В.Путин: Как съездили?
С.Иванов: Вчера я был на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Калужской области. Много интересных впечатлений, поскольку в Калужской области 23 предприятия оборонно-промышленного комплекса, и на них занята треть всех работающих в промышленности Калужской области.
Слухи о том, что наша «оборонка» в плохом состоянии, не совсем соответствуют действительности. Ряд предприятий, которые я посетил, работают сейчас в три смены, выполняют и гособоронзаказы, и экспортные контракты. И проблемы, которые директора поднимают, – единственное – это нехватка сейчас квалифицированного персонала: инженерно-технического и рабочих, которые могли бы работать на современных станках и современном оборудовании.
И вообще процесс переоснащения наших предприятий – один из самых острых на сегодняшний день, все этот вопрос ставили.
Я провел совещание с директорами таких предприятий, выставку посетил. Все говорят о том, что переоснащаться надо, а с другой стороны, стоимость оборудования, особенно импортного, с учетом налогов, которые они должны платить, – импортных налогов, НДС на приобретение оборудования, – очень высокая, и это сдерживает, конечно, переоснащение всей науки.
Но те конкретные предприятия, которые я видел, это прежде всего научно-производственное объединение «Технология», где занимаются материаловедением и созданием новых образцов материалов неметаллического происхождения: это углеводород, это композитные материалы, это стекло, в том числе стекло, которое мы сейчас используем при создании новых боевых вертолетов МИ-28Н, оно выдерживает попадание крупного пулеметного выстрела. Они ведут производство материалов для космической промышленности, для авиационной промышленности – как военной, так и гражданской; кроме этого, для обтекателей ракет противовоздушной обороны.
Зарплата там высокая, никто не жалуется. Проблема остается с переоснащением и сырьевой базой. Об этом, кстати, многие говорили. Например, углеводородное сырье, с титаном у нас возникают проблемы, а загруженность предприятий сейчас возрастает постоянно.
Вот пример – предприятие Калужский турбинный завод, где делаются блочные паротурбинные газогенераторы для подводных и надводных кораблей. От заказа титанового сырья до поступления его на завод иногда проходит до полугода. Это меня уже настораживает, потому что загрузка растет, а подача сырья специфичного такого, в том числе титана, отстает.
В.Путин: Сколько в этом портфеле процентов работы на экспорт?
С.Иванов: На разных предприятиях по‑разному. В 2006 году гособоронный заказ России только по Министерству обороны составляет 236 миллиардов рублей. Превышение на 54 миллиарда по сравнению с прошлым годом – это только для Министерства обороны, для других силовых структур.
По стране в целом я могу доложить окончательные результаты, объемы нашего военно-технического сотрудничества за прошлый год. Цифра – очередной рекорд. Мы подвели все окончательные итоги: шесть миллиардов долларов за прошлый год (поскольку речь идет об экспорте, мы считаем его в долларах).
В.Путин: В 2004 году было 5,5.
С.Иванов: Это очередной рекордный год. Это говорит о том, что та система военно-технического сотрудничества, которая была внедрена в 2000 году, – она эффективна, потому что из года в год у нас повышаются результаты. Эффективна еще и потому, что в прошлом году объем военно-технического сотрудничества повысился не только в Рособоронэкспорте. Безусловно, Рособоронэкспорт является ведущим предприятием. Но сейчас повысили объемы и другие субъекты военно-технического сотрудничества. Например, РСК «МиГ», научно-производственное объединение «Салют». Доля таких предприятий уже составила 15 процентов, в прошлом году их было 10 процентов. То есть здесь степень монополизма Рособоронэкспорта снижается. И, что особенно отрадно, увеличились поставки запчастей – необходим ряд решений и мер для того, чтобы запчасти представлялись отдельно по упрощенной схеме, – так вот, за последние три года объем поставок запчастей увеличился в три раза.
В.Путин: Надо ускорить реализацию этих решений.
С.Иванов: У нас также расширился и портфель заказов. Потому что в последние дни декабря прошлого года был подписан ряд контрактов, и общий портфель для каждого сегодня составляет 22 миллиарда долларов. То есть на несколько ближайших лет промышленность у нас обеспечена серьезными заказами.
Кроме этого, география экспорта расширилась. На сегодняшний день мы ведем военно-техническое сотрудничество с 82 государствами мира. Для меня очень важно, чтобы у нас рос гособоронзаказ, и закупки вооружений, прежде всего для наших Вооруженных Сил. Здесь некий рост происходит, об этом я уже сказал сегодня: шесть миллиардов – экспорт оружия и девять миллиардов – гособоронзаказ, только для Министерства обороны.
