А.Волков: За последние пять лет мы действительно в комплексе подходим к проблемам АПК, и результаты у нас вполне приличные.
Еще одна тема, которую я просто из‑за лимита времени не обозначил, это, на мой взгляд, большая работа, которую можно и нужно распространить на все регионы. Это программа оптимизации, которую кто‑то проводит, а большинство не проводит, связанная с тем, что в последние годы из‑за ухудшения демографической ситуации у нас сельские школы недогружены. Он загружены примерно на 70 процентов, до 60, городские – примерно на 80 процентов. И мы третий год активно проводим и в этом году заканчиваем программу оптимизации, когда находящиеся, как правило, в деревянных, чуть ли не столетней давности зданиях детские сады, фельдшерские и акушерские пункты, учреждения культуры переводим под одну крышу. Как правило, эта крыша – это школа.
В.Путин: То есть я так понимаю, что есть программа, которая избавляет вас от малокомплектных школ.
А.Волков: От малокомплектных, от вот этих старых детских садиков. 350 «деревяшек» уходит, которые мы сегодня содержим, обслуживаем, охраняем, платим лишние деньги. Главное, мы улучшаем условия для большинства людей. Организовываем под одной крышей образовательно-культурное учреждение с одним начальником, а не с несколькими. И в общем‑то это во всех отношениях в интересах людей: экономятся бюджетные средства, уходим от больших коммунальных расходов, которые несет социалка.
В.Путин: Как вы организуете туда доставку детей – автобусами?
А.Волков: 190 школьных автобусов сегодня работают. В будущем году мы стопроцентно заканчиваем программу, и все это отлажено, отработано.
В.Путин: А местные дороги у вас в каком состоянии?
А.Волков: Это больной вопрос. Сегодня две тысячи километров сельских дорог у нас не имеет даже гравийного покрытия. Это тема серьезная, я думаю, для всей страны сегодня. Мы не самый худший субъект Российской Федерации.
Планируем программу этой пятилетки осилить: надо будет делать хотя бы гравийные дороги – потому что она в рамки развития АПК должна вписаться. Но все сразу не получается. То есть своих сил не хватает. Я думаю, что мы на больших совещаниях у Вас будем еще поднимать вопросы по дорожному строительству.
В.Путин: Если вы делаете большие образовательные центры, что, видимо, правильно, и детей туда доставляете из различных населенных пунктов автобусами, то только автобусов недостаточно – нужно, чтобы была еще дорога, по которой туда добираться.
А.Волков: С автобусами легче. Автобусы мы в будущем году закупим – 50–60 – и их у нас будет достаточно. На дороги денег надо гораздо больше, чем на автобусы.
В.Путин: Мы с Вами говорили сегодня: здесь, конечно, вопрос приоритетов. Нужно определять приоритеты, куда вкладывать деньги – в дорожное строительство, еще во что‑то; а если в дорожное, то в какие конкретно дороги.
А.Волков: Сегодня надо завершить нацпроекты. Здравоохранение, поддержка АПК – это пока самое важное.
С решением проблем образования, по крайней мере в нашей республике, мы в значительной степени в завершении. У нас осталось три десятка школ, которые мы должны привести в порядок, поскольку в предыдущие четыре годы мы здорово продвинулись. Мы каждый год на деревне вводили примерно по двенадцать новых школ. Вы видели на фотографиях: это современный компьютерный класс, спортивный зал.
В.Путин: Это здорово. Александр Александрович, мы сегодня много говорили про сельское хозяйство, но Удмуртия всегда славилась своей промышленностью. Какая там ситуация?
А.Волков: Мне хотелось бы, во‑первых, сегодня отчитаться по тем поручениям, которые Вы мне дали 1 декабря на рабочей встрече. У нас слабым местом в промышленности было прошлогоднее сокращение людей на автозаводе: 6600 человек потеряли работу. Мы у себя вместе с предприятием и службой занятости, которая в то время была еще федеральным подразделением, оперативно разработали план мероприятий, тем более еще Ваше поручение нас здесь мобилизовало.
На сегодня у нас острота этого вопроса снята. В службе занятости сегодня семьсот человек на учете. Но тем не менее в той же службе семнадцать тысяч вакантных мест, которые мы предлагаем всем, поскольку дефицит рабочих мест у нас большой. И плюс к этому мы в этом году по корейскому проекту должны к осени запускать новую модель, а это увеличение объемов производства. И дополнительно пятьсот новых рабочих мест у нас будет открываться на самом автомобильном заводе. Поэтому я считаю, что эту тему можно спокойно уже закрывать, потому что мы ее отработали по всем направлениям.
По итогам пяти месяцев промышленность выросла на 20 процентов. Мы еще больше увеличили темпы прироста налогооблагаемой базы. Если по итогам прошлого года наша доля по налогам в Приволжском округе была около шести процентов, то по итогам этих пяти месяцев – уже семь с половиной. То есть смотримся вполне прилично в этом плане.
В.Путин: Средняя заработная плата какая?
А.Волков: По данным последних пяти месяцев, семь тысяч рублей.
В.Путин: По округу как Вы смотритесь?
А.Волков: По округу по уровню зарплаты мы на пятом месте, в России – в первой половине. По зарплате учителей мы на четвертом месте в округе, по зарплате врачей – на пятом месте. В среднем, в пятерке территорий округа находимся.
Нам пока трудно конкурировать с Татарстаном, Башкортостаном, Пермью и Самарой, но тем не менее мы не считаем, что это безнадежно, будем темп наращивать. Промышленность работает стабильно. Стабильно работают нефтяники. Все участвуют в социальных программах.
В.Путин: Я знаю, что «ТНК–Би-Пи» объявила о продаже своей доли [в «Удмуртнефти»] китайским партнерам, но в то же время также известно, что достигнута договоренность о том, что менеджмент будет осуществляться российской компанией «Роснефть». С учетом того что «Роснефть» в ближайшее время начинает выход со своими акциями на свободный рынок, производит первичное размещение акций, IPO, что, безусловно, будет укреплять саму компанию, и рост капитализации будет наверняка, да и, чего же греха таить, я знаю, планы Правительства по ее поддержке, в том числе и по расширению ее возможностей по запасам, – поэтому, в целом, я думаю, что для республики это будет неплохо, это будет помогать республике развиваться и с точки зрения перспектив энергетического сектора.