В.Путин: Владимир Григорьевич, у нас вопросов много, они все большие. И авиация, и ситуация в целом в области, но я хотел бы начать все‑таки с проблемы, которая, может быть, в масштабах региона не смотрится как большая, но, безусловно, является важнейшей, как ни парадоксально, с точки зрения всего государства – отношение к ветеранам, вообще к пожилым людям, к пенсионерам.
Вы знаете, наверное, да, ситуацию с Василием Афанасьевичем Никитиным?
В.Кулаков: Да я, собственно, и узнал об этом из передачи НТВ.
В.Путин: Я вас прошу повнимательнее отнестись и к этому случаю, и вообще к этой категории граждан. Я понимаю, что ошибки могут быть со стороны муниципальных органов, региональных, государственных. Может быть, что‑то не точно сделано самими гражданами, такое может быть. Но все‑таки мы с вами должны исходить из того, что это люди заслуженные, требующие особого внимания в силу прежде всего своего возраста и состояния здоровья. Я вас прошу и к этому конкретному случаю вернуться, и в целом посмотреть на эту проблему системно, по‑серьезному и ответственно. Теперь давайте по случаю нашей сегодняшней встречи.
В.Кулаков: Я, наверное, буквально несколько слов скажу вначале о том, как ситуация складывается в области. Экономическая ситуация – как в стране за последние шесть лет. Мы преодолели кризисные явления, как во всем государстве. И сегодня экономика встала на путь устойчивого развития. Об этом говорит вся та фактура, которая есть. Я специально к нашей с Вами встрече подготовил основные показатели. Предлагаю Вам посмотреть. А я буду комментировать.
Валовой региональный продукт устойчиво повышается. Наиболее успешным у нас был 2005 год, и в основном рост произошел за счет устойчивой работы предприятий, выпускающих газпромовскую продукцию, обрабатывающих предприятий, радиоэлектроники, оптики, электромеханики. Вот эти отрасли начинают сегодня в первую очередь выходить. И то, что было принято решение о создании концерна «Созвездие», вот сегодня этот пример, конечно, идеально работает: согласованно, динамично, быстро. Сегодня по этому году – почти 200 процентов роста. Устойчиво развивается оборонка, решая оборонные и хозяйственные задачи. Рост индекса промышленного производства к 2000 году растет. Конечно, хотелось бы больше, но мы на 33 миллиарда рублей производили продукцию, а сегодня – 88,5 по 2005 году.
В.Путин: За первые четыре месяца этого года?
В.Кулаков: Да. А вот по первому кварталу, я Вам скажу, по этому году объем промышленной производства вырос на 109 процентов к 2005 году, самому высокому. Инвестиции выросли на 114,6, это к тому, что было. Ну и так по каждому показателю абсолютно. Душевые доходы населения: номинальная зарплата на 20 процентов выросла за квартал по отношению к прошлому году, реальная – на 8,6. Денежные доходы, реально располагаемые населением, – на 124,7 процента, это очень высокие цифры, высокие показатели. Поэтому сегодня наша задача не дать возможности ей остановиться. Вот посмотрите, какой скачок был в 2003 году. 2004 год я не считаю, там просто погодные условия не позволяли. 2005 год – начали потихонечку выходить, мы идем в среднем выше и Центрального федерального округа, и среднероссийских показателей. Мы занимаем первое место в Центральном округе по производству зерна, свеклы и подсолнечника.
В.Путин: Как по озимым у вас?
В.Кулаков: Ситуация тревожная. Вот сейчас провели две подкормки. Я думаю, что сейчас мы удержим процентов 75 озимых, должны, по крайней мере, удержать. Может, не будет, конечно, такого высокого урожая. Но вторая подкормка прошла, и они начали потихонечку оживать. Конечно, затратно очень. Но Вы приняли решение поддержать селян, и вот эти первые 150 миллионов мы получили, а то повышение стоимости дизельного топлива было в прошлом году. Но, к сожалению, все это на этот год кладется. Темпы роста инвестиций – практически мы удвоили их – 193,8, инвестиции в капитал растут. И я думаю, что они одни из самых высоких в Российской Федерации.
