В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В повестке нашей встречи – пути дальнейшего развития информационных и коммуникационных технологий в России.
Знаю, что не только я, но и вы могли познакомиться с тем, что происходит в этой сфере в Нижнем Новгороде. Поездили по объектам, посмотрели.
В последнее время эта тема находится в зоне особого внимания постоянно. Причина – в серьезных перспективах самого рынка технологий и в его прямом влиянии на научно-технический прогресс, в его значении для достижения Россией лидерских позиций на мировых рынках.
Год назад, в Новосибирске, мы подробно говорили о создании технопарков. Сегодня мы уже рассмотрим комплекс вопросов, связанных с развитием новых технологий.
Общеизвестно, что страны, своевременно сделавшие на них ставку, не только успешно решили ряд внутренних проблем, но в целом сумели вывести свои экономики на самые передовые позиции.
По большому счету, это один из самых проверенных прогрессивных путей развития, перспективных и для нашей страны, заведомо обладающей здесь сильным стартовым капиталом, хорошими стартовыми возможностями. Речь идет, разумеется, о нашем интеллектуальном, инновационном и научно-техническом потенциале.
Однако любой потенциал становится материальной силой лишь при наличии для него благоприятных условий. Но и в этом смысле отрасль информационных технологий сегодня у нас можно считать наиболее подготовленной.
Очевидно и то, что ее рост должен повлечь за собой развитие фундаментальной науки, а также целого ряда прикладных исследований в смежных отраслях. Причем для такого расширения в российском инфобизнесе уже есть и накопленный финансовый ресурс, и серьезный менеджерский опыт.
Так, в прошлом году доля этой отрасли в ВВП составила 5,3 процента. Для сравнения скажу, что в 2000 году она составляла всего 2 процента. В информационных коммуникациях России сегодня работает более миллиона человек, а производительность труда здесь самая высокая в российской экономике, что чрезвычайно важно для экономики в целом.
Однако останавливаться на достигнутом уровне никак нельзя, ибо мы еще значительно отстаем от технологически развитых стран, где вклад информационного сектора в экономику достигает 30 процентов и выше.
Убежден, высокие технологии обязаны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, и – что крайне важно – они должны стать предметом повышенного потребительского спроса.
Здесь у нас тоже есть перспективные ниши. Так, высокие технологии пока крайне мало используются в образовании и здравоохранении. Только 5 процентов учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель уже приблизился к 60 процентам. И фактически там, где за счет новых технологий мы могли бы реально влиять на повышение качества услуг, мы имеем дефицит их применения.
Кроме того, новые технологии должны играть определенную роль в обеспечении госконтроля за безопасностью и качеством товаров народного потребления включая фармакологию и ряд других сфер.
Безусловно, все это надо иметь в виду и в ходе реализации приоритетных национальных проектов. И в докладе рабочей группы сформулированы соответствующие предложения. Рассчитываю, что мы их сегодня тоже обсудим.
Подробнее остановлюсь на самых принципиальных задачах.
Первое – это обеспечение равного доступа граждан и организаций страны к современным технологиям. Но одна из сложностей здесь в том, что в стране сложились серьезные диспропорции между регионами. Субъекты Федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, существенно отличаются друг от друга. Например, по использованию мобильной связи – в 80 раз, по количеству домашних компьютеров – в 50 раз.
Очевидно, что такой разрыв необходимо сокращать. Это проблема для мира в целом, но наша страна – самый яркий пример этих технологических разрывов. И эта задача далеко не ведомственная. К ее решению должны активно подключаться и Правительство в целом, и бизнес, и сами регионы.
Несмотря на то что темпы роста этой отрасли составляют более 30 процентов в год, что очень важно и приятно, – а здесь, в Нижнем Новгороде, как я сегодня услышал, этот рост составляет до 40 процентов, – в стране еще не телефонизировано более 40 тысяч населенных пунктов. Такое в XXI веке абсолютно недопустимо. И государство обязано в ближайшие три года полностью решить данную проблему, рассмотрев при этом возможности конверсии радиочастотного спектра для гражданских нужд.
Кроме того, в значительной модернизации нуждается и система почтовой связи. Сегодня мы тоже имели возможность посмотреть, какие процессы там происходят, в целом положительные. 70 процентов объектов почты находится в сельской местности. А ведь это территории, где практически отсутствуют новые коммуникационные услуги и почта остается основным каналом связи между людьми, поэтому ее деятельность нуждается в существенной модернизации.
Второе направление, требующее нашего внимания, – это информатизация государственного и муниципального управления. Вы знаете, что часть программ, решающих эти задачи, работает. Они объединены общей концепцией, получившей название «электронное правительство». Этот проект должен быть реализован к 2010 году.
На сегодняшний день потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютеры имеют чиновники практически всех уровней. Созданы также и локальные компьютерные сети.
Понимаю, что сделаны лишь первые шаги. Однако техническая оснащенность пока что мало повлияла на качество управления. Вот, к сожалению, что могу констатировать. Ведомства по‑прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан. Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными и изначально создаются для нужд людей. Они должны делать деятельность всех органов власти – и региональных, и федеральных, и местных – прозрачными. Мы с Валерием Павлиновичем [Шанцевым] сегодня говорили, он планирует размещать ряд заказов в том числе и через Интернет. Абсолютно правильно. Всем рекомендую переходить на такой способ решения проблем подобного рода.
Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий, а также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их развитии.
Еще одна крупная тема для обсуждения – это развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Известно, что вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. Это большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования.
Замечу также, что российские компании, работающие в данной отрасли, уже активно действуют не только в России, но и на пространстве СНГ, и государство должно хорошо знать ситуацию на этих рынках, оказывая им при этом необходимую поддержку. Один из путей – это помощь в организации технопарков, о которых мы говорили в Новосибирске.
Кстати, мы говорили и о необходимости более активного привлечения средств инвесторов – как российских, так и зарубежных. За счет таких средств мы, в частности, могли бы поддержать проекты отечественных разработчиков; перспективный в этой сфере средний и малый бизнес.
Кроме того, вернусь опять к Новосибирску, там было принято решение о создании технопарков в четырех регионах страны. Прошел год, и все это время шли межведомственные согласования. Это крайне расточительно. Таким образом мы просто теряем темп работы. Конечно, у нас сейчас принято решение по особым экономическим зонам. О принятых решениях по технопаркам забывать, конечно, нельзя.
За этот период к проекту подключились еще три региона. Это в принципе неплохая тенденция, но повторю: бюрократический период реализации принятых тогда решений должен быть предельно минимизирован.
Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей. И для ее решения Правительству еще придется проделать ряд серьезных шагов, в том числе разработать специальную систему мер. И, насколько мне известно, для координации работы Правительству предлагается сформировать специализированную комиссию. Предлагаю все это обсудить.
Благодарю Вас за внимание.
Н.Федоров: Уважаемый Владимир Владимирович!
Мне кажется, помимо указанных Вами причин актуальности развития информационно-коммуникационных технологий Российской Федерации есть еще одна.
Есть такой профессиональный анекдот или, может быть, не анекдот – вопрос: чем отличается программист от политика? Ответ: программисту платят только за работающую программу. Мне кажется, что такие активные занятия политиков, в том числе и в сфере информационно-коммуникационных технологий, рано или поздно под Вашим воздействием помогут побыстрее решить эту проблему, по крайней мере, приблизить нас к тому, как работают, на каких принципах получают свое вознаграждение люди, занятые в сфере информационно-коммуникационных технологий и в сфере программного обеспечения. То совещание, которое Вы провели 11 января прошлого года в Новосибирске, – это констатирует рабочая группа после основательного анализа того, что происходит во всех регионах России, – дало очень мощный импульс развитию сферы информационных технологий. Это совещание не просто привлекло всеобщее внимание к этой теме, а, можно прямо сказать, вдохновило многих, но некоторых представителей бизнес-сообщества, может быть, даже сделало счастливыми, особенно тех, кто попал в технопарк или в особые экономические зоны. Это будет давать свои заметные результаты.
