В.Путин: Добрый день.
(Обращаясь к А.Жукову). Александр Дмитриевич, давайте начнем с трехлетних программ развития: финансовый план, план экономического развития.
А.Жуков: За последнее время Правительством принят целый ряд документов, которые определяют экономическую и финансовую политику Правительства на ближайшие три года и на среднесрочную перспективу.
Прежде всего, утверждена программа социально-экономического развития на 2006–2008 годы. Для обеспечения этой программы утвержден трехлетний финансовый план на эти же годы. И по этому финансовому плану, он достаточно существенно отличается от того плана, который мы имели летом прошлого года, в частности, расходы федерального бюджета на 2007 год дополнительно возрастут на 243,8 миллиарда рублей, а на 2008 – на 181,9 миллиарда рублей. И, в частности, по приоритетным национальным проектам – на 36,6 миллиарда рублей на 2007 год и на 38,3 – на 2008 год. Расходы инвестиционного характера по сравнению с предыдущим планом увеличатся на 193,9 миллиарда рублей в 2007 году и на 133,9 миллиарда рублей в 2008 году.
Кроме того, на прошлом заседании Правительства, в четверг, мы уточнили задачи экономической политики на 2006 год. Все эти документы имеют своей целью – конечно, главной целью экономической политики – обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста на ближайшую перспективу, конечно, в первую очередь за счет диверсификации производства. И при этом одной из основных целей, если не основной, является снижение темпов инфляции. То есть это обеспечение темпов экономического роста и диверсификацию экономики мы намерены проводить при соблюдении жестких макроэкономических пропорций и расходов бюджета, которые позволят обеспечить снижение темпов инфляции. В этом смысл экономической программы, которую предлагает Правительство.
В.Путин: На что хотел бы обратить внимание. Во‑первых, хочу прежде всего вас поздравить с тем, что наконец вышли на эти договоренности внутри Правительства и приняли эти долгосрочные планы развития. Хочу обратить внимание на то, что цель – конечно, одна из целей и самая главная цель – обеспечение темпов экономического роста при снижении инфляции. Вместе с тем мы знаем заложенные параметры этого года – 8,5 процента, за первые два месяца рост – 4 процента. Мы в конце прошлого года говорили о том, что нужно предпринимать необходимые меры. Разговоров много, а результат пока не тот, который мы ожидали. И прошу обратить внимание Правительства на проблему роста тарифов по ЖКХ, мы же говорили об этом. Правительство приняло соответствующие решения – нужно добиваться их исполнения. Это первое.
Второе. Хотел бы уточнить: привлекались ли к работе над этими долгосрочными планами депутатские группы нижней палаты и верхней палаты парламента, потому что одна из главных задач в принятии этих документов, как мы с вами знаем, заключается в том, чтобы политические события 2007 и 2008 годов не подорвали нам базу экономического развития и принципы, заложенные в эту базу на протяжении последних лет, насколько плотный контакт был с депутатами Государственной Думы и верхней палаты парламента, с тем чтобы одна из главных целей принятия этих документов была достигнута в 2007–2008 годах.
А.Жуков: Что касается среднесрочной программы Правительства, то при ее обсуждении она неоднократно докладывалась и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Герман Оскарович [Греф] и Алексей Леонидович [Кудрин] неоднократно выступали там, и все те предложения и замечания, которые были высказаны, были учтены при разработке этой программы.
Что касается трехлетнего финансового плана, конечно, нам еще предстоят очень непростые обсуждения, особенно при защите проекта федерального бюджета на 2007 год. Однако все те замечания, которые высказывались депутатами, и предложения, в частности по реализации национальных проектов, дополнительные расходы, связанные и с дополнительным финансированием врачей скорой помощи, и по многим другим вопросам, учтены сейчас в трехлетнем финансовом плане, и все необходимые средства для их реализации заложены. И мы надеемся на то, что депутаты разделяют наше понимание того, что расходы федерального бюджета должны быть ограничены таким образом, чтобы не создавать дополнительного ускорения темпов инфляции в ближайшее время.
В.Путин: По врачам скорой помощи – Вы имеете в виду увеличение рамок, расширение рамок национального проекта по медицине за счет врачей скорой помощи, фельдшерского состава и фельдшерских, акушерских пунктов в малых городах?
