К.Фролов: Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемые члены Общественной палаты!
Общественная палата Российской Федерации сформирована и приступает к работе. По решению Совета старейшин, старших членов палаты, мне поручено открыть первое пленарное заседание Общественной палаты Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Общественная палата Российской Федерации стала реальностью благодаря инициативе и активной поддержке Владимира Владимировича Путина. Позвольте мне от вашего имени поблагодарить Владимира Владимировича за это, а также за предоставленную возможность провести первое пленарное заседание Общественной палаты в Кремле.
Спасибо.
В.Путин: Уважаемый Константин Васильевич!
Коллеги! Дорогие друзья!
Прежде всего хочу поздравить вас с началом работы Общественной палаты Российской Федерации.
Сегодня мы фактически подводим черту под важным организационным этапом – созданием этой принципиально новой структуры, призванной содействовать развитию гражданского общества, структуры, которая, как я надеюсь, станет площадкой для согласования позиций по существенным вопросам государственной политики и сформирует на этой основе сугубо демократические инструменты сотрудничества общественности и государства, органов власти и управления.
В состав палаты вошли лидеры общественных движений, известные публицисты, правозащитники, ученые, религиозные деятели, многие из тех, кто имеет широкую поддержку и личный авторитет в обществе, кто уже немало сделал для продвижения гражданских инициатив, для утверждения демократических прав и свобод граждан.
И как членам Общественной палаты вам предстоит решать содержательно новые задачи, включая создание действенных каналов связи общественных организаций и государственных органов: имею в виду функции палаты по проведению общественных экспертиз, общественного контроля, а также выработке рекомендаций органам власти. Главное здесь – на деле практически добиться роста влияния граждан и общественных институтов на власть.
Для меня как для главы государства России важно, чтобы уважение общественного мнения, уважение интересов и потребностей конкретного человека стали ключевым ресурсом повышения эффективности работы власти на всех ее уровнях.
Уважаемые коллеги, большое значение имеют и функции палаты по контролю за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации. Думаю, при их осуществлении перед палатой встанет двуединая задача: во‑первых, добиться объективности освещения в СМИ общественной жизни страны и, во‑вторых, способствовать реальной независимости информационных средств и каналов.
Конечно, подходы Общественной палаты к осуществлению полномочий будут формироваться постепенно в самом процессе ее деятельности. Однако, как и во всяком деле, многое будет зависеть, конечно, от первых шагов, от первых решений. И в этой связи хочу привлечь внимание к ряду важных, на мой взгляд, моментов.
Прежде всего, рассчитываю, что ваша работа будет способствовать утверждению в обществе принципов взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, внесет свой вклад в формирование высокой культуры общественной жизни, культуры, обладающей прочным иммунитетом от каких бы то ни было проявлений вражды, национальной или религиозной розни. Любые проявления, любые призывы к ненависти и нетерпимости должны становиться для их авторов концом общественной, а значит, и политической карьеры в России. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку по этому направлению работы.
Во‑вторых, полагаю, что при осуществлении своих функций члены Общественной палаты проявят присущее им умение сотрудничать, договариваться и консолидировать усилия других групп российской общественности. И будет, безусловно, полезно, если вы сумеете собрать вокруг себя экспертные сообщества по всей стране, активизируете тем самым и их, и общественную, и профессиональную жизнь в целом. Надеюсь, что вы вовлечете в общественную работу самые широкие слои населения с тем, чтобы граждане на практике понимали, как устроена власть в стране, чтобы не чувствовали себя отчужденными от принимаемых властью решений.
В‑третьих, в соответствии с нормами закона об Общественной палате работа в ней строится без какой‑либо политической ангажированности, вне партийных предпочтений. И потому ее главными лозунгами должны стать профессионализм и компетентность. На этих, как мне кажется, принципиальных основах вы сможете успешно решать самые крупные задачи. В их числе речь, конечно, пойдет и о реализации национальных приоритетов, национальных проектов. Некоторые из вас, из тех, кто находится сегодня в этом зале, принимали самое активное участие в их выработке, в том числе и в составе консультативных органов при Президенте России. Очень важно здесь наладить действенный общественный контроль за расходованием огромных бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Рассчитываю, что и на нынешнем этапе, этапе реализации проектных мероприятий палата самым активным образом подключится к осуществлению первоочередных мер в сферах образования, здравоохранения, жилищной и сельскохозяйственной политики.
