В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.
Это наша вторая встреча в таком формате для обсуждения вопросов, связанных с реализацией национальных проектов. Кое‑что за это время сделано. Прошло четыре месяца с нашей последней встречи. Важно, что к работе подключились и подключаются все активнее и активнее регионы, дополняя проекты собственными программами. Необходимая федеральная правовая база практически создана. Национальные проекты обсуждены законодателями и Государственным советом России. За этой работой, конечно же, пристально и очень заинтересованно следят граждане нашей страны. И они ждут здесь абсолютно конкретных результатов – по качеству медицинских и образовательных услуг, в строительстве доступного жилья и развитии сельских территорий.
К реализации национальных проектов реально подключаются не только органы власти, но и структуры гражданского общества. Но проекты потому и национальными называются, что их успех достигается солидарными усилиями государства и общества и сами они работают на общенациональные цели.
Сегодня мы должны предметно рассмотреть, пусть первые, но какие‑то результаты. Нам предстоит так же оценить, что удалось сделать и где проблемы, к сожалению, до сих пор сохраняются. Сразу скажу, что это в основном системные управленческие вопросы, а также известные всем общие барьеры на пути эффективного рыночного регулирования.
Так, проектные меры должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях. Однако значимых структурных сдвигов здесь пока не происходит. В частности, в ходе конкурсов среди инновационных школ и передовых педагогов должны быть разработаны критерии оценки качества образовательных услуг. И не только в образовании, но и во всей социальной сфере. Это важно. Это нужно для тесной увязки результатов работы учреждений с объемами, порядком, качеством их финансирования. Это одна из главных составляющих отраслевой модернизации, и ее нужно с помощью проектов активно продвигать. Собственно говоря, проекты предоставляют возможность провести масштабный эксперимент.
Важнейшей задачей были названы доплаты за классное руководство и выплаты медицинскому персоналу первичного звена здравоохранения.
В целом с этим Правительство справилось. Деньги до людей дошли адресно, и думаю, что многие из них почувствовали реальную отдачу от этих национальных проектов. И не случайно, что уже в первые месяцы стала улучшаться кадровая ситуация в первичном звене здравоохранения. Больше того, как показывает мониторинг, студенты медицинских вузов последних курсов все чаще задумываются о возможной работе участковыми врачами.
Далее. Буквально вчера на совещании в Республике Коми мы обсуждали задачи в развитии лесной отрасли, говорили о необходимости уделять больше внимания глубокой переработке древесины в стране, в том числе применительно и к домостроению, и для индивидуального жилищного строительства.
Должен сказать, что проект по доступному жилью также должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов. Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег и при желании реализовать в нужные сроки нужные объемы, сталкиваемся с проблемами просто нехватки строительных материалов.
При этом напомню, что развитие жилищного проекта все еще сдерживает отсутствие правовой базы, реализующей нормы Жилищного и Градостроительного кодексов. Необходимо также предусмотреть снижение затрат для граждан в землеустроительных работах, да и вообще, подумать, как работать с землей дальше. Очень забюрокрачено все.
Кроме того, в АПК потребуется решить ряд налоговых вопросов, в том числе по распространению на сельских кооператоров единого сельскохозяйственного налога.
Теперь о региональной составляющей нацпроектов. Считаю, что сейчас губернаторскому корпусу уже нужно выходить с более глубоко подготовленными инициативами.
Так, по проекту «Доступное жилье» субъектам Российской Федерации предстоит обустроить строительные площадки объектами коммунальной инфраструктуры и выставить на аукционы.
Между тем регионы по большей части пока представляют малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным под точечную застройку. Говорю это потому, что это имеет массовый характер. В основном все предложения такого рода, это не частный случай. А это не соответствует проектным установкам. Неоднократно отмечалось, что их главная задача – массовое строительство. Строительство площадок или подготовка, на которых дома вводятся не точечно, а целыми микрорайонами, рассчитанными на тысячи граждан.
Для того чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 миллиарда рублей в форме субсидий на погашение процентов по кредитам. И ещё 12,5 миллиарда рублей – в форме госгарантий. Немаленькие деньги. Но в разговоре с руководителями регионов я до сих пор слышу, что невозможно будет решить задачу по предоставлению этих площадок, поскольку очень дорого их обустроить. Знаете, иногда мне кажется, что наши коллеги часто даже не вникают сами в те условия реализации того или другого национального проекта, которые разработаны. Так, отдают вниз – заместителю, помощнику, которые специализируются на этих вопросах, а сами туда не влезают. А нужно влезать лично.
Ни федеральным, ни региональным властям не удается пока отработать до деталей задуманные механизмы. В первую очередь они должны обеспечивать удешевление кредитов и тем самым прямо способствовать увеличению объемов вводимого жилья.
Я прошу Министра по этому поводу дать подробные пояснения.
Обращу внимание и ещё на один аспект региональной работы. Субъектам Федерации следует предметно помогать муниципалитетам в проектной деятельности. Регионы уже сейчас должны понимать, какие из эффективных инструментов здесь можно использовать.
В ходе нашего заседания надеюсь продуктивно обсудить различные аспекты реализации всех других национальных проектов во всем этом многообразии.