А.Жуков: Мы сделали по предложению депутатов Государственной Думы.
В.Путин: Прошу Вас постоянно с ними в контакте находиться именно в силу необходимости выйти в нужные сроки, на нужные параметры бюджета 2007 года для начала.
Спасибо. (Обращаясь к В.Христенко). Теперь, Виктор Борисович, по поводу создания Объединенной авиастроительной корпорации.
В.Христенко: Выход указа, поскольку он достаточно четко внес ясность в облик российского авиапрома, позволил активизировать работу в этой области по всем направлениям.
На сегодняшний день мы имеем согласованный и одобренный Вами уже общий план действий по формированию корпорации и ее развитию. Этот план рассчитан на 2006–2007 годы и предусматривает разные этапы и фазы развития самой корпорации.
На сегодняшний день мы с учетом выхода указа полностью согласовали (все министры согласовали) стратегию развития авиационной промышленности до 2015 года, которая направлена в Правительство. В соответствии с этой обновленной стратегией уточнены федеральные целевые программы по развитию гражданской авиации, по развитию национальной технологической базы. Кроме того, подготовлен пакет нормативных документов – как правительственного уровня по реализации указа, так и проект изменений в законодательство Российской Федерации по сфере, затрагивающей деятельность авиационной промышленности. При этом, несмотря на столь масштабные организационные изменения, которые предстоит осуществить в ближайшие годы, все приоритетные проекты выведены на специальный график работ, на специальный график контроля, в том числе и такие проекты, как создание российского регионального самолета, боевого самолета пятого поколения, имеют на сегодняшний день совершенно четкую привязку не только к организационным действиям всех участников, но и обеспечены со стороны государства в трехлетнем финансовом плане необходимыми инвестициями.
В целом работа по авиационной промышленности по ОАКу предполагает, что до 15-го года объем инвестиций всех источников в эту сферу, в эту корпорацию составит порядка 20 миллиардов долларов. При этом мы рассчитываем, что за десятилетний период эта задача, которая поставлена перед корпорацией, объем бизнеса должен увеличиться в три раза: с 2–2,5 миллиарда долларов сегодня до 7–8 миллиардов долларов в 2015 году. При этом задача состоит в том, чтобы выйти на международные рынки, на глобальные рынки по целому ряду новых или основных для нас направлений. Предполагается увеличение в семь раз гражданского сектора авиастроения. Предполагается, что в сфере гражданского и транспортного авиастроения на глобальном рынке в наших сегментах мы должны выйти на 15–20-процентный уровень. В целом набор документов, который подготовлен, дает основание полагать, что кризисный период в авиапроме может быть преодолен. Нам понятно, как это делать, нам понятно, за счет чего это делать и по организационной, и по финансовой части.
В.Путин: У меня два вопроса.
Первый. Вы структуру возглавляете в Правительстве – как она называется, комиссия?
В.Христенко: Правительственная комиссия по интеграции авиастроительного комплекса.
В.Путин: Просил бы Председателя Правительства подобрать Вам заместителя, который был бы одним из организаторов всего этого процесса.
Вы готовы (обращаясь к М.Фрадкову)?
М.Фрадков: Владимир Владимирович, мы поработали над Вашим поручением. Мы предлагаем заместителем и потенциальным руководителем авиастроительной корпорации – в перспективе она будет зарегистрирована – сегодня назначить Федорова Алексея Иннокентьевича, который сегодня возглавляет МиГ, является генеральным директором.
На наш взгляд, это было бы оправданно и с точки зрения того опыта, которым он обладает. То, что он сейчас руководит МиГом, который будет втягиваться в эту авиастроительную корпорацию, причем акционируясь, и, учитывая нагрузку МиГа в этой будущей корпорации и просто личные данные руководителя МиГа, он вполне мог бы возглавить эту Объединенную авиастроительную корпорацию в перспективе.
В.Путин: Хорошо.
М.Фрадков: Нам кажется, назначение сейчас, обозначение кандидатуры руководителя значительно ускорит решение организационных вопросов, которые должны быть решены сегодня.
В.Путин: Хорошо.
И второй вопрос – деятельность отдельных сегментов этой будущей корпорации, отдельных самостоятельных сегодня компаний до окончательного оформления самой корпорации. Мы позавчера с Сергеем Борисовичем [Ивановым] говорили – есть опасение у некоторых наших коллег, согласно которому могут якобы быть изъяты права на ведение внешнеэкономической деятельности, до образования этой корпорации они уже могут лишиться каких‑то инструментов текущей работы. Так это или нет?
