А.Лукашенко: Сегодняшнее заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС и сессия Совета коллективной безопасности прошли в конструктивной обстановке. На них были обсуждены актуальные вопросы деятельности этих двух организаций, состоялся обмен мнениями о ситуации, складывающейся в ЕврАзЭС и в ОДКБ. Определены наши ближайшие приоритеты.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием стратегии, тактики развития нашего сообщества. Принято основное решение о завершении в этом 2006 году всеми государствами – участниками ЕврАзЭС внутригосударственных процедур по подготовке к подписанию документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза. Рассмотрены вопросы координации переговорных позиций государств – членов ЕврАзЭС в процессе присоединения к Всемирной торговой организации, имея в виду, что ни одно из государств не тормозит переговорного процесса другому государству по вступлению в ВТО. Мы очень рассчитываем, что и Российская Федерация, и Казахстан, который в этом отношении продвинут больше, чем другие государства, смогут решить эти проблемы в этом году.
Проанализирован ход присоединения Республики Узбекистан к ЕврАзЭС. Следует отметить, что Узбекистан уже подключился к совместной работе в рамках Сообщества. Одобрена концепция международной деятельности ЕврАзЭС, проект которой был разработан белорусской стороной. Необходимость такого документа обусловлена назревшей потребностью укрепления положения ЕврАзЭС на международной арене.
На сессии Совета коллективной безопасности главы государств – члены ОДКБ подписал политическую декларацию. Это основной вопрос о дальнейшем совершенствовании повышения эффективности деятельности организации. В ней сформулированы задачи по адаптации ОДКБ к новым реалиям, противодействию нарастающим вызовам и угрозам. Выполнение этих задач позволит трансформировать нашу организацию в многофункциональную международную структуру безопасности.
Подписана программа совместных мер по реализации потребностей правоохранительных органов и спецслужб государств-членов в сфере борьбы с терроризмом и наркоугрозой. Приняты документы по совершенствованию системы управления коллективными силами быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.
Рассмотрен также ряд финансовых и кадровых вопросов. По предложению Владимира Владимировича Путина и Николая Николаевича Бордюжи, в ближайшее время спецслужбы, представители оборонных ведомств, полицейских и милицейских министерств определят рамки и форму своего сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности.
Вот такие основные вопросы, которые были рассмотрены на заседании двух организаций.
Вопрос: У меня вопрос к Президенту Армении. На расширенном заседании Вы подняли вопрос об отсутствии механизмов взаимодействия стран в случае военной агрессии на одну из сторон. По‑вашему, в чем загвоздка в столь длительной нерешенности этого вопроса, который в общем‑то лежит в сути договора?
Р.Кочарян: Договор о коллективной безопасности предполагает такую ответственность сторон. На самом деле до сих пор не отработаны механизмы реализации этой ответственности, четвертого пункта договора. Я действительно акцентировал внимание на этом вопросе и считаю, что мы должны отработать механизмы, сформировать нормативно-правовую базу под четвертый пункт Договора о коллективной безопасности. Договор содержит очень много важных положений, и, наверное, невозможно и неправильно ожидать, что в течение одного, двух или трех лет абсолютно все позиции договора могли бы быть материализованы уже конкретикой. Я думаю, в ближайшее время – и, насколько я знаю, в этом плане особых разногласий нет – мы в состоянии наработать эти механизмы. Армения будет настойчиво в этом направлении двигаться.
Вопрос: Александр Григорьевич, Белоруссия приняла председательство в ОДКБ. Хотелось бы узнать, каков главный интерес страны в этой организации, и какие направления сотрудничества для нас важны?
А.Лукашенко: Мне проще всего ответить на этот вопрос. В своем выступлении я обозначил эти направления. Самая главная наша забота и ответственность в Организации Договора о коллективной безопасности вместе с Российской Федерацией – это западное направление. Мы свято должны беречь западные границы, рубежи Организации Договора о коллективной безопасности. Свидетельством тому – проходящие сегодня и завтра – мы всех, кстати, приглашаем, в том числе и вас, представители прессы, – на эти учения. Они не являются закрытыми. Эти учения носят сугубо оборонительный характер.