В.Путин: Сергей Борисович, в качестве вице-премьера Вы теперь в состоянии контролировать ситуацию в смежных отраслях и в таких технологиях, которые мы называем «двойного применения». Что у нас сейчас происходит в космосе и какие перспективы ускорения программы ГЛОНАСС?
С.Иванов: В конце декабря мне дали ряд серьезных поручений, связанных с обеспечением жильем военнослужащих, ипотечной системы – и в том числе и по рассмотрению возможности ускорения реализации этих проектов.
В.Путин: К ипотеке вернемся чуть позже, а сейчас давайте закончим с производственной частью.
С.Иванов: По федеральной целевой программе ГЛОНАСС мы дополнительно три новых космических аппарата со сроком жизни в семь лет вывели в декабре прошлого года на орбиту и через месяц принимаем их уже к управлению. Мы предлагаем ряд мер для того, чтобы система в национальном масштабе начала функционировать в конце 2007 года – я имею в виду функционировать уже полномасштабно, уже с использованием всей наземной приемной аппаратуры. А в 2009 году – вместо 2012 года, как это предусматривалось, – планируем сделать эту систему глобальной.
Мы вместе с главой Роскосмоса Анатолием Николаевичем Перминовым провели ряд рабочих совещаний с участием Роспрома, поскольку это наземная аппаратура – Росгидрографии, Роскартографии и геодезии, они тоже связаны с этим, конечно, и с Минобороны и пришли к однозначному выводу, что ускорение этой программы принципиально возможно. Для этого не нужны какие‑то астрономические дополнительные средства. В 2006 году всего полтора миллиарда на это дополнительно выделить для того, чтобы выйти на предполагаемый график.
В.Путин: Полтора миллиарда?
С.Иванов: Полтора миллиарда, да, в 2006-м. В 2007-м и 2008-м тоже понадобятся средства, но это все позволит к концу 2007 года запустить систему уже, прежде всего в экономику.
Вы совершенно правильно сказали, что основной экономический эффект от реализации этой программы будет не военным, хотя там есть, конечно, качественный прирост, а в гражданской сфере.
Выработан ряд наземной аппаратуры в зависимости от того, где она будет применяться. От всех кораблей, самолетов и вертолетов до транспортных средств – поездов, частных машин, то есть обычных легковых автомобилей, более того…
В.Путин: Грузоперевозки все?
С.Иванов: Грузоперевозки. Более того, возможно, если на рынке появятся желающие, мы можем даже обеспечить приемной аппаратурой людей или домашних животных.
В.Путин: Там, где такая навигационная система внедряется, это и используется. В том числе и в животноводстве, как ни странно. Я уже не говорю про систему охраны биоресурсов.
С.Иванов: Все графики уже и расчеты мы подготовили.
В.Путин: Нужно с Правительством доработать. Теперь давайте несколько слов по социальным вопросам.
С.Иванов: Да. Прежде всего, это Ваше поручение об ускоренном обеспечении жильем тех военнослужащих, которые заключили контракт до 1 января 1998 года и по закону должны быть обеспечены собственным жильем там, где они сейчас служат.
Мы вместе с Германом Оскаровичем Грефом провели тоже всю эту работу по расчетам и предлагаем решать эту проблему, эту программу. Мы ее уже в рабочем порядке назвали «15+15», то есть 15 миллиардов дополнительно в 2006 году и 15, как Вы дали поручение, в 2007 году.
Мы ее предлагаем решать прежде всего через Росстрой, который должен стать главным распорядителем бюджетных средств, и строительство домов в пяти субъектах Федерации, о которых мы уже раньше говорили, будет вестись на землях как Минобороны, так и местных властей, о чем уже у нас договоренность достигнута.
Поскольку это позволит резко снизить расходы на всю инженерную инфраструктуру, и цены будут именно те, которые в директивном порядке Правительство закладывает: 29 тысяч рублей в Москве за квадратный метр, 22 – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и 16 тысяч – в Калининградской области.
Всего, я напомню, у нас таких военнослужащих, кто заключил контракт до 1 января 1998 года и не имеет никакого собственного жилья, – 80 тысяч человек. Из них 33 тысячи, то есть почти половина, проживает в этих пяти самых трудных для нас субъектах Федерации. И наши расчеты показывают, что реализация этих 30 миллиардов рублей за два года позволит приобрести 18 с половиной тысяч квартир в этих субъектах, то есть мы резко снизим там уровень социальной напряженности, вообще очередь военнослужащих на получение жилья.
Очень часто мне задают вопрос, а как быть в других городах, где сертификат не работает? Военнослужащие в таких городах как Хабаровск, Новосибирск, Самара спрашивают: а мы как? Почему в одни города идут средства, а в наши – нет?