В.Христенко: Мы проработали этот фрагмент. В данном случае речь идет о том, что до передачи владения пакетами акций этих предприятий риск такой на сегодняшний день не существует, он закрыт. Но к моменту передачи такой риск существует. Поэтому в соответствии с одним из положений указа мы уже подготовили изменение в законодательство, которое позволяло бы снять полностью такой риск.
В.Путин: Заранее об этом подумайте. Вчера на совещании Совета Безопасности Сергей Борисович этот вопрос поднимал, и справедливо. Нужно заранее отрегулировать все эти вопросы.
С.Иванов: Чтобы старые лицензии, старые контракты не могли быть подвергнуты ревизии из‑за этого и срываться тем самым.
В.Путин: В Москве должна пройти встреча министров энергетики стран «восьмерки». Когда?
В.Христенко: У нас вся следующая неделя проходит под таким энергетическим знаком. С понедельника начинает работать международная конференция по проблемам глобальной энергетической безопасности, в которой примут участие представители многих стран, компаний (порядка 400 человек участников), которая будет являться преддверием встречи министров энергетики «восьмерки», которая начнется в среду вечером и пройдет в четверг, в которой будут, кроме министров стран «восьмерки», будут принимать участие также министры энергетики Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР, руководители Международного энергетического агентства, Международного энергетического форума, Всемирного банка, МАГАТЭ, то есть те ключевые международные организации и те ключевые страны, которые на сегодняшний день в значительной степени определяют как раз перспективы, риски, возможности в рамках развития проблематики глобальной энергетической безопасности.
В.Путин: Это должен быть не просто этап подготовки к саммиту в Петербурге. Профессионалы на своем уровне, на таком высоком тем более уровне, должны, конечно, вырабатывать и, по сути, окончательные решения по согласованию позиций по некоторым вопросам.
А.Жуков: Собственно, на это и нацелена работа всей следующей недели.
В.Путин: (Обращаясь к Г.Грефу). Герман Оскарович, Вы мне звонили позавчера, во‑первых. А во‑вторых, Вам поручена тоже подготовка другого мероприятия – Петербургского экономического форума. Как там идет работа?
Г.Греф: Вышло Ваше распоряжение об организации в 2006 году Петербургского экономического форума, и мы его будем организовывать совместно с Советом Федерации, как обычно. Но в этом году с учетом того, что у нас проходит «восьмерка», мы заранее проработали уже повестку дня, пытались сделать ее максимально интересной для участников, в том числе предварить дискуссию, которая будет на «Джи-8», и в этом году будет полностью измененный формат Петербургского экономического форума.
В этом году мы специально выезжали, смотрели в Петербурге построенный новый павильон; будут организованы три выставки: выставка высокотехнологичной продукции России и стран-участниц форума, выставка энергетическая и наш российский форум. Мы в этом году хотим впервые начать такую традицию – выставка инвестиционных проектов для прямых инвесторов. Крупнейшая выставка такого рода сейчас проводится в Каннах, в марте ежегодно, и мы хотим в июне создать такой формат для Российской Федерации, с тем чтобы ежегодно это стало традицией, уже в рамках Петербургского экономического форума эти мероприятия проводились.
Также мы сейчас проводим переговоры с Мариинским театром, с тем чтобы это совместить и с фестивалем «Белые ночи». Это будет «изюминкой» нашего Петербургского экономического форума, так как в Давосе есть лыжи, в России есть культура – великая культура, которая, в том числе для инвесторов, для участников форума, может быть очень привлекательным элементом для посещения Петербурга в это время и участия в форуме.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Иванову). Сергей Борисович, я Вас просил доложить мне по поводу того, как идет осуществление федеральной целевой программы – переход на контрактное комплектование.
С.Иванов: Реализация федеральной целевой программы по переводу ряда частей и соединений Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования осуществляется в твердо установленные сроки. Программа у нас, напомню, рассчитана на четыре года, началась в 2004 году, на сегодняшний день на контракт полностью переведены 42 соединения воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, в количественном отношении это 60 623 должности солдатов и сержантов. То есть программа выполнена уже на 57 процентов. Здесь уже можно говорить не о каких‑то экспериментах, а о том, что программа перешла «экватор» и выполняется в твердо установленные сроки.
