В.Путин: Слушаю, Сергей Иванович.
С.Морозов: Разрешите мне, как одному из самых последних губернаторов, которые были выбраны в декабре 2004 года, доложить Вам о социально-экономическом состоянии Ульяновской области – одного из самых кризисных регионов. И если Вы не будете возражать, доложить о выполнении Ваших поручений по стабилизации социально-экономической ситуации, которые Вы давали при посещении Ульяновской области в 2004 году – Вы и Правительство России.
В.Путин: Давайте. Мост достроим когда‑нибудь, нет?
С.Морозов: Да, Владимир Владимирович, мост достроим. Взял с собой специальную брошюру и хочу сказать о том, что если до 2004 года за все четыре года – с 2000-го по 2004-й – был построен один пролет, то за прошедший год – пять пролетов. Более того, и на этот год увеличено финансирование почти в два раза по сравнению с объемами 2005 года. У нас нет никаких сомнений в том, что к 2009 году в связи с Вашим поручением первая очередь моста будет построена. Обратите внимание, что он будет двухярусный: для транспорта и электротранспорта. Сейчас вместе с Федеральным дорожным агентством и Минтрансом привлекли к Балтийской строительной компании еще одного подрядчика для того, чтобы за счет в том числе и оборотных средств увеличить финансирование. Потому что уже в следующем году финансирование предполагается в размере 2,8 миллиарда рублей, а в 2007-м – три с лишним.
В целом могу сказать, что нам удалось за 2005 год восстановить, как Вы говорили, управляемость региона. Мы наконец‑то выстроили отношения так, что ни между законодательными органами власти, ни между регионом и муниципальными образованиями нет какой‑то вражды, нет того непонимания и той откровенной, назовем ее, войны, которая была, к сожалению, в предыдущие годы. Сейчас вертикаль власти в полном объеме восстановлена, и все четко понимают, что необходимо делать.
В.Путин: Вертикаль – это не самоцель. Главное, чтобы управляемость была на должном уровне.
С.Морозов: Согласен. Но было очень неприятно, когда приходит указание Президента либо Правительства, и каждый глава муниципального образования старается жить каждый своей отдельной жизнью. Говоря о том, что вы отдайте мою долю из федеральных средств, а я сам как‑нибудь разберусь. Нам удалось навести в этом плане порядок.
В.Путин: И к чему привело это наведение порядка?
С.Морозов: Могу сказать, что если мы бюджет в 2005 году принимали в январе, а в 2004-м и 2003-м – в марте и даже в мае, то сейчас в полном объеме бюджеты и межбюджетные отношения соответствуют бюджетным требованиям: принимаются в октябре или в ноябре. Если бюджет 2005 года у нас был всего лишь шесть с половиной миллиардов рублей по собственным доходам – такой низкий, то бюджет 2006 года, принятый в ноябре, составляет уже 16 миллиардов. Консолидированный бюджет. Активизировалась работа региона и муниципалитетов по составлению инвестиционного законодательства. Я помню, Вы этому уделяли первостепенное внимание, потому что одно дело – приходить к Вам или в Правительство и просить: дайте. Легче всего сидеть на паперти и просить деньги. Но, с другой стороны, согласитесь, регион, который в советское время был заласкан вниманием, вдруг ни с того ни с сего перестал заниматься повышением своей налогооблагаемой базы, это неправильно. Поэтому сейчас на территории Ульяновской области реализуется более трех десятков проектов. Это строительство новых и восстановление старых заводов. Начиная с этого года они будут являться в определенной степени, может, даже гордостью Российской Федерации. Я готов в том числе доложить об этих проектах.
Нам удалось восстановить бюджетное законодательство в полном объеме на территории Ульяновской области. Вы помните о том, что сложилась парадоксальная ситуация, когда во всей стране действовало Федеральное казначейство и вообще казначейское исполнение бюджета, то в Ульяновской области, скажем, город Ульяновск жил по своим правилам, часть районов Ульяновской области жила по своим правилам. Мы подписали соответствующее соглашение с Министерством финансов, и я могу Вам сегодня доложить о том, что государственный долг снизился за прошедший год почти наполовину. Более того, сейчас у нас нет никаких расхождений в статистических и финансовых показателях с Министерством финансов.
