется возможностями частного сектора по наращиванию долга в интересах инвестиций, и тем самым Россия к концу десятилетия придет со сбалансированной внешней позицией, что является позитивным прогнозом.
Агентство также обращает внимание на то, что некоторое увеличение государственных расходов в следующем году объясняется, скорее всего, подготовкой к выборам. Но если дальше не будет проводиться смягчение налогово-бюджетной политики, то достижение запланированных макроэкономических показателей, в том числе по инфляции, и стабильность экономики будут сохраняться, а темпы роста будут сохранены. В целом одно из ведущих международных агентств дало свою оценку, что позитивно повлияет на общий экономический климат для инвестиций в России.
В.Путин: Я рассчитываю, что и Правительство, и депутаты будут вести себя ответственно и не будут раздувать неэффективные расходы. Подчеркиваю: неэффективные расходы нам не нужны. Нам не нужны расходы, которые продиктованы какими‑то политическими соображениями. У нас и доходная, и тем более расходная часть бюджета должны быть основаны на экономических расчетах и необходимости решения насущных социальных проблем.
Правительством и мною в Послании ежегодном сформулированы основные направления социальной политики. Там предложены огромные расходы, совершенно необходимые для страны: здравоохранение, образование, наука, демография, безопасность. Ответственное поведение заключается в том, чтобы помнить о нуждах избирателей и принимать взвешенные, необходимые для людей решения, а не распылять государственные ресурсы и не раздувать инфляцию. И рассчитываю, что и Министерство финансов будет занимать принципиальную позицию по этому вопросу, потому что в конечном итоге процессы, если их выпустить из рук, ударят прежде всего по малообеспеченным слоям населения и будут подавлять развитие национальной экономики и национальной промышленности.
(Обращаясь к Р.Нургалиеву.) Рашид Гумарович, я вчера был в Калининграде, как Вы знаете, одна из проблем, которая поднималась губернатором, – это дорожная сеть, мы об этом говорили и отдельно. Кстати говоря, я поручение Вам сформулировал от Сергея Борисовича, обобщить некоторые вещи, я прошу об этом не забывать.
Одна из проблем, на которую губернатор обратил внимание и обратил правильно, – это большое количество несчастных случаев на дороге. Кстати говоря, и в Послании я тоже об этом говорил. У нас одна из причин неблагоприятной ситуации в демографической сфере – это большая смертность в еще достаточно молодом возрасте наших граждан, и одна из причин – большое количество погибающих на дорогах.
Совсем недавно опять несколько случаев, сегодня, по‑моему, опять в Краснодарском крае крупная авария с жертвами. Я Вас просил подготовить соответствующие предложения, в том числе по использованию проблесковых маячков, различных спецсигналов и так далее. С ними за последнее время сколько произошло аварий и несчастных случаев?
Р.Нургалиев: Владимир Владимирович, зарегистрировано с ними за последние шесть месяцев 215 дорожно-транспортных происшествий.
В.Путин: Когда я Вам давал впервые поручение по этому вопросу?
Р.Нургалиев: Полгода назад.
В.Путин: Я Вас прошу к концу этой недели представить окончательные предложения по всему комплексу тех проблем, которые сейчас затронуты.
Р.Нургалиев: Все будет готово. Мы подготовлены. Тем более согласно федеральной целевой программе я посетил 18 субъектов Российской Федерации. И один из самых таких острых вопросов – это безопасность дорожного движения. И мы готовы по этим вопросам доложить Вам конкретные предложения по наведению должного порядка на дорогах страны.
В.Путин: В конце недели я жду от Вас доклада.
Р.Нургалиев: Есть.
В.Путин (обращаясь к С.Лаврову): Сергей Викторович, я просил Вас провести консультации с правительством Ливана по вопросу о возможном оказании помощи Ливану по восстановлению разрушенной инфраструктуры. И мы говорили о том, что мы готовы были бы это сделать на двухсторонней основе в том случае, если правительство Ливана в этом заинтересовано.
Каковы результаты Ваших переговоров с ливанскими партнерами?
С.Лавров: Такие консультации состоялись в ходе моей поездки на Ближний Восток. Ливанское правительство попросило передать искреннюю признательность и за солидарность, и за те конкретные виды помощи, которые по Вашему указанию я им предложил. Именно прежде всего восстановление, и скорейшее, мостов, там и мосты разрушены, и дороги. Это необходимо для того, чтобы поднять все остальное, поскольку страна просто разрезана. Они готовы принять наш инженерный батальон, который такие понтонные мосты будет устанавливать.
В.Путин (обращаясь к С.Иванову): Сергей Борисович, Министерство обороны готово к организации таких работ и в таком объеме?
С.Иванов: Готово, Владимир Владимирович. На этой неделе рекогносцировочная специальная группа военнослужащих – специалистов, инженеров, саперов, поскольку там много неразорвавшихся бомб, снарядов, – готова выехать в Ливан, посмотреть дороги к будущим местам восстановительных работ по наведению мостов. Мы вместе с МИДом участвуем в этой работе, а сам инженерно-саперный батальон готов к отправке в Ливан морским гражданским транспортом в конце месяца этого года.
В.Путин: Подготовьте, пожалуйста, мое обращение в Совет Федерации с просьбой о направлении группы военнослужащих в составе батальона для проведения необходимых работ по оказанию помощи Ливану.
С.Собянин: Хорошо, Владимир Владимирович.
С.Иванов: Владимир Владимирович, и, скорее всего, по всем признакам, хочу еще Вам доложить, по предварительным прикидкам, личный состав инженерного батальона будет работать вне зоны миротворческой операции в Ливане по просьбе самого ливанского правительства. Мы в миротворчестве участвовать не будем, мы будем на двусторонней основе приводить восстановление инфраструктуры в тех районах, которые находятся вне пределах миротворческой операции ООН.
В.Путин: Направление соответствующего обращения в Совет Федерации должно состояться после получения официальной просьбы ливанского правительства.