В.Путин: Добрый день!
Председатель Правительства был с визитом в Латинской Америке.
(Обращаясь к М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, расскажите нам, пожалуйста, о своих переговорах в Бразилии и в Аргентине.
М.Фрадков: В целом встречи, которые прошли практически на всех уровнях – с президентами двух стран, вице-президентами, ключевыми министрами – оказались результативными в первую очередь с точки зрения подтверждения желания взаимодействовать и определения приоритетов, по которым это можно наиболее успешно реализовать.
В Бразилии детально рассматривалась тема технологического альянса между нашими странами, и это происходило на фоне полета бразильского космонавта на российском сегменте Международной космической станции. Это было воспринято соответствующим образом в стране, было подчеркнуто, что нет таких расстояний между Россией и Бразилией, которые мешают нам сотрудничать. Мы можем это делать и в космосе, и в недрах, потому что там достаточно запасов полезных ископаемых, нефти. И предстоящий газовый трансатлантический проект тоже представляет интерес для российских компаний, в первую очередь для «Газпрома». Это газовый проект, который пойдет из Венесуэлы в Бразилию, Аргентину, Уругвай.
Сотрудничество в авиастроении, ранее обсуждавшийся проект возможного создания совместного предприятия или просто поставок с нашим участием среднемагистральных самолетов небольшой вместимости пассажиров (бразильский «Эмбрайер») – тоже интересный проект, который мог бы быть запущен.
В Аргентине мы также обсуждали вопросы торгово-экономического сотрудничества. Там потенциал, может быть, несколько поменьше, но впереди тоже возможно космическое и военно-техническое сотрудничество, которое можно было бы развивать достаточно активно. И Президент Киршнер дал прямые указания активизировать эту работу по линии соответствующих ведомств.
Обсуждались, естественно, традиционные связи, в первую очередь в сельском хозяйстве, поставки мяса и из Бразилии, и из Аргентины, которые в настоящий момент временно приостановлены. На сегодняшний день найдены соответствующие развязки. Общий фон был очень благожелательным, благоприятствовал подписанию ряда документов. На наш взгляд, важным явился Протокол о присоединении России к ВТО, подписанный между Россией и Аргентиной. Так что общее впечатление у меня достаточно позитивное.
Ваши приветы были восприняты очень тепло. Приглашение Президенту Бразилии господину Луле да Силве участвовать в мероприятиях, в заседании саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге было воспринято с большой благодарностью. Целесообразно выбрать возможность и, может, пригласить Президента Аргентины в двустороннем плане вне рамок этого саммита, может быть, где‑то в конце года посетить Россию для того, чтобы возымели практическое продолжение те договоренности, которые были достигнуты в ходе Вашей встречи на Генассамблее ООН – он вспоминал эту встречу – и на нынешних переговорах в Аргентине. Так что, на мой взгляд, этот регион надо держать в активе. Народ и руководство стран очень позитивно реагируют на предложения сотрудничать. И есть возможность их реализовать.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к Министру финансов А.Кудрину.) Алексей Леонидович, теперь вернемся к нашим делам. Об основных показателях финансового плана на 2007–2009 годы.
А.Кудрин: На этой неделе сначала на заседании Бюджетной комиссии, затем на заседании Правительства предполагается рассмотреть основные показатели перспективного финансового плана на три года, теперь уже с 2007 по 2009 год. Это второй год осуществления трехлетнего перспективного планирования. Его основные особенности заключаются в том, что уже ранее принятые основные показатели 2007–2008 годов будут доработаны и уточнены и будет полностью разработан 2009 год. То есть все заявки, все планы Правительства будут расписаны на три года, в том числе по налоговой и по бюджетной системам. Должен сказать, что во главу угла ставится задача: усилить роль бюджета с точки зрения развития страны и поддержки темпов экономического роста. Это означает обеспечение стабильных макроэкономических условий, в том числе по инфляции, по курсу рубля, прогнозируемых для бизнеса. Это означает достижение снижения инфляции в 2009 году до 4–5 процентов. Это означает, что будут защищены, во‑первых, доходы населения, сбережения граждан, повысится доверие к рублю и к накоплению сбережений в рублях, что является основным фундаментом инвестиций в России. Кроме того, конечно, позволит снизить ставки кредитования на рынке, поскольку они не могут быть ниже инфляции, а инфляция будет снижаться, и это даст новый инвестиционный толчок развитию России. По сути, бюджет на эти основные показатели и сориентирован.
Кроме того, конечно, будут заложены и сейчас определены все параметры по национальным проектам. Они на все годы обеспечены финансированием. Увеличение заработной платы в реальном выражении в 1,5 раза к 2008 году, обеспечение параметров по национальной обороне, утвержденных Советом Безопасности, и другие задачи, которые нужно решать, будут обеспечены.