Все это неудивительно, потому что на самом деле речь идет о реализации самого главного потенциала. Все мы согласны, что наш главный потенциал – интеллектуальный, человеческий потенциал. Его использование обеспечит вхождение нашей страны на равных с другими развитыми странами в новое информационное общество, а в итоге – как Вы правильно сказали, и мы все тоже как руководители регионов озабочены этим – обеспечит новый уровень и качество жизни наших граждан.
Сейчас как никогда важно понять, что мы еще, причем срочно, должны предпринять, чтобы не отстать безнадежно на пути информационного развития и не оказаться на периферии, как говорят, информационной цивилизации.
Целью нашей рабочей группы было комплексное определение приоритетных мер господдержки и регулирование развития отрасли ИКТ с тем, чтобы предложить их руководству страны. Для сравнения отставания России и отдельных регионов по уровню проникновения информационных технологий рабочей группой были проведены исследования проблемы цифрового неравенства. За основу была взята методика Всемирного банка, являющаяся де-факто мировым стандартом оценки национальных успехов на пути информационного развития. В соответствии с данной методикой была проведена комплексная инвентаризация регионов.
Результаты обработаны, оценены экспертами. Регионы были проранжированы по успешности развития ИКТ, определены ключевые проблемы, препятствующие переходу страны в постиндустриальную фазу развития. Базовым для развития информационного общества является доступность современных ИКТ и услуг, предоставляемых на их основе для населения и предприятий. Положительная динамика по данному направлению очевидна. Решается проблема телефонизации удаленных и малочисленных населенных пунктов, и Правительство России гарантирует, что к 2008 году они должны быть телефонизированы. По уровню распространения мобильных телефонов страна действительно опережает некоторые развитые страны. Это, с одной стороны, является плюсом, но на самом деле, с другой, с очень существенной стороны, показывает слабость инфраструктуры фиксированной связи с учетом наших территорий и масштабов.
Конкуренция в отрасли связи растет, благодаря чему цены даже снижаются. Внедряются передовые технологии связи. Российское производство серии ИКТ также развивается, как Вы отметили, темпами, опережающими не только динамику развития экономики, но и темпы развития отрасли практически во всех странах мира. Но при этом остается целый ряд очень серьезных проблем.
Такие социально значимые виды связи, как почта, телевизионное вещание, службы экстренного вызова и специальная связь, до сих пор по качеству не просто значительно отстают от современного уровня, а, можно прямо сказать, практически или почти не развиваются.
Главные причины этого – может быть, звучит не очень приятно в присутствии некоторых министров, представителей министерств – это отсутствие государственных инвестиций на необходимую модернизацию этой инфраструктуры, государственно важной, особенно в России, и жесткое тарифное регулирование, которое традиционно присутствует в этой сфере. Объем производства серии ИКТ, несмотря на заметные темпы роста в абсолютном выражении, пока не может конкурировать с другими странами-лидерами. Лидером спроса в серии информационно-коммуникационных технологий в стране является государство, что закономерно. Задачу модернизации всей системы государственного управления невозможно реализовать без внедрения информационных технологий.
На сегодня в основном решены задачи, связанные с формированием базовой информационно-технологической инфраструктуры органов госвласти. Реализуется ФЦП «Электронная Россия». 70 процентов субъектов Федерации имеют собственные программы информатизации. Но вместе с тем до сих пор существует стереотип, что затраты на ИКТ не являются приоритетными, поэтому объем финансирования таких программ во многих регионах крайне незначительный. Такой подход формируется во многом, уважаемый Президент, и благодаря – в кавычках – федеральной политике. Финансирование ФЦП «Электронная Россия» осуществляется все эти годы на уровне 20 процентов от утвержденных объемов, а ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» – это 2001–2005 годы – профинансировано на 52 процента. Хотя федеральные министры и федеральное Правительство, как мы выясняем, официально приводит этот пример в качестве успешного. Но трудно объяснить, почему такое происходит в условиях известного всем профицита федерального бюджета. В итоге мы имеем один персональный компьютер на более чем 50 учащихся.
Европейский стандарт – менее 10 учащихся, не говоря о качестве компьютеров. Так и у нас. По федеральной программе, утвержденной в 2005 году Правительством, доступ к Интернету должны были иметь 60 процентов российских школ. Кстати, Леонид Дододжонович [Рейман], Вы там отмечаете, что на сегодня 22 процента, по‑моему, подключены к Интернету. Организация экономического сотрудничества и развития говорит: не больше 6 процентов. Нет смысла, наверное, спорить. Но все равно нездорово, что мы не выполнили столь существенно, в разы, федеральную целевую программу. Неудобно приводить эти примеры, но в Эстонии интернетизация давно 100 процентов. Ладно Эстония, а Казахстан – практически 100 процентов. Мне неудобно говорить, но Чувашия – 85 процентов. А по России так мало.
Понятно, что теперь вынужден этой проблемой заниматься Президент России. В рамках национальной программы образования мы теперь поставили задачу довести к 2008 году интернетизацию школ до 60 процентов. Но я думаю, что нужно еще больше прибавить, иначе мы будем сильно отставать. 60 – тоже мало.
Давая объективную оценку федеральной программе «Электронная Россия», которая в некотором смысле воспринимается в общественном сознании как локомотив всех IT-преобразований в стране, надо сказать, что свою информационную задачу она выполнила. Чиновники о ней знают, а граждане, даже не подозревающие о ее существовании, в принципе уже получают некоторые услуги благодаря отработке «пилотов» в самых разных сферах и регионах. Но если вспомнить о паспорте программы, последовательности работ по ее реализации, то уместно заметить, что ее сроки мы не выдержали. Например, задачи второго этапа – 2003–2004 годы – это продвижение России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий, формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры для публичного и образовательного Интернета – не были выполнены.
Сейчас мы формально находимся на третьем этапе – 2005–2010 годы, который, по нашим революционным планам, должен ознаменоваться массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики, эффективной реализации прав граждан на доступ к информации. Электронная демократия имеет еще одно очень важное значение. Она должна дать России совсем не лишний импульс практическому формированию гражданского общества в новых условиях, а чиновников сделает, скажем так, более прозрачными, подконтрольными и оперативными. И нам кажется, что сегодня очень важно практически продемонстрировать, что, несмотря на допущенное серьезное отставание, мы не только не отступаем от намеченного, а намерены еще более целеустремленно осуществлять IT-модернизацию. Делать это Правительство России будет более ответственно и более эффективно.
Не буду останавливаться на том, что во многих странах ИКТ стали основным фактором повышения качества и доступности образования, медицины, культуры. Их применение действительно позволяет расширить доступ к этим услугам и обеспечить единый стандарт обслуживания населения на территории всей страны. Отдельные примеры успешного применения ИКТ в ЖКХ, медицине, образовании, культуре есть в некоторых регионах России. Но эти процессы не носят системного характера. Свидетельством этому является достаточно низкое значение интегрированного показателя по всем регионам. Здесь многие из нас связывают надежды с реализацией национальных проектов в соответствующих сферах. Мы действительно обосновываем и показываем, в каких направлениях есть необходимость, чтобы в каждом проекте была предусмотрена данная составляющая. Залог успеха государственных реформ в концентрации усилий не столько на совершенствовании функционирования госаппарата, сколько на изменении взаимоотношений между государством, с одной стороны, бизнесом и гражданами – с другой стороны.
В этом свете несколько слов о том, что в данном направлении, уважаемые коллеги, можно сделать в отдельно взятых субъектах Российской Федерации, которые здесь представлены. Наверное, будет понятно, мне легче, например, рассказать о том, что было сделано в Чувашии за последние десять лет, делается вместе с федеральным Правительством в том числе. Начата реализация проекта «Интернет-Чувашия», который заложил основу единого информационного пространства для власти и общества. Он позволил правительству субъекта Федерации контактировать со всеми муниципальными образованиями в режиме on-line. И сегодня в этом субъекте каждая пятая организация, вообще существующая, и более 60 процентов школ в республике имеют собственные сайты. Кстати, далеко не все федеральные органы власти до сих пор имеют собственные сайты. Даже несколько месяцев назад были судебные процессы, кстати в Санкт-Петербурге, по поводу того, что граждане России, жители этого города, не имеют доступа к информации о деятельности федеральных органов госвласти. Для устранения цифрового неравенства внутри республики была построена целая инфраструктура общественного доступа к сети Интернет на базе специальных центров общественного доступа, модемов библиотек и почтовых отделений, насчитывающих в маленькой республике более 600 пунктов. Это позволило довести современные сервисы до самых малообеспеченных слоев населения.
