<…>
В.Путин:
Что касается развития экономики в целом, развития в широком смысле и ответа на такие вызовы как борьба с бедностью. Конечно, одно без другого трудно себе представить. Решение проблем бедности не может быть достигнуто без эффективного развития экономики.
Сейчас у меня прошла встреча с представителями неправительственных организаций. Многие из них заявили свою позицию неприятия развития ядерной энергетики. Более того, в документах, которые они нам передали, это сформулировано в письменном виде.
Вы тоже неправительственная организация Ай-Си-Си – но вы говорите о необходимости развития ядерной энергетики. Вот это говорит о сложности проблем, которые приходится решать руководителям государства при принятии практических решений.
Я уже там высказался, могу и здесь повторить: конечно, мы прежде всего должны думать о безопасности. Сегодняшние технологии позволяют безопасно добывать ядерную энергию. Но для того чтобы люди были спокойны, уверены в том, что государство осуществляет свою деятельность в этой сфере оптимальным образом, нужен прямой открытый диалог, нужен поиск оптимальных решений для достижения тех целей, которые стоят перед государствами, и тех задач, которые формулируются на уровне неправительственных организаций. Одна из главных – это борьба с бедностью.
Применительно к ядерной энергетике – мы в Петербурге будем обсуждать главным образом проблемы безопасности ядерной энергетики. Потому что в некоторых странах приняты решения о приостановке развития этого сектора энергетики, в некоторых ядерная энергетика активным образом развивается, а между тем проблемы безопасности касаются всех, особенно применительно к ядерной энергетике. Мы как страна, которая в прошлом – имеется в виду Советский Союз – пережила ядерную катастрофу Чернобыля, как никто другой знаем, что подобные события не имеют границ. Да и собственно говоря, когда катастрофа произошла, то и в Швеции увидели последствия.
Мы знаем, что правительства некоторых стран уже приняли решение по строительству новых энергетических ядерных блоков, причем в очень большом количестве. Поддержка Правительства России этому направлению развития энергетики по сравнению с другими развитыми экономиками является минимальной. Мы будем подходить очень ответственно к этим вопросам, к решению этих проблем – я имею в виду необходимость развития экономики в целом, энергетики в частности, и обеспечения мер безопасности.
Торговля. Да, действительно, Российская Федерация пока не является членом Всемирной торговой организации и ведет переговоры. Единственной страной, с которой мы пока не договорились, являются Соединенные Штаты Америки. Мы считаем, что условия функционирования российской экономики во многом являются гораздо более открытыми и либеральными, чем в некоторых странах, которые давно уже к этой организации присоединились. Но если нам по каким‑то причинам не удастся достичь окончательных договоренностей, то мы, конечно, снимаем с себя обязательства исполнять некоторые договоренности, которые мы не только приняли, но, не вступив в организацию, уже исполняем.
Что касается Дохийского раунда переговоров, которые сейчас проходят в Женеве, особенно той его части, на которую вы обратили внимание, связанную с сельхозпроизводством, – должен сказать, что Россия и Правительство Российской Федерации не оказывает никакой поддержки экспорту российских сельскохозяйственных продуктов, в отличие от многих других стран. Поэтому для нас эта проблема не очень актуальная, и решать эту проблему для нас не представляет никакого труда. Это как раз говорит о том, что мы ведем себя гораздо более либерально, чем многие страны, которые давно являются членами ВТО. Субсидии на поддержку продуктов сельхозпроизводства у нас равны нулю. Политика, которая сегодня проводится другими странами, не способствует выравниванию экономических условий развития, особенно применительно к развивающимся экономикам.
Мы не имеем возможности влиять на ход переговорного процесса напрямую, поскольку не являемся членами этой организации, но, конечно, нет никаких проблем, сложностей для того, чтобы довести вашу позицию до моих коллег, с которыми мы соберемся в Петербурге в этом месяце в рамках саммита «большой восьмерки». Конечно, это обязательно сделаю, никаких проблем.
Но проблема, с которой мы сталкиваемся внутри страны, проблема для нас серьезная, – это защита интеллектуальной собственности. На национальном уровне мы приняли ряд законов, которые направлены на дополнительную защиту прав интеллектуальной собственности. Вопрос в том, чтобы все принятые законы должным образом исполнялись внутри страны. Но это касается не только Российской Федерации, это касается многих стран, прежде всего стран с развивающейся экономикой. Это наверняка будет предметом нашей дискуссии, и мы готовы самым активным образом участвовать в этой дискуссии, вырабатывать общие решения и выработать необходимую систему мер для того, чтобы они были исполняемы. Думаю, что будет правильным, если не только в рамках подготовки к «восьмерке», но и в практической ежедневной работе мы будем сверять часы по этой проблематике через российских представителей Ай-Си-Си, для того чтобы понимать актуальную ситуацию на данный момент времени по проблемам защиты прав интеллектуальной собственности.