Вопрос: Хотелось бы затронуть сам факт того, что Россия председательствует в «Группе восьми». Как Вы оцениваете это событие, насколько для нас это важно и каковы главные темы нашего председательства?
В.Путин: Это форум руководителей восьми ведущих стран мира. Мы подходим к этому с полной ответственностью. Однако я полагаю, что проблемы глобального характера, которые традиционно обсуждаются на таких встречах, конечно же, не могут быть эффективно решены без привлечения наших партнеров и из других стран, чей вклад в мировое развитие уже сегодня является значительным и будет еще более весомым в недалекой перспективе. Я имею в виду таких крупных игроков на мировой арене, как Китайская Народная Республика, Индия и некоторые другие государства. Тем не менее, на встречах в формате «восьми» традиционно обсуждаются самые насущные, самые злободневные и самые острые вопросы. На таких встречах как бы даются направления в решении тех или иных стоящих перед человечеством проблем. В качестве таких проблем во время нашего председательства в 2006 году мы выбрали три основные темы. Выбрали мы их в ходе наших консультаций с партнерами по «Восьмерке» и считаем, что эти темы сегодня являются наиболее актуальными не только для нас, но и для всего международного сообщества. Какие это темы? Первая – это энергетическая безопасность. Вторая – борьба с инфекционными заболеваниями. И третья – развитие в сфере образования. Вот это основные приоритетные темы, которые мы намерены обсуждать в рамках основной повестки дня.
Вопрос: Можно ли считать, что проблема энергетической безопасности – это действительно тема номер один в обсуждениях?
В.Путин: Да, так оно и будет. Повторяю, это темы, которые нами были предложены и согласованы со всеми нашими партнерами. Все наши коллеги считают, что это очень важные темы, и, разумеется, первая из них – самая существенная – это энергетическая безопасность. Во всяком случае, она относится к наиболее актуальным проблемам текущего дня, да и на перспективу это одна из важнейших проблем – принимая во внимание, что без энергетики, без решения энергетических вопросов вообще невозможно какое‑либо развитие. Но мы полагаем – и я бы хотел обратить на это внимание, – что, говоря об энергетической безопасности, мы имеем в виду не только потребности наиболее развитых индустриальных стран мира, но и всех других членов международного сообщества. Потому что нам хорошо известно: миллиарды людей – по нашим оценкам, около двух миллиардов – испытывают проблемы, связанные с невозможностью доступа к современным благам цивилизации именно из‑за отсутствия необходимого количества энергии в их странах, а миллионы людей, это уж точно, не имеют даже электричества. Поэтому когда мы говорим о проблемах энергетической безопасности, то имеем в виду потребности всего человечества, а не только наиболее развитых стран мира. Но и, конечно, когда мы выбирали эту тему, то исходили из того, что мы должны выбрать проблему, вклад России в решение которой был бы весьма заметным и существенным. И ни у кого, думаю, не вызывает сомнения, что сегодняшняя Россия способна внести свой вклад в решение этой глобальной проблемы, этой глобальной задачи.
Вопрос: Существует еще проблема инфекционных заболеваний. Как Вы полагаете, удастся ли каким‑то образом продвинуться в обсуждении этой темы? Может быть, планируется предпринять какие‑то практические шаги?
В.Путин: Очень бы хотелось, чтобы мы продвинулись не только в рассмотрении, но и в выработке конкретных шагов по решению вопросов, связанных с борьбой с инфекционными заболеваниями. На протяжении практически всего своего существования человечество постоянно боролось за свое выживание, боролось с инфекциями. Примеров тому очень много и в Европе, в других странах, на других континентах. Да и в современной нашей истории мы то обсуждаем проблему СПИДа, то атипичная пневмония у всех на устах, то теперь птичий грипп – и не случайно. Потому я думаю, что мы правильно делаем, когда обсуждаем эти вопросы. Мы должны быть готовы к любому развитию ситуации. Эта готовность должна выражаться в объединении усилий в борьбе с этими проблемами, в своевременном выделении необходимых ресурсов. Причем эти ресурсы должны быть не только в тех странах, которые сегодня находятся на гребне финансового либо экономического успеха, но и в тех странах, где таких возможностей сегодня нет. Поэтому эффективность нашей совместной деятельности по данному направлению не может быть высокой, если она не будет такой же глобальной, как и сама угроза. Я очень рассчитываю на то, что, объединяя усилия политиков, ученых, общественных деятелей, неформальных, неправительственных организаций, мы сможем сделать реальные шаги к улучшению ситуации в этой сфере.
