В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня будем говорить о социальных проблемах в армии. Для всех очевидно, что надежность социальных гарантий военнослужащих – это один из самых весомых факторов укрепления самих Вооруженных Сил. Он напрямую влияет и на состояние боеготовности, и на престиж воинской службы.
Давайте вернемся к одной из самых острых проблем, самых актуальных – обеспечению военнослужащих жильем. Подготовлена практически вся нормативно-правовая база, позволяющая запустить накопительно-ипотечную систему для тех, кто поступает на воинскую службу.
В стадии формирования реестр участников ипотеки. Начиная с 2008 года часть военнослужащих уже будет получать жилье по новой схеме. В этом году Министерству обороны предстоит реализовать пилотный проект. Он позволит отработать практические механизмы ипотечной системы.
Серьезные шаги предпринимаются в развитии фонда служебного жилья. Только за текущий год он должен вырасти не менее чем на 10 процентов. А в последующем предстоит увеличить его объем еще почти вдвое. И прошу особое внимание уделить обеспечению постоянным жильем. Это предусмотрено для тех военнослужащих, которые поступили на службу до 1 января 1998 года. Как вы знаете, сроки здесь поставлены весьма жесткие: к 2010 году их жилищный вопрос должен быть полностью решен, и в первую очередь квартиры будут получать те, кто был уволен с воинской службы под гарантии предоставления жилья, а также те, кому предстоит увольнение в течение ближайших двух лет, или военнослужащие, прослужившие в Армии более 20 лет и в том случае, если они не увольняются. Специально принимали такое решение для того, чтобы не стимулировать людей к увольнению из Вооруженных Сил.
Значительная часть военнослужащих этой группы проходила и проходит службу в пяти регионах Российской Федерации, где жилье дороже, чем в других регионах страны. Это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область и Калининградская область. В этой связи мною было дано поручение выделить для обеспечения военнослужащих жильем именно в этих регионах страны в 2006–2007 годах дополнительно к тем средствам, которые были предусмотрены ранее, еще 30 миллиардов рублей.
Как результат всех этих мер в течение двух лет военнослужащим названной группы запланировано выделить более 18 тысяч квартир. Подчеркну, что дополнительные средства должны быть освоены эффективно и рационально. И сегодня мы обсудим с вами конкретные этапы и сроки выполнения поставленных задач.
И последнее. Министерству обороны уже сейчас необходимо четко проработать вопросы, связанные с формами приобретения жилья, и ряд других организационно-технических деталей.
Я очень рад видеть на этом совещании руководителей регионов Российской Федерации, о которых я упомянул. Но нужно еще договариваться и согласовать свои действия с РАО «ЕЭС России», с «Газпромом» – с целью оптимального энерго- и газоснабжения вводимого жилья. В реализации намеченных планов многое будет зависеть от тесного взаимодействия Минобороны с федеральными ведомствами и региональными органами власти.
(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, пожалуйста.
С.Иванов: Спасибо.
Владимир Владимирович, во исполнение Вашего поручения о снятии социальной напряженности с обеспечением жильем для постоянного проживания военнослужащих в пяти самых проблемных регионах Российской Федерации мы уже осуществили целый ряд мероприятий. И сейчас я хотел бы их довести до Вашего сведения.
Самое простое, что нам в первую очередь уже удалось сделать, это составить категории военнослужащих как по регионам, так и по их критериям, сформировать именные списки на каждую семью военнослужащего, кто будет получать жилье в пяти названных регионах. Это 18400 военнослужащих. Из них 2300 военнослужащих, как Вы уже сказали, это те, кто уволен из Вооруженных Сил в 2005 году с оставлением в списках части под гарантии получения жилья. Вторая категория – 6700 военнослужащих, которые в плановом порядке будут увольняться из Вооруженных Сил в 2006 или 2007 году. И третья, самая большая, категория – 9400 военнослужащих, которые продолжают служить и уже имеют выслугу свыше 20 лет.
Как Вы правильно отметили, мы тем самым стимулируем военнослужащих продолжить службу, а не увольняться, как сейчас часто происходит, потому что, прямо признаем, старшие офицеры все хорошо знают: хочешь квартиру – увольняйся, хочешь служить – продолжай служить, но квартиры не получишь. Вот эту тенденцию мы переламываем.
Распределение указанных категорий военнослужащих по регионам и по видам и родам Вооруженных Сил выглядит следующим образом. Больше всего жилья предстоит построить в Москве и Московской области – 12400 квартир, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 4500 квартир и в Калининграде – 1500 квартир.