Конечно, в ближайшее время мы обеспечим взаимодействие и согласование этих параметров с Государственной Думой и с Советом Федерации, поскольку раздел «Межбюджетные отношения» тоже будет уточняться в связи с недавно утвержденной концепцией развития межбюджетных отношений, в том числе дополнительными требованиями и повышением эффективности исполнения федеральных целевых программ.
В.Путин: На эти же годы, на 2007–2009-й, рассматриваются и основные направления таможенной политики.
Г.Греф: Мы будем представлять в Правительстве основные меры на трехлетку, связанные с таможенной и таможенно-тарифной политикой. Предусмотрено администрирование в двух направлениях.
Первое. Это, собственно, администрирование таможенной службы, товаров и услуг, которые перемещаются через границу. И здесь подготовлен целый ряд предложений, таких как поправки в программу «Государственная граница», предусматривающие ускоренную установку инспекционно-досмотровых комплексов на всех ключевых точках пунктов пропуска в страну с тем, чтобы у нас наконец появилась возможность администрировать те товары, которые перемещаются через границу.
Поставлена задача в течение уже этого года по ключевым, самым больным товарным группам достичь существенного прогресса по вытеснению с нашего рынка достаточно значительного объема так называемого «серого импорта», который у нас движется, постоянно меняется, но в основном это дешевые группы товаров из Китая, Турции, Вьетнама, которые по большей части поставляются через границу стран СНГ.
И с этого года в полном объеме начинается использование новой информационной системы таможенной службы, которая подразумевает контроль над ценовыми параметрами. Будут введены так называемые профили рисков, то есть ценовые параметры по определенным группам товаров. И все товары, которые будут ввозиться на территорию страны ниже этих параметров, должны будут подвергаться усиленному досмотру. В этом году это все должно начать функционировать в экспериментальном порядке, а со следующего года это уже должно пойти в промышленную эксплуатацию.
Что касается тарифной политики, то предполагается, что в следующем году мы полностью закончим работу по отмене экспортных пошлин, за исключением сырьевой группы товаров. Мы уже исключили из обложения экспортными пошлинами большую группу товаров, мы должны эту работу завершить. Второе – это нужно довести до конца – мы отменили больше половины импортных пошлин на высокотехнологичное оборудование, но осталась такая группа товаров, по которым еще продолжаются дискуссии. Таких товаров осталось порядка 700 позиций, и мы должны окончательно поставить точку. Думаю, что уже до конца 2006 года мы должны прийти к решению об отмене пошлин по большей части из этих товарных позиций и введении в полном объеме такого принципа, как локализация таможенного тарифа, то есть чем больше уровень переработки товаров, тем ниже импортная пошлина, и наоборот.
И в связи с присоединением к ВТО мы в полном объеме должны доформулировать наше законодательство, которое предусматривает, во‑первых, гармонизацию специальных режимов, которые мы используем для инвесторов. Такие, как промышленная сборка, к сожалению, на сегодняшний день противоречат нормам ВТО, но мы должны внести соответствующие поправки в законодательство, которые нам позволят использовать такого рода режим и специальные режимы, связанные с введением ограничений для защиты внутреннего рынка. Это основные моменты, которые заложены в основу таможенной политики на трехлетку, которую мы будем представлять в четверг в Правительстве.
В.Путин: Когда мы на границе‑то наведем порядок? Когда мы прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?
Г.Греф: Это в первую очередь связано с реализацией того комплекса мер, о котором я сказал. В этом году мы приняли концепцию таможенного администрирования и утвердили ее в Правительстве. И пока у нас будет высок человеческий фактор на границе, пока не будет техники…
В.Путин: Ведь дело не только в этом. Вы же знаете, что таможенные органы используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу. Для того чтобы этого не было, нужно таможне выделять соответствующие средства, чтобы они сами имели возможность оборудовать эти переходы. Вот ведь о чем идет речь. Пока вы этого не сделаете, все время будут идти ссылки на то, что нет денег. Поэтому они, таможенники, вынуждены пользоваться услугами бизнес-структур. А бизнес-структуры, соответственно, начинают пользоваться услугами таможни, причем часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны.
Г.Греф: Абсолютно так. Прямо скажем, что даже тот темп, который был утвержден первоначально в программе госграницы, подразумевает очень плавную программу обустройства пунктов пропуска до 2010 года. Это, конечно, нас абсолютно не удовлетворяет, потому что практика уже показывает: как только появляется современная техника на каком‑то пункте пропуска, контрабандные потоки сразу же мигрируют в другие необорудованные пункты пропуска. Поэтому сейчас то, что мы предлагаем, – это единовременное оборудование всех ключевых пунктов пропуска необходимым досмотровым оборудованием, чтобы пресечь это.
