В.Путин: Добрый вечер, уважаемые дамы и господа.
Я Вам благодарен за то, что вы здесь собрались. Вместе с тем сразу же хочу сказать, что ничего сенсационного не будет. Мы исходили из того, чтобы помочь и нам, и вам сориентироваться в том, что у нас происходит сегодня в Петербурге. Работа еще как следует не началась, а результаты наших встреч с Президентом Соединенных Штатов вам известны. Вместе с тем я бы хотел начать с того, чтобы выразить слова искренней благодарности всем моим коллегам, руководителям стран «восьмерки», за то, что они предоставили России возможность организовать мероприятие в России, выступить в роли председателя. Благодарен за то, что согласились выбрать в качестве места нашей совместной работы на этот раз город Санкт-Петербург. Мы готовились весьма серьезно к этому мероприятию и встречали понимание и поддержку всех наших коллег из всех стран «восьмерки».
Мы с начала нашего председательствования провели более шестидесяти мероприятий. И после завершения планируем провести еще около двадцати мероприятий как бы в продолжение нашей совместной работы уже в направлении осуществления тех договоренностей, которые, я надеюсь, будут закреплены завтра и послезавтра в ходе нашей совместной работы.
Как вы знаете, мне удалось встретиться и с представителями гражданского общества: более семисот неправительственных организаций собиралось в Москве. Мы встречались с представителями профсоюзов, Церкви, с участниками конференции генеральных прокуроров, внимательно прислушивались к рекомендациям бизнес-сообщества. И – не знаю, как это понравилось вам, мне кажется, что неплохая наша находка, – это и «молодежная восьмерка». Во всяком случае, я встречался с ребятами, с молодыми людьми, которые приехали из всех восьми стран, и у меня очень приятные впечатления: очень продвинутые, смышленые молодые люди, которые весьма заинтересованно ведут дискуссию между собой. Уверен, все мои коллеги с удовольствием с ними встретятся после нашей основной работы здесь, в Петербурге.
Я бы хотел выразить также благодарность руководству Санкт-Петербурга, всем жителям города за то, что они предоставили нам возможность работать в Петербурге. А мы со своей стороны сделаем все от нас зависящее для того, чтобы минимизировать неудобства для жителей города.
Я думаю, что нам удалось создать необходимую рабочую атмосферу и для представителей прессы. И мне бы очень хотелось, чтобы вы здесь не только напряженно поработали, но и познакомились с одним из красивейших городов Европы и России – городом Санкт-Петербургом. Я вас всех хочу поприветствовать в Петербурге и пожелать вам плодотворной, успешной и интересной работы здесь у нас в Питере. Спасибо вам большое за внимание, я готов ответить на несколько вопросов. Сразу предупреждаю, что ничего эпохального не будет, поскольку работа только начинается.
Вопрос (Телеканал «АЛЬ-ДЖАЗИРА»): Сначала, Владимир Владимирович, разрешите поблагодарить Вас и Ваших помощников за хорошую организацию. Все действительно очень хорошо организовано для нас, для журналистов. И я думаю, что большинство моих коллег со мной согласятся. В связи с этим: Владимир Владимирович, война в Ливане, как Вы считаете, она испортит ту картинку, которую мы видим сейчас? И считаете ли Вы, что мирный процесс на Ближнем Востоке уже сорван?
В.Путин: Картинка, надеюсь, красивая, но она на «восьмерках» никогда не бывает благодушной. Потому что мы собираемся для работы. Мы имеем другую возможность отдохнуть вместе, собраться в неформальной обстановке – и, как вы знаете, мы время от времени используем такие возможности.
На «восьмерку» собираемся для того, чтобы обсуждать текущие мировые проблемы и искать совместные решения по этим важнейшим и самым трудным направлениям нашего взаимодействия на международной арене. Безусловно, ближневосточная проблема относится как раз к таким. Мы, российская сторона, сожалеем, что как раз в преддверии «восьмерки» и в ходе нашей работы мы наблюдаем такое обострение на Ближнем Востоке.
Я уже говорил и хочу повторить: какими бы ни были сложными вопросы, нужно все‑таки предпринимать максимум усилий для разрешения их мирными средствами. Не думаем, что все средства мирного характера были исчерпаны на Ближнем Востоке. Мы не только не приветствуем – мы осуждаем любые террористические акты, в том числе связанные с похищением людей. Но у нас такое впечатление, что, кроме возврата похищенных военнослужащих, Израиль преследует и другие цели более широкого плана. И мы надеемся, что будут найдены мирные средства для их решения.