В.Путин: А отставание есть какое‑то?
С.Иванов: Пока отставания нет, я чуть ниже скажу – есть некоторые проблемы, но пока отставаний нет, и мы все сроки жестко выдерживаем.
В 2006 году мы должны перевести на контракт 20 соединений и воинских частей общей численностью 25 тысяч должностей солдат и сержантов – это еще 27 процентов от общей доли ФЦП, и оставшиеся 16 процентов мы завершаем в 2007 году.
Напомню, что речь идет только о частях постоянной готовности в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках и морской пехоте, то есть то, что является основой основ сил общего назначения Российской Федерации.
Всего по программе – чтобы были понятны масштабы – за четыре года мы должны перевести на контракт 145 тысяч должностей солдат и сержантов, из них в Вооруженных Силах – 132 тысячи, а остальное – во внутренних войсках и в Погранслужбе Российской Федерации.
По финансированию. Оно осуществляется на плановой основе. На 2006 год нам выделяется 21 миллиард 700 миллионов рублей – это на 2,4 миллиарда больше, чем было запланировано по паспортам программы в 2003 году. Но это, Владимир Владимирович, и понятно, потому что, например, строительство даже современной казармы для контрактников в 2006 году – в ценах 2003 года это несколько другие деньги из‑за инфляции, из‑за подорожания.
Таким образом, к началу 2008 года мы обязательно должны выполнить эту программу, что позволит нам решить две стратегически важные задачи. Во‑первых, повысить качество и боеспособность частей постоянной готовности, переводимых на контракт. И, второе, решить очень важную социальную задачу – сократить срок службы по призыву до 12 месяцев вместо нынешних двух лет. К тому времени, если считать офицеров (офицеры и прапорщики тоже все контрактники), у нас 70 процентов личного состава Вооруженных Сил будут контрактниками к концу 2007 года.
Мы в последнее время предпринимали ряд усилий для повышения престижности службы по контракту. Как я Вам докладывал, мы уже приняли норму закона, по которой контрактник, честно и добросовестно отслуживший весь контракт в три года, имеет льготное право на поступление в любое высшее учебное заведение Российской Федерации – и не только в военное училище, но и в гражданское. И вторая привлекательная часть заключается в том, что если военнослужащий-контрактник заинтересован в решении своего жилищного вопроса, то, переходя на второй контракт, он автоматически вступает в ипотечную накопительную систему. Такие солдаты и сержанты уже есть, у них уже три года первого контракта прошли, я сам с ними встречался, они тоже охотно вступают в ипотечную накопительную систему. То есть у любого военнослужащего-контрактника появляется выбор: либо образование за счет бюджета, за счет государства, либо при продолжении службы вступление в накопительную ипотечную систему. Я считаю, это хорошо.
По размеру денежного содержания мы приняли ряд решений вместе с Министерством финансов и свои ведомственные решения, направленные на повышение компенсаций, на повышение стимулирования, боевой подготовки в частях, переводимых на контракт. И на сегодняшний день сумма денежного вознаграждения в контрактных частях разнится в зависимости от региона. Но я могу сказать, что стрелок, низшая должность, рядовой стрелок с выслугой лет менее одного года в Московском, Ленинградском, Приволжско-Уральском военных округах получает на сегодняшний день на руки 5369 рублей, а на Северном Кавказе, где количество частей, переводимых на контракт, намного выше, суммы достигают, в Чеченской Республике для рядового менее одного года выслуги по контракту – 20 тысяч рублей уже сейчас, а в других регионах, например в Дагестане, в Ингушетии, – 17 тысяч рублей в месяц. Это уже неплохие суммы для молодых людей, которые пошли на контракт.
Важный вопрос, конечно, это создание нормальных условий службы и жизни военнослужащих-контрактников. У нас есть примеры, когда подразделениями командуют офицеры, в которых контрактники старше их по возрасту. Это вызывает необходимость четкой регламентации служебного времени. И в этой связи мы в ближайшее время направим Вам на подпись новые уставы Вооруженных Сил, где отдельным разделом будет регламентироваться служебное время контрактников, в том числе возможность его ежедневного увольнения в вечернее время в город, потому что это уже другой должен быть, принципиально другой подход.