Учтена наша полная потребность по типам квартир, то есть вот в этих именных списках, Владимир Владимирович, мы уже твердо знаем, кому однокомнатная, кому двухкомнатная, кому трехкомнатная. Это техническая вещь, она уже выполнена.
Совместно со всеми органами исполнительной власти нам удалось согласовать порядок наших действий. Прежде всего с целью недопущения роста стоимости жилья в крупных городах, таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, выделенные нам по Вашему решению дополнительные средства в объеме 30 миллиардов рублей на два года будут в основном ассигноваться на строительство жилья или долевое участие в строительстве на землях Министерства обороны, то есть на выделенных площадках, которые у нас имеются, поскольку строительство на такой земле самое дешевое. Там уже в ряде случаев есть инженерные коммуникации. Это наиболее эффективная и, я считаю, дешевая форма строительства жилья, что даст нам возможность уложиться в те средства, которые установлены за квадратный метр – 29 тысяч по Москве, 22 тысячи за квадратный метр в Санкт-Петербурге и 16 ровно в Калининграде. Вот в эти цены мы укладываемся при таком подходе и получаем, как я уже сказал, 18400 квартир.
Главным распорядителем всех бюджетных средств у нас назначен уже по Вашему решению Росстрой. Росстрой будет проводить конкурсы с крупными подрядными организациями, которые строят в год как минимум 100–150 тысяч квадратных метров жилья, то есть это солидные строительные компании, располагающие всеми мощностями, и они будут на конкурсной основе на землях Министерства обороны строить это жилье.
Таким образом, цель этой программы заключается в том, чтобы к концу 2007 года 22300 миллионов рублей ассигновать на Москву и Московскую область и в результате этого получить 12 тысяч квартир, что позволит нам снизить очередь бесквартирных военнослужащих на 56 процентов сразу же за два года, больше чем наполовину. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области ассигнуется 6200 миллионов рублей, и мы получим 4,5 тысячи квартир. Снижение очереди бесквартирных офицеров составит 64 процента, это достаточно крупная величина. И в Калининграде – полтора миллиарда рублей, мы получаем на них полторы тысячи квартир и снижаем очередь бесквартирных военнослужащих на 50 процентов.
Возникает закономерный вопрос: а как по другим крупным городам, не вошедшим в пять самых приоритетных, – Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток? У нас есть бюджетные средства, Владимир Владимирович, в том числе и на строительство жилья. Мы их переадресуем на другие крупные города.
В.Путин: Плановые Вы имеете в виду? Это тоже бюджетные.
С.Иванов: Плановые. Плановые средства, да.
И это позволит за счет получения жилья из разных источников, и строительство, и сертификаты и так называемые инвестиционные контракты, снизить очередь бесквартирных военнослужащих в других крупных городах Российской Федерации на 20–25 процентов тоже в течение двух лет.
Таким образом, мы рассчитываем на то, что к 2010 году категория военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года, будет полностью обеспечена жильем для постоянного проживания. И мы наконец эту очень трудную и тяжелую проблему закроем для этой категории.
В.Путин: Количество квартир – 18 тысяч, и объем денежных средств, выделяемых дополнительно, – 30 миллиардов в абсолютных величинах. У нас не будет сбоя в связи с инфляцией?
А.Кудрин: Нет, не будет сбоя.
В.Путин: Почему?
А.Кудрин: Потому что, во‑первых, те контракты и соглашения, которые сегодня со строителями будут заключены, они будут, конечно, учитывать…
В.Путин: Вот именно это я и имел в виду, извините, что я Вас перебиваю, потому что если покупать на вторичном рынке, то прямо вышли с этими деньгами, которые есть, и купили.
А если сейчас вы в стройку втянетесь, я просто опасаюсь, что это может привести к удорожанию строительства по ходу этого строительства. И потом выяснится, что 30 дополнительных миллиардов – не те деньги, на которые мы можем построить 18 тысяч квартир.
В.Яковлев: Мы говорим о фиксированной цене. То есть мы фиксируем, в договорах она будет учитываться.
В.Путин: Это возможно?
Г.Греф: Владимир Владимирович, такая схема продиктована тем, чтобы не допустить всплеска цен на рынке жилья. Если бы мы купили на рынке, то в этом году это привело бы к повышению цен на рынке жилья в этих регионах от 25 процентов и выше. И именно поэтому взято минимальное количество квартир в регионах, которые дополнительно вводятся для того, чтобы в этом году уже предоставить часть квартир военнослужащим. И основная часть жилья будет вводиться в следующем году. За счет дополнительно построенного жилья мы не затрагиваем рынок. Это не повлечет увеличения цен на рынке жилья.
