В.Путин: Позвольте мне коротко проинформировать вас о результатах встречи, которая только что завершилась. По сложившейся традиции такой формат – неформальный – позволяет без привязки к строгому регламенту повестки дня обсудить широкий круг актуальных для сообщества вопросов.
Прежде всего речь шла о перспективах таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Генеральный секретарь сообщества Г.Рапота проинформировал нас о документах, необходимых для формирования его правовой базы. Отмечу, что все они будут учитывать степень готовности каждого из государств к участию в этом союзе. Должен сразу сказать, что мы согласовали и подписали соответствующий документ, поручающий Секретариату и трем странам: Белоруссии, России и Казахстану – предпринять необходимые усилия для формирования правовой базы для создания таможенного союза.
Да, естественно, конечной целью будет присоединение к союзу всех участников ЕврАзЭС. Вопрос только в скорости принятия соответствующих решений на национальном уровне. Но в том, что это наша общая цель, сомнений никто не высказывал, мы будем стараться добиваться совместного результата.
Весомым результатом считаю нашу единодушную поддержку идеи создания единого энергетического рынка ЕврАзЭС. Серьезное внимание было уделено и проблемам урегулирования водноэнергетического сотрудничества, использования водноэнергетических ресурсов в Центральной Азии. Этот вопрос достался нам еще из организации, которая объединилась с ЕврАзЭС, – я имею в виду ЦАС.
Серьезное внимание было также уделено развитию атомной энергетики. Мы подробно проанализировали возможные формы взаимодействия в этой области в рамках ЕврАзЭС. Опыт и успешные примеры такого сотрудничества у нас имеются. В частности, Россия и Казахстан подписали три меморандума о создании совместных предприятий в ядерной сфере. Обсуждался также вопрос о создании системы международных центров по предоставлению услуг ядерного цикла под контролем МАГАТЭ. Убежден, что эта инициатива откроет новые возможности для развития атомной энергетики в мирных целях.
Мы подробно остановились на вопросах взаимодействия ЕврАзЭС с Организацией Договора о коллективной безопасности, о чем мы подробно говорили и в ходе июньских саммитов ЕврАзЭС и ОДКБ в Минске. В этой связи в нашей встрече принимал участие и Президент Армении Р.Кочарян, которая является наблюдателем ЕврАзЭС и членом ОДКБ, мы ему очень благодарны.
Убежден, что эффективное взаимодополнение возможностей этих развивающихся интеграционных структур весьма перспективно, потому что невозможно развивать экономику, не обеспечив безопасность. Несмотря на разные направления деятельности, основные цели и задачи ЕврАзЭС и ОДКБ взаимодополняемы. Это укрепление стабильности на пространстве наших государств, обеспечение большей безопасности экономических и интеграционных процессов.
Как вы знаете, в июне этого года на минской сессии Совета по коллективной безопасности был поставлен вопрос о членстве в организации Узбекистана, в восстановлении этого членства. И сегодня мы не только предметно обсудили, как идет договорно-правовая подготовка присоединения, но и подписали решение о присоединении Узбекистана к Организации Договора о коллективной безопасности.
Подводя итоги сочинского саммита, хочу поблагодарить глав государств – членов ЕврАзЭС за конструктивный и заинтересованный разговор. Дискуссия была очень доброжелательной, предметной и результативной. Главное – мы вновь подтвердили взаимное стремление расширять горизонты нашего многопланового сотрудничества. Сотрудничества в интересах дальнейшего развития и подъема экономики наших стран, развития позитивных интеграционных процессов, обеспечения безопасности на постсоветском пространстве.
Я хочу вас поблагодарить за внимание. У нас с коллегами еще будет возможность в течение сегодняшнего дня и завтрашнего утра в абсолютно неформальной обстановке продолжить обсуждение абсолютно всех тех вопросов, которые мы затронули, или поднять для дискуссии любые вопросы, которые каждый из моих коллег посчитает важными для дальнейшего обсуждения. Благодарю вас за внимание.
Мы договорились, правда, без вопросов, но если это вопрос не ко мне, то пожалуйста.
Вопрос: Все‑таки, если можно, есть вопрос. Очень хотелось узнать мнение президентов Казахстана и Белоруссии по поводу итогов этого неформального саммита. Как вы оцениваете сегодняшнюю работу? Спасибо.
Н.Назарбаев: Президент России в своем вступлении все сказал, я могу, может быть, только несколько конкретизировать, что конкретным деловым итогом этой встречи явилось то, что Россия, Казахстан, Беларусь вместе с Украиной в течение трех лет, с 2003 года, работали, как вы знаете, по созданию единого экономического пространства. Для этого была создана экспертная группа, отработано 38 проектов законов и соглашений, которые создают основу единого таможенного пространства. Из них три государства – Россия, Казахстан, Беларусь – на сегодня согласовали полностью 31 документ, остальные 7 согласовываем до октября или ноября. И эти три государства создают нормальный таможенный союз. Вообще всего надо принять 92 документа. Это сложный процесс согласования. Документ о том, что нам поручили это создать, начать, подписали все 6 членов ЕврАзЭС. То есть на базе отработанных документов остальным присоединиться будет намного легче, потому что мы отрабатывали, спорили, договаривались, а сейчас дадим готовый проект соглашения. По мере того, как кто‑то будет готов, он обсудит проект, согласится, подпишет соглашение, ратифицирует парламент, и произойдет присоединение. И параллельно, естественно, работаем над вступлением в ВТО. Российская и казахстанская позиции – самые сегодня продвинутые. Этот процесс не остановится по мере нашего вступления. У нас есть член ВТО – Киргизстан. Мы будем помогать, способствовать вступлению в ВТО других стран. Вот это самый конкретный, важный результат сегодняшней встречи.
А.Лукашенко: Что касается белорусской стороны, то я должен сказать, что мне и вчерашняя наша встреча, и наши переговоры в неформальной обстановке сегодня – это более официальная часть – показались весьма продуктивными, мне нравятся эти переговоры. Тем более что вчера мы затронули разные спектры наших взаимоотношений и обсуждали совершенно разные вопросы: начиная от вопросов культуры, поведенческих вопросов наших народов, я уже здесь не конкретизирую, до саммита СНГ, который пройдет в Минске. И как вчера нас проинформировал Нурсултан Абишевич, он согласует вопрос проведения саммита в октябре. Он нас проинформировал о некоторых проектах документов, которые уже подготовлены и будут разосланы главам государств. Это говорит о том, что существует очень широкий спектр для обмена мнениями. Кое‑что мы наметили на будущее по предложению Президента Российской Федерации: где будем встречаться, какие вопросы обсуждать и т. д. Вот этот статус неформальных встреч позволяет обсуждать в рамках наших встреч любые вопросы, хотя и формальные встречи у нас проходят достаточно демократично.
Что касается сегодняшних переговоров и создания таможенного союза, здесь было уже много сказано о нем. Я только могу добавить, что ну наконец‑то мы пришли к тому, что мы четко должны формировать этот союз. Три государства сегодня оказались более продвинутыми в этом отношении. Правда, и Таджикистан не отстает от нас в плане унификации документов, как было сказано Владимиром Владимировичем на только что состоявшемся заседании. Единственное, что у нас нет общей границы, а так Таджикистан от нас нисколько не отстает. Его фактически по этим принципам можно было бы включать в таможенный союз.
Что касается Белоруссии, у нас одно условие: если мы вступаем в таможенный союз, создаем таможенный союз, то для субъектов хозяйствования должны быть равные условия. Это основное наше требование. Если нет равных условий, а мы договоримся о принципах поддержки села, промышленности и т. д., тогда нам такой таможенный союз, откровенно говоря, не нужен. И я благодарен моим коллегам, что они с пониманием воспринимают позицию белорусской стороны. Это не что‑то новое мы требуем как условие. Это давно уже жизнь определила: так ЕС поступал и многие другие.
Поэтому Беларусь ни в коем случае не будет тормозом интеграционных процессов. Мы будем активно работать над формированием реального таможенного союза, потому что подписать соглашение – это одно. Мы их подпишем, допустим, в первой половине будущего года, даже три государства. Но реальное функционирование таможенного союза, допустим, российские эксперты довольно высокого уровня определяют это как задачу на три года. То есть еще три года пройдет, прежде чем реально начнет работать наш общий таможенник на общей границе. Мы создадим комиссию и т. д. Другие эксперты полагают, и Россия тоже не против этого, что если усиленно над этим работать, то за полтора года, то есть на половину меньше, мы можем создать реальный таможенный союз. Это будет большой прорыв в будущее. Это ни в коем случае не помешает другим государствам вступать в ВТО, потому что мы будем вместе сильнее. Когда‑то мы об этом уже говорили. Кстати, эту формулу сформулировал Президент России: если мы создаем таможенный союз, и вдруг нам придется вступать в ВТО, нашим странам вместе, то это ни в коем случае не ослабит нашу позицию.
В.Путин: Если уж мы приступили к комментариям, то я бы попросил и других коллег высказаться.
И.Каримов: Я присоединяюсь к тому, что здесь было сказано Путиным Владимиром Владимировичем, моими коллегами по содержанию и результатам нашей сочинской встречи. Вообще практика так называемых неформальных встреч иногда бывает даже более продуктивной, чем формальные встречи, в том плане, что такой формат позволяет обсуждать те вопросы, которые действительно являются очень острыми и важными и по которым нет никаких ограничений. Есть возможность высказать то, что мы думаем, исходя из интересов нашей страны. И мои коллеги имеют точно такую же возможность.
