В.Путин: Только что, расставаясь с Президентом, я сказал, что мы, конечно, ожидали, что наш визит будет происходить в достаточно деловой доброжелательной обстановке, но та теплота, с которой происходили наши переговоры, встречи, и деловые, и, так скажем, которые мы называем гуманитарными, эта теплота все‑таки была особой, мы за это очень благодарны всем нашим венгерским партнерам.
Венгрия находится в предвыборной ситуации, и для нас особо ценным является наблюдение, согласно которому, как нам кажется, все основные политические силы выступают за развитие отношений с Российской Федерацией.
Хочу вас заверить, что в России точно такие же настроения. Мы даже, как у нас говорят, соскучились по контактам на высоком уровне, на политическом уровне, на высоком деловом уровне. Без хорошего политического диалога, без сотрудничества в экономической сфере европейский политический, экономический ландшафт не может считаться полноценным.
Мы в последние полтора дня много говорили и о проблемах, которые были между нашими странами в ХХ веке. Но мне кажется, что сейчас мы уже должны говорить больше о том положительном опыте, который был в прошлом, и о будущих возможных перспективах, которые могут быть весьма серьезными, существенными и способствовать развитию как в России, так и в Венгрии.
У нас очень много направлений взаимодействия, двигаясь по которым мы, разумеется, безусловно, будем способствовать улучшению жизни наших граждан. Будем делать эту жизнь более стабильной, будем создавать условия для экономического развития, будем делать ее более полноценной с гуманитарной точки зрения. Сезон культуры России в Венгрии и венгерский в Российской Федерации показал, что это именно так. Изменив уровень политических контактов, мы смогли всего за четыре года удвоить товарооборот. Надо быть объективным, и мы понимаем, что это в том числе было достигнуто не в последнюю очередь за счет увеличения поставок российских энергоносителей, увеличения цен на энергоносители. Но при этом все‑таки Венгрия перешла миллиардный рубеж поставок своей продукции в Россию. И это прежде всего продукция перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Что это значит, мне вам говорить не нужно. Это значит сохранение рабочих мест – люди получают заработную плату, работают, имеют будущее. Я бы не приуменьшал и значение энергетического сотрудничества.
Только что мы разговаривали, обменялись несколькими фразами с руководителями венгерской энергетической компании «Молл». Десять миллиардов кубических метров газа поставляет сюда «Газпром». И это существенно, это почти 90 процентов потребностей Венгрии в газе. Почти 100 процентов потребностей в нефти покрывается за счет российских источников. И сегодня мы вполне можем и, на мой взгляд, должны выйти совсем на другой уровень – мы можем, объединяя усилия, работать уже на рынках третьих стран. И это может качественно поменять значение Венгрии для европейской энергетики. Мы не меньшее значение придаем сотрудничеству в высокотехнологических областях.
Но для того, чтобы все это развивалось, нам, конечно, нужен положительный политический климат в наших отношениях. И здесь, конечно, огромная роль принадлежит парламентам двух стран и вообще ведущим политическим силам, тем, кому народы наших стран доверяют. Я очень признателен вам за то, что вы в контакте с парламентариями Российской Федерации смогли решить вопрос о передаче Венгрии шарошпатакской библиотеки. Это была совместная работа парламентов и России, и Венгрии. И она завершилась сегодняшней церемонией передачи.
В этой связи я бы хотел обратить внимание на одно обстоятельство. В прежние времена считалось, что между Советским Союзом и Венгерской Народной Республикой были особо тесные отношения. Они входили в один и тот же блок Варшавского договора. Но все‑таки Венгрия от Советского Союза в те времена не получила эти раритеты. А современная Россия приняла решение о передаче в Венгрию ваших ценностей. Это означает, что позитивный потенциал наших отношений сегодня выше, чем был в прошлом. И опираясь на него, мы, конечно, можем добиться очень многого. И я очень надеюсь на вашу поддержку.