В.Путин: Сколько это займет времени, по Вашим подсчетам, и сколько потребует средств?
Г.Греф: Мы согласовали все расчеты с Министерством финансов. Это достаточно большой объем средств. Скажем, чтобы оборудовать один досмотровый комплекс, закупить один досмотровый комплекс, который с высокой скоростью позволяет досматривать железнодорожные вагоны, работать в морских портах, нужно от 50 до 70 миллионов долларов.
В.Путин: И сколько времени потребуется, чтобы внедрить все это в практику?
Г.Греф: По нашим планам, мы хотим это сделать за три года. Полностью закрыть все ключевые пункты пропуска и ввести такую практику, которая действует в целом ряде стран, что пункт пропуска открыть невозможно, пока он не будет оборудован полностью всем необходимым программно-техническим и инспекционно-досмотровым оборудованием.
В.Путин: А вот эта практика, когда коммерческие структуры фактически являются владельцами этих пунктов пропуска?
Г.Греф: В программе также предусмотрено два года на то, чтобы полностью уйти от этой практики. Мы должны либо построить альтернативные пункты пропуска, либо выкупить у этих структур соответствующие помещения, которые занимают пограничники.
В.Путин: Почему два года? Почему так долго?
Г.Греф: Владимир Владимирович, быстрее не сделать просто.
В.Путин: Сделать. Вы же представляете масштаб потерь для экономики страны? Он же огромный, просто колоссальный. Почему два года?
(Обращаясь к Председателю Правительства М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, у меня к Вам большая просьба. Заслушайте, пожалуйста, отдельно этот вопрос.
М.Фрадков: Хорошо.
В.Путин: Это вопрос, конечно, не простой, но он решаемый и решаемый в гораздо более короткие сроки. И потом на границе у нас очень много различных организаций. Мы много раз говорили об этом.
Г.Греф: Здесь все решения Правительством также уже приняты. И сейчас на завершающей стадии находится согласование проекта закона и нескольких постановлений Правительства, которые вообще вводят новый порядок администрирования на границе, где будет находиться только два органа. Все остальные контролирующие органы – их сейчас семь – будут выведены с территорий пунктов пропуска.
В.Путин: А когда примерно Вы рассчитываете завершить это согласование?
Г.Греф: Вообще у нас на прошлой пограничной комиссии Председателем Правительства был поставлен срок – неделя.
М.Фрадков: Мы уже просрочили.
Г.Греф: По‑моему, пакет уже согласовали, сейчас только нужно выпустить.
М.Фрадков: Последнее заседание пограничной комиссии было только этому посвящено, в жесткой форме. Дано буквально несколько дней с обещанными оргвыводами.
В.Путин: Михаил Ефимович, давайте договоримся, что в следующий понедельник мы с Вами зафиксируем, что эта работа закончена.
М.Фрадков: Хорошо.
В.Путин (Обращаясь к Министру обороны С.Иванову): Сергей Борисович, Вы проводили комиссию по экспортному контролю, да?
С.Иванов: Да, на прошлой неделе было проведено очередное заседание Межведомственной комиссии по экспортному контролю, которую я возглавляю. На этой комиссии мы рассмотрели практические аспекты функционирования национальной системы экспортного контроля, включая механизмы по совершенствованию лицензионной деятельности для внешней торговли с контролируемой продукцией двойного назначения.
Вообще у нас наметилась положительная тенденция в выдаче лицензий на продукцию двойного назначения. И в прошлом году таких лицензий уже выдано 1153. Я не говорю о случаях – а они есть, – когда мы отказываем в выдаче лицензий по ряду причин.
Объемы экспорта контролируемой продукции в прошлом году составили 3,8 миллиарда долларов США. Рост тоже очевидный. Основная доля продукции двойного назначения, которую экспортирует Российская Федерация, проходит по линии Росатома. Это и делящиеся материалы, и технологии, и продукция машиностроения двойного назначения.
Исходя из этого, географическая доля нашего экспорта контролируемой продукции распределяется примерно следующим образом. Основным безоговорочным лидером являются страны Евросоюза, больше полутора миллиардов долларов США идет на рынки Евросоюза. За ними следуют Соединенные Штаты Америки, это прежде всего в рамках программы ВОУ-НОУ. Кроме этого прибавили в нашем экспорте – я имею в виду географически – Украина, Южная Корея, Казахстан.
Мы постоянно рассматриваем вопросы лицензирования еще и с точки зрения максимальной разбюрократизации этого процесса. И в последние годы удалось наладить хорошее сотрудничество на региональном уровне между тремя органами исполнительной власти, которые это лицензирование и осуществляют. Это прежде всего Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, которая была создана в рамках административной реформы в 2004 году, это Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба, которая выдает, а также согласует все эти лицензии. Это первый вопрос, который мы рассмотрели на комиссии по экспортному контролю.
