В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.
Я очень рад возможности встретится с вами. Надеюсь, что у вас состоялся предметный, профессиональный диалог в Москве.
Без сомнения, сегодня именно энергетика является важнейшим ресурсом социально-экономического развития, прогресса и прямо влияет на благополучия жителей планеты. Поэтому нам особенно приятно принять в Москве именно вас – людей, которые в странах «восьмерки» занимаются энергетической политикой. Это ключевой сектор мирового хозяйства.
Вместе с тем, он развивается крайне неравномерно. Он подвержен серьезным рискам – и политическим, и экономическим, и экологическим. Очевидно, что предложенная в России тема глобальной энергетической безопасности неконъюнктурна. Очевидно, что ситуация в мировой энергетике – это реальный вызов для нас всех, на который мы должны ответить. Наиболее эффективно, конечно, мы можем ответить, объединяя наши усилия.
Наша страна занимает, как вы знаете, первое место в мире по экспорту газа и второе – нефти и нефтепродуктов, и вносит свой существенный, весомый вклад в обеспечение глобальной и региональной энергетической безопасности. Мы дорожим заслуженной репутацией солидного и ответственного партнера на рынках энергоресурсов.
Темпы добычи у нас немного снизились в прошлом году, но в целом все равно рост идет. В 2005 году мы достигли рекордного – начиная 1991 года – уровня добычи – 470,196 миллиона тонн нефти. Рекордная планка достигнута и в добыче газа. Его экспорт достиг в 2005 году 152,4 миллиарда кубических метров, что на восемь процентов превышает уровень 2004 года, а по нефти превышение по сравнению с 2004 годом – на 2,4 процента.
В России устойчиво растут объемы добычи газа, нефти, угля, как я уже сказал, производства электроэнергии. Российский энергетический бизнес планирует активно работать и на стремительно развивающемся рынке сжиженного газа. Речь идет для нас не только о наращивании объемов производства и российского экспорта энергетических ресурсов – наша страна готова и хочет вносить свой вклад во внедрение новейших технологий в ресурсы и энергосбережение, недросбережение.
Уже в ближайшие месяцы Государственная Дума рассмотрит и, надеюсь, примет важнейшие законопроекты по налогам на добычу полезных ископаемых, новым правилам пользования недрами, в том числе условиям участия иностранного капитала. Они призваны сделать условия для ведения энергетического бизнеса в России максимально удобными, прозрачными и предсказуемыми.
Российские компании уже осуществляют проекты, имеющие стратегическое значение для реального укрепления глобальной энергетической безопасности. Мы думаем о разработке крупнейшего Штокмановского газового месторождения. Высокими темпами разворачивается строительство Северо-Европейского газопровода. Решаем задачу прокладки нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану с ответвлением в Китайскую Народную Республику.
И это – только первая очередь проектов, позитивные результаты которых мировые энергетические рынки почувствуют очень скоро, в этом я абсолютно уверен.
Повторюсь, принципиально важно выработать общее видение угроз глобальной энергетической безопасности и на основе этого – определить наиболее эффективные подходы к преодолению существующих проблем. Россия выступает за объединение усилий всего международного сообщества для солидарного решения целого ряда стоящих перед нами задач.
Это прежде всего надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами топлива на условиях, приемлемых как для государств-производителей, так и для потребителей, борьба с энергетической бедностью.
Это диверсификация и безопасность энергоснабжения, в том числе в плане противодействия террористической угрозе, а также развитие атомной энергетики, энергосбережение, поиск прорывных технологий, перспективных, экологически чистых источников энергоресурсов.
По всем этим проблемам планируем представить к саммиту «Группы восьми» в Санкт-Петербурге конкретные инициативы и предложения. И будем готовы в полном объеме принять участие в их практической реализации, включая и финансовое участие наших компаний, если потребуется – и государственное участие наших компаний, а если потребуется – и государства.
Уважаемые господа!
Один из ключей к глобальной энергетической безопасности – это справедливое распределение рисков между производителями, участниками транзита и потребителями энергоресурсов.
Энергетический рынок должен быть застрахован от непредсказуемости, а уровень его инвестиционных рисков снижен. Иными словами, меры, гарантирующие надежность поставок, должны последовательно подкрепляться шагами по обеспечению стабильности спроса.
По нашему мнению, этот путь является наиболее оптимальным для гармонизации интересов всех игроков энергетического рынка.
Для этого должны развиваться соответствующие инструменты, в частности, долгосрочные контракты между производителями и потребителями. Такая практика, во‑первых, адекватно учитывает специфический характер инвестиций в энергетические проекты и длительные сроки их окупаемости, а во‑вторых, создает предпосылки для координации усилий по разведке и освоению новых месторождений, по внедрению новых технологий и средств доставки энергоресурсов потребителям, создает уверенность у потребителей, что они получат необходимые объемы в нужные сроки.
