В.Путин: Я вас спрашивать ничего не буду. Послушаю, что вы мне расскажете: как идут дела по реализации того плана, о котором мы договаривались и ради которого создавали соответствующую группу для создания авиационного холдинга у нас в стране и для выведения ряда предприятий из того состояния, в котором они находятся. Перспектива у нас есть, решение состоялось. Хочу послушать, как идет работа по исполнению этого решения.
Б.Алешин: Могу сразу сказать, что Алексей Федоров – заместитель председателя правительственной комиссии, которая по указу была создана, и он работает уже четыре месяца в этом качестве. И фактически с 20 февраля, когда был подписан указ, мы шли по графику точно, не отставая ни на один день.
Что сделано за это время? Прежде всего, готовятся к приватизации компании РСК «МиГ» и КАПО Горбунова. Второе – полностью разработан устав, который предусматривает отражение участия как государства, так и частных акционеров в этой компании. Третье – проводится оценка активов других компаний, которые впоследствии будут в нее входить. По сути дела, эти три действия позволят к концу сентября подать компанию на регистрацию. Это первый этап.
Второй этап – расширение за счет вхождения РСК «МиГ» и КАПО Горбунова.
Ну и третий этап – компания будет структурироваться внутри, переходить на дивизионное управление, а там уже будут входить другие акционеры.
Поэтому благодаря тому, что у нас организовано такое четкое взаимодействие, создана межправительственная комиссия – с одной стороны, с другой стороны – очень эффективно работает консорциум с одноименным названием. Это такая некоммерческая организация, которая на протяжении года создает необходимые предпосылки. В последнее время все больше и больше бразды правления в этом консорциуме переходят к Алексею Федорову. Поэтому на сегодняшний день имеются все предпосылки, чтобы не отставать от графика.
В.Путин (обращаясь к А.Федорову): Как Вы оцениваете ход работ?
А.Федоров: Я хочу добавить, что у нас указом были заданы, конечно, очень жесткие сроки по созданию такой сложноинтегрированной структуры.
В.Путин: Не жесткие.
А.Федоров: Дело в том, что в истории последнего времени такие сложноинтегрированные структуры так быстро не создавались, но сроки на самом деле я оцениваю как жесткие, но выполнимые. И первый этап, о котором Борис Алешин говорил, – это создание и регистрация компании, она сразу будет зарегистрирована с участием частного партнерства.
Для нас очень важно было определить состав негосударственных участников на этом этапе, потому что на нем действуют ограничения по участию негосударственного капитала. Это определено, с Федеральной антимонопольной службой согласовано, и, по сути, можно сказать, что мы готовы к регистрации компании в конце сентября.
У нас еще было несколько вопросов, связанных с изменением законодательства. Это Закон о военно-техническом сотрудничестве и Закон об авиационной деятельности по разработке и производству авиационной техники в Российской Федерации. Сейчас подготовлены проекты законов по корректировке этих документов.
В.Путин: Касающиеся гражданской авиации?
А.Федоров: Закон о военно-техническом сотрудничестве – это военная авиация, гражданской авиации касается Закон об авиационной деятельности. И он предусматривает расширение участия иностранного капитала в тех проектах и в тех организациях, где будет разрабатываться и производиться гражданская авиационная техника.
В.Путин: В отдельных проектах?
А.Федоров: Да, в отдельных проектах.
В.Путин: До какого процента?
А.Федоров: Мы предполагаем, что это будет до 49 процентов, с сохранением контрольного пакета у государства. Значит, все‑таки возможности зарубежных партнеров мы можем расширить.
В.Путин: Но нам с вами известны проекты в гражданской авиации, которые не состоялись именно в силу того, что иностранный партнер настаивал на минимум 50 процентах своего участия.
А.Федоров: Насколько мы знаем, и опыт взаимоотношений с зарубежными партнерами говорит, что для них очень важен блокирующий пакет.
В.Путин: 25 процентов.
А.Федоров: Да, пакет «25 процентов + одна», который гарантирует инвестиции, гарантирует невозможность «размывания» капитала. Я уверен, что многие зарубежные партнеры, многие зарубежные инвесторы удовлетворятся именно таким пакетом.
В.Путин: То есть Вы считаете, что этого будет достаточно?
А.Федоров: Да, это блокирующий пакет.
В.Путин: Когда вы предполагаете внести эти проекты законов и изменений в законы?
А.Федоров: Это будет вынесено на очередную сессию Госдумы.
В.Путин: То есть прямо в сентябре?
А.Федоров: Да, для нас очень важно, чтобы на первых пленарных заседаниях осенней сессии эти законы были не просто внесены, но и приняты, потому что с этим связана и регистрация.
В.Путин: А каковы должны быть последующие шаги по созданию вашей корпорации?
А.Федоров: Регистрация – в конце сентября, дальше происходит передача пакетов акций в эту компанию, это преимущественно будут государственные пакеты акций, государственные активы – это компании «Сухой», «Ильюшин», «Туполев» и пакеты негосударственных акционеров. До конца года, еще раз, у нас еще важный этап – это акционирование РСК МиГ» и КАПО Горбунова и подготовка этих компаний для передачи акций в Объединенную авиастроительную корпорацию.
Очень важный рубеж для нас в первом квартале следующего года – это окончательное формирование активов авиастроительной компании, второй этап, как мы его называем. То есть к этому моменту конфигурация компании уже будет закончена. К этому времени мы должны обнародовать стратегию дальнейших действий компании, «продуктовый ряд», закончить формирование всех управляющих структур – совета директоров, правления. В такой сложной компании, безусловно, будут коллегиальные органы управления.
То есть надо будет практически запустить компанию в бизнес. После чего у нас начнется подготовка третьего, на наш взгляд, тоже очень важного этапа. Это дальнейшее расширение числа участников, привлечение инвесторов – прежде всего российских, но мы не исключаем и участия зарубежных инвесторов, в том числе и стратегических партнеров; повышение капитализации и подготовка компании к выходу на фондовые рынки.
Этот этап мы планируем завершить на рубеже 2006–2007 годов.