В.Путин: Буквально несколько замечаний на выступления, которые здесь прозвучали.
Практически все говорят о необходимости повышения уровня государственных расходов на образование. И, конечно, эти расходы нужно повышать. И они будут повышаться. Хочу, чтобы вот это было зафиксировано.
Хочу в то же время обратить внимание на те процессы, которые происходили у нас в этой сфере за последние годы. До 2000 года, к сожалению, здесь я не буду давать никаких оценок, ситуация была очень сложной. Начиная с 2000 года государственные расходы, прежде всего федеральные расходы, на образование не только растут – они растут по сравнению с другими социальными сферами, да и всеми другими сферами, в приоритетном порядке. Расходы на образование увеличились за эти годы в разы. В разы! Примерно в пять раз увеличилась заработная плата преподавательского состава. В пять раз. Да, я знаю насчет инфляции и так далее… Но и реальная заработная плата растет.
По поводу сегодняшнего состояния. Уважаемые друзья и коллеги, на 40 процентов в этом году вырастут федеральные расходы на образование. На 40 процентов. В прошлом году – на 37 процентов выросли.
Мы и дальше не только будем стараться – мы, как я уже сказал, будем повышать расходы. Вместе с тем – хочу, чтобы мы здесь сейчас говорили на одном языке, – просто повышать федеральные и других уровней расходы в сегодняшних условиях уже большого смысла не имеет. Нужно, чтобы сама система образования и науки была чувствительной, живой, восприимчивой к этим вливаниям. И чтобы отдача от этих вливаний была гораздо больше, чем мы имеем сегодня.
Приобретение оборудования. Конечно, это очень важно. Мы с нашим хозяином, Виктором Антоновичем [Садовничим], сейчас говорили. Да и ректор Петербургского университета [Людмила Вербицкая] только что сказала: решается этот вопрос. Медленнее, чем многим из нас хотелось бы, но в целом, Виктор Антонович сказал: приезжают коллеги даже из западноевропейских стран, из Северной Америки посчитать на наших машинах, поработать на нашей технике. Многие из наших ученых действительно возвращаются – те, кто уехал.
Знаете, на что хочу обратить ваше внимание, – и, поверьте, так и есть, просто я это вижу, я знаю: когда начинаешь просто так давать государственные деньги на какие‑то закупки – очень неэффективны эти расходы.
Вот как тяжело у нас в здравоохранении! И особенно тяжело было где‑то в 90-х годах. Накупили столько дорогостоящего оборудования, так называемого тяжелого – и оно годами лежит в ящиках, не собирается. Кому‑то сейчас покажется: нет, дайте мне, мы в ящиках не будем складировать…
Нам с вами нужно подумать об эффективности и восприимчивости системы к этим финансовым вливаниям. Это первое.
Второе: все выступавшие здесь, да и те, кто не выступал здесь, а просто находится в зале – это как бы моя аудитория, потому что многих людей я знаю лично, давно, в течение многих лет, и мы в неформальной и в формальной обстановке часто встречаемся и обсуждаем проблемы образования и науки. Все говорят: роль образования растет, а качество снижается. Что делать? Это вопрос, на который нам с вами нужно ответить. Допустим, что мы пока не знаем полного, окончательного ответа на этот вопрос. Но хорошо уже то, что мы понимаем, что этот вызов есть и нам на него нужно отвечать. При этом всем нам нужно подняться и над личными, и над корпоративными интересами – в интересах того дела, которому все вы посвятили всю свою жизнь.
Вот только за счет того, что мы в течение последних двух лет строго исполняли закон, средний возрастной уровень ректорского корпуса в стране понизился с 63 до 55 лет. Я не говорю, что это самоцель – обязательно вот такими методами действовать, но если мы хотя бы точно будем исполнять то, о чем договариваемся, и фиксируем эти договоренности в законе – уже есть какой‑то эффект.
Кстати, закон об автономных учреждениях, конечно же, не является панацеей от всех бед и не является универсальным средством для решения всех проблем образования и науки высшей школы. Я вообще не настаиваю на этом законе, Министр это знает, мы с ним много говорили на этот счет. (Аплодисменты.) Считаю, что ваши аплодисменты являются преждевременными. Потому что вы не дослушали всей фразы. Но ничего не делать – хочу, чтобы вы прониклись этой болью – ничего не делать ни в образовании, ни в науке, как ни странно, сегодня даже хуже, чем искать решения через ошибки. Конечно, лучше этих ошибок не допускать. И поэтому – Министерство и Правительство знают мою позицию – идеи, которые сегодня генерируются Правительством в этой сфере, не могут и не будут навязываться вузам. Если что‑то и будет происходить, то это должно происходить исключительно на добровольной основе и только в тех учреждениях, которые сами хотят и считают, что они готовы к определенным преобразованиям. Это моя абсолютно твердая позиция. И я призываю и ваше профессиональное сообщество, и Правительство Российской Федерации продолжить совместную конструктивную работу по поиску путей развития образования и науки.
Спасибо вам большое за внимание.