Вопрос (Телеканал РТВ): У меня вопрос о Вашем отношении к расширению «большой восьмерки» за счет включения в нее таких стран, как Бразилия, Китай, возможно Индия. Об этом речь идет давно и по многим параметрам эти страны подходят для того, чтобы быть членами расширенной «большой восьмерки» до десяти или одиннадцати членов. Спасибо.
В.Путин: Всем хорошо известно, что Россия сама не так давно присоединилась к «восьмерке». А председательствование нам доверено в первый раз. Надеюсь, что оно пройдет удачно, это будет успешный опыт. Поэтому, конечно, у нас есть свой полноценный голос при решении всех вопросов, в том числе и такого характера. Просто откровенно Вам скажу: я считаю для себя пока некорректным выступать с какими‑то инициативами по этому поводу.
Вместе с тем Вы абсолютно правы: трудно себе представить эффективное решение экономических, финансовых, энергетических проблем без такой быстроразвивающейся экономики, как китайская либо индийская. И, конечно, для американского континента лидером развития, самой мощной страной, наиболее перспективной является Бразилия. И если наши партнеры посчитают возможным эти вопросы поставить в практической плоскости, мы, конечно, поддержим решение подобного рода.
Вопрос (Би-Би-Си, Русская служба): Владимир Владимирович, по поводу дискуссии об Иране между Вами и Президентом Бушем. Произошло ли какое‑то сближение позиций, в том числе – смотрит ли Россия более позитивно на возможность введения санкций против Ирана?
В.Путин: Мы уже говорили сегодня на пресс-конференции вместе с Президентом Соединенных Штатов о том, что удовлетворены тем, что начали работать в шестистороннем формате, и считаем, что этот формат должен быть использован для выработки единых подходов к решению этого вопроса. Вопрос – не в ужесточении позиций, а вопрос в том, чтобы наши подходы были едиными, единообразными. Это на самом деле самое сложное, но может быть самым эффективным в решении иранской ядерной проблематики.
Вопрос («ДЕЙЛИ НЬЮС»): Господин Президент, я представляю «Дейли Ньюс» Индии. Как Вы рассматриваете переговоры между Индией, Китаем и Россией, которые состоятся впервые? Каково значение этих трехсторонних переговоров, и повлияют ли они на динамику развития в этом регионе? Спасибо.
В.Путин: Китай – это наш сосед и традиционный партнер, так же как и Индия. Вы хорошо знаете, что с Индией у нас давние партнерские отношения, очень близкие. И я полагаю, что перспективы, прежде всего, экономического взаимодействия – очень большие. Пока, несмотря на высокий уровень политического взаимодействия, нам до сих пор не удается выйти на эффективное экономическое сотрудничество. Поэтому наша встреча в таком формате будет посвящена прежде всего развитию экономических связей между тремя государствами. И мы давно уже работаем в этом направлении с целью создать эффективные механизмы взаимного сотрудничества. Полагаю, что это, безусловно, повлияет и на рост доверия не только между тремя странами, но в регионе и в мире в целом.
Вопрос (Газета «МОЛОДЕЖНАЯ СМЕНА», Грозный): Уважаемый Владимир Владимирович, в Чеченской Республике на протяжении шести лет идет нарушение законодательства России и международного права: не оформляются заграничные паспорта. Скажите, как Вы прокомментируете эту ситуацию? Спасибо.
В.Путин: Я Вам очень благодарен за то, что Вы об этом сказали. Откровенно сказать, я даже не знал о том, что там не оформляются паспорта. Мы постараемся это исправить в ближайшее время. Я думаю, что проблема заключается в том, что, видимо, и паспортизация‑то там по‑настоящему до сих пор не проведена, но это не повод для того, чтобы не делать того, о чем Вы сказали, – не решать тот вопрос, который Вы сейчас затронули. Я обязательно обращу на это внимание. И хочу Вас поблагодарить за то, что Вы подняли эту проблему.
Вопрос («Телевидение Персии»): Господин Президент, я представляю «Телевидение Персии». Я позволю себе вернуться к вопросу Ирана. Кажется, у Вас позиция очень прочная, когда Вы говорили о том, что Вы встречались с Президентом Соединенных Штатов, с Председателем Китайской Республики. В том, что касается гарантий Ирана, – можно ли говорить, какой будет следующий этап действий России в том, что касается Ирана и иранской ядерной деятельности, в частности? Спасибо.
В.Путин: Вы знаете, я так много говорил об этом, и мне казалось, что так подробно, я даже не знаю, что еще можно добавить. Мы за то, чтобы все страны мира включая Иран имели право доступа к высоким технологиям, включая ядерные. Нельзя остановить прогресс в пороговых странах, нельзя им запретить использовать ядерную энергетику. И проблема заключается не только в Иране – проблема и в других странах, которые тоже хотят развивать такие технологии. Поэтому крайне важно создать условия для развития ядерных технологий – мирных ядерных технологий, устранив возможность распространения ядерного оружия.
