В.Путин: Спасибо, уважаемые коллеги.
В заключение я бы хотел сказать следующее.
Во‑первых, думаю, что сегодняшняя встреча является полезной. Мы не только с вами посмотрели на то, как реализуются предыдущие решения, принятые год назад, как они реализуются в рамках национального проекта сельского хозяйства, который и возник в значительной степени на основе рассмотрения вопроса по сельскому хозяйству в Калмыкии в прошлом году, – это само по себе ценно, – но и посмотрели на то, что нужно сделать дополнительно для развития сельскохозяйственного производства.
Я, конечно, поддерживаю те идеи, которые заложены в сам закон о сельском хозяйстве. Это и улучшение возможности функционирования лизинговых структур, это поддержка основной банковской структуры, которая работает в сфере сельского хозяйства. Конечно, нужно подумать над тем, чтобы сохранить доходность сельхозпредприятий, подумать о том, как нам уйти от абсолютно неприемлемой ситуации по доходности различных отраслей. Это совершенно верно.
Но мы должны в то же время действовать современными средствами, и я, знаю, что, когда Геннадий Васильевич [Кулик] работал в Правительстве, он полагал, что оперативные вопросы должны находиться в руках исполнительного органа власти. В этой связи я думаю, что и Правительству, и Государственной Думе надо еще подумать над тем, как и каким способом реализовывать эти идеи, кого какими прерогативами наделить.
Вот если в планах Правительства заложены соответствующие цифры, которые говорят об исполнении поручений Президента страны по развитию агропромышленного производства в России, то, конечно, нужно, чтобы эти цифры были известны. Но я полагаю, что люди, которые занимаются сельхозпроизводством, они‑то знают каждую цифру, читают документы, видят это все, слышат. Но если есть недостаток в том, чтобы лучше организовать информирование, то, наверное, это не такая сложная проблема. Но по некоторым инструментам, которые предлагаются и предлагались в ходе сегодняшней дискуссии, нужно, конечно, подумать.
Вместе с тем полностью согласен, что закон сам по себе нужен. Вот как только вы с Правительством выйдете на согласованные позиции, повторяю, по вопросам, связанным с тем, кого какими полномочиями наделить и как подходить к тому или иному вопросу, – думаю, тогда нужно будет его и принять. Но это должен быть зрелый закон, просчитанный на годы вперед, хороший, дееспособный. Не просто, чтобы мы его приняли, отчитались перед селянами, что мы, мол, внимание уделяем сельхозпроизводству, – и положили его на полку, чтобы он там пылился, но чтобы закон был действенный и исполняемый.
Что бы я хотел сказать в завершение. Конечно, мы вправе и должны сегодня говорить о нескольких направлениях. Министр [Гордеев] в принципе их назвал: это технологическое развитие отрасли, это межотраслевая диспропорция и борьба с ней. Мы с вами прекрасно понимаем: Правительство изымает сверхдоходы у нефтяников сегодня в связи с хорошей конъюнктурой на внешних рынках. Но эти сверхдоходы, в том числе, получаются и внутри страны за счет того, что цены растут. А если эти сверхдоходы оплачены, в том числе сельхозпроизводителями, то справедливо было бы подумать о механизмах возврата этой части, во всяком случае. Это справедливо. Вопрос в том, как это сделать, какими механизмами добиться. Но я считаю, что эта постановка вопроса абсолютно правильная. И обязательно такое поручение будет сформулировано Правительству.
И вот то, о чем говорил Иван Александрович [Оболенцев], – в более мягком виде это было сформулировано и Министром сельского хозяйства: он говорил об обеспечении добросовестной конкуренции на рынках. Это в принципе и является нашим общим желанием – выработать такие инструменты, такие механизмы в торговой политике, которые обеспечили бы интересы национального товаропроизводителя.
Значит, в обобщенном виде, в поручениях, которые будут сформулированы Правительству, это прозвучит примерно так.
Первое – это развитие сельскохозяйственного машиностроения, имеется в виду стимулирование инвестиций в создание новой техники и инфраструктуры по сервисному обеспечению и ремонту, совершенствование финансовых инструментов, обеспечивающих доведение указанной продукции до предприятий агропромышленного комплекса, по обеспечению сельхозпроизводителей средствами химизации и защиты растений, (о чем говорил президент академии сельскохозяйственных наук), по развитию племенного животноводства и элитного семеноводства, совершенствованию технологии получения и использования альтернативных источников энергии в АПК. Я бы сюда присовокупил еще то, что Иван Александрович [Оболенцев] просил по племенному птицеводству. Затем необходимо рассмотреть проблему потерь сельскохозяйственного производителя в связи с ростом цен на энергоносители и ростом тарифов структурных монополий.
Конечно, это справедливая постановка вопроса. Это сложные вопросы, но Правительство не должно обходить их. Здесь я на вашей стороне, нужно только выработать соответствующие механизмы.
Мне не очень понятно, когда мы говорим о дополнительном финансовом оздоровлении сельхозпредприятий. Этот механизм существует, но тогда нужно понять, что это за технические проблемы. Если они не носят кардинального сущностного характера, то тогда, может быть, на этом и не заострять внимание, имея в виду, что принятые решения и так работают.
Значит, в целях упорядочивания и удешевления процедур формирования земельных участков в составе земель сельхозпроизводства – думаю, что абсолютно правильно здесь было сделано замечание и теми, кто работает непосредственно на земле, и руководителем Россельхозбанка: необходимо уделить внимание совершенствованию системы землеустройства и кадастровому учету. Безусловно, надо не только навести порядок в целом, но подумать над тем, как государство примет более действенное участие в организации этой системы.
Я с удовольствием послушал выступление Президента республики. И соответствующие рекомендации будут сформулированы руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, потому что практически по всем этим вопросам роль муниципалитетов и субъектов Российской Федерации очень велика. Там, где проводится активная политика по поддержке сельскохозяйственной отрасли, там и есть результат. Там, где ждут только решений со стороны федерального центра, там и такая поддержка эффективно не срабатывает. Нужна активная позиция регионов Российской Федерации. Соответствующие поручения тоже будут сформулированы.
Я хочу вас поблагодарить. Большое спасибо вам за участие в сегодняшней работе. Всего хорошего.