В.Путин: Звучит красиво. Но Вы мне в конце 2007 года только не говорите, что либо квартир не можем построить на 18 тысяч, либо денег не хватает.
Г.Греф: Владимир Владимирович, с деньгами ситуация опять‑таки в случае строительства будет другая, потому что себестоимость строительства практически во всех регионах почти одинаковая. Если мы сейчас будем покупать готовое жилье, то цены будут именно такими, о которых сказал сейчас Сергей Борисович. Если мы будем строить, мы считаем, что цены по Калининграду, наверное, будут порядка 16 тысяч, по остальным регионам цены должны быть значительно ниже. Можно сегодня построить квадратный метр и в Москве, и в Московской области, в Санкт-Петербурге ниже, чем тысяча долларов квадратный метр.
Конечно, если же субъектами Федерации – все предварительные проговоры с губернаторами были – будут приняты решения об освобождении от перечислений местных бюджетов на развитие инфраструктуры.
В.Путин (обращаясь к В.Яковлеву): Владимир Анатольевич, возможно это?
В.Яковлев: Я скажу, что мы обсуждали эту тему не первый раз. Мы согласны с такой позицией, хотя вопросов и проблем действительно очень много. Но мы и с субъектами обговорили все вопросы. И Вы уже в своем вступительном слове сказали, что никаких обременений на эти цели не должно быть. Все, кто выдает технические условия, не должны быть ничем обременены. Ведь у нас всегда пытаются, допустим, все структуры, которые выдают технические условия, увидев, что дают бюджетные деньги: да, давайте мы сразу же нагрузим эти объекты… Нет, вот этого не должно быть. И исходя из этого мы и говорим, что на первом этапе для того, чтобы процесс пошел – мы на два этапа разбили – на первом этапе часть жилья как дольщиков там, где уже начаты площадки, ведется строительство, купить. Конкурс Росстрой уже объявил. Конкурс будет проводиться в середине марта. На вторую часть там, где необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию, выдавать разрешительные какие‑то позиции, необходимо конкурсы провести и определение генеральных подрядных организаций не позже апреля-месяца, поскольку сама процедура действительно такая сложноватая. Поэтому мы и с субъектами оговорили, что здесь не должно быть особых задержек по оформлению этих процессов.
В.Путин: Хорошо.
В.Яковлев: Но и главное то, что многое будет строиться ведь на землях Минобороны.
В.Путин: Ладно.
(Обращаясь к Ю.Лужкову.) Юрий Михайлович, самая дорогая стройка все‑таки в Москве.
Ю.Лужков: Владимир Владимирович, мы все предварительно вопросы оговорили с Министерством обороны и во исполнение Вашего поручения эту задачу приняли, оговорили объемы. В течение двух лет мы этот объем принимаем к исполнению и реализуем. Конечно, Герман Оскарович прав в своих оценках о том, что стоимость жилья меньше суммы для нас 29. И я только хотел бы немножечко, Владимир Владимирович, с Вашего позволения, раскрыть тему поподробнее.
В.Путин: Пожалуйста.
Ю.Лужков: Стоимость квартиры сегодня складывается из стоимости земли – земля ценится, – из стоимости инженерной инфраструктуры, которой у нас отчаянно не хватает и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Московской области, просто отчаянно, особенно по электроэнергии. Стоимость квартиры еще и включает в себя стоимость объектов социальной сферы. Без школы, без детского сада, без почтового отделения, без транспорта эту задачу решить невозможно.
Поэтому когда мы говорим об этом ограничении, а здесь несколько ограничений, во‑первых, объем средств – понятно, во‑вторых, объем жилья – тоже понятно. Третье, самое опасное, я согласен с Германом Оскаровичем, ограничение заключается в том, чтобы не допустить повышения цены на рынке, на вторичном рынке жилья в наших городах.
Все это можно решить. По нашим подсчетам, мы в этом году выделяем 277 тысяч квадратных метров. Это решает первую задачу 2006 года. В будущем году мы такой же объем реализуем за счет предоставления Министерством обороны своей земли в городе Москве для этого строительства. Правда, по 2006 году эта земля не готова для того, чтобы на ней строить из‑за полного отсутствия энергоструктуры, инженерной структуры.