Полагаю, что важную роль в разделении рисков призван сыграть взаимовыгодный обмен активами между энергетическими компаниями. Это один из инструментов обеспечения устойчивой оптимизации глобального энергообеспечения. У нас первые шаги в этом направлении делаются. Мы работаем по этому направлению с нашими немецкими партнерами. Мы открыты и для подобной работы с представителями энергетических компаний других стран.
Для улучшения инвестиционного климата важно выходить на совместимость стандартов работы для иностранных компаний на рынках стран, связанных энергетическими потоками. Необходимо обеспечить недискриминационный доступ к информации о потребителях и потреблении энергии, о планах и прогнозах в этой области. Открытость и предсказуемость предложения должна соответствовать открытости и предсказуемости спроса на энергию. Эта формула устанавливает ответственную взаимозависимость в интересах всех.
Такая позиция не противоречит нашему базовому тезису: энергетическая безопасность основывается прежде всего на эффективно работающих глобальных и региональных энергетических рынках. Рынок сам определит соотношение между формами контрактов. Государство может вмешиваться лишь в том случае, если доминирование одной из этих форм нарушает эффективную работу самого рынка.
Разумеется, этим роль государства не ограничивается. Оно обязано реагировать на чрезвычайные обстоятельства на энергетическом рынке и, на наш взгляд, плотно участвовать в создании технологических основ будущей энергетики, например – термоядерной. Без соответствующего регулирования на уровне международных организаций и на национальном уровне, конечно, эти задачи эффективно решены быть не могут.
Отдельно остановлюсь на атомной энергетике в этой связи. Большинство ведущих стран мира объявило, причем совсем недавно объявило, о своих весьма амбициозных планах в сфере атомной энергетики. Среди них – и наша страна. Мы намерены увеличить долю выработки электроэнергии на атомных станциях на первом этапе хотя бы до 20 процентов. Во Франции, я знаю, это уже больше 80 процентов – по‑моему, 85 процентов. Практически во всех европейских странах где‑то 15–16. Даже в Германии, где коллеги объявили о сворачивании программ атомной энергетики, но и там сегодня это, по‑моему, где‑то 28 процентов – тоже прилично. Мировая ядерная энергетическая альтернатива должна быть доступна и другим странам, в том числе, конечно, и развивающимся странам.
Мы верим в хорошую перспективу нашей инициативы о создании международной сети центров по обогащению урана. Ее реализация не только помогла бы продвинуться в решении проблемы энергетической бедности, но и укрепила бы режим нераспространения ядерных технологий, что, на наш взгляд, крайне важно с точки зрения международной безопасности. Но нам в этом смысле не менее важно было бы сформулировать режим равного и недискриминационного доступа к ядерным технологиям.
Следующий аспект: по оценкам экспертов к 2030 году до 80 процентов глобального спроса на энергию будет удовлетворяться, все‑таки, углеводородами. Обращаю на это ваше внимание, и, конечно, вы об этом знаете не хуже меня. Речь идет не только о том, чтобы повысить интенсивность в этой связи и в добыче, и в транспортировке (энергоресурсов), но и о том, чтобы получать экологически безопасным способом эту энергию из нетрадиционных углеводородных источников. Для этого нам предстоит сделать углеводородную энергетику эффективной, инновационной и экологически ответственной. Представляется перспективным и увеличение доли продуктов переработки углеводородов в международной торговле энергией. Это может придать дополнительную гибкость, а значит – и устойчивость глобальной системе энергообеспечения.
В дополнение к этому направлению предстоит развивать производство энергии из альтернативных и возобновляемых источников, прежде всего на базе новых технологий.
Но наша задача – не только обеспечить производство энергоресурсов в необходимом объеме. Не менее востребованы меры по совершенствованию структуры спроса. Повышение энергоэффективности сократит риск возникновения разрыва между предложением и спросом на энергию.
Важным аспектом энергетической безопасности является экология. Экстенсивный, потребительский подход к природе, мы все с вами знаем, часто говорим об этом, – это тупиковый путь. Серьезная роль в наших совместных действиях должна уделяться проблеме надежного и экономически доступного обеспечения развивающихся стран к энергетическим услугам. «Восьмерка» постоянно обращается к проблемам развивающихся стран. И в этой связи мы не можем не говорить о проблемах развития применительно к энергетической безопасности и к энергетической политике. Разумеется, энергетика сама по себе не решает проблему бедности. Вместе с тем, недостаток энергоресурсов существенно сдерживает экономический рост, а их нерациональное использование может привести к экологической катастрофе, причем далеко не локального, а глобального масштаба.
Мы способны оказать развивающимся странам реальную помощь во внедрении эффективных и доступных энергетических технологий, включая и те, что основываются на возобновляемых источниках энергии.
В завершение хотел бы подчеркнуть: сегодня у нас есть уникальная возможность открыть новую страницу в глобальной энергетике. Ее смысл – в переходе от отдельных проектов, от двусторонних диалогов к отношениям мирового энергетического партнерства. И саммит «восьмерки» в Санкт-Петербурге дает нам хороший шанс начать именно такую работу, вместе искать и находить общие подходы к построению эффективной энергетической базы цивилизации на долгосрочную перспективу.
Я благодарю вас за внимание.