Алексий II: Многоуважаемый Владимир Владимирович! Ваше Святейшество, Ваши блаженства, Ваши Высокопреосвященства и преосвященства, досточтимые главы и представители религиозных общин мира, дорогие гости саммита!
Сердечно приветствую вас на московской земле. Благодарю за то, что вы откликнулись на приглашение Русской православной церкви и других общин веры, входящих в Межрелигиозный совет России.
Сегодня много приходится слышать о братоубийственных конфликтах, о террористической угрозе, о проявлениях нетерпимости и ксенофобии, о прогрессирующей нравственной деградации общества, об экологическом кризисе. Мы приветствуем усилия властей разных стран, направленные на преодоление всех этих недугов современности. Однако можно ли разрешить эти проблемы только с помощью законов, военных и полицейских акций? Можно ли полагаться лишь на средства политики и экономики? История и современность показывают, что без духовной, нравственной основы в жизни народов, без глубокого знания людьми своей религиозной традиции нельзя эффективно противостоять распрям, насилию, порокам, экстремизму, террору.
С нравственным состоянием личности и общества связаны экономика, экология, здоровье и другие сферы человеческой жизни. В них нельзя по‑настоящему добиться успеха без целостности человеческой личности, без добрых намерений сердца. Но вести людей к нравственному совершенству можно только путем свободы, ведь человек должен сознательно исполнять нравственный закон и гражданские установления.
Поэтому для разрешения проблем современности так важен единый голос религиозных лидеров, призывающих людей к миру, правде и добру.
Общность позиций разных религий лежит не в области вероучения, но в сфере нравственности, а часто и в том, что касается оценки общественных процессов. Убежден, мы сможем сформулировать единый взгляд на многие темы, которые предлагается обсудить в ходе саммита. Это, верю, поможет избежать многих нестроений, не допустить превращения межнациональных конфликтов в межрелигиозные, положить предел экспансии разрушительных псевдорелигиозных течений.
Отрадно, что столь представительное собрание духовных лидеров проходит на российской земле, ибо вековой опыт нашей страны свидетельствует: люди разных вер могут жить вместе в мире. В нашем регионе никогда не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармоничного сосуществования религий и культур. И сегодня мы видим, как благодаря диалогу разнообразие становится фактором не разделения, но сближения народов и общин. Полагаю, что этот опыт заслуживает внимания мирового религиозного сообщества. «Итак, – по слову Священного писания, – будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».
Всемирный саммит религиозных лидеров проходит в преддверии встречи лидеров ведущих стран мира, которая вскоре пройдет в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что позиция религиозных лидеров будет донесена не только до наших верующих, но и до руководителей государств «Большой восьмерки», других страны Европы и мира. Убежден, что общие усилия представителей власти, членов наших религиозных общин и всего гражданского общества будут развиваться и послужат благу людей.
Еще раз приветствую религиозных лидеров, которые собрались в Москву на Всемирный саммит. Пусть наше общение, наши совместные труды помогут сближению и сотрудничеству народов, утверждению на земле мира и согласия.
Разрешите считать саммит религиозных деятелей открытым.
Я сердечно благодарю Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, что он своим присутствием почтил саммит религиозных деятелей. И мы просим Вас обратиться к религиозным деятелям, которые со вниманием выслушают Ваши слова.
В.Путин: Большое спасибо, Ваше Святейшество.
Уважаемые участники и гости саммита!
Для меня большая честь – иметь возможность встретиться с вами сегодня и выступить перед вами.
Прежде всего я сердечно приветствую в России глав и представителей крупнейших религиозных объединений мира. Рад, что вы поддержали такой формат встречи, который был предложен Патриархом Алексием II и Межрелигиозным советом России.
Вы хорошо знаете, что столь широкий и уникальный по своему представительству международный форум в последний раз состоялся почти четверть века назад – имею в виду Московскую всемирную конференцию религиозных деятелей в защиту мира. Ее без преувеличения можно считать важным шагом к преодолению глобального противостояния и к окончанию «холодной войны».
Однако современный мир уже столкнулся с новыми угрозами. Делаются попытки расколоть его по религиозному или этническому признаку, вбить клин прежде всего между христианским и исламским сообществами. Миру фактически навязывается конфликт цивилизаций и надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация могла бы привести.