Так вот, зона ответственности здесь – это наша совместная группировка, белорусско-российская, которая здесь создана. И мы готовы к выполнению этих функций на 120 процентов. Свидетельством тому являются учения, которые мы здесь проводим.
Мы предложили усилить внешнеполитическую составляющую. Мы абсолютно поддерживаем, будем работать в этом направлении, чтобы спецслужбы, министерства обороны и милицейские органы здесь очень эффективно координировали свою деятельность.
Мы за то, чтобы Организация Договора о коллективной безопасности занялась чрезвычайными ситуациями, в том числе техногенного характера, чрезвычайными ситуациями, которые могут возникнуть в результате террористической деятельности отдельных бандитских формирований, и так далее – многое-многое другое, о чем я уже сказал, не хочу повторяться. Вы получите этот материал и увидите.
Мы очень эффективно будем работать, настойчиво будем работать. Мы к этому готовились. Мы продумали все вопросы, которыми будем заниматься, и получили одобрение и поддержку не только глав государств, но и профессионалов, специалистов, руководителей соответствующих ведомств. Мы будем очень эффективно и настойчиво работать – точно так, как председательствовали в ЕврАзЭС. Спасибо.
Вопрос: Вопрос Президенту Казахстана. Как продвигаются дела по одному из основных вопросов ЕврАзЭС по созданию Таможенного союза? И можно ли уже говорить о каких‑то конкретных датах?
Н.Назарбаев: Александр Григорьевич в своем выступлении говорил об этом вопросе. Если не говорить о всех документах, которые мы подписали, по уставу мы должны были их подписать. Это финансовые документы, другие вопросы.
Главное, конечно, что в рамках ЕврАзЭС, которое является на сегодня самой продвинутой интеграционной организацией на постсоветском пространстве, в среднем 65 процентов тарифов согласовано. Мы поставили задачу выйти на 80 процентов согласованных тарифов. И вот создание Таможенного союза и Транспортного союза является конкретной составляющей этого объединения.
Мы готовы были в этом году подписать документ по созданию Таможенного союза. То есть Таможенный союз, Транспортный союз приводят нас к зоне свободной торговли.
Тем более в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) эти проекты законов подготовлены – 38, остальные готовятся. Причем их готовит как раз по нашим поручениям Секретариат ЕврАзЭС. Они полностью годятся для евразийского союза. Но в связи с тем, что мы сейчас работаем – особенно Россия и Казахстан – по вступлению в ВТО, по правилам ВТО государство может состоять только в двух таможенных союзах, коллективное принятие возможно тоже. Поэтому мы дали поручение: до конца года полностью подготовить документы, проекты законов, которые мы должны подписать, чтобы передать парламентам для определения внутригосударственных процедур. Я думаю, что это правильно. Все будет зависеть от того, как мы будем продвигаться в Таможенный союз, чтобы потом перекоса не было.
Вопрос: У меня вопрос к Курманбеку Салиевичу. Известно, что Организация «Центрально-Азиатское Сотрудничество» интегрировалась в ЕврАзЭС. Какова судьба документов, принятых в рамках ОЦАС, в том числе касающихся водно-энергетической сферы. Будут ли они внедряться в жизнь в рамках ЕврАзЭС?
К.Бакиев: Вопросы водной энергетики для нашей республики имеют большое значение.
Прежде всего, это связано с экспортом электроэнергии, это связано с пропусками воды каскада Токтогульской ГЭС, поэтому я считаю, что эти вопросы обязательно найдут свое отражение в рамках ЕврАзЭС. И должны они решаться уже не так, как до сегодняшнего дня решались, а должны они решаться уже в соответствии с международными нормами, с международными требованиями.
Надо прямо сказать, что до сегодняшнего дня вопросы пропуска воды и экспорта электроэнергии из Кыргызстана не всегда решались объективно.
