В.Путин: Начнем, наверное, с результатов прошлого года, с результатов работы Банка. Как Вы оцениваете их? Насколько реалистичны планы на этот год – по той информации, которая сейчас есть у Вас по началу 2006 года?
С.Игнатьев: Начнем с макроэкономики. С инфляцией: это все‑таки наша главная задача – снижение инфляции; к сожалению, мы ее не выполнили. Планировали снизить инфляцию до уровня ниже 8,5 процентов – фактически получилось 10,9. Но это все‑таки ниже, чем прогнозировалось в последние месяцы, потому что были опасения, что инфляция будет еще выше. Причины в общем‑то и финансового, и, я бы сказал, нефинансового характера. Вам известно хорошо: это быстрый рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, довольно‑таки быстрый рост цен на мясо, на бензин. Сильный платежный баланс под влиянием высоких цен на мировом рынке на нефть, поэтому быстро росли валютные резервы, довольно быстро росла денежная масса, хотя очень эффективно работал стабилизационный фонд, и значительную часть денежной массы удалось как бы абсорбировать и не допустить ее в обращение. Мы в середине года и даже, в общем‑то, в первой половине года пошли на серьезное укрепление минимального эффективного курса, с тем чтобы сбить эти инфляционные ожидания и не допустить ускорения инфляции. Поэтому в последние семь месяцев года подряд у нас инфляция была меньше, чем в соответствующие месяцы 2004 года. То есть во второй половине года инфляция явно пошла на спад, и нам удалось, я считаю, вместе с Минфином, с Правительством сбить эту инфляционную волну, и я уверен, что эта тенденция продолжится. В этом году наша задача – снизить инфляцию до уровня не выше 8,5 процентов. Первые цифры января – есть оперативная информация Госкомстата об инфляции за первые 16 дней – пока не очень оптимистичные. Инфляция, по опять же оперативной информации, составила 1,7 процента. Все‑таки это пониже, чем было за соответствующий период в январе прошлого года: тогда она составила 1,9 процента. Причины традиционные – это повышение цен на жилищно-коммунальные услуги прежде всего, повысились тарифы на электроэнергию. Обычно в этот период происходит довольно‑таки бурный рост цен на некоторые товары, продовольственные товары, прежде всего это овощная продукция, молочная продукция. Но я уверен, что если не будем допускать ошибок, то снизить инфляцию до уровня ниже 8,5 процентов нам в этом году нам удастся.
В.Путин: Ниже 8,5?
С.Игнатьев: Не выше 8,5, скажем так. У нас по плану, по нашим намерениям – 7–8,5; 8,5 – это верхний предел. Правда, цены на нефть снова пошли наверх. Но в принципе, если будет продолжена та бюджетная политика, которая сформировалась в последние годы, то есть на сдерживание роста расходов на процентах, если будет продолжать эффективно работать стабилизационный фонд, то я думаю, что нам удастся добиться выполнения наших задач.
В.Путин: Хорошо. Посмотрим на динамику в ближайшем будущем. А что с курсом национальной валюты?
С.Игнатьев: Мы планировали не допустить повышения реального эффективного курса более чем на восемь процентов. Обычно мы измеряем это повышение по принципу декабрь к декабрю. Значит, фактически реально эффективный курс повысился на 10,5 процентов – значительно выше, чем мы планировали. Но здесь нужно учесть то, что, во‑первых, Центральный банк, конечно, может оказывать влияние на реальный эффективный курс, но только временно. То есть мы можем сдержать его рост, но во многом он формируется под влиянием объективных причин. Это во‑первых. Во‑вторых, мне кажется, что наша экономика стала более рыночной, более гибкой. Факторы производства стали быстрее переходить из тех сфер, где они дают недостаточный эффект, в те сферы, где они могут принести значительный эффект, и поэтому влияние реально эффективного курса рубля на экономический рост, на мой взгляд, по нашим оценкам, стал менее серьезным, чем это было, допустим, пять или тем более десять лет тому назад. Во всяком случае экономический рост пока продолжается довольно‑таки интенсивно, причем что особенно приятно, на мой взгляд, – что рост промышленности в обрабатывающих секторах идет быстрее, чем рост промышленности в отраслях добывающих, то есть происходит диверсификация экономики. Ну а самые быстрые сектора – это, конечно, те, которые не испытывают конкуренции с зарубежными производителями: это строительство, это торговля, это связь – вот здесь рост приличный. Наши планы в этом году – не допустить повышения реального эффективного курса рубля более чем на девять процентов.
В.Путин: Тоже немало.