Мы хорошо знаем, сколь мощной объединяющей силой может быть религия, но не менее хорошо видим, к чему ведет самозваная проповедническая деятельность отдельных экстремистских лидеров, идеологов, цинично использующих чувства верующих. Мы видим, как тонка грань, за которой может быть развязана война и насилие, может пролиться кровь, и обязаны противопоставить этому самый широкий межконфессиональный диалог.
Убежден, у проповедников конфронтации нет ничего общего с истинными целями религиозных объединений. Ведь любая из мировых религий основана на фундаментальных ценностях добра, справедливости, миролюбия, милосердия. И именно их универсальность делает религию и церковь важнейшими факторами интеграции общества.
Да, конечно, разные народы в силу своих исторических, религиозных, культурных традиций имеют отличные друг от друга правовые и политические уклады, поэтому так важно наладить конструктивную работу по сближению наших позиций по важнейшим ключевым вопросам жизни. Целью этой работы не может быть механическая, бездушная унификация, извините, подчас тупая и разрушающая стандартизация – целью такой совместной работы может быть только гармонизация взглядов при сохранении всего многообразия мира. Вот почему так важно наладить самый широкий межцивилизационный диалог.
Убежден, серьезным шагом к нему станет и ваш саммит, который, не замыкаясь на узко богословских темах, планирует обсудить насущные вопросы глобальной повестки, вопросы, которые беспокоят каждого жителя Земли вне зависимости от его религиозной принадлежности.
Среди наиболее злободневных из них – противостояние международному терроризму и экстремизму. Их корень в нетерпимости к людям других взглядов, в неуважении к их традициям. Идеологи террора строят свои спекуляции не только на острых социальных проблемах, но и на религиозной безграмотности, сепаратистских и националистических настроениях. Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений. А падение нравственности, нравственных начал в обществе во многом является причиной ксенофобии и расовой розни.
Вот почему так важна миссия духовенства, помогающая человеку отделять истинную веру от попыток ею манипулировать. Такое воспитание формирует в обществе толерантную среду, в которой осуждается религиозная и национальная неприязнь. Считается недопустимым любое оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных святынь. И потому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение – это совместная задача и государства, и религиозных объединений. Подчеркну, подобные меры позволят упреждать не только этнорелигиозные конфликты, но и преодолевать другие социальные болезни современного мира.
Уважаемые участники заседания!
То, что вы откликнулись на инициативу провести столь важный саммит именно в нашей столице, в Москве, расцениваю как еще одно признание высокой роли и многовекового опыта России в диалоге цивилизаций. Здесь, на огромном евразийском пространстве, сложилось уникальное единство и многообразие разных религий и национальностей. Их взаимодействие сыграло системообразующую роль в развитии самой российской государственности и в укреплении ее целостности.
И в современной России толерантность и веротерпимость являются основой гражданского мира, важным фактором социального прогресса. Конечно, и мы сталкиваемся со всеми «язвами» сегодняшнего дня, со всеми проблемами сегодняшнего дня. Между тем отношения религиозных объединений и государства в нашей стране строятся на принципах свободы и совести, свободы совести и вероисповедания, на равенстве всех религиозных организаций перед законом, невмешательстве государства в их деятельность. Это основополагающий принцип нашего взаимодействия с религиозными конфессиями. Такое отношение способствует решению ключевых общенациональных задач. И мы глубоко ценим социальное, просветительское, миротворческое служение российского духовенства, всячески поддерживаем межрелигиозный и межнациональный диалог. И большую роль в нем играет Межрелигиозный совет России, объединяющий представителей христианства, ислама, иудаизма и буддизма.
Считаем, что столь же конструктивный диалог необходим и на международном уровне, на международной арене, ведь Россия уже активно взаимодействует с Организацией Исламская конференция, восточно-христианским форумом Межпарламентской ассамблеи православия. Мы также поддерживаем выдвинутую Турцией и Испанией инициативу создания широкой коалиции против экстремистов – Альянса цивилизаций, и надеемся, что она станет эффективным механизмом сотрудничества исламского и христианского сообществ.
