А.Хлопонин: Год прошел с момента референдума по объединению. 12 апреля прошлого года, после проведения референдума, Вами был подписан указ, в соответствии с которым были поставлены задачи по ускоренному социально-экономическому развитию трех субъектов, формированию единой системы государственного аппарата и реализации крупных инвестпроектов на территории Красноярского края. За год с момента референдума было сделано достаточно много. Практически все пункты указа выполнены в полном объеме. Сегодня мы вышли на принципиально новые показатели. Мы выиграли в рамках инвестфонда – заявили, и победили заявки – проект Нижнего Приангарья, который предусматривает 32 млрд долларов государственных инвестиций около 179 млрд частных инвестиций. Развивается строительство таких крупнейших объектов, как строительство Богучанской ГЭС с выходом на первую мощность 1600 мегаватт в 2009 году, строительство алюминиевого завода, одного из крупнейших, на 600 тысяч тонн переработки алюминия, развитие Ванкорского нефтегазового месторождения – одного из самых крупных на сегодняшний день в России, строительство нефтепровода, строительство автомобильных дорог. Фактически сегодня очень высоко ожидание у людей завершения реализации этих проектов. Создано свыше 30 тысяч новых рабочих мест. Сегодня активно ведется в этом направлении работа.
С первого января 2007 года образовывается новый субъект РФ под названием Красноярский край, который объединяет Таймыр и Эвенкию в Красноярский край. Законодательные органы власти слагают с себя полномочия и делегируют полномочия свои законодательным органам Красноярского края. Два губернатора слагают с себя полномочия, делегируют полномочия губернатору Красноярского края. В апреле пройдут выборы в новое законодательное собрание нового субъекта. Будут предложены кандидатуры губернатора. И с того момента, фактически с мая, новый субъект Российской Федерации приступит к своим полномочиям в полном объеме.
Сегодня социально-экономическая обстановка стабильная. Активно реализуются национальные проекты по образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству, строительству доступного жилья. Красноярский край победил в заявке на два крупнейших объекта в рамках национальных проектов. Один из них – кардиохирургический центр. Подготовлена строительная площадка. Все обязательства выполнены. Думаю, что в этом году мы уже приступим к строительству, к сбору этого объекта. В следующем году он будет введен в эксплуатацию. Люди очень ждут этого объекта. Один из самых крупных объектов будет.
В.Путин: Насколько?..
А.Хлопонин: Я боюсь ошибиться, свыше тысячи коек. То есть это будет не только охватывать Красноярский край, он рассчитан на всю территорию, и на Сибирский федеральный округ, и на Дальний Восток даже, мы будем обслуживать и этот регион. Также мы победили в проекте по национальному университету. Сегодня идет подготовка постановления Правительства по реализации этого проекта. Ведется работа. Огромная работа на уровне ректорского корпуса, со студентами была встреча.
Студенты с активным энтузиазмом встретили. Тем более что историю мы свою знаем. Мы знаем, что раньше, скажем, Тобольск был университетским центром, а Томск – это была небольшая деревня. После того как император принял решение перенести в Томск университет, Томск расцвел. Дальше этапы развития истории – Новосибирск, это академгородок. И Сибирь развивалась активными темпами в области науки и технологий. Сейчас ожидаем национального университета. Тем более что у него есть особенность на национальной карте России. Сибирь на сегодняшний день – это и мощнейшие гидроресурсы, и атомная энергетика, и цветная металлургия. Это новые технологии в области космоса. У нас сильнейшие технологии НПО им, Решетнева. Мы сегодня запускаем систему «Глонасс». У нас «Красмаш» завод, то есть у нас хорошие технологии, хорошая база для этого создана. В общем, процесс ожидания идет. Я уверен, что мы справимся с поставленными задачами. И новый субъект в полном объеме вступит уже в силу.
В.Путин: Помните, Вы мне обещали начать прорабатывать проект строительства ледового дворца?
А.Хлопонин: На сегодняшний день найдены инвесторы. Планируем в этом году уже закладку камня. И я думаю, в следующем году уже дворец будет построен.
В.Путин: Инвесторы знают о том, что они найдены?
А.Хлопонин: Конечно. Он, правда, не будет таким крупномасштабным, скажем, как в Подмосковье. Он будет на 3 тысячи зрителей. Мы идем постепенно. Мы считаем, что надо развивать школу, а не сразу идти на команду мастеров. Мы все‑таки переориентировались в основном на детский спорт, на юношеский спорт. Поэтому будем готовить хороших молодых игроков, развивать школу у нас. Тем более что хоккей с мячом у нас активно развивается. Хоккея с шайбой у нас не было. Но тем не менее будем развивать это направление.
В.Путин: Значит, вы полагаете, что то, о чем мы говорили с точки зрения развития и экономики края и при объединении год назад, что по всем основным направлениям движение вперед имеется?
А.Хлопонин: Мы даже сами не ожидали такого эффекта. Мы коснулись только одного проекта, как мы с вами обсуждали, это Богучанская ГЭС, вернее, завод, – уникальный проект Нижнего Приангарья. То есть развития инфраструктуры. Участие государства в развитии инфраструктуры подтолкнуло огромное количество инвесторов, которое сегодня готово инвестировать разработку новых месторождений. Это и лесной комплекс, лесопромышленный комплекс, который сразу шагает за Ангару и начинает активно осваивается. Это новые нефтяные месторождения, причем Юрубчено-Тохомская зона, которая автоматически приходит в этот проект. Более того, когда мы собирались в Томске, обсуждали вопрос по поводу трубы, по которой пойдет нефтепровод. Автоматически Юрубчено-Тохомская зона попадает в этот проект, в баланс и автоматически начинает активно развиваться. То есть вложив рубль государства сегодня в инфраструктуру, будет возможность реально около 5 рублей привлечь от частного инвестора вложений в эти проекты. Сегодня это все подготовлено. Сегодня все движется. Уже работает.
В.Путин: Я бы хотел с вами поговорить о завтрашнем Госсовете. Вы возглавляете рабочую группу.
А.Хлопонин: Мы провели очень большой анализ в рамках подготовки завтрашнего Госсовета. Свыше 50 руководителей субъектов принимали активное участие в этой работе. И несмотря на то что тема сама по себе звучит очень непросто и вообще она достаточно новая – подходы к стратегии социально-экономического развития, особенно в рамках регионального аспекта. Несмотря на то что значительное количество нормативных актов Российской Федерации приняты на уровне законов 1995 года, на уровне соответствующего постановления Правительства, решений, отраслевых стратегий, мы сегодня ясно видим, что между основными сторонами, заинтересованными в реализации этой стратегии, а это прежде всего федеральный центр, регион, крупные государственные корпорации и частный бизнес, и население прежде всего, между ними абсолютно не существует никакой увязки. И это на сегодняшний день на самом деле больше всего настораживает. Если взять позиции по региону, то мы сегодня не понимаем и не видим. Вот мы можем только узнать: да, единственная стратегия с региональным аспектом, которая сегодня существует, которая реально качественная, это у «Газпрома». У него есть стратегия газификации России. И вот там четко прописан региональный аспект. А в федеральной стратегии на три года, которую разработало Минэкономразвития, региональному аспекту посвящено две страницы из тридцати. Фактически в этом документе невозможно понять, какое стратегическое направление развития инфраструктуры Федерация определяет. Вот как пойдут нефтепроводы, как пойдут газопроводы, какие будут выданы мощности, какое количество энергетических мощностей должно быть выдано. Где и как должны быть размещены производительные ресурсы и производительные силы. И это сегодня затрудняет. При этом нам говорят: регионы должны спланировать свою стратегию социально-экономического развития региона. Владимир Владимирович, я, например, хочу написать, что я хочу построить Богучанскую ГЭС. Если не будет заинтересованных, если не попадает в государственную стратегию, то Богучанская ГЭС построена не будет, образно говоря. Это один аспект. Второй аспект. Мы сделали анализ региональных стратегий свыше 250 частных корпораций. И пришли к уникальному выводу: у нас сегодня на территории Сибири и Дальнего Востока существует инвестиционных проектов на сумму около 440 миллиардов долларов. Куда частный бизнес готов инвестировать.
