В.Путин: Я вас хочу поздравить с началом учебного года. Желаю вам успехов, интенсивного освоения всего того материала, который предусмотрен на этот и последующие учебные годы.
Уже говорил в аудиториях и хочу повторить еще раз: думаю, что вы выбрали очень интересное направление деятельности, очень перспективное и абсолютно для нас приоритетное. Причем это и энергетика, и космос – сразу вместе, это очень здорово.
Я пообщался сейчас с руководителями предприятий, которые рассчитывают на то, что вы придете туда работать. Это наши ведущие предприятия в области космоса, в области авиации, в сфере обеспечения обороноспособности России. И уверен, что вам будет интересно.
Мне было особенно приятно сейчас от них услышать, что они в высшей степени удовлетворены качеством подготовки специалистов и вашим настроем на работу. Как один из коллег сейчас сказал: мы довольны тем, что у ребят горят глаза. И это самое главное. Это значит, что вам интересно. А если вам интересно, то, значит, будет результат. А результат стране очень нужен, особенно в той сфере, которую вы избрали для себя в качестве основного дела в жизни. Для экономики страны, вы знаете, это крайне важное направление, и очень жаль, что у нас пока нет должного количества высококвалифицированных специалистов среднего звена. Но уверен, что многие из вас, начав практическую деятельность, не остановятся, будут и дальше учиться, приобретать дополнительные знания. Но в целом у нас не хватает и квалифицированных рабочих в стране. Всего пять процентов от всего контингента работающих. А в развитых экономиках должно быть почти в десять раз больше. Ноль надо прибавить – от 30 до 40 и свыше 40 процентов должно быть квалифицированных рабочих. У нас пока нет такого количества.
Должен вам сказать, что, конечно, это выпало из поля зрения государства в предыдущие лет десять. И сейчас Правительство активно возвращается к этой проблеме для ее решения. Причем намерены делать это совместно с предпринимательским сообществом. Есть у нас такая организация, вы может быть слышали о ней, – Российский союз промышленников и предпринимателей. Им тоже очень хочется, чтобы те специалисты, которые готовятся у нас и в техникумах, и в других средних учебных заведениях, в институтах, чтобы они отвечали требованиям рынка труда сегодняшнего дня и на перспективу. Думаю, что это то учебное заведение, где вы учитесь, которое как раз этим критериям, этим требованиям отвечает.
Я вас поздравляю, желаю вам всего самого хорошего. Поздравляю с началом учебного года.
Если у вас есть какие‑то вопросы, постараюсь на эти вопросы ответить.
Вопрос: Владимир Владимирович…
В.Путин: Я чувствую, Вы давно и хорошо подготовились.
Вопрос: Мы рады видеть Вас в этот замечательный день – первого сентября – в нашем техникуме, и, безусловно, мы собрались здесь для того, чтобы поговорить с Вами, задать Вам вопросы, и мы желаем получить от Вас ответы.
В.Путин: Так. Начинайте.
Вопрос: Владимир Владимирович, можно я? У меня есть к Вам такой вопрос: мне, как выпускнику данного техникума, при устройстве на работу будет предложена заработная плата в среднем до десяти тысяч рублей. Я хотел бы купить квартиру или комнату. И как я могу, как молодой специалист, это сделать и какие для этого у меня есть возможности? Спасибо.
В.Путин: Что касается жилищной проблемы, то она самая острая в стране. И, естественно, что, наверное, больше всего в решении этого вопроса заинтересованы молодые люди, потому что им нужно начинать жизнь, семью создавать. А без этого, без решения жилищного вопроса, каждый из этих шагов достаточно сложен в реализации. Вместе с тем люди и старшего поколения, и среднего возраста, еще очень много людей, которые такую проблему для себя не решили.
Для молодежи создаются определенные программы, которые рассчитаны именно на молодых специалистов. Должен сказать прямо и откровенно, что, конечно, пока таких программ недостаточно. Правительство рассчитывает, что эффект может дать сложение усилий: предприятий, где вы будете работать, государственных усилий, и самое главное, самое главное условие, – это поднятие общего уровня благосостояния населения, и молодых специалистов в том числе. Если мы добьемся – это, может быть, не совсем входит в сферу вашей деятельности, но понять это для вас сегодня уже несложно, – если мы добьемся того, что уровень инфляции у нас будет хотя бы процентов пять, то тогда так называемые ипотечные кредиты, которые можно будет брать на длительный срок и под достаточно скромную заработную плату, будут доступными для миллионов людей, в том числе и для молодых специалистов. Вот это мы должны решить ну и, как я уже сказал, будем создавать и дальше специальные программы для молодых специалистов.
Вопрос: В настоящее время мы знаем, что реализуются перспективные национальные проекты в области образования.
В.Путин: Точно.
Вопрос: В них участвуют школы и вузы. Будут ли в них участвовать техникумы? И если будут, то что получим от этого мы, студенты?
