В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня здесь, в Кремле, в Ситуационном центре, собрались представители различных политических структур, экономических, хозяйствующих субъектов, представители общественных организаций.
Мне вообще хотелось бы, чтобы работа над реализацией идей, заложенных в нацпроектах, вышла за рамки бюрократических структур, органов, в том числе правительственных. Мне бы хотелось, чтобы эта работа приняла гораздо более широкий размах, чтобы общественность и профессиональные сообщества не только понимали, чувствовали и видели, что там происходит, но и могли бы оказывать на эту работу практическое непосредственное влияние, с тем чтобы мы, добиваясь результатов по обозначенным приоритетам, могли бы расширять сферу нашей совместной деятельности по этим важнейшим для нашей страны направлениям.
Технические возможности позволяют нам напрямую связаться с регионами. И, главное, мы сможем выслушать мнения и оценки людей, которые непосредственно участвуют в реализации проектов.
Хочу отметить, что есть уже определенные результаты, которые можно проанализировать, обсудить. Налажена система дополнительных выплат педагогическим и медицинским работникам. Определены вузы, которым будет оказана государственная помощь в реализации инновационных программ.
Последовательно развивается система кредитования сельхозпроизводств. Важно, что деньги начали поступать в хозяйства. Отмечу, что в целом создана необходимая нормативная база. И добавлю при этом, что это удалось сделать, несмотря на серьезные административные издержки, существующие, к сожалению, у нас в действующей системе управления.
Именно проектный подход позволил выработать модель, при которой и Федерация, и регионы, и муниципалитеты увязаны в единый механизм и работают на общий результат. Здесь бы хотелось сразу же отметить, что при этом нет и не будет отхода от логики разделения полномочий. Как уже говорилось, такое взаимодействие и дальше будет строиться на основе четкого планирования и определения вполне конкретных задач для каждого из участников этих проектов, а также обязательств органов власти, в том числе финансовых. Об этом наверняка мы сегодня будем говорить, и я скажу еще поподробнее об этом.
Сегодня мы также обсудим ряд наболевших проблем и те корректировки, которые предстоит в связи с ними произвести. Хотел бы сегодня услышать от участников нашей встречи – не только тех, которые находятся здесь, в зале, конечно, но и на других площадках, – как исполняются поручения по расширению категорий педагогов и врачей, которые должны получать дополнительные выплаты. До сих пор их не получали, мы на предыдущем Совете об этом говорили. Кроме того, как будут стыковаться национальные проекты с системой модернизации социальных сфер в целом. Напомню, ранее была поставлена задача повышения эффективности и использования имеющихся бюджетных ресурсов в образовании и здравоохранении с целью роста оплаты труда и качества услуг. Мы также заслушаем информацию, как налаживаются поставки медицинской техники, транспорта, оборудования для учреждений здравоохранения.
Еще одна серьезная тема – это строительство современного жилья, в том числе и малоэтажного жилья. Прошу здесь обозначить базовые подходы, как предполагается добиться действительно доступных цен при обеспечении надлежащего качества, а также проинформировать о развитии ипотечного кредитования. От эффективной работы по этому направлению в немалой степени зависит, насколько жилье будет действительно доступным. И здесь нужно поговорить о ставках банковских, о других условиях, которые определяют решение этой задачи.
Неплохо развивается программа сельхозкредитования, как я уже говорил. Спрос на льготные кредиты остается очень высоким, однако и ситуация существенно различается по регионам. Мы с вами хорошо понимаем: банки охотно работают только с крепкими хозяйствами – и, если нет залоговой базы, одного желания взять кредит недостаточно. Нужно найти решения и для тех хозяйств, где положение дел пока еще не столь благополучно, но которые являются устойчивыми уже, надежными партнерами и для банков. Это прежде всего, конечно, северные территории, имеющие свою специфику. Напомню, что задачей проекта по АПК является не только развитие производства, но главное – позитивные изменения качества жизни людей на селе.
И, наконец, еще одно общее замечание. Следует учитывать связь национальных проектов с решением и более глобальных задач, в том числе в сфере демографии. Об этом я говорил в своем Послании Федеральному Собранию. Ясно, что эти сферы очень близкие между собой. Я предлагаю рассмотреть обсуждаемые сегодня темы и с этой точки зрения.
Разумеется, мы должны не только проанализировать и отметить то, что удается сделать, – мы должны посмотреть на то, где у нас сложности, проблемы. Собственно говоря, это наш главный побудительный мотив нашей сегодняшней встречи – не радоваться тому, что уже сделано, а сосредоточить внимание на том, чего не удалось сделать. Давайте вот под таким углом зрения и проведем нашу сегодняшнюю встречу.
Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Владимирович.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники нашего совещания!
Национальные проекты остаются одной из ключевых тем еженедельной, ежедневной деятельности Правительства. Разрабатывая параметры реализации национальных проектов, мы определили показатели, на которые должны выйти в ближайшие два года работы. Проекты непосредственно связаны, и Вы уже об этом сказали, с решением более глобальных для нашей страны задач, в том числе в демографической сфере. Это учитывается и при работе над проектом бюджета будущего года, и будем надеяться, что и в наших других бюджетных проектировках это будет учтено.
Основные элементы управления проектами созданы, создана правовая база работы, хотя и с определенными издержками, и мы приступили к реализации всех проектов. Работа в регионах показывает, что наши люди проявляют реальный интерес к реализации этих больших задач. По данным опросов, которыми мы сегодня располагаем, общая доля граждан, достаточно хорошо информированных о национальных проектах, удвоилась. И более того, что особенно важно, практически более половины от числа опрошенных рассчитывают получить положительный эффект от реализации этих проектов, и, конечно, наша задача – оправдать их надежду.
Теперь о конкретных результатах, которые достигнуты, и проблемах, которые сейчас есть и которыми мы занимаемся.
Сначала по проекту АПК. С учетом национального проекта финансирование сельского хозяйства России за счет федерального бюджета выросло в текущем году по сравнению с прошлым годом почти на 75 процентов – с 18,8 миллиарда до 32,5 миллиарда рублей. И сегодня можно говорить о некоем первом эффекте от мер поддержки сельхозпроизводства как для крупных хозяйств, так и для личных подворий.
По уже заключенным кредитным договорам будет направлено порядка 50 миллиардов рублей на реализацию проектов по созданию и модернизации животноводческих комплексов. Кредиты еще на такую же сумму, то есть еще приблизительно 50 миллиардов рублей, находятся в стадии оформления. Таким образом, около 100 миллиардов рублей – это кредитная масса, которая попадет в сельскохозяйственный сектор. Ожидаем, что запланированные показатели по соответствующему направлению проекта даже по концу года будут превышены.
Отмечу, что три четверти от отобранных проектов – это производство молока и мяса крупного рогатого скота. «Росагролизингом» начата поставка племенных животных и оборудования по лизингу, около 13 тысяч голов закуплено и уже заключены договоры на 38 тысяч.
Пользуются спросом льготные кредиты для фермеров и тех граждан, кто ведет личное подсобное хозяйство, а также для создаваемых ими кооперативов. Это новое направление господдержки, но уже сегодня сумма выданных кредитов превышает 7 миллиардов рублей, то есть треть от запланированного годового объема, причем темпы кредитования продолжают расти. Сейчас мы вышли на темп только по линии Россельхозбанка – более 3 тысяч кредитов в неделю.
Президиумом Совета по нацпроектам принято принципиальное решение рассмотреть вопрос об увеличении господдержки. И, Владимир Владимирович, мы будем выходить с соответствующим предложением выделить из федерального бюджета на эти цели дополнительно 500 миллионов рублей уже в этом году. И просим Вашей поддержки в этом вопросе.
В.Путин: Мы с Вами обсуждали этот вопрос. И нужно, конечно, проработать с Минфином, с другими коллегами. Но в целом постановка вопроса абсолютно своевременна, справедлива, и, надеюсь, это будет реализовано.
Д.Медведев: Полагаем, что эффективность по данному направлению может быть повышена не только за счет увеличения финансирования, но и за счет привлечения дополнительных инструментов. Поэтому мы работаем над решением проблемы залогового обеспечения привлекаемых кредитов, потому что это основная проблемная точка на селе, и надеемся на расширение направлений использования таких залогов, и также в соответствии с Вашим поручением – над развитием банковской инфраструктуры на селе. Потому что так получилось, что старая советская структура была, по сути, разрушена, да где‑то она и не создавалась просто, а новая не возникла. И вот сейчас мы стараемся ее развивать.
Кроме того, завершается работа над поправками в законодательство по вопросам землеустройства. Цель этой работы – существенно упростить и удешевить процедуру формирования земельных участков, за счет в том числе сельхозземель. Это один из самых болезненных сегодня вопросов, потому что земля как будто бы есть, но в то же время ее полноценно использовать, использовать ее инвестиционный потенциал не удается. Очевидная причина – это пресловутый бюрократизм, высокая цена оформления участков, главное препятствие. Соответствующий законопроект готовится к внесению в Государственную Думу, и мы рассчитываем, что депутаты смогут рассмотреть его в первом чтении уже в текущую сессию.