Кроме этого мы впервые приняли так называемый контрольный список, или национальный перечень, иностранных организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к военным программам в ядерной, химической, биологической промышленности или в ракетостроении. Такие списки иностранных организаций существуют во всех цивилизованных странах мира и составляются, утверждаются ими. Этот перечень, который мы впервые рассмотрели и приняли, основывается на результатах деятельности нашего Министерства иностранных дел, разведывательного сообщества России, а также информационного обмена, который мы наладили за последние годы с ведущими государствами мира по борьбе с распространением оружия массового уничтожения. И в этот перечень иностранных организаций попали 1152 организации из 51 страны мира.
Сразу хочу подчеркнуть, что это не какие‑то «черные» списки. Это список иностранных организаций, при общении с которыми и при осуществлении внешнеторговой деятельности нужна особая осторожность, особая осмотрительность, в обязательном порядке получение лицензий, и кроме этого Российская Федерация в осуществлении внешнеторговой деятельности с такими иностранными организациями требует для себя право контроля после поставок тех или иных технологий или продукции за тем, что они используются именно по тому назначению, по которому заявлялось, и, естественно, сертификат конечного потребителя – в обязательном порядке.
Думаю, этот список поможет нам в рамках подготовки к «восьмерке» составить открытый доклад по вопросам нераспространения, где мы расскажем о нашей системе экспортного контроля, о том, что сделано в России за последние годы в этой сфере, а также мы дадим оценку деятельности ряда иностранных организаций и просто стран по противодействию этой серьезной угрозе. Мы готовим открытый доклад.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
(Обращаясь к Министру промышленности и энергетики В.Христенко.) Виктор Борисович, как идет работа по подготовке и подписанию основного пакета по созданию Единого экономического пространства?
В.Христенко: В соответствии с решениями президентов первоочередной пакет, или первый пакет, состоит из 38 соглашений, основной смысл которых – подведение полной базы под формирование таможенного союза между государствами-участниками. Работа по этому пакету между переговорщиками завершена. По сути, в переговорах остается два-три момента, которые требуют досогласования на уровне переговорщиков. Весь пакет сегодня находится внутри государств на рассмотрении, на проведении внутригосударственных процедур. Эти внутригосударственные процедуры рождают определенного рода уточнения, замечания – редакционные, иногда не очень редакционные, – которые требуют уже повторной увязки между странами для составления окончательного варианта этих текстов, что будет сделано, в частности, на ближайшем заседании «группы высокого уровня», которая пройдет в эту пятницу в Минске. При этом по первоочередному пакету, 38 соглашениям, работают представители всех четырех стран, включая Украину, но при этом наши украинские коллеги достаточно четко выдерживают позицию о возможности подписания ими лишь менее половины документов из этого первоочередного пакета, что, собственно говоря, нарушает сам принцип пакетности. При этом кроме первоочередного пакета, 38 соглашений, работа переговорщиков идет по всему спектру всех документов. Я напомню, что их было 95, но сама работа уже привела к определенной структуризации этих документов. Сегодня за счет объединения они превратились уже в 85 документов, по большинству из которых переговоры экспертов уже прошли, и большинство документов также находится на внутригосударственных процедурах, на рассмотрении. Примерно еще 10 из 85 соглашений находится в режиме переговоров.
Если в целом по всему комплексу давать прогноз о возможности завершения переговоров, думаю, что до конца этого года весь переговорный процесс по пакету из 85 соглашений может быть завершен.
Что касается первоочередного – в ближайшую пятницу на уровне представителей стран в «группе высокого уровня» мы должны будем обсудить доработку текстов, или редакцию этих текстов, после внутригосударственных процедур. Замечания, которые возникают, отчасти связаны с теми проблемами, которые есть у стран – участниц по переговорам с ВТО.
В.Путин: Виктор Борисович, обращаю Ваше внимание на то, что и Президент Казахстана, и Президент Белоруссии считают, что пакет уже должен быть подписан. И Вы нарушили сроки, о которых мы договаривались ранее, – не позднее конца марта. Уже апрель, а пакет из 38 документов до сих пор не подписан. Обращаю на это Ваше внимание. Это первое.
Второе. Наши украинские партнеры хорошо знают и на экспертном уровне, и на уровне политического руководства страны о том, что присоединением к Единому экономическому пространству мы будем считать не подписание части этих документов, а всего пакета. Но, как мы и договорились, наши украинские друзья и партнеры продолжают участвовать в переговорном процессе и подпишут только те документы, которые считают для себя на данном этапе приемлемыми. Это положительный процесс, но результат будет достигнут только при подписании всего пакета. Между тем три страны – Россия, Казахстан, Беларусь – фактически готовы к подписанию. Прошу Вас ускорить эту работу.
<…>