В.Путин: Действительно, вузы участвуют, сейчас школы участвуют. А средние специальные учебные заведения как бы выпали из этой программы. И это, конечно, упущение, это неправильно. Сейчас в рамках этой программы рассматривается возможность формирования отдельного направления для техникумов и других средних специальных профессиональных учебных заведений. И прежде всего, конечно, речь должна идти об оборудовании, о поощрении преподавателей (а директор техникума как раз и говорил, что одна из главных проблем – это привлечение высококвалифицированных перспективных молодых преподавателей) и о специальных стипендиях для тех, кто добивается особых результатов.
Вопрос: Владимир Владимирович, можно вопрос?
В.Путин: Можно.
Вопрос: У нас в техникуме в основном опытные преподаватели, педагоги со стажем, а молодых преподавателей практически нет. Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы в нашем техникуме появились молодые преподаватели?
В.Путин: Не только в вашем. Я как раз и об этом сказал только что, что это одна из проблем не только для вашего учебного заведения, а вообще для системы образования, ну и для учреждений вашего типа, тем более средний возраст преподавателей – за 50 лет. Конечно, омоложение нужно. Прежде всего это, конечно, заработная плата. И в планах Правительства, в бюджете, предусмотрены необходимые средства постепенного, – к сожалению, постепенного – резкого движения мы здесь делать не можем по экономическим соображениям, но постепенно заработная плата преподавателя будет увеличиваться. Первое. Второе: нужно просто создавать моральный стимул – престиж профессии должен повышаться, а это связано и с тем вниманием, которое государство должно уделять системе среднего специального заведения. Надеюсь, что это в ближайшее время будет заметно.
Вопрос: Очень много внимания уделяется высшему образованию. И начальному, и среднему специальному образованию при этом очень мало уделяется этого внимания. Что можно для этого сделать?
В.Путин: Я уже упоминал о той программе, которую сейчас Правительство разрабатывает вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей. И исхожу из того, что после тех перемен, которые произошли в экономике, после того как наша экономика стала абсолютно рыночной, сами предпринимательские структуры, сами предприятия должны проявлять свою заинтересованность в получении высококвалифицированных специалистов. И усилия государства, и усилия предпринимательского сообщества должны быть совмещены. И надеюсь, что это даст соответствующий эффект. И сейчас все эти структуры вместе вырабатывают национальную систему критериев качества профессиональной подготовки, профессионального образования. Это должно быть одним из факторов, которые, на мой взгляд, неизбежно приведут к повышению востребованности тех специалистов, которые сегодня и завтра нужны будут экономике страны.
Вопрос: Владимир Владимирович, можно вопрос? В техникуме я приобретаю в большей степени теоретические знания, а практические – в ходе производственной практики, которая должна проходить на предприятиях. Однако не всегда предприятия нас, студентов, берут на практику. Как бы можно было бы устроить, чтобы предприятия охотно брали нас, принимали на практику?
В.Путин: Есть хорошее средство, могу Вам подсказать: надо быть хорошим студентом.
Реплика: Спасибо.
В.Путин: Потому что конкуренция должна быть везде, в том числе в системе образования и устройства на работу. Хороших специалистов, как у нас в таких случаях говорят, с руками оторвут. С удовольствием будут брать. Вот одно из предприятий, которое здесь представлено на стендах и на котором вы наверняка бываете на практике, сейчас берет где‑то около 50 человек, будет брать 100. Потом планирует 200. Другое предприятие, НПО имени Лавочкина, берет 50, планирует увеличить. Они все планируют увеличение. Но, конечно, они хотят взять хорошего специалиста. И нужно им быть.
Вопрос: Владимир Владимирович, разрешите вопрос. Мы как новое поколение гордимся тем, что Россия сегодня укрепляет свои позиции в экономическом мире. Как Вы видите роль студенческой молодежи в восстановлении сильной России?
В.Путин: Я бы начал отвечать на Ваш вопрос с того, чем закончил. Прежде всего нужно быть хорошим специалистом в том деле и в той сфере, которую Вы выбрали. И если Вы говорите, что у Вас вызывает определенные положительные эмоции становление нашей страны в качестве сильной, мощной экономической державы, то у меня вызывает такие же положительные эмоции общение с молодыми людьми, когда я вижу, что они составляют гордость нашей страны, что они способны взять в свои руки такие важнейшие отрасли развития нашей экономики, как энергетика, как космос. А от этих отраслей, в полном смысле этого слова, зависит стабильность и будущее нашего государства. Я рассчитываю на то, что вы будете соответствовать тем высоким требованиям, которые жизнь предъявляет к России.
Вопрос: Спасибо.
Вопрос: Владимир Владимирович, можно еще задать такой вопрос: вот уже упоминался национальный проект «Образование». В его рамках – поддержка хороших, талантливых студентов, выделение им премий Президента Российской Федерации. А дальнейшая какая‑то их поддержка уже после окончания вуза будет?
В.Путин: Задача государства – помочь людям встать на ноги, подтолкнуть, стимулировать лучших. Сделать так, чтобы и другие за ними тянулись. Но вообще нужно стремиться к тому, чтобы взять собственную судьбу в свои руки.