Следующее важное направление работы по данному проекту – это развитие сельхозкооперации, которая позволяет сельхозпроизводителям организовать нормальную переработку, с этим всегда были проблемы, и эффективно просто конкурировать на рынке, в результате просто больше денег зарабатывать. Сейчас в рамках проекта уже создано порядка 900 кооперативов, по тем данным, которые у нас есть.
Не следует забывать, что российское село сумело сохранить традиции большой семьи. И, несмотря на все трудности, на 10 семей в сельской местности приходится 17–18 детей, в то время как в городе – только 12. Это тоже очень важный потенциал, который мы могли бы использовать, в том числе при решении демографической проблемы.
Особое значение на селе имеет жилье для молодых семей, молодых специалистов, все необходимые акты здесь тоже выпущены, в бюджете заложено порядка 7 миллиардов рублей на поддержку предоставления жилья уже в текущем году для 16 тысяч молодых специалистов, которых так не хватает в сельской местности.
В целом вот так обстоят дела у нас по аграрному проекту.
Теперь несколько слов о системе поддержки образования. За счет проекта обеспечивается существенный рост расходов федерального бюджета, вот достаточно обратить внимание на те цифры, которые уже по этому году идут.
При этом достаточно серьезная работа уже развернулась по подготовке механизма поддержки регионов, в которых внедряются новые системы финансирования в образовании, повышение доходов учителей, развитие материально-технической базы. И новая система образования, новая система финансирования в целом и наша политика в этой сфере должны быть направлены на повышение качества образования на придание ему инновационного характера.
В рамках проекта завершен отбор инновационных вузов. В конкурсе приняло участие практически каждое пятое высшее учебное заведение страны, и отобраны 17 лидеров. Общий объем поддержки на реализацию программы по их развитию составит в этом и следующем годах 10 миллиардов рублей. Но на этом поддержка не закончится, и в следующем году мы тоже будем проводить соответствующие конкурсы.
В рамках проекта идет отбор лучших учителей школ – и самих учителей, и соответствующих передовых школ. Результаты вот этих конкурсов будут осенью объявлены и соответствующие премии и гранты будут также предоставлены педагогам.
Не раз отмечалось, что в современном мире образованный человек должен адекватно ориентироваться в информационном пространстве. В рамках проекта мы изначально планировали развивать именно соответствующие образовательные технологии, но по итогам обсуждения этого вопроса было принято решение усилить этот компонент, и поставлена задача за 2 года дать широкополосный доступ к электронным образовательным системам всем школам, то есть абсолютно всем школам, которые не имеют сегодня Интернета: это более 50 тысяч образовательных учреждений. Таким образом, у нас возникнет ситуация, когда все российские школы подключены к Интернету, а значит, имеют «окно» в мир. Как результат, по стране будет сформирована необходимая техническая основа для внедрения новейших технологий.
Несколько слов о проекте «Доступное жилье», в контексте в том числе и вопросов развития малоэтажного домостроения. По итогам обсуждения на президиуме Совета, я докладывал, Владимир Владимирович, мы вышли на определенные основные решения, которые в известной мере изменяют работу по самому проекту.
Что это за решения?
Первое. Определены регионы, в которых на имеющейся базе будут реализовываться пилотные проекты по малоэтажному строительству, по малоэтажной застройке. Они представляют всю географию Российской Федерации. Практическая работа здесь начнется уже с июля. Таким образом, мы надеемся, что будет оказана федеральная поддержка в форме госгарантий и компенсации расходов на проценты по кредитам на инженерную инфраструктуру. Все необходимые решения также приняты.
Кроме того, мы в соответствии с Бюджетным посланием прорабатываем вопрос о предоставлении федеральных субсидий на развитие дорожной сети для новых, в том числе малоэтажных, поселков.
Второе. В трех федеральных округах будет проводиться комплексный эксперимент по развитию малоэтажного домостроения, причем в крупносерийном объеме. Он включает создание современных деревообрабатывающих и домостроительных комбинатов, комплексное освоение и застройку территорий, строительство объектов социальной инфраструктуры, потому что одно не может идти без другого. Если мы будем что‑то строить, но не будем уделять внимания социальной сфере, это будут мертвые поселки, мертвые населенные пункты. Будут отрабатываться и методики малоэтажного строительства в существующей городской застройке.