Создан единый республиканский центр обработки данных, обеспечивающий сбор необходимой информации со всех муниципальных и территориальных органов власти, социально значимых хозяйствующих субъектов. И эта система учитывает более 10 тысяч показателей в режиме on-line. Это все, что происходит по 10 тысячам показателей самочувствия населения субъекта Федерации, видно на экране каждый день круглые сутки. Полностью сформирована инфраструктура электронно-цифровой подписи, которая обеспечивает возможность развития электронной коммерции на территории региона. Наиболее примечательным является опыт по построению регионального «электронного правительства». Руководство республики действительно имеет возможность в любое время получить комплексную оценку положения дел с заданным уровнем детализации, увидеть сценарий социально-экономического развития, просчитать возможные решения, спрогнозировать последствия.
Ключевым инструментом, поддерживающим работу с гражданами и предприятиями, является единый инфоцентр органов власти республики, созданный как единая точка обращения для всех с возможностью получения информации о деятельности государственных органов, какая информация интересует граждан или предприятие. Может быть, здесь есть очень хорошие эксперты, они подтвердят, а может быть, и нет: я как Президент Чувашии могу сказать, что наш портал, может быть, лучший в России. По крайней мере, по данным всех рейтингов, самый посещаемый в стране. Сейчас я, кстати, здесь попытался подтвердить это, зайти в Интернет. Оказывается, здесь, где мы сидим, нет беспроводного Интернета, сказали, – только в кабинете у Валерия Павлиновича [Шанцева]. Но туда трудно зайти. Это такие элементарные вещи, смешные даже, но у нас в республике не только в Доме правительства, но и на площади Республики, вообще на площадях можно войти в Интернет с телефонов. В центре Приволжского федерального округа, в рабочем кабинете, в зале совещаний у Валерия Павлиновича, у губернатора, нет возможности войти в Интернет. Странно, но это парадоксы развития на этом этапе нашего дела. А центр Приволжского федерального округа – в этом здании.
Вы были у нас сами и видели, Владимир Владимирович. Я помню, как граждане, приходящие в центр общественного доступа или в сельские модельные библиотеки, могут через единую точку входа, что также принципиально важно, быстро зайти на сайт любого федерального или республиканского министерства, муниципалитета, а через систему ссылок попасть вообще куда угодно включая Лувр, Библиотеку Конгресса и так далее.
Мы реально создали для населения Чувашии точку доступа ко всем уровням и всем ветвям власти. Что очень удобно и для обывателя, для того чтобы решить проблему, о которой Вы говорите, компьютерного просвещения. Для того чтобы они стали, может быть, менее «удобными», эти обыватели, в том числе для чиновников. В чем смысл служения нашего? Я хочу обратить внимание и на то, что более тысячи сервисных услуг оказывается населению республики, и мы планируем увеличить их количество и улучшить качество. Начали работу средства республиканских органов, муниципальных.
А теперь хочу обратить Ваше внимание, уважаемый Президент: благодаря Вашему указу от 2 июля прошлого года, когда Вы нам дали полномочия координировать деятельность и федеральных органов власти, нам удалось заставить – в буквальном смысле заставить – и федеральные органы, работающие в Чувашии, за небольшим исключением – не всех успели пока заставить – тоже участвовать в предоставлении таких услуг населению республики. Речь идет о разъяснениях: как оформить документы, заполнить бланки, заявки. И тут же приведены образцы, которые можно скачать из Интернета, не посещая министерства, муниципалитеты, а теперь и территориальные органы федеральных органов власти.
И последний пример, очень важный для нас всех, для всей России в плане исторической реформы местного самоуправления. С 1 января 2006 года у нас появилось в республике 291 новое поселение. Не стоит перечислять вопросы, которые задают, очень много вопросов, к избранным главам местного самоуправления, представителям власти по текущей деятельности. Все они типовые, их очень много. И мы должны в режиме реального времени чувствовать состояние, предвидеть трудности и проблемы, с которыми сталкивается каждый из них, доводить до них позитивный опыт и вести профилактику ошибочных решений. Самым эффективным способом помощи и взаимодействия здесь является создание IT-интерфейсов, каналов on-line-взаимодействия с каждым из органов местного самоуправления. В течение января мы полностью реализовали проект оснащения всех органов местного самоуправления, если бы для таких проектов у федеральных ведомств, отвечающих за информатизацию России, были хоть какие‑то финансовые ресурсы хоть для какого‑то соучастия, 10–20 процентов, я не знаю. И надо проводить эту политику. Вот это и есть реальная поддержка реформы самоуправления в регионах России.
По мере решения насущных проблем информатизации госуправления уделяется большое внимание, для этого появляются возможности во всех регионах России, где много людей заняты в этой сфере, в социальной сфере, в образовании, в здравоохранении, в ЖКХ. Вообще, очень полезно, примерно 10 регионам России, которых можно причислить к продвинутым регионам, и федеральному Правительству есть чему поучиться и поделиться друг с другом в этой сфере. Сегодняшнее собрание в этом смысле обязательно даст, и без этого не может быть, в проекте поручения, которое мы уже видели, написаны вещи, которые крайне актуальны для того, чтобы быстро пройти то расстояние, которое пока можно констатировать как расстояние отставания Российской Федерации от мира.
Заканчивая и возвращаясь к результатам деятельности рабочей группы, хотел бы обратить внимание на некоторые направления государственной поддержки развития сферы ИКТ. В части нормативно-правового регулирования целесообразно и очень нужно в ближайшее время обеспечить подготовку проекта единого информационного кодекса, который смог бы заменить устаревшее или быстро устаревающее законодательство в области использования ИКТ и вывести его на качественно новый, более комплексный уровень. Необходимо уточнить законодательство в сфере электронной цифровой подписи для ее полномасштабного внедрения.
По поддержке развития отрасли предлагается разработать более конкурентный налоговый режим для предприятий, производящих программное обеспечение на экспорт. Необходимо и чрезвычайно актуально сформировать современную систему стандартизации, а также систему координации усилий органов госвласти в сфере ИКТ, что позволило бы существенно повысить эффективность и самой информатизации, и расходования бюджетных средств на ее внедрение. И представляется целесообразным с учетом всего того, о чем говорилось выше, образование правительственной комиссии по вопросам создания, развития государственных информационных систем. В условиях России особенно необходимо софинансирование со стороны государства качественной модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры и построение «электронного правительства» на территории всей страны. Только при активной и целеустремленной поддержке государства, как показывает весь мировой опыт прорывов в информационной сфере, мы сможем устранить отставание на этих участках.
Спасибо.
Л.Рейман: Применение информационно-коммуникационных технологий является одним из определяющих факторов экономического роста. Это справедливо для России, это справедливо для других стран мира. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения производительности труда и практически во всех отраслях экономики и государственного управления приводит к существенной интенсификации всех процессов, которые у них происходят.
Надо отметить, что в соответствии с программой социально-экономического развития страны, которая утверждена Правительством, вклад отрасли информационных технологий и связи в прирост ВВП должен составлять примерно полпроцента. Аналогичный вклад в прирост ВВП в соответствии с этим прогнозом дает только нефтедобыча. Это полностью соответствует мировым тенденциям. Об этом Владимир Владимирович говорил, и, конечно, наша задача сделать так, чтобы доля хай-тека в ВВП страны составляла весомую долю, хотя преодоление пятипроцентного рубежа – это тоже очень важное достижение.
Одновременно с этим с увеличением до удельного веса ИКТ в ВВП решаются вопросы доступности современных технологий для населения и сокращения так называемого цифрового разрыва – о чем Николай Васильевич [Федоров] в своем выступлении также отметил, – что является большой проблемой для России. Эти изменения являются следствием той стимулирующей государственной политики, которая проводилась в последние годы, и прежде всего она позитивно отразилась на отрасли телекоммуникации.