Поэтому мы нашли решение. Берем один из массивов массового жилищного строительства в Москве, его реализуем для обеспечения жильем военнослужащих Министерства обороны, а затем землю, которую нам предоставляет Министерство обороны, получаем в качестве компенсации за выделенный этот участок. Соответствующие компенсации – в приросте стоимости. Мы посчитали, и опасение – это было одно из первых наших опасений, как это повлияет на рынок цен в Москве, я могу сказать, что та задача, которая сегодня ложится на Москву, нами принимается – и цены на рынке не будут подниматься из‑за того, что мы предоставляем достаточно большой объем жилья для военнослужащих Министерства обороны.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к В.Матвиенко.) Валентина Ивановна, как в Питере относятся к этой программе, какие Вы видите сложности и как Вы вообще оцениваете перспективы ее реализации?
В.Матвиенко: Владимир Владимирович, с Министерством обороны мы согласовали все предварительные вопросы, подписано соглашение, создана межведомственная комиссия, определили территорию под застройку. Она достаточна для строительства еще большего количества жилья, эта территория – земли Министерства обороны в Пушкине. Мы уже завершили межевание. Сейчас завершаем план планировки этой территории. У нас нет никаких сомнений, что эту задачу можно выполнить. Но есть несколько условий.
Первое. Строительство социальной инфраструктуры город берет на себя с тем, чтобы облегчить этот проект, то есть детские сады, школы – все это мы будем строить за свои бюджетные деньги. Мы готовы помочь в обеспечении инженерной инфраструктурой опять‑таки то, что зависит от города. И не потому, что кто‑то будет выставлять придуманные технические условия. Объективно там надо провести работы по подготовке инженерной инфраструктуры, ее там нет, и это требует затрат. Но, чтобы нам уложиться в ту сумму, которая есть, эту часть расходов город будет вынужден взять на себя. И мы это согласовали с Сергеем Борисовичем.
Но что касается платы за подключение по обеспечению электричеством, это огромные платежи, которые выставит РАО ЕЭС. Это частная компания, на которую мы не влияем. Поэтому я присоединяюсь к просьбе, чтобы этот вопрос был урегулирован: либо чтобы они не брали платежи и тогда выполнили за счет своих средств, которых у них нет, либо чтобы были найдены какие‑то решения. Вот это самое узкое у нас место – инженерная подготовка, с точки зрения обеспечения электроэнергией.
Что касается сроков: поскольку решение Вами принято о выделении средств, по существующему законодательству предполагается, что изменения в бюджет будут внесены в марте, наверное, роспись – в апреле. Если конкурс будет объявлен в апреле, то это поздно, мы тогда программу этого года не выполним.
Поэтому с учетом того, что все согласовано, может быть, дать согласие Госстрою, чтобы они уже в феврале объявили конкурс, в марте подвели итоги при гарантиях, что эти деньги будут выделены, потому что конкурс будет проводиться на проектирование и строительство одновременно. Проектов нет. Тогда мы могли бы успеть эти 100 тысяч квадратных метров до конца года построить. Мне кажется, не надо тянуть до апреля проведение. Конкурс требует 30 дней, подведение итогов – то есть мы «пролетаем», два месяца теряем. А если бы нам удалось в марте подвести итоги, то с первого апреля уже та компания, которая выиграет, могла бы начинать проектирование и строительство. Причем по цене предел понятен для Петербурга. Значит, за счет торгов, может быть, эта цена даже несколько снизится.
Для бюджетного строительства то, что мы строим, эта сумма напряженная, но нормальная. Если покупать на рынке, по такой цене в Петербурге на рынке уже купить невозможно. Поэтому выгоднее строить дешевле. И за счет объемов 2006–2007 годов мы можем уложиться в эту сумму и построить точно то количество, которое требует Минобороны. Я бы пошла дальше, я бы вообще объявила конкурс и на 2006-й, и сразу на 2007-й годы. Тогда точно мы до конца 2007-го в полном объеме ввели бы жилье.
У нас все вопросы согласованы. Других проблем нет.
В.Путин (обращаясь к Б.Громову): Борис Всеволодович!
Б.Громов: Владимир Владимирович, у нас все вопросы с Министерством обороны, Росстроем решены. Есть совместная рабочая группа. Тоже есть соглашения подписанные. Определены все муниципальные образования и города, где строить, и на землях Министерства обороны семь таких муниципальных, это 9200 квартир.
И по долевому участию. В этом году 530 квартир по долевому участию 29 тысяч за квадратный метр и на будущий год – 2200. Но у нас возможностей есть больше. Мы предлагаем, мы можем сумму эту довести в этом году до 1700 квартир и на будущий год – до 3 тысяч квартир. То есть возможности по этому поводу все есть.