Другое значимое направление будущей работы связано с регулированием деятельности некоммерческих организаций. Определенная работа, весьма позитивная, вашими коллегами уже проделана. Внесены конкретные предложения по правовым основам деятельности некоммерческих организаций. Многие из них учтены Государственной Думой Российской Федерации при принятии закона. И теперь необходимо, чтобы и правоприменительная практика была взята под контроль общественности.
Думаю, Общественная палата может выступить также в роли эксперта при решении спорных вопросов, возникающих в этой сфере, общественная палата может стать столь же авторитетным советом при определении тех общественных проектов и инициатив, которым нужно оказать государственную финансовую поддержку.
Впервые общественные объединения получат бюджетные гранты. На эти цели в нынешнем году выделяются весьма значительные суммы – 500 миллионов рублей.
И еще одно важное направление – развитие в нашей стране благотворительности. Сложилась весьма парадоксальная ситуация. Россия по праву гордится богатой и яркой историей бескорыстных, подчас жертвенных, поступков и начинаний своих граждан. Но в современной жизни социальный престиж благотворительности остается недостаточным.
Вместе с тем милосердие, соучастие в проблемах ближних, безвозмездная помощь тем из них, кто попал в трудную ситуацию, кто нуждается в поддержке, – это качества, которые внутренне присущи всем народам Российской Федерации, качества, которые помогали нашим народам переносить лихолетье и побеждать невзгоды. В них черпает силу и дух национальное единение. При этом благотворительность – это и реальная социальная программа, и она обладает огромным и пока недооцененным потенциалом позитивных общественных изменений.
Рассчитываю, что Общественная палата сможет внести весомый вклад в формирование в стране условий, содействующих деятельности филантропов, меценатов, благотворительных организаций.
И в заключение подчеркну: на Общественную палату возлагаются большие надежды. Люди ждут от вас действительно необходимых и значимых инициатив.
Еще раз поздравляю вас с началом работы и желаю успехов.
Благодарю вас за внимание.
К.Фролов: Спасибо, Владимир Владимирович, за добрые слова и пожелания Общественной палате.
Члены Общественной палаты хотели бы выступить. Разрешите предоставить слово Евгению Павловичу Велихову.
Е.Велихов: Спасибо, Константин Васильевич.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Константин Васильевич!
Глубокоуважаемые члены Общественной палаты!
Нас собралось здесь 126 избранных в соответствии с Законом представителей российской общественности – собрались сегодня в этом чудесном зале российской славы для того, чтобы положить начало деятельности Общественной палаты России. Это Ваша инициатива, Владимир Владимирович, и это очень важный шаг на пути способствования развитию гражданского общества, пути. Мы надеемся, что это будет и важнейшая веха в тысячелетней нелегкой и подчас драматической истории российской гражданственности. История эта, к сожалению, часто омрачалась глубокими конфликтами власти и общества с трагическими последствиями для России. В свое время поэт писал: «И нет нигде такого безначалья, и власти нету более крутой».
Сегодняшняя ситуация взаимного понимания, поддержки и сотрудничества общественных организаций и государства открывает новые возможности совместного творческого труда. Ну а те неизбежные трудности, которые всегда возникают на сложном пути, я уверен, мы преодолеем взаимными усилиями.
Я думаю, что я выражу общее наше ощущение торжественности и волнительности этого момента для каждого из нас, и наше общее желание послужить по мере наших возможностей пользе строительства гражданского общества в России. Мы понимаем, что это огромное доверие к нам, первому призыву Общественной палаты, и огромная ответственность наша перед вами, выдвинувшими нас общественными организациями, и каждым гражданином нашей Родины.
Общественная палата призвана обеспечить согласование интересов общества, граждан, общественных организаций, всех ветвей власти для решения важнейших вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав, свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, способствовать привлечению граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, национальных приоритетов, укреплению взаимопонимания и доверия между общественными и государственными организациями. Важнейшим элементом должна стать экспертиза законов и подзаконных актов Правительства, наблюдение за реальным воплощением их в жизнь.
