В.Путин: Еще раз хочу вас поздравить с профессиональным праздником и с тем, что он носит сегодня такой необычный характер: все‑таки 195 лет – почти круглая дата. Хочу пожелать вам успехов и поблагодарить за ратную работу и за службу.
У вас очень много задач, они очень разноплановые. Каждая их них представляет собой сложную проблему, каждая из них закрывает тот или иной аспект безопасности государства. Это – и охрана объектов, и выполнение задач в горячих точках, и различные охранные мероприятия. В общем, нет ни одной задачи, выполняемой Внутренними войсками, которую можно считать второстепенной.
Знаю, что сейчас Министерство и командующий, надеюсь, вместе с вами думают о том, как сделать эту работу еще более совершенной, как минимизировать затраты на выполнение задач, сделать это исполнение более эффективным, нацеленным на достижение тех результатов, которые от вас ожидаются. Это необходимо сделать для того, чтобы средства, которые выделяет государство на решение задач безопасности в целом, в том числе и по вашей линии, использовались более рационально и более эффективно, чтобы граждане страны чувствовали от нас с вами большую отдачу.
Уверен, что вы способны это сделать, способны и по своему интеллектуальному потенциалу, по подготовке, а самое главное – по настрою в работе, по внутренней собранности, по характеру, опираясь на тот позитивный опыт, который нам передают ветераны.
Хочу особо поблагодарить ветеранов и поздравить вас еще раз с праздником!
Н.Рогожкин: Спасибо, Владимир Владимирович. Хочу сказать, что войска выполняют задачи, которые нам поставили, которые поставлены Министром внутренних дел. Мы включились в выполнение плана Совета Безопасности по всем вопросам, которые нам поставили. Мы закончили 2005 год с приличным результатом, и самое главное, что может радовать и давать какую‑то уверенность, что мы минимизировали потери по сравнению с 2004 годом.
В.Путин: Я знаю.
Н.Рогожкин: Это та проблема, которую мы пытаемся решать. Это зависит в первую очередь от профессионализма наших ребят.
Второе – уже командный состав поднаторел в выполнении задач, связанных с решением вопросов безопасности в Южном федеральном округе. И контрактники, которые у нас служат, – они действительно сейчас у нас настоящие контрактники. Те ребята, которые пришли работать на тех должностях, которые замещают солдатами-сержантами. Сейчас мы проводим работу по выполнению Вашего поручения по поводу того, что с 1 января 2007 года ни одного военнослужащего срочной службы на территории Чеченской Республики не будет, – мы это выполним. Четыре комендатуры практически на сто процентов контрактные, другие шестнадцать состоят из контрактников уже на 75–80 процентов. В этом плане, конечно, материальная сторона дела.
А во‑вторых, ребята, которые прошли горнило внутренних войск, сами остаются без всякого принуждения. Хотя есть люди, которых приходится призывать с гражданки. А в основном это военнослужащие, которые заканчивают службу и остаются. Условия созданы очень хорошие. И в материальном плане это дает определенный стимул.
Что касается оснащения войск, то мы сейчас тоже выполняем Ваше решение. Думаю, что к 2010 году добьемся того, что будет пятьдесят на пятьдесят: пятьдесят – на оснащение, пятьдесят – на обеспечение. Сегодня эта цифра колеблется – 38 процентов на 62–63 процента. Мы отказались от приобретения в войска тяжелой, сложной и дорогостоящей техники.
В.Путин: Сложную и дорогостоящую нужно оставлять. Тяжелая техника не нужна, потому что боевые действия фронтами мы вести не будем.
Н.Рогожкин: Так точно.
В.Путин: Со связью решили вопрос?
Н.Рогожкин: Да, решили. Все документы прорабатываются. Миллиард четыреста на связь, на ГрОУ [группы оперативного управления] выделено. Но сегодняшний уровень вполне соответствует способностям этих подразделений выполнить задачи при той обеспеченности, которая есть сегодня.
И кадры. Ребята работают действительно достойно, это радует. С нами работают 47 вузов, мы от них получаем все кадры. И свои пять институтов, это база внутренних войск, они достаточно комплектуются. У нас сейчас процент укомплектованности офицерским составом 96 процентов, и ротное, и взводное звено – на 94–95 процентов. За счет резерва мы не получали ни одного двухгодичника. В этом году только будем получать. Решение принято, будем получать специалистов – связистов и других. А так свои вопросы решаем.
В.Путин: А социальные вопросы как решаются? Жилье?
Н.Рогожкин: С жильем есть сегодня проблемы. Шестнадцать тысяч бесквартирных. Это около десяти процентов: у нас около двухсот тысяч. У нас система какая: частично средства на жилье выделяет федеральный бюджет, это оперативная часть. Есть проблема с важными государственными объектами, так как по закону предприятия должны предоставлять нам жилье. К сожалению, эти механизмы не работают. Мы с Министром принимали участие во встречах и с Кириенко, и с Алешиным, подписали совместные документы. Но у них права нет нам купить или предоставить жилье.
В.Путин: Почему?
Н.Рогожкин: Потому что сложилась такая финансовая обстановка, что они не имеют права.
Р.Нургалиев: Законодательство такое – оно не позволяет им сегодня приобретать жилье. Поэтому сегодня мы с Министерством экономического развития и торговли ищем механизмы по выправлению ситуации. У нас в пятницу будет встреча, где мы будем эти механизмы отрабатывать.
В.Путин: А ведомства готовы помочь?
Р.Нургалиев: Ведомства готовы, но нет механизма.
В.Путин (обращаясь к Р.Нургалиеву): Вы потом зайдите ко мне, доложите по этому вопросу.
Как ветераны оценивают?
И.Шилов: Для каждого из нас эта дата, 195-я годовщина образования внутренних войск, по‑своему важна. Я в свое время начинал именно с внутренних войск, раньше они назывались конвойные войска. Я всегда с уважением относился к этому празднику. Считаю, что внутренние войска открыли мне дорогу, все время служил в системе МВД. С солдата Внутренних войск до первого заместителя Министра внутренних дел СССР.
Ветеранская организация Министерства внутренних дел насчитывает сегодня 600 тысяч ветеранов, 4427 первичных ветеранских организаций. Конечно, сложность была такая – на такой большой отряд, организм как‑то влиять, координировать. Мы год тому назад вместе по согласованию и при поддержке Министра выстроили вертикаль ветеранской организации. То есть по всем семи федеральным округам создали координационные советы: в границах федерального округа – внутренние войска, учебные заведения. Нам просто очень повезло, что мы пришли к такой идее, к такому решению – насколько более эффективно заработали ветеранские организации.
Кроме того, мы еще установили отчетность ветеранских организаций по участиию в решении служебно-боевых задач, которые стоят перед системой Министерства внутренних дел. Надо сказать, что 125 тысяч у нас на сегодняшний день работает – только в связи с участием в раскрытии преступлений. С участием ветеранов 50 тысяч в прошлом году и позапрошлом, за два года, раскрыто особо опасных преступлений. Они, вчерашние, еще крепкие, не сидят около цветочков на даче и прочее, а именно активно принимают участие.
Что касается передачи профессионального опыта, опыта по воспитанию личного состава, то это – главное направление, магистральное направление в нашей ветеранской организации в целом. Шефство берем не только над молодыми солдатами, сотрудниками Министерства внутренних дел – и солдатами, и офицерами, только что закончившими учебное заведение. Сразу же рядом ветеран, шеф, наставник. Это очень помогает быстрее войти в жизнь этого подразделения, этого главка, этого управления и так далее, оказывается помощь. Участие во всех ритуалах – начиная от принятия присяги, и вся последовательность, лестница. Активное участие принимают ветераны, очень активное участие. Надо сказать, что и в нормотворческой деятельности тоже активное участие: девять с половиной тысяч нормативных актов, методических разработок за прошлый год создано и выпущено именно с участием ветеранов.
В средствах массовой информации четыре с половиной тысячи выступлений – по радио, в газетах. Ну и конечно, когда огульно подходят, охаивают всю систему, – ветераны встают на защиту. В числе четырех с половиной тысяч выступлений – и опровержения, что да, есть недостатки, есть такие «оборотни» и так далее, но главная‑то задача все‑таки, поставленная Президентом, Министром, в целом выполняется.
Вы все время подчеркиваете о консолидации. Мы у себя эту работу проводим. У нас только 137 тысяч ветеранов занимается пропагандой законов, связанных с обеспечением, поддержанием правопорядка. То есть выступают с беседами, с лекциями перед гражданским населением именно по этим вопросам. Мы немножко даже шагнули и за границы России. Опять же с поддержкой Рашида Гумаровича мы два года подряд проводим встречи с председателями советов ветеранов бывших союзных республик. Вы знаете, Министр, кстати, во всем пленарном заседании принимал участие и потом сразу же внес предложение – а министры два раза в год встречаются между собой в одной из республик, – чтобы один раз такие совещания проходили с участием председателей советов ветеранов всех государств СНГ. Такое совещание было проведено в Ереване – очень положительные результаты.
Владимир Владимирович, конечно, много есть и недостатков. Я прямо скажу, что не очень радостно ветераны живут. По 122-му закону много таких капитальных, фундаментальных, гарантированных позиций потеряно, и, к сожалению, не везде на местах это все компенсировалось материально. Мы тоже это, кстати, держим на контроле.
В.Путин: Иван Федорович, а что конкретно, Вы считаете, утрачено и не восполнено?
И.Шилов: Не восполнено? Ну, во‑первых, с проездом, с путевками, с лекарствами, проезды в санатории, в дома отдыха.
В.Путин: Но их же оплачивают?
И.Шилов: Но не столько, сколько раньше оплачивали.
В.Путин: Так раньше, потому что не ездили.
И.Шилов: Нет, ездили.
В.Путин: Раньше знаете, сколько было? Я могу сказать – у нас 30 с лишним миллионов людей, которые пользуются льготами, а до введения этого закона воспользовались, накануне, 200 тысяч всего. А в прошлом году, по‑моему, миллион уже. И, если у Вас есть сведения, согласно которым не оплачивают проезд к месту лечения, вы просто передайте Министру…
И.Шилов: Нет, оплачивается, но не в полной, не в той стоимости, как раньше было.
В.Путин: Иван Федорович, не понимаю, что значит не в полной стоимости – дают билет или нет?
И.Шилов: Билет – да.
В.Путин: Ну?
И.Шилов: Но не полностью стоимость билета оплачивают.
В.Путин: Не полностью стоимость билета?
И.Шилов: Да.
В.Путин: Странно. Запишите, мне потом доложите, пожалуйста.
А еще что? Иван Федорович, все‑таки это вопросы важные, я хочу, чтобы не просто так проходящие были моменты, а чтобы мы разобрались. Вы говорили – по лекарствам. Я знаю, там проблем еще много, но по той информации, которая есть у меня, лекарств появилось гораздо больше – более того, многие берут даже лекарства впрок.
И.Шилов: Ну, про запас.
В.Путин: Да, про запас.
И.Шилов: Это точно.
В.Путин: Ну, вот видите, правда. Значит, Вы говорите, есть проблемы, есть ухудшение какое‑то по сравнению с прошлой системой – или это не ухудшение, а просто какие‑то элементы?
И.Шилов: Это элементы, кое‑где нестыковки еще небольшие…
В.Путин: По номенклатуре?
И.Шилов: Да, а категория ветеранов болезненно воспринимает это, поэтому просто их надо понимать.
В.Путин: Я их понимаю, поэтому я хотел услышать точный диагноз того, что происходит. Извините, что Вас перебил. Пожалуйста.
И.Шилов: Я единственно хочу сказать, что из всех наших ветеранских организаций ветеранская организация главкомата внутренних войск – самая активная, это самый боевой отряд. Это боевой отряд, исключительный, с активной поддержкой Главнокомандующего внутренних войск.
В.Путин: Пожалуйста.
Н.Адрианов: Разрешите?
В.Путин: Конечно.
Н.Адрианов: Во‑первых, я бы хотел поблагодарить Вас за то доброе отношение, которое появилось в последнее время. Во‑первых, это проявилось в канун подготовки празднования 60-летия Победы. Все ветераны были отмечены по возможности соответствующих командиров. У нас прошли приемы ветеранов; тех, кто болеет, мы навестили. Тоже их поблагодарили и подарки вручили. Я Вам должен сказать, что если говорить и о Министерстве, и о внутренних войсках, то сложилось очень доброе, внимательное отношение наших руководителей к ветеранам. Я бы даже сказал, что это такое дружеское отношение. Вот Главнокомандующий иногда приходит, он на четвертом этаже – он приходит на пятый этаж и говорит: «Давай обсудим эту проблему». Понимаете? Это подкупает, а мы же работаем на общественных началах и под лозунгом «Была бы страна родная – и нету других забот», как раньше было, так и сейчас работаем. Люди привыкли к этому.