В.Путин: Надо, чтобы «незавершенка» не росла при этом.
В.Кулаков: Нет, сейчас я Вам скажу по этому поводу. Мы ее потихонечку вытаскиваем. Жилье: в прошлом году 784 тысячи квадратных метров, у нас такого показателя не было и в советские времена. Заработная плата – достаточно динамично, в четыре раза увеличилась за эти годы, с 2001-го по 2005-й, реальная заработная плата. Она еще недостаточная, понятно, что ее надо поднимать, но темпы роста достаточно оптимальны. Ну и наш бюджет – то, с чем я приходил к Вам в прошлый раз и просил: поддержите. У нас было 6 миллиардов, сегодня собственные доходы – 18, в три раза увеличились, и в четыре раза консолидированный бюджет вырос. Мы сегодня уже в состоянии решать и решаем задачи, которые Вы ставили. Ну и, естественно, растет внешнеторговый оборот, растет экономика, промышленность. Вот по 2005 году мы вышли на без малого миллиард долларов. Я думаю, что это, так скажем, начало большой работы, которую мы будем вести.
Теперь вот, если позволите, несколько слов по национальным проектам.
В.Путин: У вас импорт меньше экспорта?
В.Кулаков: Меньше, конечно, больше экспортируем.
В.Путин: Это хорошо.
В.Кулаков: По национальным проектам. Проекты развиваются успешно. Я скажу, что у меня нет серьезных замечаний ни по одному. Ну всегда возникают, как мы говорим, какие‑то недоработки. Вот Вы на последнем заседании координационного совета поставили перед Фурсенко вопрос по классным руководителям пропущенным. У нас сегодня такая же ситуация по медицине возникает. Выпали все ведомственные учреждения. А что это значит для Воронежской области? У нас есть Поворинский район, там никогда, и даже в советские времена, не было районной больницы. В этом районе есть одна крупная железнодорожная больница, она обслуживает весь район, такие же точно участковые врачи работают с населением, но они не получают ничего. Вопрос ставили, ну, наверное, нужно опять Ваше слово.
Оборудование сегодня начинает поступать. Мы со своей стороны, естественно, делаем встречные шаги: на 1,2 миллиарда мы в этом году получили федеральные деньги на эти проекты, и 2,3–2,4 вкладываем своих. Так что здесь мы честно соблюдаем софинансирование, соучастие, но есть встречное движение, чтобы мы существенно двинулись вперед.
Построено сегодня 63 сельские врачебные амбулатории, оснастили их современным оборудованием, это еще без проекта начинали. Более 200 машин мы купили из бюджета. 26-го у нас будет в области Дмитрий Анатольевич [Медведев]. Я хочу его попросить, чтобы мы соблюдали честный паритет. Мы два года за свои деньги закупали. Чтобы это в счет не шло, что у нас есть. Вы согласны со мной?
В.Путин: Конечно.
В.Кулаков: Так что все идет в целом нормально. Вызывает определенное серьезное беспокойство проект, связанный со строительством жилья. Вы четко очень подчеркнули в прошлый раз по земле, похожая ситуация в области. Два максимально удобных участка, где можно развивать городское строительство: один находится уже в частных руках, второй – государственная земля. Но господин, который обанкротил хозяйство, оформил 200 тысяч гектаров на 49 лет.
В.Путин: На кого?
В.Кулаков: На себя.
В.Путин: Молодец!
В.Кулаков: Нормально. Но он оформил это как сельхозугодия. И говорит: переведите нам теперь эту землю. Я говорю: отдай нам – переведу, без проблем. В общем, здесь, конечно, нужно решение законодательное, и быстрее.
В.Путин: Вы тоже выходите с этой законодательной инициативой в парламент.