С.Игнатьев: Но если, повторяю, если исполнение бюджета будет то, которое планируется, если будет по‑прежнему работать эффективно стабилизационный фонд, то я думаю, что может быть и меньше – постараемся сделать меньше.
В.Путин: Вернемся обязательно и к первому, и ко второму вопросу на одном из ближайших наших совещаний по вопросам экономики. Как Вы знаете, мы регулярно проводим – и в ближайшее время тоже соберемся: и с экономическим блоком Правительства, с Председателем Правительства, с Администрацией Президента. С Вашим участием еще раз вернемся к этим вопросам, с тем чтобы нам скоординировать усилия всех экономических ведомств для достижения тех задач, которые мы перед собой ставим в 2006 году.
Теперь несколько слов, пожалуйста, по социальной проблематике, я имею в виду гарантии вкладов граждан в банки, страхование вкладов граждан Российской Федерации в банковской системе.
С.Игнатьев: Вообще говоря, я считаю, что главным результатом работы Центрального банка за прошедший год является практически полное завершение работы по формированию системы страхования вкладов. Буквально в самом конце декабря я рассмотрел последние апелляции до сих пор не допущенных в систему банков и вот принял последнее решение. Сейчас в систему входит – по 1 января, точнее, входил – 931 банк. Полтора года назад, в июне 2004 года, право на работу с вкладчиками имели 1183 банка. Эти банки, которые вошли в систему, сосредоточили у себя 99 процентов всех вкладов, то есть эта подавляющая масса вкладов сейчас размещена в тех банках, которые уже входят в систему страхования вкладов. Причем влияние этой системы уже ощущается. Прежде всего, ускорился приток вкладов в банки: если в 2004 году прирост вкладов был примерно 31 процент, то в 2005 году он уже выше – по моим оценкам, точной информации пока нету, 38 процентов. Уменьшилась доля наличных денег в общей массе денежных средств в целом, то есть наличных и безналичных: если в начале 2005 года это было примерно 33,5 процента, то сейчас на 1,5 процента меньше. Это говорит о том, что население больше доверяет банкам и с большей готовностью доверяет банкам свои деньги, свои сбережения. Я считаю, что это очень позитивный момент, залог того, что банковская система будет развиваться быстро и в дальнейшем. И это залог того, что экономика будет расти.
Немаловажно и то, что теперь все банки работают в равных условиях на рынке вкладов. Раньше были преимущества у государственных банков: там была гарантия стопроцентная; сейчас все в равных условиях. Это немаловажно, и вклады именно в частных банках, негосударственных, растут относительно быстро. Сейчас, насколько я знаю, в Правительстве готовится предложение по повышению суммы возмещения с нынешних 100 тысяч рублей до 190 тысяч рублей. Центральный банк поддерживает это предложение, и я думаю, что с 1 июля эту поправку в законодательство можно внести, и степень доверия и эффективность работы этой системы будет еще выше.
В.Путин: Сергей Михайлович, прошу не забывать также и о другой функции Центрального банка – контроле за соблюдением законодательства в банковском секторе, за дисциплиной в банковском секторе, потому что от того, насколько вам удастся справляться с этой задачей, и будет дальше повышаться доверие граждан страны и участников хозяйственной деятельности к нашей банковской системе.
С.Игнатьев: Хорошо.
В.Путин: Как Вы, кстати, оцениваете в этом секторе работу над решением этой задачи? Потому что мы с Вами помним, в позапрошлом году с чем Центральный банк сталкивался. И я сам помню, как решалась эта задача – достаточно непросто. Сейчас как идет эта работа?
С.Игнатьев: Мы эту работу продолжаем. Я лично этим занимаюсь. Одна из наших задач – это противодействие проведению банками операций сомнительного характера, когда заявленная цель или декларированная цель той или иной операции не соответствует действительности. Как правило, такие операции проводятся в интересах каких‑то третьих лиц – уклонение от налогов, уклонение от уплаты таможенных платежей. Хотя это могут быть и другие операции, связанные с легализацией незаконных доходов, с вывозами незаконного капитала. Почему? Потому что у нас сейчас валютное законодательство достаточно либеральное, и в общем‑то никаких препятствий для вывоза капитала для практически любых целей нет, только нужно заявить, никаких разрешений даже не требуется. Нужно просто это декларировать в своих налоговых декларациях и заплатить налоги и так далее. Тем не менее такие операции еще наблюдаются. Мы за ними внимательно наблюдаем. Обращаем внимание банков на эти операции и в прошлом году за нарушение закона №115 мы отозвали – точно не помню, но больше десяти лицензий.
В.Путин: Как мы с Вами и говорили, здесь не должно быть никаких кампаний – это должна быть спокойная системная работа. Все должны понять, что жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти.