В.Путин: Добрый день! Начнем с нацпроекта. Я знаю, что Вы тендер выиграли. И, по имеющимся оценкам, в целом неплохо на сегодняшний день работаете.
О.Дерипаска: Семь с половиной тысяч машин в этом году. С мая начали поставки. Были небольшие трудности, потому что непосредственно завод производит только шасси. Соответственно, основное оборудование предлагали на месте вместе с агентством по здравоохранению [Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию]. Проведена большая работа с поставщиками. Тоже были проведены тендерные конкурсы, так как была необходима установка специализированного медицинского оборудования. И с июня-месяца без срывов примерно по одной тысяче машин уже уходит в регионы, и до конца года вся программа будет выполнена.
В.Путин: Во сколько обходится машина?
О.Дерипаска: Разная комплектация. Около 540 тысяч рублей с учетом всего оборудования.
В.Путин: А оборудование отечественное? Импортное?
О.Дерипаска: Тоже в зависимости от сложности. Если это автомобиль реанимации, то там большой объем оборудования, которое наши предприятия не в состоянии пока производить. Хотя, допустим, предприятие на Урале в состоянии поставить оборудование для кардиометрии. Они, по‑моему, с ноября-месяца начнут поставку.
В.Путин: В рамках проекта «Здоровье» на ту часть, которую Вы взяли на себя, какой объем составляет заказ?
О.Дерипаска: Суммарно это семь с половиной тысяч машин. Из 180 тысяч, которые на себя берет предприятие…
В.Путин: В целом это неплохая поддержка для предприятия.
О.Дерипаска: Самое главное, что мы не стоим на месте. Мы двигаемся вперед. Для дальних регионов – Севера и Дальнего Востока – производятся вездеходы на гусеничном ходу. Они производятся на базе Заволжского завода гусеничной техники, которые сейчас проходят сертификацию. С октября-месяца тендер проведем, и если поучаствуем, то будет поставка. Очень много работы ведем с производителями медицинской техники. С учетом того, что к ним пошли реальные деньги, они в состоянии провести модернизацию и с ноября обещают обновить внутреннее содержание медицинского автомобиля.
В.Путин: Какие у Вас планы в целом – не по медицинской проблематике, а в целом по ГАЗу?
О.Дерипаска: Мы решили группу «ГАЗ» преобразовать в международную компанию, которая производит современные автомобили. И, если Вы помните, когда группа «ГАЗ» была консолидирована, общий объем реализации был 1 миллиард 200 миллионов долларов в год. Если быть точным – 32 миллиарда рублей. В прошлом году объем реализации был 122 миллиарда рублей. 146 тысяч работающих. Средняя зарплата увеличилась в три раза и составляет сегодня 9 тысяч рублей.
За последние полгода сделали ряд важных стратегических приобретений. Куплена компания в Англии, которая производит коммерческие автомобили «Максус», и на базе этой компании сегодня идет производство техники, которая придет на смену «Газелям», соответственно, грузопассажирскому транспорту. Современный автомобиль, был признан лучшим автомобилем в Англии в 2004 году. Причем мы это выкупаем не только для российского производства, но и организуем производство в Индии. Очень большой спрос на эти машины.
Также в группе очень большое внимание уделяется развитию дизельной техники. Буквально на прошлой неделе с австрийцами поставили на стенд новый двигатель, который был разработан в рамках лизинговой программы, поддержан Правительством Российской Федерации. Первый русский дизельный двигатель за последние 35 лет. «Евро-4» с возможностью адаптации под требования «Евро-5». Будет создано сборочное производство, и в 2008 году начнется активное производство на базе ярославской группы заводов. Только на НИОКР было потрачено почти 50 миллионов долларов, вместе с австрийцами. Причем конструкция двигателя получилась настолько хорошая, что у нас уже есть несколько предложений от индийских производителей, которые хотят купить лицензию на их производство.
Также была сделана большая работа и создана новая военная техника на базе Арзамасского завода группы «ГАЗ». Уже в этом году она проходит испытания, и начнется серийное производство тихоходных машин БТР, которые, как мы надеемся, успешно пройдут испытания.
В.Путин: По линии Минобороны у Вас заказ большой?