Наша задача – это выдвижение и поддержка инициатив, развитие самодеятельности и социальной активности наших граждан, духа способного предпринимательства и предприимчивости. Важнейшая функция – общественный контроль власти, искоренение коррупции и стяжательства.
В свое время Ганди писал: «Признавайте и следите за вашими обычаями, чтобы они стали вашими ценностями. Понимайте и уважайте ваши ценности, чтобы они стали вашей судьбой».
Мы ничего не добьемся без самой широкой поддержки и опоры на общественные организации. И они в свою очередь требуют внимания и поддержки государства. Традиции благотворительности у нас, к сожалению, еще очень слабы, и законодательство отнюдь их не поддерживает. Мы должны активно поддержать деятельность и общественных палат, и аналогичных организаций в регионах.
Мы рассчитываем на то, что Общественная палата будет играть существенную роль в формировании просвещенного и системного общественного мнения в стране, но ни в коей мере не собираемся конкурировать в этом в средствах массовой информации. Наша задача – установить взаимопонимание и сотрудничество с ними. Нашим приоритетом должна стать забота о физическом и духовном здоровье нации, о развитии тяги к знаниям не только как к источнику материального процветания, но как главной силе, объединяющей человечество.
Все эти грандиозные задачи, поставленные перед нами, законом мы не решим, если прежде всего сами не организуемся, не выработаем строгие процедуры и правила работы и не будем жестко им следовать. Вот, собственно, к этому мы должны немедленно приступить.
Спасибо.
К.Фролов: Спасибо, Евгений Павлович.
Разрешите предоставить слово Ирине Константиновне Родниной, члену Общественной палаты.
И.Роднина: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Общественной палаты!
Сегодня действительно очень важный день, первый день работы совершенно нового института гражданского общества, который имеет огромный потенциал, и это новый этап в демократическом развитии нашей страны.
Создание Общественной палаты – это смелый шаг, который сделало государство навстречу гражданскому обществу. Каждый из нас представляет различные негосударственные объединения. Мы задолго до создания Общественной палаты имели опыт защиты интересов граждан. Я надеюсь, это нам поможет и в дальнейшей работе. Предпринимались и ранее попытки создания общественных органов при органах власти, но не все они были успешными прежде всего из‑за отсутствия реальных механизмов влияния гражданских инициатив на действия законодательных и исполнительных органов власти. У Общественной палаты ситуация намного лучше, потому что основные формы деятельности закреплены законодательно.
Однако, чтобы этот закон был работающим, а не декларативным, необходимо внести дополнения о взаимодействии с палатой в регламент работы Правительства России, Государственной Думы, Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, потому что, как показала первая практика взаимодействия Общественной палаты и государства, не все чиновники готовы к конструктивному диалогу. К счастью, готов Президент – и это внушает оптимизм.
Считаю, что Общественная плата должна быть не только площадкой для обсуждения вопросов взаимодействия государства и гражданского общества, но должны быть и какие‑то реальные дела. И, наверное, создание при Общественной палате фонда поддержки гражданских инициатив будет хорошим делом. Через систему грантов можно поддерживать деятельность общественных организаций, формировать приоритетные эти действия, развивать гражданские институты в интересах всего общества.
Используя общественные организации, мы можем осуществлять мониторинг в различных сферах и в различных регионах. И тогда, используя мониторинговые проекты, Общественная палата будет иметь свежие и объективные данные с мест для формирования аргументированных запросов руководителям регионов, в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений нашей деятельности, наверное, станет и непосредственное участие в реализации четырех национальных проектов. Грамотное решение этих проблем в образовании, сельском хозяйстве, медицинском обслуживании, возможность обеспечить миллион граждан России современным и доступным жильем – эти меры способны в короткий исторический период вывести нашу страну на новый уровень.
Но я бы хотела сказать здесь еще об одном национальном проекте, пятом проекте, который уже, к счастью, получил финансирование. Это федеральная целевая программа по физической культуре и спорту. Здоровье нации – это отвлечение молодежи от всех известных пороков, это повышенная работоспособность, это обороноспособность и престиж страны. И физическое здоровье нации – это и моральное здоровье нации, а это значит – и будущее. Тогда все проекты, которые ставит перед собой страна, могу решаться успешно. Тем более перед нашей страной стоят серьезные и очень амбициозные задачи. И решать их может молодое и здоровое поколение. И решать эти задачи должна не власть, а вся страна: это государство, общество и каждый гражданин в отдельности.