Конечно, у каждой религиозной общины есть свой опыт такого взаимодействия и крайне важно использовать его для продолжения межцивилизационного диалога, использовать на благо наших стран и народов. Не сомневаюсь, вы хорошо осознаете свою ответственность, понимаете, как влияет каждое ваше слово на миллионы людей, на их убеждения и ценностные ориентиры. И в этом смысле у вас как у представителей духовенства есть свои преимущества перед политиками, ведь пастырское слово, как и сами религии, не имеет ни территориальных, ни государственных границ – оно принадлежит всему человечеству.
Желаю вам плодотворных дискуссий, приятных впечатлений и хорошего пребывания в России. Большое вам спасибо за внимание.
Алексий II: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Позвольте от имени всего саммита религиозных деятелей сердечно поблагодарить Вас за Ваше глубокое, проникновенное выступление, которое было выслушано с большим вниманием всеми и которое даст импульс всей дискуссии, которая будет вестись здесь в эти дни.
Спасибо.
Приветствие от Генерального секретаря Организации Объединенных Наций господина Кофи Аннана я прошу зачитать митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Кирилл: Послание Генерального секретаря ООН Всемирному саммиту религиозных лидеров, созванному по инициативе Патриарха Московского и всея Руси и Межрелигиозного совета России. Москва, 4 июля:
«С радостью приветствую всех уважаемых участников настоящего собрания религиозных лидеров. Люди веры, мужчины и женщины, оказывают значительное влияние на личное и общественное поведение. Будучи пастырями и наставниками, вы можете быть проводниками перемен, вдохновляя людей на новый уровень общественного служения. Вы можете способствовать преодолению барьеров невежества, страха и непонимания, которые распространились в нашем мире подобно чуме. В своих трудах на этом саммите вы можете показать пример межконфессионального диалога, сотрудничества и уважения.
Ваш саммит также может внести вклад в усиление и развитие Альянса цивилизаций, который я создал в прошлом году по инициативе премьер-министров Испании и Турции. Альянс – это ответ терроризму, экстремизму, усиливающимся общественным трениям и иным проявлениям ненависти и нетерпимости, с которыми мы так часто сталкиваемся в последние годы.
Цель Альянса – помочь международному сообществу сформулировать общий подход к тому, как достичь мирного сосуществования и преодолеть предрассудки и неверные концепции, угрожающие миру во всем мире.
Знаю, что вы, как и я сам, озабочены тем обстоятельством, что религия часто воспринимается в новостях как источник конфликта. Отчасти это продиктовано тем, что средства массовой информации уделяют внимание наиболее радикальным случаям и актам насилия, а отчасти отражают сложное пересечение религии и политики. Но и религиозные лидеры также несут за это определенную ответственность. Ваше участие здесь на стыке различных вер и конфессиональных границ может направить нас по пути, вселяющему большую надежду.
Мой предшественник Даг Хаммершельд однажды сказал: «ООН находится вне – обязательно вне – любых конфессий, но тем не менее Организация Объединенных Наций является инструментом веры. В этом качестве она вдохновляется тем, что объединяет, а не разделяет великие мировые религии».
Хотя духовные и религиозные практики значительно различаются, в основе мы имеем дело с универсальными ценностями: милосердием, терпимостью, любовью к ближнему. Ни одна традиция не может претендовать на то, что она монопольно владеет этими ценностями и учениями – напротив, они органично присущи человеческому духу и закреплены в международном законодательстве о правах человека. Они также составляют дух Устава ООН и лежат в основе нашего стремления к всеобщей гармонии и миру.
В ваших силах вдохнуть жизнь в эти ценности через общины и конгрегации по всему миру. Международное сообщество приветствует ваши усилия и ожидает новых действий, нацеленных на усиление общих ценностей, которые лежат в основе мировых религиозных традиций.
Мы рассчитываем, что вы продемонстрируете интегрирующую роль, которая способна играть религия в нашем труде по достижению мира.
Благодарю вас за преданность делу и ваше руководство. Пожалуйста, примите мои приветствия и пожелания успехов саммиту.
Кофи Аннан».
Алексий II: Я думаю, что все мы единодушны в том, что направим благодарность Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Кофи Аннану за его приветствие, которое он направил нашему саммиту.
Я прошу взять слово председателя комиссии по сближению мазхабов аятоллу Мухаммада Али Тасхири.
