В.Путин: Владимир Иванович, приближается лето, как компания готовится к сезону летних перевозок?
В.Якунин: У нас лето начинается с 28 мая. Вчера я подписал соответствующее распоряжение. Завтра мы вводим после реконструкции так называемый большой петлевой тоннель, отремонтирован полностью вокзал Адлер и другие объекты. В целом могу сказать, что Ваше указание по реформированию железнодорожного транспорта так, чтобы это не ложилось на плечи наших пассажиров, – оно выполняется. Могу к этому добавить несколько цифр, которые, как мне кажется, говорят сами за себя. В прошлом году мы перевезли полтора миллиарда пассажиров. Это значит, что каждый гражданин России должен был бы проехать девять раз на железнодорожном транспорте. У нас объем пассажирских перевозок вырос на 10 процентов. При этом уровень роста тарифов ниже, чем уровень, прогнозируемый Минэкономразвития, роста реальных доходов граждан. Если мы говорим о регулируемом секторе, то это 13 процентов, при этом прогнозируемый рост доходов – 19 процентов. Если говорим о нерегулируемом секторе, то здесь уровень тарифов возрастает на 22 процента. При этом из 365 дней, если говорить об изменениях тарифов в период пиковых перегрузок, 248 дней мы работаем ниже среднегодового уровня. Естественно, летние перевозки с точки зрения коммерческого использования и в нерегулируемом секторе повышаются.
Надеюсь, что в этом году пассажиры будут более удовлетворены сервисом российских железных дорог. Мы вводим несколько новых фирменных поездов. У нас в июле будет большая презентация, мы будем представлять новые виды подвижного состава, мы будем представлять первый отечественный локомотив с синхронным тягловым приводом. И в Советском Союзе такого не было. То есть те поручения, которые Вы нам давали еще в Щербинке, мы продолжаем системно исполнять. Я не знаю, сможет ли глава государства посмотреть эту технику в Питере, но, во всяком случае, если это каким‑либо образом можно будет скорректировать с Вашим графиком, то я бы, конечно, от имени железнодорожников хотел бы Вас пригласить.
В.Путин: Спасибо. Как развивается сотрудничество с иностранными партнерами?
В.Якунин: Вчера в Сочи слетелись представители более 30 государств. Это СНГ, Балтия, Монголия и Финляндия, и сегодня мы официально открыли конференцию, которая называется «Форум – стратегическое партнерство – 1520». 1520 – это ширина нашей колеи. Хочу отметить, Владимир Владимирович, что все железнодорожные администрации, все железнодорожники явно демонстрируют готовность к координации своих усилий с точки зрения системной и единогласной выработки позиции по интеграции с европейскими железными дорогами. В частности, я могу отметить, что мы гордимся этим, мы подписали с нашими коллегами документ по так называемым правилам технической эксплуатации. В этих правилах определяются все основные параметры функционирования железнодорожных систем. Все, кто присутствовал, за исключением представителя Туркменистана, он задержался и не смог приехать, все подписались под согласованной позицией о том, что мы будем использовать существующие правила технической эксплуатации, которые и будут дорабатываться совместно. Это является еще одним шагом к интеграции железнодорожных систем стран СНГ, Балтии, Монголии и Финляндии.
Если еще из новинок: могу сказать, что Ваше поручение, связанное с подписанием соглашения с Президентом Финляндии (Вы помните, это было во время одного из Ваших визитов), выполняется. Уже в этом году мы поставим на маршрут Хельсинки – Санкт-Петербург новый подвижной состав с тем, чтобы проверить его и сертифицировать. Мы создаем с финнами новое совместное предприятие, которое будет эксплуатировать эту линию. В целом, мне кажется, что сегодня рост авторитета страны помогает и росту авторитета железных дорог.
В.Путин: А ваши планы в Центральной Европе? Помните, мы обсуждали создание крупных логистических центров?