Дело в том, что у нас в бюджете на 2006 год в плановом порядке на приобретение жилья запланировано 14,6 миллиарда рублей – сопоставимо с 15 миллиардами. Это позволит нам вот эти средства – 14,6 – в ускоренном порядке направлять именно в другие крупные города, не тратя их на Москву и Санкт-Петербург. И в общей сложности в результате мы можем в 2006 году получить 40 тысяч квартир, а в 2007 году – 42 тысячи квартир. При 80 тысячах «бесквартирников» за два года мы почти столько же квартир получим.
В.Путин: Если вы с Минэкономразвития уйдете от сертификатов, как говорилось на последней встрече с Правительством, то возникает вопрос, кто обеспечит контроль за деятельностью строительных организаций, за деятельностью подрядчиков, и где вы их возьмете?
С.Иванов: Действительно, Вы правы. Контроль нужен очень жесткий за строителями, я полностью с этим согласен. Мы с Германом Оскаровичем обсуждали эту проблему. Контролировать будет Росстрой, где также будут офицеры Министерства обороны, поскольку площадки Минобороны для этих целей будем использовать, и местные власти. Второй вопрос в реализации этого проекта, очень важный.
В.Путин: Деньги ваши, а контролировать будут местные власти?
С.Иванов: Прежде всего контролировать будет Росстрой.
Нам нужны будут и помощь, и взаимодействие от пяти субъектов и их глав. Я уже разговаривал с Валентиной Ивановной Матвиенко, с Юрием Михайловичем Лужковым, они согласны на то, что с их стороны будут предприняты все усилия для того, чтобы, с одной стороны, средства максимально эффективно были использованы и контроль за их расходованием был обеспечен. А с другой стороны, нам понадобится помощь властей пяти субъектов для предоставления площадок для строительства по минимальным ценам.
Это то, что касается этой проблемы. Вторая часть поставленной Вами задачи – это принципиально новая система обеспечения ипотеки, ипотечной накопительной системы для молодых офицеров.
В прошлом году на эти цели уже миллиард рублей был ассигнован. В этом году мы получаем 3,6 миллиарда рублей. В конце декабря прошлого года мы провели конкурсы, прозрачные конкурсы на выбор управляющих компаний. И десять таких компаний были на конкурсах определены, причем на этих конкурсах присутствовали представители Минфина по нашей просьбе, Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам и даже ФСБ.
В.Путин: Когда военнослужащие получат документы, уведомления о том, что у них появились первые средства на счетах?
С.Иванов: После проведения этих конкурсов и составления, естественно, всех списков в Минобороны – а всего по прошлому году в систему вошли 22 тысячи военнослужащих, кто заключил первые контракты: офицеры, прапорщики, а также контрактники в частях постоянной готовности, которые пошли на второй контракт, всего 22 тысячи, – так вот из них на сегодняшний день уже семь тысяч военнослужащих получили персональное уведомление.
Я Вам могу показать образец. Каждый военнослужащий лично получил со своим номером персональное уведомление о том, что он вступил в систему, он знает, что на его персональном счету уже положено 37 тысяч рублей, но это без доходности, дополнительной доходности по инвестированию этих средств.
Новые управляющие компании, о которых я говорил выше, сейчас начинают инвестировать эти средства, и дополнительные проценты по доходности будут сообщаться военнослужащим отдельно, что помимо базовой суммы у него появляется еще такая.
В.Путин: Будут зачислять?
С.Иванов: …дополнительные суммы на счета. И когда я вчера, кстати, был в Калуге, ко мне подошли два молодых лейтенанта, я понял, что разъяснительная информационная работа Министерства обороны налажена, поскольку мы теперь сами ведем учет по округам, по всем флотам, и они действительно слышали обоснованную информацию о том, что Министерство обороны собирается провести эксперимент по реализации ипотеки. Сейчас они вступили в саму систему. Но конечная‑то цель у нас – это получение реального жилья. Вот смысл ипотеки.
И мы хотим собрать несколько сот молодых офицеров со всех округов, флотов, центральных органов военного управления, с тем чтобы не дожидаться 2008 года: по нынешнему закону через три года они могут вступать уже в ипотеку квартир. Вот мы хотим в 2006 или в начале 2007 года в качестве пробного шага посмотреть, как эта система в реальности работает, и предложить им уже квартиры по ипотеке, посмотреть, как этот механизм работает.
В.Путин: Хорошо. Не забывайте еще и про служебное жилье.
С.Иванов: Да, служебное жилье – это отдельный проект.
В.Путин: Большая категория военнослужащих нуждается в этом жилье, нельзя забывать про эту программу.