Поэтому я считаю, что настало время: наверное, надо их пересматривать и пересматривать. Соглашения надо заключать не как сегодня делается, ежегодно, а на длительную перспективу эти соглашения надо рассматривать. И, я думаю, не только вопросы водной энергетики, но и другие вопросы, которые имеют важное экономическое значение, политическое значение, которые были предусмотрены в ОЦАС, они должны обязательно перейти в рамках ЕврАзЭС.
Вопрос: У меня вопрос к президентам России и Казахстана. Как представляется, ОДКБ и ЕврАзЭС накопили уже достаточно большой опыт работы. Что бы вы хотели видеть в финале? И еще, Владимир Владимирович, к Вам такой вопрос. На днях состоялось решение, о котором 5–6 лет назад невозможно было даже подумать, Россия досрочно гасит долги Советского Союза Парижскому клубу. Какую оценку Вы могли бы дать этому событию?
Н.Назарбаев: Об ОДКБ и ЕврАзЭС я сейчас только что сказал. Я считаю, что сегодня была очень примечательная встреча. Может быть, такого откровенного разговора о проблемах, которые у нас есть, давно не было. И это хорошо.
Значит, открытый разговор, честное выкладывание позиций опасности – как раз путь доверия друг к другу.
И, когда мы вот в таком ракурсе рассматривали вопрос, поняли, что без обеспечения безопасности в этих государствах не может быть самого ЕврАзЭС. Потому что в государствах, где нет безопасности, где нельзя спокойно проехать, нельзя спокойно вкладывать деньги, о какой экономической интеграции может быть речь? Поэтому ЕврАзЭС и ОДКБ правильно совместили, и эти организации очень нужны друг другу.
Поэтому в рамках ОДКБ мы решили договориться о совершенно конкретных вещах. Генеральный секретарь господин Бордюжа нам через месяц выложит, что мы будем делать в Центральной Азии на случай агрессии. В документе предусмотрено участие всех государств на случай агрессии, вплоть до военных, чего мы не делали, хотя это все было. И это было очень хорошее конкретное предложение со стороны Узбекистана при его возвращении в ОДКБ. И мы обратили внимание и решили принять такие документы.
ЕврАзЭС – я открыто говорю, мои коллеги знают мои мысли с самого начала – должен превратиться в нормальный евразийский союз государств, со всеми вытекающими последствиями, как это делается в Европейском союзе. Вот что я вижу в итоге.
А в лице ОДКБ я вижу государства-союзники, которые очень доверяют друг другу и на внешнюю агрессию любого плана, не только военного – экстремистского, сепаратистского, информационного, политического, отвечают совместно как внутри себя, так и на международной арене. Тогда эту организацию все будут уважать.
В.Путин: ЕврАзЭС предполагает свободное перемещение капиталов, товаров, людей: это основа интеграционного процесса. Конечно, ничего этого нельзя добиться без обеспечения безопасности. И здесь взаимодействие между ЕврАзЭС и ОДКБ крайне важно. На основе достижений вот этих целей мы, конечно, на первом этапе будем стремиться к созданию Таможенного союза и дальше будем углублять наше взаимодействие, вплоть до более глубоких форм интеграции. Здесь я полностью согласен с моим коллегой, с Нурсултаном Назарбаевым.
Что касается второго Вашего вопроса, могу сказать, то, действительно, в середине и в конце 80-х годов Советский Союз привлекал значительные внешние заимствования, прежде всего для решения социальных вопросов, для исполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами Советского Союза.
Сегодняшняя Россия не нуждается в привлечении внешних заимствований для решения вопросов подобного рода. Мы решаем такие вопросы, опираясь прежде всего на растущие возможности нашей национальной экономики.
Действительно, Правительство Российской Федерации приняло решение о досрочном погашении долгов бывшего Советского Союза. При этом Правительство России исходило прежде всего из экономических соображений, желая избавиться от внешних долгов, которые были взяты, сделаны на достаточно жестких условиях. Досрочное погашение избавляет нас от необходимости платить проценты по этим долгам. По экспертным оценкам, общая экономия на этих процентах составит свыше семи миллиардов долларов, и только в этом году экономия – свыше одного миллиарда долларов.