Что касается конкретных результатов, то, разумеется, я согласен с постановкой: она вполне логична, что в рамках Единого экономического пространства, которое создавалось в рамках четырех государств, тех трех, о которых сегодня говорили, и Украины, естественно, они достаточно продвинулись в этом вопросе. Я согласен с мыслью, которая была здесь высказана, что вообще создание таможенного союза – это процесс не одного года и не двух лет, а достаточно длительный процесс. Если говорить о настоящем таможенном союзе, если говорить о тех результатах, на которые население, народ надеется, то, естественно, Узбекистан, который не участвовал в этом процессе, отстал именно с точки зрения проработки документов, прежде всего привязывания наших нормативов – таможенных, пограничных, – вообще всего того, что связано с созданием таможенного союза, мы отстали, и это вполне понятно и объяснимо. Поэтому ждать, когда мы все подготовимся, как альтернатива, и всем вместе создавать таможенный союз, я считаю, что это было бы нелогично и непродуктивно в том плане, что три государства, которым мы оказываем полное доверие, они создадут этот союз, будут двигаться чуть быстрее, чем другие государства.
Что касается документа, который был сегодня подписан по ОДКБ, я считаю, что принципиальное решение, которое было принято в Минске, сегодня уже окончательно принято, утверждено всеми главами государств о формальном, полноправном вступлении Узбекистана в состав ОДКБ. Я считаю, что это тоже большое событие в жизни Узбекистана, надеюсь, и в жизни в целом ОДКБ. Потому что мы считаем, что ОДКБ – это востребованная структура. Со временем, может быть, это только моя точка зрения, придет время, когда мы объединим ОДКБ с ЕврАзЭС, и будет создана та структура, которая будет решать военно-технические вопросы не в отрыве от экономики, будет решать вопросы экономические с учетом создания тех условий безопасности, без которых ни одна экономика не может существовать. Поэтому этот вопрос в постановке своей имеет под собой основу. И в перспективе, я надеюсь, мы к этому подойдем. Спасибо.
К.Бакиев: Я бы не хотел говорить о результатах нашей работы, о них сказал Владимир Владимирович и мои коллеги. Буквально два дня назад исполнился год, как я вступил в должность президента Киргизской Республики. Я бы хотел обратить внимание на форму и сам метод работы членов ЕврАзЭС, хотел бы отметить сам принцип принятия решений, то есть здесь не чувствуется никакого давления.
Я особо хотел бы выразить благодарность Президенту Российской Федерации за то, что он сумел создать такую атмосферу обсуждения, принятия решений: маленькое государство, большое государство – не имеет значения. Сам дух, который царит при обсуждении вопросов, принцип принятия решений говорит о том, что превалируют демократические принципы. Это я особо хотел бы отметить. Это я чувствую уже на протяжении целого года, в любом формате, на любом уровне – будь это ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, другие организации. Это меня, и не только меня, радует и вселяет надежду, что все интеграционные процессы, которые будут проходить дальше, имеют хорошую перспективу. Спасибо за внимание.
Э.Рахмонов: Уважаемые представители средств массовой информации! Мы провели очень содержательный и конструктивный разговор по кардинальным вопросам нашего многогранного взаимодействия, стратегии развития Евразийского сообщества.
Мы были едины в том, что наше сообщество призвано превратиться в зрелую и полноценную интеграционную структуру. И очень важным является то, что нами определены приоритеты, основные направления действия.
Республика Таджикистан особо подчеркнула необходимость качественно нового уровня взаимодействия в решении проблем, имеющих приоритетный интеграционный характер. Все стороны подчеркнули настоятельную потребность усовершенствовать механизм интеграции в рамках Сообщества. При этом было подчеркнуто своевременное и полное выполнение принятых совместных решений.
Рассмотрение вопросов стратегического взаимодействия в области безопасности также было содержательным и конструктивным. В связи с этим подчеркивалась необходимость повышения эффективности противодействия глобальным угрозам и вызовам. Это отвечает не только интересам наших народов, но и насущным задачам глобальной стратегической стабильности. Интеграция в рамках ЕврАзЭС осуществляется по воле наших народов, и мы призваны быть на высоте их интересов и чаяний, как и требований современной эпохи.
Как здесь отмечали уважаемые коллеги, Таджикистан по унификации законодательных актов даже превышает уровень Казахстана, Белоруссии и России. К большому сожалению, у нас не имеется непосредственной границы, что было отмечено Председателем ЕврАзЭС В.В.Путиным в ходе встречи. Надеемся, что уважаемые наши соседи, Киргизстан и Узбекистан, ускорят унификацию законодательных актов и интеграционные процессы до октября-месяца, до следующего года. Большое спасибо.
Р.Кочарян: Встреча была спокойной, конструктивной, результативной. Я благодарен своим коллегам за эту атмосферу. Вообще я предложил бы больше проводить неформальных встреч, чем формальных, – они спокойнее проходят, и результат бывает лучше. Владимир Владимирович, нужно лучше в сентябре, чтобы жара и влажность нас так не подпирали.
Вопрос: Как общее настроение?
В.Путин: Очень хорошее.
До свидания, до встречи.