Я думаю, что каждый, кто находится сегодня здесь, понимает, какая ответственность перед нами в решении этих задач, потому что каждый готов отдать все свои силы на решение всех вопросов в интересах рядового гражданина и на благо всей нашей страны.
Спасибо.
К.Фролов: Спасибо, Ирина Константиновна.
Слово предоставляется Анатолию Григорьевичу Кучерене, принимавшему активное участие в работе по формированию Общественной палаты.
А.Кучерена: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Константин Васильевич!
Уважаемые коллеги!
Мне очень приятно, что вы мне в свое время доверили заниматься организационными вопросами. Я могу сказать сегодня в этом зале, что я за это время приобрел друзей, я приобрел дружбу с вами. И могу сказать, что мне было легко с вами работать, несмотря на то, что мы собрались с вами по организационным вопросам, мы не знали, что делать, поскольку у нас это новый проект и никаких шпаргалок у нас не было. Мы тем не менее всегда с вами, как вы помните, обсуждали вопросы, в том числе все, что происходит в государстве. Мне кажется, даже на какой‑то период мы забывали вообще, что нам надо писать регламент и обсуждать те организационные вопросы, которые мы должны были обсуждать.
Я могу сказать, что за этот период времени в адрес членов Общественной палаты, в адрес Общественной палаты уже поступило достаточно много писем. Я только получил 200 с чем‑то писем, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что люди, когда услышали, что создана Общественная палата, и когда они узнали, кто вошел в Общественную палату, для них самое главное сейчас – это вера в то, что мы сможем что‑то сделать.
Конечно же, из тех писем, которые приходят в наш адрес с вами, – конечно, существуют разные письма, – но я рад тому, что и приходят письма, где люди проявляют гражданскую инициативу, где люди предлагают конкретно усовершенствовать взаимоотношения между обществом и государством. И это похвально, потому что я могу сказать, что в нашей стране все‑таки есть неравнодушные люди, которым небезразлично, как будет развиваться Россия.
Я, кроме тех организационных вопросов, которыми мне приходилось заниматься, хочу несколько высказать своих соображений по будущей работе Общественной палаты.
Я абсолютно убежден, что мы должны прежде всего поверить в себя, поверить, что ту ношу, которую мы на себя взвалили или взвалим в будущем, мы сможем донести. На мой взгляд, принципиально важно, чтобы каждый из нас отвечал за каждое слово, которое будет звучать не только в стенах Общественной палаты, но и в средствах массовой информации. Мне кажется, это крайне важный вопрос, потому что мы прекрасно знаем и слышим, когда некоторые политики, высказывая те или иные соображения по поводу национальных, межнациональных вопросов, иногда подталкивают к достаточно сложным, кризисным вопросам в этой области. Поэтому я считаю, что на нас с вами будут смотреть как на людей, которым поручено выступать от имени общества. И главное, это доверие не потерять. Это принципиально важный вопрос.
Далее, что касается тех задач, которые поставлены перед нами законом об Общественной палате. Меня очень часто спрашивают: а что такое контроль власти? И все полагают, что это госконтроль, который был в советский период времени. Это не так. Мы не только должны контролировать. Каждый из нас, являясь квалифицированным экспертом в той или иной области, должен помогать, должен своим опытом, своими добрыми делами показывать нашим чиновникам, как нужно сделать, посоветоваться с людьми и прийти, и, не стесняясь, предложить выход из той или иной ситуации.
Мы прекрасно понимаем, как иногда трудно принимать те или иные ключевые решения в области государственной политики. И сейчас есть возможность, принимая те или иные решения, опереться в том числе и на общественное конструктивное мнение. И мы должны этому способствовать.
Крайне важный вопрос – нравственный вопрос. И хотим мы или не хотим, нам в любом случае придется касаться и вопросов молодежи, и вопросов социальных, экономических.
Я хотел бы несколько слов сказать, когда у нас шла речь о формировании комиссий, я помню, какие были дебаты. Из тех поправок, которые поступили от всех членов Общественной палаты, свыше 70, было предложено свыше 40 комиссий, то есть каждый старался предложить свою комиссию. И было очень сложно выработать всего 17 комиссий. И отрадно, что у каждого из нас есть боль, есть тревога за то, что происходит в обществе. Я думаю, что мы должны справиться, мы обязаны справиться с той задачей, которая перед нами поставлена.
Также в законе есть такая формулировка, как общественная экспертиза законопроектов. Мы с вами непосредственно активно занимались поправками к закону «О некоммерческих организациях». Я хорошо очень помню, как было воспринято в обществе, в том числе некоторыми депутатами, какая была реакция: кто вы такие, почему вы требуете что‑то? И, несмотря на это, мы вместе с другими членами Общественной палаты, рабочая группа, мы активно занимались. Мы приезжали в Государственную Думу, мы вместе с депутатами вырабатывали те принципы, которые должны были все‑таки войти в этот закон «О некоммерческих организациях». И, несмотря на это, все равно в обществе существует критика, что вроде бы Общественная палата не добилась своего. Я считаю, что мы много чего добились, и никто нам не мешает в будущем вернуться опять к этому закону, если мы убедимся в том, что этот закон тормозит развитие гражданского общества в России.
Я бы в завершение своего выступления хотел бы сказать, что, возможно, наши «капли дождя» будут падать на раскаленную землю, но давайте мы сделаем все возможное, чтобы будущим членам Общественной палаты было легче, чтобы их «капли дождя» падали в плодородную почву во имя процветания великой России.
Спасибо за внимание.
К.Фролов: Спасибо, Анатолий Григорьевич.
Разрешите предоставить слово Леониду Михайловичу Рошалю. Леонид Михайлович Рошаль хорошо известен не только членам Общественной палаты, но и во всем мире.
Леонид Михайлович, пожалуйста.
Л.Рошаль: Господин Президент!
Члены Общественной палаты! Присутствующие гости!
Мое выступление будет несколько более приземленным.
Я понимаю так, что Президент при определении четырех национальных проектов основывался на требованиях и потребностях гражданского общества. По‑другому жить нельзя. И когда говорят, что у нас нет гражданского общества, это неправда. Его невозможно создать, невозможно запретить. Игнорировать мнение – можно. Гражданское общество всегда есть, только не всегда мнение его оформлено институтами гражданского общества. Общественная палата, опирающаяся на общественные организации, на аналогичные структуры в регионах, с моей точки зрения, должна стать дополнительным проводником мнения и защитой большинства граждан России, гражданского общества.
Об эффективности работы нашей палаты можно будет судить, с моей точки зрения, приблизительно через год. Жизнь ответит на практический вопрос: нужна ли нам при наличии Думы и Совета Федерации еще одна структура. Сегодня я полагаю, что нужна. Я смею предположить, что если бы мы были раньше, то недостатков в 122-м и в законе о разграничении полномочий было бы гораздо меньше.
Общественная палата начала работу активно. Я считаю грубой политической ошибкой, прежде всего, Думы что она не прислушалась к нашей просьбе – отложить обсуждение законопроектов, затрагивающих интересы общественных организаций, которые мы представляем, до полного формирования Общественной палаты и консолидированного мнения Общественной палаты о законе. Участие отдельных членов нашей палаты в этом обсуждении положительно, но оно отражает их только личную точку зрения.
Нам указали на наше место – как выразился один депутат, «мы вас прижмем к ногтю». Это недальновидная политика и негосударственная. Мы не хотим конфронтации. Мы хотим спокойной совместной работы. Абсолютно ничего не произошло бы, если бы мы начали обсуждать этот законопроект сегодня, не сегодня, не вчера, а сегодня, в январе или феврале. Нужен нам этот закон? Нужен. Но какой? Нам не хватает восточной мудрости, мы куда‑то торопимся, спешим и делаем ошибки.
Этот первый блин, я считаю, прошел комом. Но для того чтобы наша работа была более эффективной, хорошо было бы, чтобы Вы, Владимир Владимирович, до подписания законов, после обсуждения их Думой и Советом Федерации, направляли их на короткий срок к нам и выслушали наше мнение, дополнительное мнение представителей гражданского общества. Вы можете не согласиться с нами, но наше мнение, надеюсь, будет искренним.