В.Путин: Можно нам приземлиться на грешную землю – как вы эту зиму пережили, какие были проблемы? Какие Вы видите возможности улучшить ситуацию в будущем? Как у вас с тарифами сейчас?
С.Морозов: На протяжении практически восьми лет жители области заканчивали отопительный сезон в марте и практически до ноября не имели горячей воды. За прошедший год мы восстановили потребность и веру жителей в то, что они могут получать такие услуги круглогодично, так же как и жители Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. Поэтому как никогда мы вовремя закончили предыдущий отопительный сезон и начали с первого октября нынешний отопительный сезон.
Мы подписали соответствующие соглашения с РАО «ЕЭС» и с «Газпромом». Урегулировали все задолженности, в том числе и ту задолженность, которую Вы нам, единственным, продлили на 15 лет. За прошедший отопительный сезон, в том числе в этих аномальных холодных явлениях, у нас не было никаких серьезных аварий, чтобы их выносить на разбирательство в Правительство Российской Федерации.
Есть проблемы. Износ инженерных сетей очень большой. Многие годы занимали – потому что я до этого был мэром города Димитровграда – достаточно популистскую позицию в области тарифообразования. В результате те финансовые средства, которые можно было бы направить на обновление основных фондов, туда не направлялись. Поэтому в предыдущем и в этом году особый упор сделали на то, чтобы разобраться с тарифообразованием в жилищно-коммунальном комплексе и выстроить отношения в том числе и с Федеральной тарифной службой и с Росстроем России.
Нам удалось найти взаимопонимание. Предельный индекс на этот год установлен для Ульяновской области в 19 процентов. Благодаря совместной работе, в том числе и с общественностью, реальная плата для граждан в целом по Ульяновской области повысилась на 14,7 процента, по городу Ульяновску – на 12,9. С одной стороны, нас это вроде бы радует. С другой стороны, Вы знаете, наш регион все еще остается высокодотационным. Средняя заработная плата составляет пять с половиной тысяч рублей. И население даже такое повышение воспринимает достаточно болезненно. Мы сейчас ведем переговоры с Федеральной тарифной службой о том, чтобы внимательно посмотреть еще раз все тарифообразование в Ульяновской области.
В.Путин: У вас меньше, чем то, что Правительство разрешило изначально.
С.Морозов: Да. Но я еще раз говорю, что с учетом того, что Ульяновская область газифицирована в сельской местности меньше чем на 30 процентов, очень большие тарифы связаны с мазутной составляющей. И Вы знаете, что это действительно очень накладно и для бюджета и для населения.
В.Путин: А как насчет газификации? Вы в контакте с «Газпромом»? В той программе дополнительной газификации, которую сейчас «Газпром» фактически разработал, вы там есть?
С.Морозов: Да. В 2005 году у меня состоялась встреча с руководством «Межрегионгаза» и руководством «Газпрома» в Рязанове, где мы подписали, как я доложил, в полном объеме соглашение о реструктуризации задолженности. У нас была почти 400 миллионов рублей задолженность. Такая вот принципиальная позиция была в один период – не платить. Загнали сами себя в тупик.
Сейчас мы в полном объеме оплачиваем текущее потребление. Привлекли по чувашскому опыту соответствующих подрядчиков, соинвесторов. С «Газпромом» подписали соглашение, и в прошлом году на газификацию Ульяновской области нам было выделено порядка 350 миллионов рублей. Это четвертый показатель в России. В этом году Ульяновская область получит почти миллиард рублей. Это первый показатель в России. Больше нас никто не получает. Сейчас я знаю, что дано дополнительное поручение по газификации. Мы ведем совместную работу с руководством «Газпрома» по обоснованию дополнительного выделения финансовых средств и строительству еще одного дополнительного газопровода-отвода от Самарской области, города Сызрани, до Ульяновска. Это даст нам возможность в полном объеме газифицировать Ульяновскую область к 2008 году.
В.Путин: Хорошо.