Результатом работы Правительства стало устранение основных барьеров для развития конкуренции. Были решены такие вопросы, как упрощение вопросов лицензирования, упрощение вопросов сертификации, выделение номерного ресурса и многие-многие другие, созданы единые правила работы для всех операторов, а также четко регламентирована процедура взаимодействия этих операторов. В прошлом году был решен вопрос демонополизации последнего монопольного сегмента. Имею в виду международную и немеждународную связь, о чем тоже говорилось.
На сегодняшний день уже выдано 17 лицензий, и три компании – две компании дополнительно к «Ростелекому» – стали предоставлять услуги междугородной связи. Все это приводит к дальнейшему развитию конкуренции на рынке и, несомненно, делает услуги более доступными, более качественными и – самое главное – дешевыми.
Отдельным направлением государственного регулирования является защита прав потребителей. Очень важный вопрос. За последнее время в России тоже сделана большая работа в этом направлении. Для примера могу привести такой факт: появились документы, регламентирующие отношения операторов и потребителей в таких областях, как мобильная связь, Интернет, чего у нас никогда не было. Сейчас мы можем говорить о том, что практически полностью завершен перевод отрасли на рыночные рельсы. Фактические показатели, которые мы имеем, – количественные – это наглядное тому подтверждение.
На слайде приведены только три цифры, которые, с одной стороны, иллюстрируют тезис, о котором я сказал, с другой стороны, подтверждают тезис Николая Васильевича [Федорова] о том, что у нас традиционная инфраструктура, фиксированная инфраструктура развивается существенно медленнее, чем, например, Интернет, или еще медленнее, чем, скажем, мобильная связь. Но несмотря на это, нужно констатировать, что по темпам роста Россия находится сегодня на одном из самых первых мест в мире, обгоняя такую, например, агрессивную страну, как Китай – агрессивную с точки зрения развития и внедрения новых технологий. У них существуют большие программы. Они это там делают централизованно и очень активно. Тем не менее по темпам мы их обгоняем.
Вы, Владимир Владимирович, упомянули вопрос цифрового неравенства, и в этой связи, конечно, учитывая, что в крупных городах, где услуги предоставляются на очень хорошем уровне, он приобретает еще большую актуальность. К сожалению, для решения этого вопроса недостаточно рыночных механизмов, потому что у операторов отсутствует экономическая мотивация работы в труднодоступных регионах. Понимая это, Правительство пошло на создание механизма универсального обслуживания. Механизм полностью соответствует мировому опыту и европейским директивам. Операторы, выбираемые на конкурсной основе, в каждом регионе должны обеспечить установку по крайней мере одного телефона-автомата в населенном пункте, а в населенном пункте, где проживают более пятисот человек, – пункта коллективного доступа в Интернет. И практические мероприятия в этом направлении уже проводятся.
Мы активно начали решать эту проблему с труднодоступных регионов, с Дальневосточного федерального округа, где в этом году уже не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта. И следующий на очереди – Сибирский федеральный округ. Планируем закончить эту программу на всей территории страны в 2008 году. Конечно, нас могут критиковать, что это всего-навсего только телефон-автомат и пункт коллективного доступа, но сам по себе масштаб решаемой задачи – 42 тысячи населенных пунктов – весьма велик. Мы будем предлагать в 2008 году просто расширить перечень универсальных услуг и, например, перейти к такому понятию, как телефон в одной семье.
Теперь отдельно несколько слов о секторе информационных технологий. Пристальное внимание в 2005 году, которое уделялось этим вопросам, простимулировало компании заниматься этой темой до тех пор, пока какие‑то регламентирующие документы вышли. Вся работа строилась на основании тех поручений, которые были даны Владимиром Владимировичем в Новосибирске. В настоящее время нами подготовлена государственная программа создания технопарков, она согласована со всеми ведомствами и внесена в Правительство. Я думаю, она должна будет выйти со дня на день буквально, Михаил Ефимович [Фрадков] должен ее подписать. Как я уже сказал, не дожидаясь выхода этой программы, целый ряд регионов уже начал работу.
Я бы здесь хотел отметить уважаемого губернатора Новосибирска, который ведет активную работу по созданию технопарка. Вы сегодня видели, что в Нижнем Новгороде два технопарка развиваются довольно активно, и в других регионах, в Московской области, есть проекты, которые тоже начали работать.
В части налоговой и таможенной поддержки некоторые вопросы нашли свое решение. Уже вступили в силу изменения налогового законодательства и в практике таможенного администрирования, которые упростили работу российским компаниям – экспортерам программного продукта. Одновременно группа депутатов, опираясь на анализ, проведенный предприятиями отрасли, внесла в Правительство предложение по корректировке Налогового кодекса с целью формирования благоприятной среды для российских компаний, работающих в сфере разработки программного обеспечения. Это могло бы сильно облегчить жизнь российским компаниям-разработчикам, повысить их конкурентоспособность на мировом рынке.
В соответствии с Вашими поручениями подготовлены и согласованы с заинтересованными ведомствами, включая Минфин, все необходимые документы по созданию специализированного фонда. Это тот вопрос, который сегодня задавали и представители бизнеса. В фонде предусмотрено государственное участие, поскольку такое участие необходимо для привлечения в проект крупных инвесторов и финансовых институтов. Эти документы практически, как я сказал, всеми согласованы. Единственные разногласия у нас остались с Министерством экономического развития и торговли. Надеюсь, что мы их успешно разрешим.
Активная государственная позиция в этом вопросе привела к тому, что в 2005 году многие крупные зарубежные корпорации открыли свои центры разработки программного обеспечения, а те, которые уже имели в России свои центры, существенно увеличили и нарастили их. Среди известных компаний – такие как Intel, IBM, Sun Microsystems. Совсем недавно встречались с Sun Microsystems. Они имели свой базовый исследовательский центр в Бангалоре, в Индии. И в этом году приняли решение, что будут открывать второй всемирный центр разработки в России и сделают Россию базовой страной для своих инженерных разработок.
В.Путин: Где?
Л.Рейман: Они планируют это сделать под Москвой.
Значительный интерес вырос к российским компаниям-разработчикам со стороны иностранных заказчиков. Объем заказов, как уже тоже сегодня звучало, достиг миллиарда долларов. Это лишний раз подтверждает тот большой потенциал, который Россия имеет на мировом рынке.
Наряду с поддержкой развития отрасли Правительство принимало целый комплекс мер, направленных на стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере. На наш взгляд, эта задача тесно увязана с реализацией приоритетных национальных проектов. На слайде мы постарались по каждому национальному проекту представить ключевые моменты или инициативы, реализация которых смогла бы существенно повысить эффективность результатов национальных проектов. Так, в рамках, например, мероприятий по информатизации школ, о чем сегодня тоже говорил Николай Васильевич, я с ним полностью согласен, мы вместе с Министерством образования и науки сформулировали предложения о том, что все 100 процентов школ к 2008 году должны иметь как минимум один современный компьютерный класс, подключенный к Интернету. И эта логика обеспечит нам, во‑первых, выравнивание уровня оснащенности школ по всей стране, а во‑вторых, позволит довести уровень обеспеченности компьютерами школьников до среднеевропейского, примерно 20 учеников на 1 компьютер.
Н.Федоров: А там 10–13.
Л.Рейман: Николай Васильевич, для того чтобы эту программу реализовать, 100 процентов школ мы подключим, и это вопрос уже решенный, у нас есть финансирование на это. Чтобы обеспечить все 100 процентов школ компьютерными классами в 2007 году, необходимо дополнительное финансирование в размере 4 миллиардов рублей. Если оно будет выделено, тогда у нас получается в сельской школе компьютерные классы с 6 компьютерами плюс один компьютер учителю, а в городской школе 12 компьютеров – класс и один компьютер учителю.
Такой подход применим и в других национальных проектах. Например, мы считаем, что в рамках развития здравоохранения необходимо обеспечить в качестве обязательного стандарта оснащение всех машин «скорой помощи» радиосвязью. И, кстати сказать, такое решение по Чувашии уже принято.
В рамках строительства нового жилья мы считаем необходимым, чтобы каждый новый строящийся дом сдавался в эксплуатацию, оборудованный современными системами связи и автоматизированными системами учета потребления коммунальных услуг.
В сельском хозяйстве сегодня огромный ажиотаж по развитию инфраструктуры, поскольку агропромышленные комплексы, которые сейчас появились, не могут функционировать без развитой системы информационного, телекоммуникационного обеспечения.