Второе заявление Общественной палаты касалось буйного расцвета ксенофобии и фашизма. Я не участвовал в его подготовке, но полностью согласен. Мы раньше возмущались ку-клукс-кланом США, с удовольствием смотрели фильм «Цирк», а сейчас, когда у нас линчуют черных и нечерных, когда проливается кровь, – это уже серьезно. Когда люди становятся изгоями по цвету кожи, национальности и религии – это путь к развалу России, чего многие добиваются на Западе, а может быть, и финансируют это. Это нужно понять. Реакция государства и, в частности, правоохранительных органов – слабая.
С моей точки зрения, думцев, подписавших первое известное письмо, следовало бы сразу лишить депутатской неприкосновенности и судить за разжигание национальной розни. Считаю, что у них руки запачканы брызгами.
Главная задача Общественной палаты, с моей точки зрения, – это снять напряжение в обществе по социальным вопросам. И среди них один из важнейших – здоровье нации и здравоохранение. Разброд и шатание Минздравсоцразвития, отсутствие углубленной проработки вопросов и принятие скороспелых, а иногда вредных решений, не выдерживают никакой критики. Сегодня это, скажу русским словом, бардак. Это Министерство больше, чем какое‑либо другое «подставляет» Вас, Владимир Владимирович. И один из тех, кто это делает, господин Хальфин, вдруг назначен заместителем Министра! Это хуже, чем шутка.
Я неоднократно спрашиваю, куда делись сотни миллионов долларов, взятых в долг у Всемирного банка на модернизацию здравоохранения в России, ожесточенно продвигаемую господином Хальфиным и другими, кстати, некоторыми членами Вашей Администрации. Ведь Россию можно разрушать по‑разному. Если мы не поймем это, так и те деньги, которые Вы выделили на нацпроект, не дадут эффекта.
Я лично поддерживаю Ваше решение о повышении заработной платы в первичном звене. Это единственно правильный путь. Но те, кто готовил Вам это постановление, сразу «заложили бомбу», которая сработала моментально и вызвала огромное неудовольствие и разлад. И Вас снова «подставили» – праздник не получился: забыли про фельдшеров ФАП, врачей скорой помощи, узких специалистов поликлиник – наше российское достижение, врачей школьно-дошкольных отделений поликлиник – основу нашей профилактической работы. Причем это не очень большие деньги. Сейчас на ходу латаем. Это «бомба» не только против Вас – она окончательно разрушит поликлиническую сеть. Уйдут узкие специалисты из поликлиник. Этого хотят в Минздраве? Вместо укрепления – развал.
Мне представляется, что Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который активно взялся за работу, нужно опираться не только на представителей Минздрава и тех, кого они ему подсовывают, устраивая потемкинские деревни, а нужно посоветоваться с медицинской общественностью на незаформализированных, подчеркиваю, встречах. Следует разобраться, почему бюджет некоторых федеральных медицинских учреждений стал хуже после принятия национальных программ, и вернуться к проблеме квот, совершенно неприемлемой для здравоохранения. Я хочу объяснить нашим финансистам, что квоты на лечение никакого отношения к инфляции не имеют, как и укрепление материально-технической базы. Почему человек должен умирать, если у него нет денег на лечение? Я не касаюсь проблем дорогостоя, обеспечения лекарствами, страхования. Есть над чем работать. Главный вопрос нашего здравоохранения сегодня – повышение качества и доступности медицинской помощи, что напрямую связано с демографией. Мы этого не достигнем без решения кадровых задач, компьютеризации, оснащения и увеличения финансирования здравоохранения от позорных 2,8 процента до 5–6 процентов. Это должны прежде всего понять Минэкономики и Минфинансов и не планировать дальнейшее снижение этих показателей до 2,2. Пусть руководители этих министерств идут и лечатся в наших районных поликлиниках и городских больницах, в которых получают лечение более 80 процентов населения страны. Тогда завтра у нас будет не 2,2, а 10 процентов от ВВП, как в других странах.
Мы планируем в самом ближайшем будущем создать общественный экспертно-медицинской совет России, куда войдут и депутаты Думы, с которыми мы очень тесно работаем по здравоохранению, и Совета Федерации, представители Счетной палаты, Совета при Президенте по развитию гражданского общества, медицинских общественных организаций, руководителей региональных министерств и Департамента здравоохранения и отдельные по‑государственному мыслящие медицинские работники – от фельдшеров до профессоров. Народ у нас мудрый. Нужно больше с ним общаться и советоваться.