При этом проблема реализации проектов – отсутствие инфраструктуры, отсутствие автомобильных дорог, железных дорог, энергетических мощностей и так далее. Мы эту всю подборку подготовили. Завтра на Госсовете изложим и отдадим на уровне правительства для проработки. Поэтому здесь мы пришли к трем базовым фундаментальным выводам в рамках этой разработки, что сегодня необходимо принять федеральный закон, который прежде всего обозначил так называемый понятийный аппарат. Сегодня все разговаривают на разном языке. Сегодня такие понятия, как стратегия, концепция, прогнозы, каждый понимает как хочет, каждый рисует, собственно говоря, то, что он считает нужным. Особенно это актуально в рамках федеративного государства, где разграничены предметы ведения и полномочий. Большая страна, каждый сегмент этой страны – европейская часть, Сибирь, Дальний Восток – должен иметь свою специфику развития, должны иметь свои определенные ориентиры. Очевидно, что, скажем, в Сибири мы никогда не сможем развивать производство автомобилей, потому что мы очень далеки от рынка, от рынков сбыта. И для нас сегодня очевидно, что Сибирь – это мощнейший энергетический ресурс нашего государства, сырьевой ресурс и высокие технологии. Плюс так называемые транспортные магистрали, транспортные развязки. Вот наши приоритеты, мы и должны в этой плоскости развивать. Таким образом мы должны планировать трудовые ресурсы. Один проект Нижнее Приангарье сегодня позволил перепрофилировать все профтехобразование. Я, получив полномочия как губернатор, перестроил все учреждения профессионально-технического среднего образования под потребности бизнеса. Вместо того чтобы делать слесарей по производству, ремонту автомобилей, которые до сих пор на «Москвичах-412» тренируются, которых нет в производстве, сегодня вместе с «Роснефтью», вместе с РАО «ЕЭС России» мы создали профильный техникум. Ребята получают профессию, ребята получают рабочие места сегодня. Потребность в рабочих местах сегодня огромная, около 40 тысяч мы должны сегодня подготовить специалистов. И необходимость разработки региональной стратегии на базе вот этих стратегий федеральных – это, я считаю, ключевой профиль на сегодняшний день. Мы долго думали и посмотрели западный опыт, как это происходит на Западе, посмотрели, как это было в Советском Союзе, когда был директивный метод реализации этих стратегий. Понятно, что к директивным методам сегодня возвращаться не имеет смысла, жизнь поменялась, задачи поменялись. В рамках международного опыта сегодня существует в Штатах комиссия по стратегическому планированию. Там в этой комиссии происходит увязка стратегий территориальных. Дальше эти стратегии должны учитывать три основных аспекта: социальную справедливость, политическую стабильность и главное – экономическую эффективность. И государство через инвестиционные механизмы тонко настраивает отдельно взятый регион, отдельно взятую территорию, где чем нужно помогать. Тогда через миграционные процессы люди двигаются в сторону создания рабочих мест. А люди, которые остались, соответственно, имеют нормальные условия. Там, где регион развивается, там инвестиции идут через механизмы инвестиционных фондов, инвестпроектов – развивается вся территория. То есть мы эти предложения все подготовили, завтра на Госсовете их предложим. После этого нам предстоит очень большая работа, это не работа одного дня, к этому надо подойти. В том числе мы готовы в рамках той рабочей группы, которая сегодня существует вместе с Сергеем Семеновичем Собяниным, который, насколько я знаю, возглавляет комиссию по стратегическому планированию, продолжить работу в том числе и по подготовке этого законопроекта. Как раз хорошая площадка для эксперимента. И на Госсовете дать соответствующие предложения.
В.Путин: Спасибо.