М.Тасхири: Благодарю Вас, господин председатель, во имя Аллаха милостивого и милосердного. Мир и молитва всем пророкам, всем посланникам, всем верующим и особенно последнему из пророков, его семье и сподвижникам.
Ваше Святейшество Патриарх! Господин Президент! Господа присутствующие!
Что может быть прекраснее этой встречи, что может быть прекраснее встречи сердец, что может быть прекраснее встречи мыслей и наших общих чувств, встречи, в которой возвышается слово Бога, слово истины, слово ценности – ценности справедливости на основании совместной деятельности, плодотворного сотрудничества для того, чтобы поднять уровень моральных ценностей в мире. Поэтому естественное решение всех наших проблем сегодня и на протяжении всей истории – это именно то решение, к которому мы пришли сегодня, эта встреча, когда мы хотим поднять моральные ценности, так как террор, несправедливость, посягательства на права других, попрание прав человека – все эти проблемы, которые, мы видим, сегодня происходят в мире, они могут происходить только таким методом. И мы должны бороться с террором и с несправедливостью, пытаться вырвать их корни, ведь корнями терроризма являются бедность, диктатура, несправедливость, отсутствие моральных ценностей. Если мы поднимем эти моральные ценности, мы сможем вылечить эту болезнь. Иначе, если мы не сможем это сделать, если болезнь останется, наши усилия не увенчаются успехом.
Эти проблемы все связаны с исламом. Ислам сейчас стремится к тому, чтобы народы сотрудничали между собой, чтобы они сотрудничали в поисках истины. Мы должны защищать справедливость, где бы ни происходило это, мы должны защищать обездоленных и бедных, мы должны защищать человеческое достоинство. Самое главное – это достоинство человека, и об этом говорил пророк Мухаммед, что человек может быть либо твой брат в религии, или твой сподвижник.
И к этому призывал ислам. Он призывал всех верующих к тому, чтобы объединиться с другими людьми, независимо от того, кто будут эти другие люди. Мы должны искать общие знаменатели и сотрудничать в том, что нас объединяет.
И наши некоторые люди акцентируют внимание на разногласиях. Но если мы хотим, чтобы ислам внес положительный вклад в развитие человеческой цивилизации, мы должны искать общие знаменатели. Мы должны быть объективными, мы должны уважать мнение другого, от кого бы оно ни исходило.
И в Коране, и в словах пророка мы должны исходить из того, что сказано там, и прислушиваться к мнениям других. Вот именно таким объективным образом мы сможем достичь общих целей. И те же самые цели стоят перед нами, перед нашей исламской революцией стояли, когда она произошла при Советском Союзе под руководством имама Хомейни.
Уважаемое Ваше Святейшество господин председатель! От имени исламского мира я хочу сказать – большая честь мне выступать здесь от имени исламского мира, от ученых, от имени лидеров исламского мира, от имени народных масс и представителей различных исламских стран: из Сирии, из Кувейта, из Бахрейна, из Казахстана, из Киргизии, из Азербайджана, из Таджикистана, от имени этих людей и во имя всех мусульман во всех странах: в Европе, в Африке, в Азии, в Америке – я очень высоко оцениваю это прекрасное мероприятие, прекрасную идею собрать всех религиозных деятелей для того, чтобы они вместе действовали в интересах справедливости. Я высоко оцениваю это и высоко оцениваю также действия уважаемого Президента Путина, который прилагает большие усилия по сближению между Россией и исламским миром. Россия и исламский мир могут вместе дополнять друг друга и защищать проблемы человека, защищать моральные ценности.
Я высоко оцениваю эту позицию и молю Аллаха, чтобы он ниспослал свою милость и сделал наше собрание отправной точкой диалога между различными религиями и сотрудничества между различными представителями различных религиозных толков. И я хотел бы, чтобы наша миссия заключалась в искренности, в уважении ценностей, чтобы она была направлена по отношению ко всем лидерам мира – для того, чтобы они работали во имя этого, во имя того, чтобы наши разногласия были решены, чтобы не возникали религиозные конфликты. И мы все должны вместе действовать для того, чтобы возвысить положение человека.
Мир вам, милость и благословение Аллаха!
Алексий II: Спасибо, досточтимый аятолла Мухаммад Али Тасхири, за Ваше выступление, которое Вы сделали от имени ислама и которое мы так и воспринимаем.