Для практической реализации всех этих мероприятий нами была создана межведомственная рабочая группа в рамках национальных проектов. И мы надеемся, что результатом деятельности этой группы станет координация работ по той тематике, которая приведена.
Комплекс мер, направленных на стимулирование и использование информационных и коммуникационных технологий в социально-экономической сфере, должен сопровождаться внедрением современных технологий и в другие сферы жизни. Важным направлением является формирование эффективного «электронного правительства». В этом направлении как в рамках ФЦП «Электронная Россия», так и в рамках отдельных проектов ведется большая работа и создаются межведомственные информационные системы. Эту работу мы будем продолжать, в том числе и на уровне регионов. Одновременно мы должны решить задачу лицензионной чистоты использования в органах власти программного обеспечения и обеспечить принятие единых государственных стандартов и координацию государственных проектов информатизации. Я полностью поддерживаю все выводы комиссии о необходимости создания механизма координации через комиссию, например. Причем надо сказать, что до 2004 года у нас такой механизм существовал и достаточно положительно себя зарекомендовал.
Очень важной задачей облегчения использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности предприятий и организаций всех отраслей экономики является совершенствование законодательства. И сейчас в Государственной Думе во втором чтении находится большой пакет законов, которые регулируют эту сферу, и мы ведем системную работу вместе с другими заинтересованными ведомствами по изменению законодательства в сфере защиты персональных данных, например, интеллектуальной собственности и использования электронной цифровой подписи. Я совершенно согласен, что закон, который мы принимали в 2003 году, требует определенной доработки – жизнь уже показала.
Вместе с тем на настоящий момент определяющими для нас стали вопросы развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры. Я постараюсь сформулировать основные приоритеты в данной области. Прежде всего это относится к инфраструктуре, которая была заложена еще в советское время и в настоящее время морально и технически устарела. Это проблема, которую невозможно решить только за счет формирования регуляторной среды, и это та проблема, Николай Васильевич, наверное, одна из проблем, которая сдерживает развитие фиксированной связи. Именно поэтому у нас фиксированная связь развивается несколько хуже, чем могла бы.
В настоящее время в мире происходит переход, например, на цифровое телевидение. Это позволит не только решать технологические проблемы, связанные с оптимизацией использования радиочастотного спектра, – это в первую очередь позволит многократно увеличить число доступных для населения программ телевидения и повысить качество этого телевидения. Сейчас 50 процентов населения России имеют возможность смотреть не более пяти телевизионных программ. Это прежде всего связано с тем, что существующая инфраструктура распространения телевизионного сигнала является аналоговой. Она значительно изношена. При этом само поддержание аналоговой сети в работоспособном состоянии является довольно большой проблемой. Необходимо предпринять срочные практические шаги, направленные на модернизацию. И в этой связи я бы хотел отметить инициативу, точнее, теперь уже проект, который был реализован в Мордовии в декабре прошлого года. В Мордовии заработала первая в России сеть цифрового телевидения, которая позволяет в любой точке Мордовии получать 10 каналов.
И.Меркушкин: Уже 12.
Л.Рейман: Уже 12? Ну видите, я за вами не угонюсь. С высоким качеством в любой деревне, в любом населенном пункте.
Другим приоритетом является развитие почтовой связи. То, что, Владимир Владимирович, Вы сказали, совершенно справедливо: 42 тысячи почтовых отделений на территории страны – уникальная инфраструктура, у нее мощнейший потенциал, который на сегодняшний день до конца не использован. Кроме предоставления традиционных почтовых услуг почта может стать основой для развития безналичных платежей на территории России, для развития электронной торговли и многого другого.
Хотел бы отметить такой важный вопрос, как развитие системы ГЛОНАСС. Ее выход на планируемые мощности создаст для России уникальные конкурентные преимущества. У нас есть возможность в этой сфере составить реальную конкуренцию американским системам GPS и европейской «Галилео». Однако это также невозможно без реализации комплекса мер по созданию соответствующих технических и организационных решений. И это также невозможно без определенной государственной поддержки.
Я полностью согласен с выводами, которые были сделаны комиссией в отношении экстренных служб. Действительно, сегодня у нас в России очень часто нумерация экстренных служб не соответствует европейским стандартам. Она в разных регионах разная, номера неодинаковые. И это создает определенные проблемы для наших граждан. Необходимо решать эту проблему. Мы, кстати сказать, начали ее постепенно решать. И именно с этим связано изменение кода Москвы с 095 на 495, мы пытаемся высвободить 0 для того, чтобы постепенно перейти на так называемую службу 112, которая в Европе существует.
Телекоммуникационная инфраструктура во многих развитых странах уже в настоящее время позволяет строить системы распределенных высокопроизводительных вычислений, которые используются для решения задач. Это в первую очередь важно для науки, для научно-технического потенциала, для образовательных учреждений. И это тоже с нашей стороны могло бы стать очень важным приоритетом.
В ближайшее время необходимо сконцентрироваться на устранении всех этих инфраструктурных диспропорций. Учитывая масштабы и значимость этих задач, невозможно обеспечить их решение только за счет внебюджетного финансирования. И нам представляется правильным, чтобы именно эти направления нашли свое отражение в программе социально-экономического развития до 2008 года.
И я позволю себе в заключение сказать, что реализация тех мер, которые были в первую очередь сформулированы рабочей группой, которые сегодня проработаны и предлагаются Министерством информационных технологий и связи России, приведет к дальнейшему росту отрасли и улучшению ее качественного состояния. Одновременно будут решены важнейшие социальные задачи, такие как, например: в 2008 году мы сможем гарантировать 100 процентов обеспечения школ и медучреждений современными услугами связи. Более чем в два раза увеличится эффективность, точность деятельности почты с точки зрения, например, доставки периодической печати. Существенно изменится количество принимаемых программ за счет внедрения технологий цифрового телевидения.
Проблемы, которые мы поднимаем, приобретают сегодня особую значимость, так как, по сути дела, они являются частью формируемого на настоящий момент социального стандарта жизни для граждан нашей страны. Их решение позволит полнее реализовать интеллектуальный потенциал нашего народа, также повысит производительность и эффективность работы в большинстве секторов экономики. Мы считаем, что от успешного решения этих задач, от того, что мы сделаем доступной ИКТ-инфраструктуру на территории России, напрямую зависит возможность реализации планов развития нашей страны.
Спасибо большое за внимание.
В.Путин: Все‑таки что касается налогового и таможенного законодательства, администрирования, Вы сказали, что там приняты решения, облегчающие работу в этой сфере. Вы же сейчас присутствовали на встрече с представителями бизнеса. Да?
Л.Рейман: Да.
В.Путин: Одна из главных претензий – в таможенной сфере.
Л.Рейман: Совершенно верно.
В.Путин: Что же там улучшили?
Л.Рейман: Владимир Владимирович, я бы разбил это на два блока. Тот вопрос, который поднимали сегодня представители бизнеса, связан с режимом временного ввоза. Это очень важный вопрос, потому что, по сути дела, для того чтобы производить ремонт плат каких‑то или еще чего‑то…
В.Путин: …Ясно. Привезти продукт и отправить его назад.
Л.Рейман: Очень важно его обработать, а потом обратно, а добавленную стоимость оставить себе. Вот этот вопрос сегодня не решен. И на самом деле раньше в России был режим временного ввоза, потом он был отменен в силу определенных причин, нарушений. Мы считаем, что его необходимо вводить.
Я, когда говорю о том, что есть определенные меры, которые уже приняты, имею в виду в первую очередь таможенное администрирование в части ФАПРИД, обязательности ФАПРИД. Раньше любой эксперт программного продукта в обязательном порядке требовал заключения ФАПРИД. Сегодня этот порядок изменен, и таможенники не требуют ту форму, которая раньше требовалась. Это существенно сократило сроки оформления экспорта.