О.Дерипаска: Здесь мы видим не только заказ со стороны Минобороны – будет очень большой экспортный заказ. Там большие объемы подтверждаются. Мы следим за тем, чтобы линия «Волги» не умерла, хотя многие ее уже несколько раз «хоронили».
В.Путин: Так Вы сами ее «похоронили».
О.Дерипаска: Мы объявляли о том, что если «Волгу» прекратить выпускать, то работу потеряет почти двадцать тысяч людей. И мы нашли выход. С одной стороны, модернизация «Волги» позволила продлить ей жизнь, в ближайшие три года она находит спрос, и сейчас ее ходовые качества и эксплутационные характеристики лучше. С другой стороны, полностью выкупили завод у «Крайслера» и в октябре следующего года будем выпускать машины под маркой «Волга».
В.Путин: А где будете собирать?
О.Дерипаска: В Нижнем Новгороде. Отверточное производство. Большой прорыв у нас в таком направлении, как дорожная техника, которой мы особо не занимались. Три года назад мы начали вникать в эту тематику. Увидели большой спрос. И на базе нескольких заводов развернули производство дорожной техники, которая идет вкупе с теми инвестициями, которые мы сделали, в том числе в создание дизельных двигателей. Это позволит создать новую группу, которая будет поставлять всю гамму дорожной техники. И большие объемы реализации.
В.Путин: А с алюминием как обстоят дела?
О.Дерипаска (показывая буклет): Здесь то, что удалось сделать за пять лет. Мы из Сибири продвинулись практически на все континенты. Присутствуем в Америке, Африке, Австралии. Причем как производственная компания. Безусловно, в Евразии. В последующие пять лет будет начата совместно с РАО ЕЭС реализация нескольких крупных проектов. Совместно мы создаем энергетические мощности на базе Богучанской ГЭС и металлургические мощности. Таково состояние объекта после того, как было принято решение о создании совместной компании.
В.Путин: Какой объем инвестиций?
О.Дерипаска: Здесь будет суммарно один миллиард восемьсот миллионов долларов США. Это и алюминиевый завод, и окончание строительства Богучанской ГЭС. Причем это первая очередь. Порядка 800 миллионов долларов США потребуется для окончания строительства гидростанции, и миллиард – это первая очередь строительства завода.
В.Путин: А сырье?
О.Дерипаска: Вместе с компанией «СУАЛ» приняли решение строить в Коми алюминиевый завод. Тут тоже большие инвестиции. Примерно полтора миллиарда долларов. Наша цель – сделать производство полностью независимым от поставок. Хотя те суаловские производства, которые мы сейчас в Африке модернизируем, тоже сырьем обеспечены.
(Показывая буклет.) Это новое предприятие модернизацию которого мы произвели (это конец 2004 года). Сейчас это новый завод с объемом производства триста тысяч тонн. Новая технология, которая позволяет обеспечить снижение выбросов в атмосферу и повысить безопасность для работающих. Объемы выбросов снизились в три раза.
В.Путин: Как Вы ощущаете при продвижении всех этих проектов взаимодействие с административными, бюрократическими структурами?
О.Дерипаска: В Сибири бюрократии почти нет.
В.Путин: Но у Вас же производство не только в Сибири…
О.Дерипаска: Сложности связаны с согласованием. Очень запутанная система согласований. Допустим, чтобы начать проект, нужно получить порядка 35 различных согласований. Некоторые нормативы устарели. Получается так: ты делаешь проектную документацию только для того, чтобы получить согласование. С одной стороны, оно никакого непосредственного влияния на производство строительных работ не оказывает. С другой стороны, окупаемость таких крупных проектов – порядка семи лет. (Показывая буклет.) Этот завод требует полтора миллиарда долларов. Для того чтобы развернуть это производство, должны были построить новый микрорайон с социальной инфраструктурой, чтобы люди приезжали, и у них все было: детские сады, школы – одним словом, полная инфраструктура. С одной стороны, это объекты социальной инфраструктуры, с другой – создаем их мы. Процесс передачи пока еще затруднительный, потому что у муниципальных образований еще не создана налоговая база. Здесь мы смотрим на австралийский опыт, там несколько проектов изучаем. У них есть несколько таких инвестиционных стимулов, когда ты, например, производишь инвестиции в объекты, которые потом используются как общие социальные объекты, тебя освобождают от налогов. Хотелось бы такую поддержку.