В.Якунин: У нас три партнера по переговорам. Это Чехия, Польша и, по результатам Вашего визита, это Венгрия. Наиболее продвинутые возможности сейчас находятся в Польше, хотя здесь, может быть, и сложнее всего разговаривать. Но сегодня я провел переговоры с руководителем польских железных дорог, и мы договорились о том, что 200-километровый участок нашей широкой колеи в принципе может быть эксплуатирован совместным российско-польских предприятием. Мой коллега согласился с такой постановкой вопроса. Я полагаю, что уже до конца года мы основные проработки в этом вопросе завершим. Очень заинтересованы в сотрудничестве чешские железные дороги и чешское правительство. Там мы обсуждаем вопросы входа на южный луч Европы через Чешскую Республику. Что касается Венгрии, то сегодня ведем переговоры, но пока Венгрия не готова нам представить ту грузовую базу, которая позволила бы системно говорить о создании логистического центра уже в этом году. Но работу эту мы будем продолжать.
Более того, в Томске мы подписали соглашение с немецкими железными дорогами по созданию логистической компании по привлечению контейнерогрузов из Китая через российские железные дороги дальше в Европу. Помимо этого мы подписали четырехстороннее соглашение уже с Белоруссией и Польшей относительно создания компании для работы в этом коридоре, но уже с точки зрения обеспечения грузового потока. Большое количество пожеланий поступает из стран Северной Африки, с арабского Востока. Я не буду их перечислять, вы их все знаете. Мне представляется, Владимир Владимирович, что это очень интересные предложения, но, по всей видимости, здесь необходима какая‑то согласованная государственная политика, потому что и европейцы, и американцы, и наши партнеры – китайцы пользуются достаточно дешевыми государственными кредитными ресурсами для того, чтобы на этой основе вести строительство этой инфраструктуры.
Если бы Вы могли соответствующие поручения рассмотреть, то для нас это было бы большим подспорьем.
В.Путин: Владимир Иванович, что с объемами грузовых перевозок?
В.Якунин: 20 апреля текущего года мы осуществили максимальную погрузку в 4 миллиона 68 тысяч тонн. Впервые за 13 лет мы демонстрируем такой результат. Это несмотря на то, что у нас первый квартал начинался довольно сложно. Это было связано и с длительными новогодними отпусками. Мы даже опасались, что первый квартал мы можем закончить с убытком. Докладываю Вам, что мы эту финансовую дыру «заштопали». Первый квартал мы закончили с позитивным результатом, таким образом, мы преодолели отставание в 9 миллиардов рублей.
В целом вся сеть работает нормально. У нас на 20 процентов сократилось количество мелких аварий, браков, как мы их называем. Это свидетельствует о том, что у нас повысилось внимание к вопросам обеспечения безопасности. Конечно же, железнодорожный транспорт – это транспорт повышенной опасности, соответственно, повышенной ответственности. Но железнодорожники работают очень интенсивно.
В.Путин: Как идут проекты по улучшению доступа к месторождениям, о чем мы с Вами говорили на нескольких совещаниях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку?
В.Якунин: Это у нас коррелируется, в частности, и с Вашим поручением о свободной доставке грузов в Китай, поскольку это все в одном регионе. В инвестиционный фонд мы подаем совместную заявку вместе с представителями Читинской области и бизнесменами, работающими на севере. Мы хотим проложить дополнительно около 240 километров железнодорожных путей, которые сейчас в Читинской области проходят по наиболее интересным месторождениям, которые есть. И это уже перспектива не отдаленная, а перспектива следующего года. Мы ведем проработки по так называемому северо-сибирскому лучу железных дорог. В свое время этот вопрос прорабатывался. Но после Великой Отечественной войны это все пришло в упадок. Мы считаем, что это будет перспективно с точки зрения разработок наиболее интересных месторождений Западной Сибири. Ну и дальше до Чукотки это планируется. Продолжаются работы по прокладке планов железнодорожных магистралей на Северном Урале по результатам совещания, которое вы проводили. Все эти работы ведутся.