И второй вопрос – это вопрос, связанный с экспортным НДС. Этот вопрос тоже упрощен. Но, когда мы говорим об инициативе депутатов и рынка, мы говорим о том, чтобы вообще изменить систему налогообложения. Это так, как мы предлагали в январе прошлого года. Сделать, например, вмененное налогообложение и сделать единую ставку, которая, например, была бы привязана к количеству рабочих мест. У нас такие формы действуют, но они связаны с несколько другими аспектами: с численностью предприятий, с годовым объемом. Мы предлагаем, чтобы это было распространено на вид деятельности предприятия. Например, такой вид деятельности, как колл-центры, которые в Индии приносят огромные деньги и которые являются монопродуктовой деятельностью, просто телефонистки сидят и разговаривают, его можно было бы облагать по упрощенной схеме.
В.Путин (обращаясь к А.Шаронову): Андрей Владимирович, что Вы скажете по этой упрощенной схеме? Первое.
И второе – венчурный фонд. Когда мы все‑таки его создадим?
А.Шаронов: Я начну с венчурного фонда, потому что мы действительно давно обсуждаем эту тему. К сожалению, не можем прийти к единой точке зрения с Мининформсвязи.
В чем, собственно, разногласие? Я хочу сказать, что мы придерживаемся общего подхода к созданию венчурного инновационного фонда, который должен быть один, не носить отраслевого характера и действовать по принципу инициативы от частного бизнеса, то есть венчурный фонд должен управляться представителями Правительства и в реактивном режиме давать долю при появлении частной доли, а не наоборот, как сейчас предлагает Министерство связи.
В.Путин: Я сейчас только встречался с представителями бизнеса. Одна из коллег говорит: «Мы собрали уже 400 миллионов, готовы их вложить, у нас средства есть, есть интересные проекты, но не можем двинуться, поскольку нет решения Правительства в целом по венчурному фонду». Давайте будем исходить их того, что Вы говорите. Давайте сделайте его в конце концов. Чем вас пугает такой подход, который предлагает Андрей Владимирович? Он же соответствует, собственно говоря, чаяниям самих представителей бизнеса. Они готовы, деньги собрали – 400 миллионов, готовы начать работу. Помогите им. Фонда нет.
Л.Рейман: В соответствии с Вашим поручением мы подготовили все учредительные документы фонда, получили положительное заключение Государственно-правового управления, от Брычевой, согласовали со всеми ведомствами, в том числе и с Минфином. Сегодня у нас идет дискуссия с МЭРТом по поводу того, как должен выглядеть фонд. Все замечания, которые были представлены письменно, были учтены. Сегодня появились новые замечания. Ну можно же бесконечно замечания писать. Мы этой работой занимаемся больше года.
В.Путин: Я другого замечания сейчас не слышал. Есть еще какие‑то замечания?
А.Шаронов: Нет, только это замечание. Но в чем Леонид Дододжонович прав – мы затягиваем с этим общим фондом.
В.Путин: Это мы и без Вас уже видим. Мне хотелось бы, чтобы Вы сейчас разобрались в конце концов и приняли окончательное решение.
А.Шаронов: Если Леонида Дододжоновича устраивает общая схема, это более чем хорошо. Давайте мы венчурный инновационный фонд один создадим в стране, не отраслевой – один общий фонд, и будем реагировать: есть у частного бизнеса 40 миллионов, давайте своих 20 дадим, но на условиях, что управляющую компанию они будут выбирать по правилам, установленным государством.
В.Путин: Согласны с этим?
Л.Рейман: Нет. А почему они должны управляющую компанию выбирать?
А.Шаронов: Это на самом деле немножко меняет систему венчурного фонда. Венчурный фонд – это то, о чем сегодня шла речь. Если есть небольшой проект, если есть небольшая инициатива, маленькая компания, которая в банке не может получить деньги, потому что рискованный проект, она обращается в венчурный фонд – по сути дела, фонд инвестирования в рискованные проекты.
В.Путин: И есть средства у них определенные.
А.Шаронов: Да, совершенно верно. Там есть экспертный совет, который принимает решение о том, что да, это перспективная технология, и вкладывает в эту технологию деньги. Это на самом деле риск фонда в значительной степени. И дальше происходит следующее. Это все происходит на коммерческой основе на самом деле, на возвратной. Если эта технология развилась, фонд получает обратно деньги или технологию или продает долю – различные механизмы. Получается некая экономическая эффективность, и те руководители фонда, которые принимали это решение, получают определенную экономическую заинтересованность.
В.Путин: Так во всем мире работают. Фонды так везде работают.
Л.Рейман: Всегда. Венчурный фонд.
В.Путин: И что?
А.Шаронов: Владимир Владимирович, вопрос только в одном: создавать ли сегодня отраслевой «айтишный» фонд или завтра – универсальный фонд.
В.Путин: Нет-нет. Если завтра, то тогда сегодня «айтишный». Если завтра. А если можете создать общий, давайте сегодня общий. Только сегодня.
А.Шаронов: Денег в 2006 году в бюджете на это дело не предусмотрено.
Л.Рейман: Кудрин завизировал, готов выделить.
А.Шаронов: Он только устав завизировал, там про суммы, по‑моему, ничего не было.
Л.Рейман: Постановление Правительства завизировал.
В.Путин: Давайте так. Давайте мы его сделаем в 2006 году. Мы деньги найдем.
А.Шаронов: Как «айтишный», как отраслевой.
В.Путин: Мне все равно. Или, если вы готовы выйти на общий фонд, давайте общий.
А.Шаронов: Нам просто более правильной представляется схема, Владимир Владимирович.
В.Путин: Согласен. Но делайте тогда.
Л.Рейман: Мы предлагаем сделать частное, потом расширить на следующий год.
В.Путин: Мне все равно: либо IT, отраслевой, либо общий.
А.Шаронов: Но в этом году?
В.Путин: Но в этом году. Договорились, Андрей Владимирович?
А.Шаронов: Это поручение?
В.Путин: Это поручение, да.
А.Шаронов: Ну что, договариваться тогда?
В.Путин: Все. Считаю, что договорились.
А.Шаронов: По второму вопросу, Владимир Владимирович. По проблемам с режимом временного ввоза. Здесь проблема не в том, что этот режим исчез из Таможенного кодекса. Он существует. Просто его условия таковы, что если промежуток временного ввоза достаточно большой, то вы практически платите таможенную пошлину почти всю. Там она платится, условно говоря, помесячно. Если им нужен суперкомпьютер на полтора года, то они за эти полтора года выплатят почти всю таможенную стоимость. Это невыгодно. И здесь мы должны посмотреть, каким образом, может быть, по виду оборудования изменить ставки.
В.Путин: Там не только по оборудованию. Не первый раз я это слышу. Они ввозят компоненты для работы с ними.
А.Шаронов: И потом вывозят.
В.Путин: Работают, добавляют стоимость добавочную и вывозят ее. Но ни ввезти, ни вывезти не могут быстро. У них вся работа стоит.
А.Шаронов: Мы эту проблему решили, скажем, по выставочному оборудованию, по спортсменам.
В.Путин: Нет-нет, не по выставочному.
А.Шаронов: Там все решается, потому что там сроки очень короткие.
В.Путин: Спортсменов оставьте в покое.
Нужно помочь, нужно найти эту схему.
А.Шаронов: Ну хорошо. Давайте тоже поручение. Я думаю, что здесь главная проблема все‑таки в длительных сроках.
В.Путин: Да-да, правильно.
А.Шаронов: Я понимаю этот механизм. Главная проблема все‑таки в длительных сроках.
В.Путин: Да-да, правильно, точно, в длительных сроках, правильно.
А.Шаронов: Как только сроки возрастают, сразу невыгодным становится режим временного ввоза – вот мораль.
В.Путин: Есть проблема, в сроках проблема. Потому что, если очень большие сроки, заказчики уходят с нашего рынка. Они идут в Индию, идут в Китай, туда, где быстрее это делается. Это тот случай, когда время – деньги, в прямом смысле этого слова.
Л.Рейман: Проблема еще в оформлении документов на ввоз.
В.Путин: А это все время и есть.
Л.Рейман: Пока я пришел, пока оформил…
В.Путин: Это все время и есть. Значит, тоже в порядке поручения запишем это: проработаете как можно быстрее.
(Обращаясь к В.Шанцеву.) Валерий Павлинович, пожалуйста.
В.Шанцев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены президиума Государственного совета! Коллеги!
Я очень рад приветствовать вас на нижегородской земле и пожелать успешной и плодотворной работы.