Хочу повторить еще раз, мы именно поэтому выступили с инициативой создания сети международных центров по обогащению урана и по утилизации отработанного ядерного топлива. Если такие центры будут широко созданы в мире, то любая страна сможет получить равный демократический доступ к этим технологиям. А международное сообщество избавится от страхов, связанных с их распространением. Завтра на эту тему мы тоже будем говорить.
Вопрос («Нихон кэйдзай», Япония): Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, сегодня во время Вашей встречи с Премьер-министром Японии Коидзуми были ли с японской стороны высказаны какие‑либо новые инициативы по поводу ускорения строительства второго этапа Дальневосточного трубопровода? И если были, то какова была Ваша реакция? В каком ключе обсуждался этот вопрос, если обсуждался?
В.Путин: Я Вам скажу откровенно, как‑то особой новизны пока нет. Японская сторона хочет, чтобы этот проект был реализован. Это соответствует и нашим планам. В данный момент японские партнеры хотели бы, чтобы мы заключили межправительственное соглашение по этой проблеме. Наша позиция заключается в том, что этот проект чисто коммерческий, и государство не должно нести каких‑либо обязательств, связанных с реализацией этого проекта. Он весьма рентабельный, эффективный. Весь мир, а тем более развивающиеся экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, нуждаются в дополнительных источниках энергии. И наша нефть, которая должна прийти на берег Тихого океана, конечно же, крайне востребована. Поэтому давать еще какие‑то дополнительные государственные гарантии, тем более что мы уже несколько лет назад отказались от выдачи государственной гарантии по коммерческим проектам, мы считаем сегодня нецелесообразным. Поэтому будем вести и дальше переговоры с нашими японскими партнерами, и у меня такое чувство, что мы найдем приемлемое решение.
Ну, а вопрос‑то ведь в чем? Найти средства для реализации самого плана строительства несложно. Вопрос в другом – в наполнении этого трубопровода, этой трубопроводной системы от пункта Сковородино до берега Тихого океана. Для этого нужно активно вести разработку не разведанных пока запасов Восточной Сибири.
Вопрос («Дейли телеграф», Великобритания): Господин Президент, «Дейли-телеграф», Лондон. На этой неделе посол Великобритании участвовал в конференции оппозиции и говорил о том, что британское правительство было несколько разочаровано некоторыми Вашими действиями в том, что касается демократии. Что Вы можете сказать по поводу Ваших контактов с Премьер-министром сегодня?
В.Путин: Вы знаете, мы регулярно обсуждаем проблемы подобного рода со всеми нашими коллегами, в том числе и с Премьер-министром Великобритании. Говорим об этом открыто, доброжелательно. Эта тема практически постоянна в повестке дня наших двусторонних контактах. Я сегодня уже высказывался по этому поводу. Мы внимательно слушаем всех наших партнеров. С удовольствием учитываем их мнение по этим вопросам. Но решение будем принимать сами.
Там есть ведь еще и другие вопросы – вопросы, скажем, борьбы с коррупцией. И нам будет интересно услышать ваш опыт, в том числе и применительно к лорду Леви. Есть и другие вопросы, и другие проблемы не только в Великобритании, но и в других странах «восьмерки». Поэтому у нас будет широкий круг вопросов, которые мы сможем обсудить.
Вопрос («Общественное телевещание», Грузия): Господин Президент, общественное телевещание Грузии. Вы сегодня утром сказали, что [говорили] с господином Бушем насчет конфликта на соседних территориях. Будет ли завтра на саммите разговор о Грузии и конфликтах на грузинской территории? И как Вы оцениваете ситуацию на территории Южной Осетии?
В.Путин: Я уверен, что мы будем говорить обо всем постсоветском пространстве, особенно о тех проблемных точках, где пока неспокойно. И сегодня, когда я сказал, что мы говорили о конфликтах в наших странах-соседях, должен Вам сказать откровенно и более точно, мы говорили в основном о Грузии.
Уверен, повторяю, что и в ходе завтрашней и послезавтрашней дискуссии так или иначе вопросы постсоветского пространства будут обсуждаться. Что касается Южной Осетии, то нас, конечно, беспокоит ситуация, которая там складывается: то одно убийство, то другое. Я думаю, что и Вас это беспокоит. Ситуация – напряженная и не разряжается, к сожалению. Нам бы очень хотелось, чтобы наши грузинские партнеры, друзья смогли бы найти такие способы взаимодействия со своими южноосетинскими братьями, чтобы подобных инцидентов не возникало.