Я прошу взять слово главного раввина Израиля Йону Мецгера.
Йон Мецгер: Уважаемый Патриарх, глава Русской православной церкви! Большое спасибо за приглашение на этот форум.
Я благодарю также Президента России Владимира Путина за приглашение, за гостеприимство. Спасибо всем руководителям религиозных общин. Спасибо российскому руководству за те усилия, которые предпринимаются в объединении религиозных направлений.
Я бы хотел обратить особое внимание на слова Президента России, что подобный религиозный саммит происходит впервые за 25 последних лет. За это время произошло очень многое. Россия открыла свои двери, она перестала быть коммунистической. Произошли огромные реформы, вызывающие высокую оценку всего мира. И, в частности, одна из этих реформ – на наш взгляд, одна из важнейших – это коренное изменение в отношениях между государством и религией и религиозными общинами. Сегодняшнее мое появление здесь – это возможность выразить от имени еврейского народа и от имени государства Израиль, государства, которое объединяет три мировых религии, выразить соболезнование российскому народу за зверское убийство четырех российских дипломатов, невинных безоружных людей, которые были злодейски умерщвлены террористами в Багдаде.
В Библии говорится, что когда еврейский народ вышел из Египта, у него не было воды в пустыне. И Всевышний сказал пророку Моисею: «Ударь в скалу – и из нее выйдет вода». Моисей ударил, и из скалы брызнул фонтан. Но Господь сказал еще Моисею, что он должен не только ударить по скале, но и говорить с ней. А Моисей этого не сделал, и тогда Господь ему сказал: «Вот за это ты будешь наказан. Ты не войдешь в землю обетованную». Очень многие люди говорили и очень многие мудрецы говорили: а почему так произошло? Ведь в конце концов главное было напоить людей. Мудрецы наши истолковывали это так: «Если ты хочешь уговорить, убедить другого – не действуй палкой, не действуй самолетами, не действуй террористами-самоубийцами, – говори с ним, сиди с ним на международных конференциях, обсуждай разногласия, приходи к компромиссам. Так ты добьешься надлежащего результата». Эти слова были сказаны очень много лет назад, но их жизненная важность сохранилась и сегодня.
Уважаемые господа!
История учит, что когда религии живут в мире друг с другом, они не только сами больше процветают, но и помогают процветать тем народам, среди которых они проповедуют. Каждый религиозный деятель, разумеется, проповедует в своей религии. Естественно, те слова, которые говорит проповедник, они не слышны по всему миру, только у своих. Но есть такая легенда. Один человек получил место, каюту на пароходе и начал сверлить переборку. И вода начала заливать корабль. К нему стучатся, говорят: «Из‑за тебя мы все утонем». Он говорит: «А какое ваше дело? Я снял эту каюту, я хочу утонуть, это мое личное дело». Конечно, большая глупость. Если кто‑то думает, что тот религиозный деятель, который говорит только в своей общине, не влияет на все человечество, – он ошибается. Мы все в одной лодке. Если какой‑то один религиозный деятель говорит такие крайние вещи, это все равно проявится на всем человечестве.
Сейчас здесь сидят представители трех так называемых авраамических религий. Кто такой Авраам? Авраам – это наш общий отец. Он сейчас на небе, он сидит и смотрит на нас. Я уверен, что он огорчается, что ему больно, если вдруг он видит, что один из его потомков убивает другого его потомка.
И, наоборот, я уверен, что он, сидя на небе, радуется, когда видит такие форумы, как наш, потому что здесь его сыновья – разные его сыновья, придерживающиеся разных вер, разные народы сидят вместе и обсуждают совместные проблемы.
Я был, конечно, солидарен с нашими братьями-мусульманами, когда им было больно, видя карикатуры на их пророка Мухаммеда. Ни в коем случае нельзя оскорблять религиозные чувства верующих! Нужно относиться с уважением к любой вере, какая бы они ни была. К сожалению, в мире существуют лидеры до сих пор, которые отрицают холокост, говорят о геноциде только касательно себя. Наш долг сказать этим людям, что ни один человек в мире не имеет права заявлять, что другая страна не может существовать, что другая страна не имеет права на существование, что другая страна должна исчезнуть.