И второе – это организация досуга. И вот здесь у нас есть проблема, потому что в отдельных частях, особенно в отдаленных местностях, паспортами программы не предусматривалось ничего для строительства клубов, спортивных залов, просто культурного досуга, вплоть до телевизоров. И мы, конечно, пытаемся за счет бюджета Минобороны в первоочередном порядке направлять средства туда, помимо федеральной целевой программы. Но это потребует еще, конечно, значительных усилий, потому что привлекательность военной службы будет связана не только с хорошими условиями для службы, но и нормальными условиями для быта, для отдыха контрактников. Это неизбежно. И мы это понимаем твердо. Намерены дальше делать все для того, чтобы привлекательность именно службы по контракту в частях постоянной готовности повышалась.
Вот, собственно, все, что я хотел сказать по этой программе.
В.Путин: В местах, связанных с особым риском для жизни, на Северном Кавказе, в Чеченской Республике, там же у нас военнослужащих срочной службы не осталось по линии Министерства обороны?
С.Иванов: В Чеченской Республике, как я Вам докладывал, к концу 2004 года мы уже прекратили практику направления призывников. И это тоже смысл, одна из главных задач федеральной целевой программы – прекратить вообще направление призывников в любую горячую точку.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Р.Нургалиеву). Рашид Гумарович, когда во внутренних войсках будет достигнуто такое же положение?
Р.Нургалиев: Согласно тому докладу, который я Вам уже делал в конце года, 1 января 2007 года во внутренних войсках в Северо-Кавказском регионе не будет ни одного военнослужащего по призыву – все будут на контрактной основе.
Докладываю, что 46-я отдельная бригада полностью сейчас на контракте. И четыре горные военные комендатуры – Веденский, Шатойский, Итум-Калинский, Шаройский районы – полностью все находятся на контрактной основе.
Мы создали соответствующую сетевую систему перевода на контрактную основу, все находится под нашим контролем. Докладываю, что в установленные сроки все будет выполнено.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
(Обращаясь к М.Фрадкову). Михаил Ефимович, по поводу вопроса, который на Правительстве будет обсуждаться, – это о мерах по сельскохозяйственному машиностроению.
М.Фрадков: Да, у нас на ближайшем заседании Правительства первым вопросом будет тема развития сельскохозяйственного машиностроения. Это из серии таких конкретных вопросов, сейчас их становится все больше и больше на заседании Правительства. Мы действительно определились с основными параметрами развития экономики буквально на три ближайшие года и основное внимание сейчас концентрируем на вопросах, которые определяют собственно развитие экономики.
Мы в программу включили тему развития сельхозмашиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения и ряд других подобных тем, которые востребованы сегодня. Достаточно неплохая конъюнктура в связи с реализацией национальных проектов, в частности сельское хозяйство. Мы ожидаем все‑таки, что подъем будет, и деньги вкладываются, то есть появился спрос, и хотелось бы проявить свое и умение, и интегрироваться и с «западниками», чтобы современные образцы получить, и пошлины мы планируем снизить …
В.Путин: И с «восточниками» можно.
М.Фрадков: И с «восточниками». А с «восточниками» особенно, потому что, например, белорусы имеют очень хорошую базу сельхозмашиностроения по тракторам, по комбайнам. Кстати, завтра заседание союзного Совмина в Минске, и эта тема будет тоже предметом обсуждения. То есть здесь есть где развернуться. Это то, по‑моему, практическое наполнение так называемой промышленной политики, которое должно вписаться в те общие параметры, которые мы на днях утвердили. Отраслевики сейчас имеют финансовые лимиты – ни больше ни меньше. Больше мы не дадим, потому что макроэкономику нужно поддерживать, и за использование средств будем спрашивать именно по тем направлениям, которые дают возможность экономике расти. В первую очередь это промышленность, машиностроение, где у нас еще не все утеряно, и если приложить голову и усилия, то мы вполне можем поднять эти темы.
В.Путин: Вы завтра будете в Минске?
М.Фрадков: Я буду в Минске завтра, а в четверг будем этот вопрос рассматривать, докладывать будет Виктор Борисович Христенко.
В.Путин: Александру Григорьевичу [Лукашенко] привет передавайте.
<…>