Что касается инженерной, социальной инфраструктуры, то мы берем полностью все на себя, в том числе и на землях Министерства обороны с тем, чтобы войти вот в эту общую сумму. То есть я никаких проблем не вижу. Единственное, я тоже поддерживаю вопрос, связанный с объемами лимитов на газ, в том числе примерно 50 надо миллионов кубов в год газа, и электроэнергия. Мы подсчитывали, примерно 100 мегаватт. Вообще с электроэнергией тяжелый вопрос очень.
В.Путин (обращаясь к В.Сердюкову): Валерий Павлович!
В.Сердюков: Мы тоже рассмотрели все вопросы с Министерством обороны. Нам поставлена задача – 1400 квартир за два года. Мы в этом году за счет строительства уже имеющегося, нашего строительства, муниципального, и других структур готовы предоставить до 400 квартир по цене, по которой определено. Возможно, даже и чуть-чуть ниже.
Мы готовы и в следующем году за счет уже начавшегося строительства и определенных тех территорий, которые согласовали с Министерством обороны, до 2250 квартир обеспечить по этой цене, не ставя вопросы о социальной инфраструктуре, не ставя вопросы о коммунальной инфраструктуре, за исключением лимита газа и лимита электроэнергии.
В.Путин (обращаясь к Г.Боосу: Георгий Валентинович!
Г.Боос: Спасибо. Нам поставлена задача 1500 тысяч квартир по 16 тысяч рублей за квадратный метр. У нас средняя цена, которая сегодня сложилась в регионе, 22 тысячи рублей за квадратный метр. Поэтому это означает, что мы, конечно, должны найти способы решения по развитию инфраструктуры, взяв их на себя, и по развитию социальных объектов, взяв их на себя. Мы возьмем их на себя, найдем механизмы с Министерством обороны, как компенсировать: в счет передаваемых земель или другими способами. Для нас, конечно, в принципе это большая доля рынка. Если мы в 2005 году построили 265 тысяч квадратных метров, то 50 тысяч квадратных метров, если мы должны из них отдать в год, это означает, конечно, большой всплеск цены.
Мы сейчас проводим мероприятия по активизации объемов жилищного строительства, и принята программа предварительно уже на правительстве области по развитию коммунальной инфраструктуры соответствующей. Сейчас со строителями и застройщиками мы обсчитываем свои возможности на этот год. С этим объемом, который нам выделен, мы справимся на 100 процентов. Думаю, что мы можем даже справиться с большим объемом. И предварительно я говорил уже, докладывал подчиненным Сергея Борисовича, что мы готовы, по предварительной оценке, количество вводимого жилья для военнослужащих по этой цене, на этих условиях компенсаторики даже удвоить.
В принципе особых трудностей не видим. Единственное, у меня есть просьба подойти дифференцированно по определению требований к застройщикам, к строительной организации, потому что условия 100–150 тысяч квадратных метров в год, когда у нас всего 265 тысяч в год строилось, означает, притом что у нас в принципе работает на рынке порядка 25 компаний, это означает, что мы просто их все должны отсечь, должны прийти другие компании, которые имеют такие показатели, но тогда мы эту тему переносим на два-три года.
Поэтому я прошу подойти здесь дифференцированно, я готов дать свои гарантии по выполнению поставленных задач и благонадежности этих компаний, что здесь не будет никаких проблем со стороны области в исполнении обязательств, но дать нам возможность уменьшить этот порог.
В.Путин: А создание социальной и инженерной инфраструктуры за счет регионов – это все регионы берут на себя? Или только Петербург, Московская область и Ленинградская область? Вы тоже?
Г.Боос: Берем.
В.Путин: И, Юрий Михайлович, Москва тоже?
Ю.Лужков: По электроэнергии…
В.Путин: Нет-нет, я имею в виду инженерную, без электроэнергии, без газа. Вот «социалка» – детский сад…
Ю.Лужков: Все остальное мы берем на себя, конечно.
В.Путин: Что касается конкурса, то, думаю, вполне можно было бы раньше провести. Деньги гарантированно будут выделяться, поэтому тянуть нет никакого смысла.
Я бы на чем хотел внимание сосредоточить в той части, которую мы сейчас закончим.
Все здесь присутствующие несут практически персональную ответственность за очень важный социальный проект, от которого в значительной степени зависит самочувствие и в Вооруженных Силах Российской Федерации, и от качества реализации которого граждане страны вполне могли бы сделать оценку того, насколько федеральные и региональные органы власти в состоянии эффективно исполнять приоритетные для страны задачи. Очень прошу вас отнестись к этому с полным вниманием и самым серьезным образом.