Я должен поблагодарить за мудрые слова аятоллу Тасхири. Они дают очень большую надежду. Мы согласны со всеми Вашими словами. Представлять ислам как религию, которая преследует не цели мира, – это ошибка, это ложь. У нас в Израиле вместе живут евреи, мусульмане, христиане, живут в мире. Я жил на одной улице в Хайфе с христианами, я жил вместе с мусульманами. Мы вместе играли, мы вместе росли.
Да, у нас есть проблемы. У нас есть политические проблемы. Но мы как религиозные деятели не должны превращать политические или экономические проблемы в проблемы религиозные. Религия должна не разделять, а соединять. В прошлом были политики, которые пользовались идеологиями для того, чтобы прикрыть те трагедии, которые они сделали другим народам. И эти идеологии были ложными. Мы в самые трудные периоды нашей истории, когда мои отец и мать были посланы в газовые камеры только за то, что они были евреями, мы и тогда умели ценить тех христиан, тех христианских священников, которые спасали евреев, которые помогали верующим людям спасать евреев. Нельзя позволять убивать во имя Бога, во имя религии. Это невозможно.
Господа! Я хотел бы сказать, мы здесь все находимся вокруг круглого стола. Мне это напоминает то, что многие из нас совершают свадебные обряды, и свадьба включает процедуру надевания обручального кольца. Почему все религии выбрали именно кольцо невесте, а не какую‑нибудь другую драгоценность? Один из наших мудрецов считает вот как. Когда ювелир делает колечко, он берет один конец, приближает к другому, берет другой конец, приближает к первому, потом соединяет их. Это как бы он говорит жениху и невесте: «В вашей жизни будут многие проблемы – может быть, вы даже будете ссориться, но вспомните, как делается кольцо. Чтобы получилось обручальное кольцо, нужно вот эту палочку из золота согнуть. Каждый должен согнуться перед другим из любви». Это как с супружеской жизнью, так же и с религией. Религия сближает и именно поэтому религия требует компромисса.
У нас на прошлой неделе был убит 18-летний мальчик. Невооруженный, он просто подсел в машину – его убили, потому что он был еврей. А вот этого молодого мальчика – если с завтрашнего утра не будут выполнены требования террористов, которые его похитили, террористы обещают его убить. Я спрашиваю: почему, почему нельзя вести диалог, тот диалог, о котором аятолла Тасхири говорил так прекрасно? Как они вообще имеют право использовать имя ислама, мирной религии для убийства? Какое имеет право делать это «Аль-Каида»? Какое имеют право делать это преступники в Чечне?
Я хотел бы здесь прочесть для всех вас: давайте вместе осудим любой террор. Я призывают вас осудить все убийства. И если в каком‑нибудь храме проповедуют против другой религии или против другого народа, нужно отмежеваться от этого проповедника. Если в какой‑нибудь религиозной общине собирают деньги на цели террора и экстремизма, нужно отмежеваться от этой религиозной общины во имя мира во всем мире, во имя нашей жизни.
Уважаемый Президент, я благодарю Вас за то, что Вы вместе с уважаемым Патриархом собрали нас здесь. И хочу предложить именно потому, что к Вам относятся с таким большим уважением в исламских государствах, мы должны прийти к ситуации, когда религии должны говорить друг с другом, даже когда между их государствами нет дипотношений. Я призываю вас создать международную организацию – как ООН – для религиозных общин, чтобы религиозные общины послали в эту организацию постоянных представителей, чтобы постоянно этот форум заседал, проводил сессии и способствовал решению самых жгучих проблем мира и духовности.
Самое главное, чтобы он проповедовал самую важную истину, – не убий. Чтобы он воспитывал людей в духе семейных ценностей, в духе войны с наркотиками, с проституцией, с бедностью. Существует такое количество проблем, в которых мы можем принести пользу миру. Если это произойдет, если такой форум станет постоянным, я уверен, что и праотец наш Авраам, и основатели всех наших религий будут очень рады этому.
Я желаю успехов нашему форуму. Уверен, что он принесет полезные решения для всего мира. Аминь.
Алексий II: Я сердечно благодарю господина раввина Израиля Йону Мецгера за его выступление. И хочу также отметить, что он в первых же словах своего выступления выразил соболезнования всем нам – россиянам, хозяевам – в связи с трагической гибелью четырех дипломатов.