Вопрос: Проблема образования попала в число приоритетных для «большой восьмерки», и эта тема чрезвычайно актуальна не только для других стран «восьмерки», но и прежде всего для России.
В.Путин: Не только для России. Она, эта проблема, актуальна для всех стран мира без всякого исключения, даже вне зависимости от уровня экономического развития. Ну конечно, есть страны, которые нуждаются в особой поддержке с точки зрения развития образования. Но она актуальна, повторяю, для всех, потому что даже в развитых странах мира мы часто сталкиваемся с безграмотностью либо с малограмотностью. А это огромная проблема, которая уже связана собственно не только с образованием. Без образования, об этом я уже даже и не говорю, вообще невозможен ни экономический, ни социальный прогресс. Отсутствие должного качества и должного уровня образования, безграмотность ведут ведь и к другим, на первый взгляд, напрямую не связанным с образованием, последствиям. Что я имею в виду? С малограмотными людьми очень легко работают миссионеры различных экстремистских организаций, проповедники самого крайнего толка. Это питательная среда для ксенофобии, для разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды. Это, в конечном итоге, питательная среда для терроризма. Поэтому образование – очень важная комплексная сфера деятельности, которая постоянно находится в поле зрения последних саммитов «восьмерки». Она будет одной из приоритетных тем и в ходе нашего председательства.
Вопрос: Вы перечислили несколько главных, приоритетных тем в работе «большой восьмерки». Но очевидно, что будут затронуты и какие‑то другие проблемы. Что еще будет обсуждаться в Санкт-Петербурге?
В.Путин: От одного саммита к другому есть темы, которые в той или иной мере почти всегда обсуждаются. Вот мы только сейчас говорили о проблемах образования. Помню, когда я впервые со своими коллегами принял участие в работе саммита «восьмерки» (по‑моему, это было в Японии), уже тогда, скажем, мы обсуждали проблему образования. Главным образом тогда говорили об образовании среди женщин и девушек, потому что в некоторых странах мира это просто реальная проблема: она социальная или образовательная, комплексная проблема. Вот видите, от одного саммита к другому эта тема так или иначе присутствует на всех обсуждениях. Есть и другие темы, которые нас очень беспокоят и которые не сходят с повесток дня. Я имею в виду, конечно, борьбу с терроризмом. Актуальнейшая сегодня тема. Мы, разумеется, не сможем обойти эту тему, не затронув те или иные аспекты нашей деятельности по этому направлению. Есть темы, которые так или иначе звучат от саммита к саммиту: развитие экономики, финансовая стабильность, мировые рынки, мировая торговля. И, конечно, актуальные проблемы международной повестки дня. Я уверен, что мы не сможем обойти вниманием развитие событий на Ближнем Востоке, в Ираке, вокруг иранской ядерной программы. Другая тема, сейчас менее актуальная, но вместе с тем всегда обсуждаемая в том или ином формате – это ситуация на Корейском полуострове и ядерная программа Корейской Народно-Демократической Республики. Этот вопрос еще не закрыт полностью и требует решения всех проблем, которые возникают вокруг этой темы. «Восьмерка» хороша тем, что она дает возможность в абсолютно неформальном режиме, придерживаясь двух-трех вопросов основной повестки дня, поговорить по любой актуальной теме, которая интересует лидеров этих государств и все международное сообщество. И я очень надеюсь, что нам удастся создать доброжелательную, теплую, но в то же время деловую атмосферу наших встреч в Петербурге в июле 2006 года.