Возвращая эти кредиты, мы, конечно, не можем не сказать слова благодарности нашим партнерам за оказанную в свое время Советскому Союзу помощь, и подтверждаем свою готовность и дальше сотрудничать на международной арене в сфере финансов и по экономическим вопросам со всеми странами, со всеми международными организациями на равноправной основе.
Вопрос: Вопрос Президенту Республики Таджикистан. Уважаемый Президент, скажите, пожалуйста, какими Вы видите перспективы взаимодействия в рамках ОДКБ?
Э.Рахмонов: Наша организация неуклонно движется в направлении превращения в современную организацию развитого типа с учетом реалий начала XXI века. Мы призваны при всемерном укреплении оборонной составляющей организации ускоренно развивать механизмы антинаркотического и пограничного взаимодействия, координации правоохранительных органов и специальных служб в силу эффективного противодействия угрозам и вызовам и обеспечения надежной безопасности наших стран и народов.
ВОПРОС Президенту Узбекистана. Как Вы оцениваете модель Таможенного союза, которая была представлена на этом саммите? Как это скажется на внешнеэкономической политике государства? И в целом Ваша оценка итогов саммита.
И.Каримов: Во‑первых, модель как таковую в рамках ЕврАзЭС мы не обсуждали. Это предстоящая работа, которая обозначена таким образом, что к концу года надо будет подготовить правовую и нормативную базы, с тем чтобы подписать этот документ о Таможенном союзе, и уже тогда можно будет говорить о его практическом воплощении.
Но с точки зрения Таможенного союза как такового – у нас есть четкое представление, что любой таможенный союз, который бы учитывал интересы каждого отдельного государства и убирал бы всякие преграды, препоны на пути продвижения капитала, товара и людей в свободном общении, – он безусловно является самым прогрессивным сегодня, самым нужным фактором развития экономики и тех темпов, которые мы можем планировать на перспективу.
Любой таможенный союз, особенно тот союз, который так тщательно создается на постсоветском пространстве, я убежден, что тот таможенный союз, который вырисовывается сегодня, он учтет обязательно все те подготовительные работы, очень тщательно, очень скрупулезно, и очень, я бы сказал, продуманные действия, которые сегодня мы видим в разработке документов, связанных Единым экономическим пространством
Вам известно о том, что над этим работают уже давно и работают более активно, чем над созданием Таможенного союза. Я не исключаю, что эти документы, которые связаны с вводом в действие Единого экономического пространства трех государств – в данном случае России, Казахстана и Белоруссии, они лягут в основу того Таможенного союза, тех документов, которые завтра определят содержание, и цели, и задачи Таможенного союза ЕврАзЭС. Ничего зря в этом мире не пропадает.
Что касается второго Вашего вопроса, я считаю необходимым отметить три момента. Первый момент: действительно, сегодня состоялся очень откровенный, очень продуктивный разговор на всех уровнях, особенно когда мы собирались в узком составе. Действительно, тут правильно подчеркнули, таких обменов мнениями, откровенных, иногда нелицеприятных, до сих пор практически не было. Какой я вывод делаю отсюда? Вывод отсюда я делаю такой, что любой обмен мнениями, любые консультации, любые высказывания полезны прежде всего тем, что открывают каждую сторону с ее пожеланиями, с ее перспективами и ее видением перспектив. Для меня лично – один вывод: я должен сделать соответствующие выводы в интересах общего дела.
А что касается других выводов, они заключаются в том, что сегодня мы, представители Узбекистана, участвовали как полноправные члены в наиболее продвинутой на постсоветском пространстве организации. Мы участвовали впервые, обсуждали вопросы, принимали решения, и поэтому для нас это знаменательно.
И последнее. Сегодня, как Вам известно, Узбекистан стал или, сказать точнее, восстановил свое членство в ОДКБ. Это событие, которое, естественно, привлечет внимание не только тех, кто сегодня здесь присутствует – журналистов, средств массовой информации, но и тех людей, которых это волнует далеко за пределами той территории, на которой мы находимся.