И, наконец, третье, параллельно рассматриваем предложения по корректировке существующего законодательства с целью стимулирования малоэтажного строительства. Особое значение имеет реальная доступность такого жилья: оно должно быть по карману всем категориям в целом и молодым семьям, и военнослужащим, и иным категориям, которые приобретают жилье с использованием государственных субсидий.
Для более широкого круга людей свою роль должна сыграть ипотека как основной институт, вокруг которого идет развитие проекта «Доступное жилье». Отмечу, что в целом здесь работа развивается достаточно динамично, ожидается, что в текущем году общий объем вновь выданных ипотечных кредитов составит порядка 116 миллиардов рублей – может быть, даже больше. Вот это по ипотеке.
Еще одна насущная тема – это предоставление участков под жилищную застройку. Суть проблемы хорошо известна: выделенные под жилищное строительство участки зачастую стоят без дела и очень часто являются просто предметом банальных спекуляций с землей, а в ряде случаев ситуация просто безобразная, и на это неоднократно обращалось внимание и Вами, Владимир Владимирович, и в ходе нашей текущей работы.
Сегодня сформированы предложения по конкретным шагам в этом направлении.
Есть идея проработать сначала законодательно вопрос о предельных сроках заключения договоров аренды участков, которые зарезервированы муниципалитетами путем выдачи так называемых предварительных согласований места размещения объекта, с тем чтобы или эти договоры заключались, или тогда эти участки снова вовлекались в нормальный земельный оборот. А также есть идея посмотреть механизм налогового характера для стимулирования владельца участка к скорейшему его освоению, чтобы просто держать землю как минимум было не очень выгодно.
Теперь несколько слов о реализации проекта «Здравоохранение». Это самый финансово-емкий национальный проект. В целом (и Вы об этом уже сказали) наблюдается определенное улучшение кадровой ситуации в участковой службе. За полгода (меньше даже, чем за полгода) на работу пришли свыше 3,5 тысячи врачей, и около 2 тысяч выпускников медицинских вузов планируют трудиться в первичном звене. Соответственно об этом тоже нужно говорить.
Сегодня когда мы планируем проекты, то исходим из того, что выплаты должны стимулировать повышение качества медицинской помощи, а не просто создавать более благоприятные условия для труда, должны учитывать результаты деятельности медицинских работников. Такая работа уже ведется, разрабатываются соответствующие критерии, и мы надеемся, что новый порядок тоже будет введен в жизнь.
Следующий момент – оснащение поликлиник диагностическим оборудованием, скорой медицинской помощи – санитарным автотранспортом. По итогам конкурсов было закуплено медоборудования на 2200 единиц больше, чем планировалось, что неплохой результат, а санитарного транспорта – на 660 машин больше. Таким образом, те показатели, которые изначально планировались, в результате конкурсных процедур были улучшены. 65 субъектов Российской Федерации уже получают соответствующее оборудование, а в 11 регионах начаты поставки санитарного автотранспорта.
Необходимо отметить, что подготовка к вводу оборудования в эксплуатацию осуществляется при активном участии регионов. И мы неоднократно обращали внимание региональных руководителей на то, чтобы эта работа велась более организованно, чтобы все, что мы поставим, было сразу же включено в работу и не простаивало.
Слаженности действий регионов и центра требует и проведение массовой вакцинации, которая также включена в качестве элемента в национальный проект. Внедрение родовых сертификатов обеспечивает более внимательное отношение врачей к здоровью будущих матерей, а также позволяет улучшать оснащенность учреждений родовспоможения, увеличивать зарплату медикам. Уже сейчас можно сказать, что в результате применения родовых сертификатов улучшилась помощь и определенному, довольно значительному, числу новорожденных была оказана соответствующая помощь благодаря именно введению системы родовых сертификатов.
В Послании Вами, Владимир Владимирович, отмечалась необходимость использования этого инструмента и для решения демографических проблем. И при работе над бюджетом следующего года мы рассчитываем на то, что будут также заложены средства на увеличение стоимости родового сертификата, что показано также на этом слайде.
Теперь по поводу высокотехнологичной медицинской помощи. Она на сегодня оказана практически 30 тысячам человек – это половина всего прошлогоднего объема, то есть здесь показатели тоже неплохие, и мы идем опережающим темпом.
В заключение хотел бы сказать, что на предстоящем президиуме Совета мы надеемся в комплексе рассмотреть вопрос о дальнейшей реализации проектов, о финансовом обеспечении проектов. Подготовка к этому начата, и она должна быть нами увязана с ходом бюджетного процесса. Сделать, конечно, предстоит еще очень многое, работа только началась. Но мы будем стараться делать ее качественно, эффективно и в срок.
Спасибо.