Сегодня, безусловно, обсуждается очень актуальный вопрос, имеющий колоссально важное значение для продвижения всех аспектов жизни и деятельности народов России на современный уровень.
Выбор нашей, Нижегородской области местом проведения заседания президиума Госсовета, безусловно, даст нам новый импульс для дальнейшего развития информационных технологий во всех сферах экономической и социальной политики.
Как мы знаем, начало этого пути в стране было положено еще в 1918 году. Тогда с целью создания так называемой «говорящей газеты» в первые годы советской власти была образована нижегородская радиолаборатория, в которой разработана первая мощная советская радиолампа. В этой лаборатории работали ученые с мировыми именами: профессор Бонч-Бруевич, Лебединский, Лосев. Они же преподавали в Нижегородском государственном университете. И учитывая, что в университете собрался весь цвет советской радиофизики, в 1946 году было принято решение о создании здесь первого радиофизического факультета. Закономерно, что здесь открылся и первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики.
Таким образом, информационные и телекоммуникационные технологии на нижегородской земле имеют глубокие корни, и мы очень бережно и даже трепетно относимся к этому опыту, стараясь его развивать в современных условиях. Это позволяет создавать уже новые, уникальные, например, методы подготовки кадров на основе интеграции науки, образования и производства. В нижегородских институтах Российской академии наук созданы филиалы кафедр вузов Нижнего Новгорода. Университеты тесно сотрудничают с работодателями. Это позволяет не тратиться на экспериментальную базу, создавая ее в университетах, а использовать то, что уже создано, и резко повышает эффективность самого учебного процесса. Студенты учатся и работают одновременно.
Ежегодно институты Нижнего Новгорода выпускают более тысячи специалистов по информационным технологиям высочайшей квалификации. Однако динамика развития сектора информационных технологий в экономике региона требует увеличения количества выпускников. Кадры сегодня являются критическим звеном развития информационных технологий. Поэтому правительству области представители науки и образования поставили задачу увеличить количество квалифицированных кадров в три раза к 2010 году. И именно поэтому, изучая наши планы, мировые лидеры по производству информационных технологий стремятся в город. Например, центральный офис корпорации Intel, которая сегодня была представлена по Восточной Европе, а не по России, находится здесь, в Нижнем Новгороде. За пять лет количество специалистов в нижегородском офисе этой фирмы увеличилось со 120 до 600 человек. Более чем в 50 странах мира голос в Интернет передается с помощью разработки нижегородской компании «Мера», она тоже сегодня выступала. Такие примеры можно приводить и далее. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на один параметр.
В области 30 процентов продукции сектора информационных технологий идет на экспорт. Аналогичный показатель в среднем по России составляет 9,8 процента. Эти данные показывают наличие у нас конкурентных преимуществ и дают уверенность в необходимости развития отрасли информационных технологий для увеличения объемов производства и конкурентоспособности продукции. Надо разрабатывать специальные мероприятия. А если говорить об удельном весе, то сегодня выручка информационных компаний составляет всего лишь 1,3 процента от выручки в целом. Да, там получают высокую зарплату. Зарплата в отрасли – 21 тысяча рублей в месяц, это при средней зарплате 6,6 тысячи по области, но там работает мизерное количество человек.
И мы для того, чтобы расширить объемы самих работ и увеличить количество привлеченных людей с высоким уровнем оплаты, создаем технопарки. И первый парк коллеги уже видели – парк «Орбита». Второй технопарк мы создаем в поселке Сатис в непосредственной близости от ядерного центра. И связано это не с тем, что мы хотим получить какие‑то налоговые льготы. Дело в том, что ядерный центр – это закрытая организация. Там 45 дней только надо пропуск оформлять. И многие вещи, которые там разработаны, на высоком уровне, их просто оттуда не вытащишь. Им не надо никаких преференций в виде снижения налогов. Они имеют такое качество и такую услугу, такую технологию, что их с руками отрывают.
Я считаю, что вообще создание налоговых льгот и свободных экономических зон для высококонкурентной продукции – это просто «лапша на уши». Тогда тот, кто будет делать продукцию более низкого качества, имея снижение себестоимости за счет снижения налогов, будет продвигать нам дерьмо вперед, нежели чем пройдет качественная продукция. И мы не ставим вопрос, Андрей Владимирович, что нам нужны какие‑то свободные от налогов зоны здесь, в Нижегородской области, в том числе и тот технопарк. Мы уже дали туда 230 миллионов областных денег, только со стороны России пока никакого софинансирования нет.
В.Путин: Со стороны федерального Правительства, не путайте с Россией.
В.Шанцев: Да, федерального Правительства, прошу прощения. Мы всегда как‑то ассоциируем Москву со страной.
И всего к 2010 году мы планируем построить 300 тысяч квадратных метров таких производственных площадей для информационно-технологических парков. Для сотрудников парков разработана система специального ипотечного кредитования. Это позволит снизить себестоимость на общих расходах общего обслуживания. И мы поставили задачу к 2010 году увеличить количество высокооплачиваемых рабочих мест в отрасли в три раза – до 8150 мест, а экспорт увеличить в четыре раза – до 3,5 миллиарда рублей.
В области информационные технологии не только производятся, но и активно потребляются. К наиболее крупным информационным проектам относится, конечно, «Электронная Россия», создание коллективных пунктов доступа в Интернет. (Обращаясь к Н.Федорову.) Я, правда, не совсем понимаю, Николай Васильевич, зачем нужен доступ в Интернет в зале заседаний? У нас этот зал используется вместе с полпредством. Здесь дым коромыслом, здесь совещания проходят оперативные, тут некогда смотреть Интернет. Вы мне подсказали, что у меня в кабинете есть Интернет, я завтра отключу, потому что у меня тоже там такой сумбур идет. Может, Вы давно работаете, а я полгода, мне вздохнуть некогда, а я еще Интернет буду включать. У меня дома есть Интернет, если мне надо посмотреть, я посмотрю. Я также далек от того, чтобы и на площадях устанавливать точки доступа к Интернету. Там гуляют, праздники проводят, митинги на крайний случай, но Интернет смотреть на площади не очень комфортно. Я вообще не думаю, что нам такую серьезную задачу, как развитие IT-технологий, надо превращать в соревнование, у кого больше точек для подключения к Интернету.
В.Путин: Валерий Павлинович, можете быть спокойны. Работает у Вас Интернет.
В.Шанцев: Я просто говорю, что надо кое‑где подотключить, потому что это все‑таки платная услуга. Надо сокращать расходы.
В.Путин: Отключи, Леонид Дододжонович, отключи.
В.Шанцев: Если говорить об использовании в социальных нуждах, то мне очень импонирует комфортная работа с Леонидом Дододжоновичем. Мы подписали с ним соглашение. И сейчас уже по почтовым отделениям идут рабочие места, организовано 379 рабочих мест в 279 почтовых отделениях. И эти точки будут в каждом населенном пункте. Я в воскресенье был в Сергачском районе далеком, работают, 10 рублей в час стоит эта услуга. И оба рабочих места заняты, люди очень довольны.
Информационные технологии помогают снижать социальную напряженность даже в такой чувствительной сфере, как выплата пенсий и пособий. Мы Вам показывали эту технологию. Сегодня квитанции выписываются с использованием электронной цифровой подписи, штрихкода, и половина пенсионеров области, получая пенсии и пособия, уверена, что все пособия им начислены. Это снизило существенно очередь в наши органы социального обеспечения, потому что они теперь не ходят, не выясняют по каждой копейке.
По школьникам не менее важная задача – в течение последних трех лет приобщение к информационным технологиям. У нас действует региональная программа создания единой общеобразовательной информационной сети. Мы сейчас по выставке ходили: в сельских школах, в далеких от центра районах люди имеют доступ и имеют возможность общаться в системе и в режиме телеконференции. В 203 средних сельских школах уже есть спутниковые станции для получения информации из сети Интернет. Информационные технологии пришли уже даже в такую сложную отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство. У нас сегодня заканчивается реализация первого этапа информатизации ЖКХ – построение единого областного информационного расчетного центра. Все знают, как это делается, не буду объяснять технологию, но собираемость оплаты через 72 абонентских пункта в большинстве районов увеличилась до 96 процентов, увеличив общеобластной уровень собираемости оплаты за ЖКХ до 93 процентов.