Спасибо Вам за очень образное выступление и напоминание всем нам о том, что мы в одной лодке.
Я прошу взять слово патриарха Теп Вонга, главу буддистов Камбоджи.
Теп Вонг: Досточтимые участники, друзья! Дамы и господа!
Для меня большая честь участвовать в этом Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве и участвовать в диалоге цивилизаций, который приведет к миру. Мы будем бороться с экстремизмом и терроризмом и будем способствовать диалогу. От имени буддийских монахов и от своего личного имени мне бы хотелось сердечно поблагодарить организационный комитет за возможность приехать сюда.
Разные люди по‑разному выражают свои убеждения. Ученые, философы рассматривают религию по‑разному. Некоторые определяют ее очень узко, но настоящее значение религии кроется в сердцах людей. Сердца верующих людей настроены на мир, религии играют огромную роль, и все религиозные лидеры должны собраться вместе и найти способы и механизмы диалога и разрешения конфликтов, которые поглотили весь мир.
С буддийской точки зрения Будда проповедовал против всякого рода крайностей и самодовольства. Каждая религия должна внести свой вклад в прочное и устойчивое развитие. Религия буддизма учит человеколюбию, ненасилию. Буддизм никогда не поддерживал насилия. Будда советует своим последователям и всем людям без исключения вступать в диалог и стремиться к благу вместе. Будда учит человеколюбию, любви ко всем людям, состраданию и стремлению к счастью, процветанию.
Даже если происходят в мире конфликты и споры между обществами и народами, если бы люди следовали рекомендациям и советам, наставлениям Будды, конфликтов бы не было.
Сегодня в мире происходят войны, моральные ценности деградируют, люди страдают, и мы должны содействовать разрешению этих проблем. Решение этих проблем нужно искать в религиозных учениях. В мире мы видим разобщение, гнев и споры, но религии несут солидарность и братство. На этом религиозном форуме, я надеюсь, мы найдем эффективный механизм разрешения конфликтов и общую почву для установления прочного мира и взаимопонимания между народами. Мир и согласие, их можно добиться через взаимное уважение и любовь. Если у людей есть настоящее человеколюбие – они смогут жить в мире в своем обществе и во всем мире.
И, наконец, мне хотелось бы благословить всех вас, особенно господина Президента и Патриарха, всех друзей из различных стран и религий. Будьте здоровы! И да процветает мир между нами!
Большое спасибо.
Алексий II: Сердечно благодарю патриарха Теп Вонга за выступление от имени буддистов. И, таким образом, наше первое заседание – открытие саммита – мы завершаем.
Мы благодарны Президенту Российской Федерации за его выступление. Мы слышали выступление христиан, мусульман, иудеев и буддистов. И завтра в 10 часов уже рабочее заседание здесь же, в зале, когда расписаны все участники, главы, которые будут выступать.
В.Путин: Уважаемые участники встречи, дорогие друзья!
Позвольте мне еще раз сердечно поблагодарить вас за то, что вы приехали в Москву. Из тех коротких сообщений, которые мне удалось послушать, уже ясно, какие люди здесь собрались. Собрались не только люди, наделенные истинной верой в сердце своем, но и обладающие огромными, колоссальными философскими знаниями, умеющие ясно, четко доводить свою мысль до миллионов людей, которые прислушиваются к каждому вашему слову.
Я хочу вам сказать, что не только верующие люди внимательно слушают то, что вы говорите. Уверяю вас, да вы и сами это хорошо знаете: даже те люди, которые пока еще не носят в своем сердце веры в Бога, они тоже внимательно слушают и прислушиваются к каждому вашему слову, потому что ваши слова основаны на авторитете тех идей, которые вы представляете. Я имею в виду всех без исключения людей, в том числе и политиков.
Впереди у вас еще большая работа – и завтра, и послезавтра. Выражаю слова благодарности за то, что вы приехали в Москву. Хочу заверить вас и обещаю, что обязательно доведу все ваши идеи, мысли, которые будут изложены в принимаемых документах в конце концов или просто сформулированы тем или иным образом, обязательно доведу их до своих коллег во время встречи в Петербурге. И, уверяю вас, все эти идеи будут самым внимательным образом не только выслушаны, но и приняты к исполнению.
Большое вас спасибо за сегодняшнюю встречу.