В.Кулаков: Вышли, да. Мы ему дадим землю в другом месте. Пусть там хлеб выращивает. Но он не будет его выращивать. Он не для этого ее покупал. Тысяча долларов сотка сегодня предлагается к продаже. Мы жилье построим и так, конечно, но оно будет уже не очень доступным. И вот сейчас взяли площадку в 200 гектаров, это то, за что высказывается Медведев, – строить малоэтажное жилье. Объявили конкурс на эту площадку с участком земли. Но условия: цена квадратного метра должна быть не дороже 9,6 тысячи рублей. Мне говорили: никто на это не пойдет, никто за такие деньги не будет строить. 10 компаний уже пришли, сейчас к апрелю строим образцы домов, каждый свои предлагает, условия – 9,6 тысячи за метр готового жилья. Ну, я думаю, что это с участком земли 6–8 соток, но мы должны это делать с инфраструктурой. И вот здесь, конечно, важнейший вопрос: все‑таки, мне кажется, неправильно то решение, которое принято, о субсидировании процентных ставок по этому делу. Федеральный центр и регион должны на паритетных началах вкладывать деньги в инфраструктуру, ну и проводим за счет бюджета, федерального и нашего, равными долями инфраструктуру, дороги, газ, воду.
Следующий момент, связанный с национальными проектами, это «минсельхозовский» проект. На сегодня нормально идет кредитование индивидуальных подсобных хозяйств, частных фермеров, тут проблем особых нет. Россельхозбанк разворачивает филиальную сеть, ее не было никогда в области, и там дело пойдет живее. Проблема стала с крупными проектами. Дело в том, что и Россельхозбанк, и Сбербанк, который участвует, они дают кредиты только под залог. Вот у нас пять проектов, цена вопроса 5,2 миллиарда рублей. Я должен дать в залоговую базу порядка 8–9 миллиардов, это нереально. На Западе давно идет проектное кредитование. Есть проект, банк его изучает. Видит, что устойчивый, нормальный проект, – выдает финансирование, и до возврата полного денег весь этот проект является его собственностью. Надо нам попробовать это дело сделать. Землю в долг не берут, другого залога нет. Значит, залоговую базу упрощаем. Я только 3 миллиарда в год беру в залог, даю только под «оборотку».
В.Путин: Пример приведите: какой проект в сельском хозяйстве?
В.Кулаков: Ну вот, допустим, комплекс – животноводческий.
В.Путин: Строительство комплекса?
В.Кулаков: Да, ведь там поэтапно идет. Построил помещения – помещения ушли в собственность банка. Привез скотину – в собственность банка. И начинаешь рассчитываться 5–7 лет.
В.Путин: Только не в собственность…
В.Кулаков: В залог так называемый. И на возвратной основе. Залога, значит, не будет – мы не восстановимся просто. Все остальное, по остальным национальным проектам, проблем нет. В образовании с этого года перешли на прямое финансирование школ, подушевое. Вы знаете, сразу стали деньги считать.
В.Путин: А зарплата выросла у преподавателей?
В.Кулаков: Ну конечно. Во‑первых, стали выплачивать все надтарифные фонды и прочее. Во‑вторых, сегодня сразу снизилось противодействие учителей, мягко говоря, модернизации, реформированию малокомплектных школ.
В.Путин: Сколько всего вы перевели на эту систему?
В.Кулаков: Сейчас базовые школы – это 126 школ. Чем мы оснастили их? Вот там на 10 учеников один компьютер. Если по стране у нас другие цифры, то вот там обычные кабинеты купили. Автобусы. Решили, что нам не хватает, нужно 290 автобусов еще. И мы, не закрывая начальных маленьких школ, но начиная от подросших детей, автобусом возим. Я скажу, что нет проблем. И когда родители – вот у нас была ситуация одна, когда мы школу новую построили, и вдруг родители отказались детей возить: ходить не будем больше. Я приехал туда, собрал родителей: поедем посмотрим школу. Они приехали, посмотрели школу, посмотрели оборудование, условия учебы и сказали, что автобус не нужен, будем на своих машинах возить. И это правильный очень шаг. Это все, что я хотел сказать.