В 2005 году развернут пилотный проект автоматизации учета фактических объемов вывоза твердых бытовых отходов от контейнерных площадок жилых домов. И это как бы следствие моей борьбы с несанкционированными свалками, упорядочением всей экономики, в том числе для этого надо иметь и статистику.
Для решения задач экономии времени по медицинскому обслуживанию у нас создан телемедицинский центр. Тоже технологию не стоит объяснять, но проведено уже 300 телеконсультаций ведущих специалистов в областных больницах, где происходили операции или происходили какие‑то сложные процессы лечения. И оборудование это базовое закуплено для 17 больниц, в том числе и четыре системы таких видеоконференций.
Объем капитальных вложений на создание телекоммуникаций в основном через акционерное общество «Волга-телеком», возможности которой знают в Поволжье, она является базовой, естественно, для области, – только за год составили 5 миллиардов рублей. И 500 тысяч телефонных номеров ежегодно вводится. Количество цифрового оборудования уже достигло 63 процентов.
Если говорить по «электронному правительству», мы тоже эту задачу показывали. Я подчеркиваю, что эта система будет развиваться, работа будет все больше и больше открываться, но только она не должна быть каким‑то фетишем, что все уже знают, все уже могут, все обязательно туда влезают. Есть нормальная система, которая работает на тех, кому это интересно и кому это нужно. Есть базовые порталы, есть базовые информационные массивы, и они доступны для всех, но только я бы не хотел, чтобы это было посмешищем для всех остальных. Там есть в том числе наш хороший сайт. Я могу сказать, что нижегородский проект информационной системы занял второе место среди субъектов Российской Федерации на конкурсе «Лучший регион России в сфере информационных технологий». Это не мы себе присвоили, это нашу работу, наши проекты оценили.
Я думаю, что в целях обеспечения хода административной реформы в области сформирована уже система повышения квалификации государственных служащих в направлении информационных технологий. Мы переучиваем большое количество наших людей. Сложности в реализации и достижении показателей эффективности региональных проектов в сфере информатизации обусловлены несовершенством действующего законодательства. Это создает ведомственные барьеры, затрудняющие обмен и использование данных ведомств на регионы. Решение на федеральном уровне вопросов собственности информационных ресурсов, информационного взаимодействия органов власти, принятия закона об электронной цифровой подписи будет значительно способствовать широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в управлении регионом. К сожалению, эта технология продвигается, но мы так же, как и на первом этапе компьютеризации, когда, допустим, склады имели и автоматизированное управление, учет и тут же заставляли бумажный учет иметь, потому что прокурор или следователь говорит: я там у тебя ничего не найду, а здесь на бумажке все написано. То же самое у нас: ты покажешь ему портал, я принял решение на основе этих данных, он скажет: а где бумажка? Все это надо сегодня оформить законодательно, потому что мы готовы перейти на бездокументарный вообще режим работы, но нас иногда просто-напросто сдерживают.
В.Путин: С электронной подписью надо разобраться окончательно.
В.Шанцев: …И говорят: ребята, нельзя, не положено еще.
Поэтому в заключение хочу сказать, что, конечно, информационные технологии, как перспективная, развивающаяся отрасль, требуют к себе особого внимания на всех уровнях власти: исполнительной, законодательной. Мне сегодня понравилось выражение: «Если вам надо решить простую задачу, обращайтесь к индусам. Если сложную задачу, то обращайтесь к китайцам. А если нерешаемую задачу, обратитесь к русским». И я думаю, что это правильно, и нам надо из страны – импортера информационных технологий превращаться в страну-экспортера, и это сделает нас развитым информационным обществом с высокими конкурентными возможностями. Мы, по крайней мере, хотим к этому прийти и будем стараться.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо, Валерий Павлинович.
Итак, уважаемые коллеги, какие есть соображения? Кто хотел бы что‑то сказать?
Н.Максюта: Надо закончить этот вопрос, потому что все мы уже изучили, все понятно, мнениями уже обменялись.
В.Путин: Хорошо. Николай Иванович два слова скажет, пожалуйста.
Н.Меркушкин: Я не хотел ни о чем говорить, что сделано в этой области. Я хотел сказать одно. Мы дороги строим в стране, газификацией сейчас занимаемся. Если сопоставить цену вопроса дорожного строительства, это тоже такие базовые вещи инфраструктурные, газификация – инициатива проявлена, то этот вопрос значительно дешевле, чем эта составляющая. По проектам, в том числе по пилотным, которые мы делаем, пилотные проекты по стране, обращаемся к Минэкономразвития, где 1,5 миллиона рублей участие федерального центра, где 3 миллиона, где 6 миллионов, а на дорожное строительство федеральный бюджет дает 500 миллионов, условно, на газификацию так же, почти близкая к этой сумме цифра.
Я что хотел сказать? Еще раз рассмотреть. Цена вопроса не очень большая. Мы можем значительно быстрее продвинуться в этом вопросе. Компьютеризация школ – 4 миллиона назвал Леонид Дододжонович, 4 миллиона рублей.
В.Путин: Миллиарда.
Н.Меркушкин: Миллиарда, извините, миллиарда рублей. Но все равно, даже если взять с любым проектом, это, по крайней мере, в десятки раз меньше, чем определялись. Эту задачу можно, конечно, решить значительно быстрее, тем более на условиях софинансирования. Кто‑то может 50 на 50 сделать, кто‑то 30 на 70 может сделать.
И я хочу предложить в том числе цифровое телевидение, цена вопроса тоже не очень велика.
В.Путин: Миллиарда два долларов.
Н.Максюта: 80 миллионов.
Н.Меркушкин: У нас 136 миллионов по Мордовии, мы завершим в этом году в сентябре полностью, стопроцентно население будет иметь цифровое телевидение, возможность доступа 100 процентов. 136 миллионов цена вопроса, причем «Волга-телеком» взяла кредит, мы дали гарантию, совместный проект с нашей гарантией, коммерческий, потому что люди платят за эту услугу. И ожидали за первый месяц 10 тысяч клиентов – а уже 36 тысяч сегодня, в течение месяца набрали клиентуру, и люди платят. Покупают этот декодер, приставку за 2200 рублей к аналоговому телевизору и смотрят цифровой телевизор. То есть цена вопроса тоже не очень большая. Тем более вполне может «Связьинвест» поучаствовать или другие формы совместно с государством.
Я знаю, что в Правительстве сейчас рассматривается этот вопрос: до 2012 года решить эту проблему – ставится такая задача. И то решается: к 15-му или к 12-му. Предлагают к 12-му, а кто‑то хочет до 15-го года. Ее можно решить за три года, вполне. И люди у нас будут иметь доступ, смотреть будут 12 каналов, а потом договоры заключать: хоть 36, хоть 38 каналов, хоть учебных, образовательных – любых каналов.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Уважаемые коллеги!
Мы все, как только что здесь было сказано, понимаем важность той проблемы, которую мы сегодня обсуждаем.
Я хотел бы поблагодарить Николая Васильевича Федорова за работу в качестве руководителя рабочей группы.
В заключение хотел бы подчеркнуть то, о чем мы многократно говорили в разных форматах. Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, – внедрение информационных технологий – позволит нам перейти к абсолютно другому качеству нашей экономики. Только это создаст нам перспективы развития, причем перспективы развития на современном уровне, обеспечивающем и качество услуг населению, и темпы роста экономики страны.
Мы, как и договаривались, по результатам нашей сегодняшней встречи вместе с вами практически подготовили уже перечень поручений Президента Правительству и различным ведомствам. Я обязательно добавлю туда то, о чем мы сегодня вспомнили в ходе прямой дискуссии, и очень рассчитываю на то, что и присутствующие здесь коллеги, и все другие руководители регионов в тесном контакте с федеральным Правительством, с Министерством экономического развития, с Министерством финансов, с ведомствами, которые занимаются высокими технологиями в целом, самым активным образом будут на своих территориях внедрять все то, о чем мы сегодня говорим, и помогать государственным органам и бизнесу решать те задачи, которые стоят в сфере инновационного развития российской экономики.
Спасибо вам большое за внимание.
Всего доброго.