Прошу Вас, господин Президент, поддержать эту идею. Мы должны трезво оценить, где мы и куда мы идем, – с перспективой на десятки лет вперед. Мы понимаем, что в один день все вопросы не решить, но жизнь короткая, и стремиться к этому надо. Но что можно решить быстро – это восстановить Министерство здравоохранения России. Нам нужно научиться не будоражить общественность, а делать общественность своим другом, который бы принимал и понимал принимаемые решения. Мы плохо объясняем народу, почему мы что‑то делаем, а ставить Вас, господин Президент, в положение, что Вам постоянно надо оправдываться и разъяснять суть решений, – это негоже.
Сегодня в большинстве стран мира, в том числе в странах «восьмерки», недовольны качеством и доступностью медицинской помощи. Это вообще может стать предметом обсуждения в период нашего времени [председательствования] в «восьмерке», Владимир Владимирович. Нужно организовать ряд встреч по обмену опытом на уровне народной, подчеркиваю, дипломатии. Нам есть что позаимствовать у них, прежде всего компьютеризация системы и прочее – и, говорю со знанием дела, и у нас. Я только что вернулся из Германии. Не только восточные немцы хотят вернуться к прежней советской системе здравоохранения. Копировать экспериментально идеи английской системы нам не нужно. Вообще хватит экспериментировать и слушать зарубежных консультантов, пусть сначала у себя наведут порядок. У нас свой и неплохой путь. Думаю, что мы вправе предлагать миру нашу отечественную, экономически обоснованную и социально выгодную, подчеркиваю, структуру здравоохранения. Только нам следует реанимировать ее сначала. И, надеюсь, национальный проект будет способствовать этому и, вне сомнения, Общественная палата Российской Федерации тоже. Благотворительность без изменения Закона о благотворительности у нас так и останется пустой бумажкой.
Благодарю вас за внимание.
К.Фролов: Спасибо, Леонид Михайлович.
Разрешите предоставить слово Николаю Карловичу Сванидзе.
Н.Сванидзе: Уважаемый господин Президент Российской Федерации!
Уважаемые коллеги! Члены Общественной палаты!
Я хотел бы с вашего позволения поговорить о той роли, которую могла бы, а следовательно, должна сыграть Общественная палата в решении проблем, стоящих перед российскими средствами массовой информации, перед журналистским корпусом, перед прессой.
Роль российских средств массовой информации трудно переоценить. Их становление шло параллельно с демократизацией страны. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловленные. Именно средства массовой информации есть важнейшее и при этом очень болезненное, чуткое связующее звено между обществом и властью. Именно средства массовой информации есть важнейший базовый элемент гражданского общества. И особенно это ощущается сегодня, когда мы наблюдаем революционный, бурный прорыв мировой в информационных технологиях, которые решающим образом усиливают информационное влияние на общество и расширяют каналы этого влияния. И здесь необходимо сказать о проблемах.
Одна из важнейших проблем – это журналистская ответственность, ответственность в освещении прежде всего таких тем, как социальная, как межнациональная, как все, что связано с противодействием международному терроризму. Эта ответственность должна, на мой взгляд, стать делом, если угодно, совести всего журналистского сообщества. Если этого не произойдет, мы станем свидетелями неизбежного снижения авторитета журналиста, снижения общественного авторитета прессы. Мы это в какой‑то степени уже, к сожалению, наблюдаем со всеми негативными, вытекающими из этого последствиями. И здесь Общественная палата должна занять определенную, твердую и ответственную позицию.
Другая проблема, очень актуальная – это проблема защиты профессиональных прав журналистов, прежде всего такого базового, принципиального права; оно же, кстати, и обязанность, как право говорить обществу правду. Эта проблема стоит особенно остро в регионах, на местах, где власть бывает практически бесконтрольна, а журналист бывает практически незащищен. И наша несомненная, на мой взгляд, обязанность – обеспечить журналисту защиту.
Проблема свободы слова. Об этом сегодня сказал Президент Российской Федерации. Это важнейшая проблема и это острейшая проблема. И говорить об этом именно так заставляет острота дискуссии вокруг свободы слова как в нашей стране, так и за ее пределами, и разнообразие оценок, оценок состояния свободы слова в нашей стране.