Вопрос (Медиахолдинг «АЗЕРРОС»): Владимир Владимирович, это дополнительный вопрос к вопросу от грузинского телевидения. Скажите, пожалуйста, а вот проблема Нагорного Карабаха, это тоже региональный конфликт: будет ли обсуждаться вопрос Нагорного Карабаха и Ваше видение этой проблемы?
В.Путин: Я думаю, что мы затронем, конечно, проблемы Нагорного Карабаха, тем более что в той или иной степени большинство из стран «восьмерки» принимает участие, пытается помочь в урегулировании этого конфликта. И Президент Ширак очень активно в это вовлечен, и Президент Буш, некоторые другие наши партнеры. Нам бы очень хотелось, чтобы Армения и Азербайджан нашли приемлемые решения.
Что касается России, могу еще раз подтвердить нашу позицию. Она заключается в том, что мы не будем навязывать решение ни азербайджанской, ни армянской стороне. Компромисс должен быть достигнут народами этих стран, а Россия, так же как и другие наши партнеры, готова выступить гарантом исполнения этих договоренностей.
Вопрос (Радио «Маяк», Россия): Мои коллеги уже говорили об отличной организации этого саммита, но понятно, что Вы тоже вложили в организацию этого саммита много своих личных сил. Что значит для Вас лично этот саммит, эта встреча в Стрельне, и какой его итог Вы бы считали 17-го числа, когда будет все подведено, наиболее продуктивным? Спасибо.
В.Путин: Мы считаем, что это важное мероприятие. Я уже говорил: не нужно ничего преувеличивать и преуменьшать не нужно. В мировых делах есть институты, которые являются фундаментом международных отношений сегодняшнего дня. Это прежде всего Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности. Там решаются наиболее острые вопросы, там принимаются окончательные решения. И в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций – как Вы знаете, есть глава 7-я – могут быть приняты даже решения о принуждении той или иной страны к исполнению решений Совета Безопасности. Именно поэтому страны, вовлеченные в разрешение таких трудных, спорных вопросов, как северокорейская проблематика, иранская проблематика, настаивают на том, чтобы Совет Безопасности взял к рассмотрению эти и другие дела и принял бы какие‑то действенные меры.
«Восьмерка» таким органом не является. Тем не менее это важный международный форум, в ходе подготовки к которому самым подробным образом обсуждаются на экспертном уровне, на уровне министров, премьер-министров, на уровне представителей бизнеса, да и гражданского общества те или другие вопросы, предложенные страной-председателем в качестве основных для обсуждения. И этот процесс крайне важен для согласования позиций. Надеюсь, что нам удастся не просто ознакомиться с этой повесткой дня ради обсуждения вопросов, по которым мы собрались, но и принять в ходе обсуждения, доработать и принять те проекты документов, которые мы подготовили.
Вопрос: Добрый вечер, Владимир Владимирович, вопрос очень простой. Вы знаете, 2008 год является в достаточной степени переломным для России. Могли бы Вы сказать следующее: что Вы как гарант определенный страны по отношению к тем или иным странам, которые сегодня у Вас присутствуют в гостях, будете являться тем или иным моментом в качестве стратегического мышления, развития, будущего нашей экономики либо будущей политики? На сегодняшний день существует следующая реакция, когда Вы либо ваши партнеры говорят о том, что в России очень сложно, в России очень тяжело, у нее непрогнозируемое будущее, говорят и о том, и о другом. Вы как будущий гарант могли бы сказать, что на сегодняшний день Россия является стратегическим партнером этих стран, которых Вы принимаете в гостях, или нет? Спасибо.
В.Путин: Я не могу сказать, что я будущий гарант. Я гарант Конституции сегодня, и мои полномочия истекают в 2008 году. Но в чем я абсолютно уверен, и на это, собственно, и нацелена вся моя работа сегодня и в ближайшие годы, она нацелена на то, чтобы не только сделать необратимыми процессы, происходящие в России, связанные с развитием рыночной экономики и демократических институтов. Она нацелена на то, чтобы создать условия для свободного выбора в России. И я уверен, что российский народ – не я, а российский народ, – никогда не подводил и не подведет своих партнеров. Россия – надежный союзник.
Я хочу вас поблагодарить за интерес к работе «восьмерки». Если вы считаете, что такая форма общения вечером для вас была бы интересной… (Аплодисменты). Спасибо, тогда я готов с вами встречаться каждый вечер после того, как закончится наша работа. (Аплодисменты).
Спасибо. И хочу вам пожелать, как я уже говорил, не только интересной работы в Петербурге, но и приятного времяпрепровождения. И надеюсь, что хорошая погода будет нас тоже сопровождать.
Спасибо вам большое. Всего доброго.