В.Путин: Юрий Яковлевич, как началась работа на новом месте?
Ю.Чайка: Задачи поставлены в Вашем Послании. На заседании Совета Федерации я озвучивал также мои конкретные задачи в должности Генерального прокурора. Мы начали их реализовывать. Прежде всего мы создали Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства. В рамках Главного управления мы впервые создали специальное подразделение, которое будет проводить мониторинг правоприменительной практики при реализации национальных проектов. По полугодиям мы будем составлять такую аналитическую справку и будем информировать Вас и Правительство о правоприменении при реализации национальных проектов.
Выполняя задачи, которые мы поставили по усилению борьбы с коррупцией, в рамках этого управления мы создали подразделение по надзору за исполнением законодательства о государственной службе и муниципальной службе. Основная задача этого подразделения – надзор за исполнением законности в этой сфере и, прежде всего, за исполнением законов государственными служащими, чиновниками на предмет коррупционных проявлений. Мы придаем очень большое значение этому направлению работы.
Мы создали Главное управление по международно-правовому сотрудничеству, потому что в отрыве от работы со своими коллегами за рубежом сегодня сложно представить работу Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Завтра-послезавтра мы проводим конференцию генеральных прокуроров 44 стран Совета Европы. Я хочу поблагодарить Вас за то, что Вы примете участие в работе конференции. Мы будем нарабатывать наши совместные усилия в области защиты прав человека и по борьбе с преступностью. На этой конференции будет впервые создан консультативный совет генеральных прокуроров при Совете Европы.
Следующее направление, которое мы считаем наиболее важным, – это прозрачность и доступность российской прокуратуры для населения. Мы реорганизовали наше Информационное управление. Впервые мы ввели должность пресс-секретаря Генерального прокурора. Кроме того, на сайте Генеральной прокуратуры мы открываем страничку, через которую граждане могут подавать свои предложения по реформированию российской прокуратуры, жалобы, заявления на предмет реагирования, скажем так, уже со стороны Генерального прокурора. В рамках Информационного управления будет идти постоянный мониторинг этих всех пожеланий, и мы будем работать и дальше.
Кроме того, впервые, во всяком случае на моей памяти, представители Генеральной прокуратуры в ранге заместителей Генерального прокурора будут принимать участие в работе Правительства. В соответствии с законом органы прокуратуры могут принимать участие в работе Правительства. Я считаю, что без этого просто нельзя. Прокуратура должна находиться в гуще всех тех процессов, которые происходят на уровне Правительства. Я уже переговорил с Михаилом Ефимовичем [Фрадковым] – он очень одобрительно об этом отозвался, и с четверга мы будем принимать участие. Теперь такая практика заведена, будем принимать участие в работе Правительства постоянно.
Я считаю, что нужно поднять, наверное, на качественно новый уровень наше взаимодействие с парламентом Российской Федерации. Министерство юстиции мониторит российское законодательство. Этот мониторинг заключается, прежде всего, в реализации федеральных законов, то есть как на уровне субъектов Федерации издаются нормативно-правовые акты, подзаконные акты, как реализуются законы субъектов Федерации. Прокуратура может проводить качественно другой анализ, мониторинг, то есть практику правоприменения: насколько совершенны, эффективны законы, как они действуют. Один из заместителей Генерального прокурора будет плотно работать с парламентом Российской Федерации на предмет именно исполнения законов на территории Российской Федерации, их несовершенства, их недостатков и так далее.
В перспективе, я думаю, – сегодня как раз тоже хотел с Вами посоветоваться: нас часто упрекают, что у нас функции следствия и надзора, в прокуратуре, в одних руках, – что я хочу сделать буквально в ближайшее время: на уровне Генеральной прокуратуры, на уровне субъектов Федерации организацию расследования и контроль, то есть надзор за следствием, будут осуществлять разные заместители. То есть на уровне Генерального прокурора – если у нас Управление по расследованию особо важных дел будет курировать один из заместителей, то функции надзора, то есть Главное управление, которое осуществляет контроль, в том числе за следствием прокуратуры, будет курировать другой заместитель. То же самое сделаем на уровне субъектов Федерации. То есть впервые мы разделим следствие и надзор за следствием. Эти сферы не будут в одних руках на уровне руководства Генеральной прокуратуры. На мой взгляд, это очень позитивный момент.
В.Путин: То есть в одном ведомстве, но в разных подразделениях?
Ю.Чайка: Да, в разных подразделениях. И разные заместители будут курировать направления. Я посоветовался со специалистами Генеральной прокуратуры – все, в общем, одобрительно отозвались. На мой взгляд, это, наверное, будет первый шаг по разделению следствия и надзорных функций. Я считаю, что это будет позитивный момент и воспринято это будет в целом положительно.
Такие первые шаги, но, конечно, есть еще и другие планы, в том числе с точки зрения правозащитных функций прокуратуры. На мой взгляд, правозащитная функция – это будущее прокуратуры. Через правозащитную функцию мы в принципе можем реализовать в полном объеме все функции общего надзора, которые существуют сегодня. Прокуратура без правозащитной функции просто немыслима, на мой взгляд. И это относится не только к российской прокуратуре – это общемировые подходы. Как раз завтрашняя конференция будет посвящена роли прокуратуры в защите прав человека, личности. В принципе, у правозащитной функции, в том числе в российской прокуратуре, на мой взгляд, большое будущее.