Я напомню, уважаемые коллеги, что свобода слова есть одно из важнейших, а может быть, и важнейшее завоевание постсоветской России. И защитить это завоевание, обеспечить его необратимость – наша с вами очень большая ответственность и перед Президентом Российской Федерации, который инициировал создание Общественной палаты, и прежде всего перед обществом. Общество от нас этого ждет.
Я в своем выступлении несколько раз употреблял слово «ответственность». Надеюсь, что это не грех.
Благодарю вас за внимание.
К.Фролов: Спасибо большое за Ваше интересное выступление.
Уважаемые коллеги, мы будем еще продолжать нашу работу. У нас большая повестка дня. Но по первой части есть предложение подвести черту. Я хотел бы поблагодарить всех выступивших.
В.Путин: Позвольте мне в заключение этой части сделать несколько замечаний в ответ на то, что здесь сегодня прозвучало.
Первое, что бы мне хотелось сказать, – это то, что в Законе «Об Общественной палате», конечно, определены задачи, которые она должна решать. Вместе с тем думаю, что для всех для нас очевидно, что, по сути, Общественная палата может принять к своему рассмотрению, заняться любой проблемой, которую вы сочтете важной для нашей страны. Фактически здесь нет никаких ограничений, и на это я бы хотел сразу обратить внимание.
Для того чтобы деятельность палаты была эффективной, нужно, безусловно, – правы те, кто выступал сейчас, – наладить эффективное взаимодействие между Общественной палатой, Государственной Думой, Правительством, Администрацией Президента Российской Федерации.
Что касается нашего с вами взаимодействия в ходе законодательного процесса, то можно, наверное, и после принятия закона Государственной Думой получить Президенту мнение Общественной палаты. Но здесь есть определенные технологические ограничения, связанные с определенным в законе сроком подписания законов. Это первое.
Второе. Если закон уже принят, а, скажем, мнение Общественной палаты едино – что он не может быть подписан Президентом, то придется накладывать вето. Это вызывает к жизни другие достаточно сложные процессы в ходе законодательного принятия законов. Поэтому крайне желательно, чтобы мнение Общественной палаты учитывалось Государственной Думой в ходе обсуждения закона. И поэтому Общественная палата, на мой взгляд, должна принимать участие в рассмотрении тех или иных законов на самых ранних стадиях обсуждения законопроекта. Конечно, не исключен и тот вариант, который был предложен, то есть принятие закона, рассмотрение и принятие Президентом тех или иных решений. Это тоже возможно. Повторяю, все‑таки более технологичным было бы работать вместе, параллельно, вместе с депутатами Госдумы, с тем чтобы они учли ваше мнение при принятии закона.
Ну и, наконец, последнее. Я с интересом услышал, и мне было очень приятно услышать, что не все чиновники позитивно реагируют на появление Общественной палаты. Мне было это очень приятно услышать, потому что это значит: есть такие чиновники, которые все‑таки приветствуют создание палаты. Покажите мне таких чиновников – их уже сразу нужно награждать. Но это не какая‑то особенность российского чиновничества. Чиновники во всех странах мира – достаточно замкнутая корпорация, их более или менее гибкое реагирование на запросы общества и нужды людей зависит от степени общей культуры в том или ином обществе. У нас, конечно, еще здесь очень много проблем, но в целом эта корпорация мало чем отличается друг от друга в самых разных странах мира. Поэтому нет ничего удивительного, что вам придется столкнуться с определенными сложностями. Больше того, вас нигде не ждут – вот из этого нужно исходить. Но когда я выступал с этой инициативой, я исходил из того, что создание такого инструмента, как Общественная палата, может сделать наше общество и государство более стабильным, более эффективным и в целом более конкурентоспособным.
Я желаю вам успехов. Спасибо вам большое.
К.Фролов: Уважаемые коллеги!
Разрешите мне еще раз поблагодарить Владимира Владимировича за добрые слова, за конструктивные пожелания – с надеждой, что мы проведем большую работу по повышению роли в развитии страны, общества и политической системы, по повышению роли Общественной палаты.
Спасибо Вам, Владимир Владимирович.