В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня встретились, как и договаривались во время моего последнего посещения Грозного, для того чтобы поговорить по всему комплексу социально-экономического развития Чеченской Республики. Самое главное, что нам нужно сделать в ближайшее время, – это ускорить темпы работ по основным направлениям, с тем чтобы люди воочию увидели реальные сдвиги в решении экономических, социальных задач, которые стоят перед республикой.
Я прошу вас – обращаюсь и к представителям федеральных органов власти, и к региональным властям, к республиканским – не снижать внимания вместе с тем к выполнению обязательств перед населением: имею в виду выплаты пособий гражданам, пенсий, компенсаций за утраченное жилье, имущество. И здесь, конечно, нужен самый жесткий контроль.
Полагаю, что необходимо совместно продумать серьезные меры, чтобы оградить финансовые средства и материальные ресурсы, выделяемые республике, от нерационального использования и, прямо скажем, злоупотреблений и коррупции. Ни один рубль не должен быть истрачен впустую либо использован не на те цели, ради которых он выделяется.
Конечно, самое главное условие стабильного развития – это стабильность в самой республике. Для этого в последнее время многое сделано и федеральными органами власти, и прежде всего гражданами России, проживающими в Чечне, самими чеченцами.
Сформированы все ветви власти: и исполнительная, и представительная. С избранием парламента процесс формирования легитимных органов власти в Чечне фактически завершен. Необходимо его укреплять, наладить четкое взаимодействие и организовать совместную эффективную работу на пользу людям, которые живут в Чечне.
В целом важно повысить эффективность государственного управления, бюджетного планирования, механизмов разработки, реализации и контроля восстановительных программ.
Давайте поговорим по всем этим проблемам предметно, конкретно, не забывая, конечно, и о текущих вещах, которые вызывают особую озабоченность. Имею в виду сейчас все, что связано с детьми. Если руководство республики считает, что нужна какая‑то дополнительная помощь со стороны Москвы по поводу того, что происходит с пока до конца не выясненными обстоятельствами, связанными с болезнью детей, – мы сделаем все, что от нас зависит: и дополнительный медперсонал пришлем, и необходимые препараты. Если нужно, вывезем кого‑то в Москву, отправим на лечение в другие города России. Нужно только быстрее понять причину того, что там происходит.
Давайте начнем с заявленной темы, и я хочу предоставить слово Президенту Чеченской Республики.
А.Алханов: Спасибо, Владимир Владимирович. Я тоже современную ситуацию в Чеченской Республике охарактеризовал бы в целом как стабильную. И действительно, мы сегодня можем как факт констатировать, что в республике действуют и работают все ветви власти – и судебная, и исполнительная, и законодательная. В общем, сегодня то, что касается криминогенной ситуации, оперативной обстановки, она тоже в целом, по всем направлениям сегодня достаточно устойчивая.
Что касается социально-экономической ситуации и обстановки в республике, сегодня в целом, можно сказать, основные системы жизнеобеспечения – и в экономике, и в социальной сфере – они, конечно, функционируют, и республика сегодня, безусловно, если брать 2000, 2001, 2002 годы, идет в позитивном направлении. Это тоже, безусловно, радует и говорит о том, что сделано немало.
Что касается проблемных вопросов, Владимир Владимирович, они пока, к сожалению, в республике имеют место быть. Вы видели состояние города Грозного. Вы знаете нашу проблему по выплате компенсаций. Достаточно много вопросов и по самой федеральной целевой программе. Я имею в виду по моменту ее реализации. Очень много вопросов и к качеству выполнения этой программы. И я думаю, что выражу общее мнение, что сегодня, наверное, уже на этом этапе федеральная целевая программа себя исчерпала. Здесь, наверное, нужно идти по новому, другому пути. Соответствующие предложения я Вам сегодня представлю.
Что касается ситуации с детьми. Владимир Владимирович, докладываю Вам: да, действительно, на сегодняшний день источник болезни не определен. Насколько я знаю, руководитель оборонного ведомства Сергей Борисович Иванов отправляет туда своих специалистов по токсикологии для определения источника заражения. Спасибо за помощь. Я и не сомневался в том, что она будет оказана.
В целом, Владимир Владимирович, на сегодняшний день в республике, несмотря на то что очень большая работа проделана, тем не менее объем предстоящих к решению вопросов достаточно велик. И с учетом этого совещания я выступлю с конкретным докладом и определю тот перечень вопросов, предложений, которые у нас имеются на сегодняшний день.
В.Путин: Спасибо. Вы обещали мне представить руководителей палат парламента. Я так понимаю, что коллеги здесь находятся?
А.Алханов: Председатель нижней палаты Парламента Чеченской Республики Дукуваха Баштаевич Абдурахманов и руководитель верхней палаты, Совета Республики, Ахмархаджи Газиханов. Они сегодня прибыли вместе с нами. Буквально в понедельник было рабочее совещание. Я думаю, им есть что сказать с учетом тех документов, которые мы проработали. Шла большая работа по десяти проектам законов. Я думаю, они коротко в своих выступлениях могут сказать, над чем работает сейчас парламент.
В.Путин: По десяти проектам республиканских законов?
А.Алханов: Да, республиканских законов. В том числе, Владимир Владимирович, и проект договора по разграничению полномочий.
В.Путин: Когда началась работа парламента?
А.Алханов: 12 декабря.
В.Путин: 12 декабря. Уже десять законов. Они вам спокойно жить не дадут. У Вас гражданская работа до этого какая была? Где Вы работали?
Д.Абдурахманов: Вице-премьер правительства Чеченской Республики, министр сельского хозяйства.
В.Путин: Спасибо. А Вы?
А.Газиханов: Начальник отдела по реформе органов исполнительной власти администрации Ножай-Юртовского района.
В.Путин: Ясно. Алу Дадашевич сказал сейчас о тех проблемах, которые являются еще нерешенными. Их действительно очень много. Это и безработица, и достаточно низкий уровень жизни, слабое развитие инфраструктуры. Необходимо ускорить, как я уже сказал, темпы ввода в строй объектов жилищного комплекса.
Мы говорили, когда я был в Грозном, о восстановлении столицы Чеченской Республики. Говорили о возможности привлечения самых разных сил и средств для того, чтобы эту задачу решить в как можно более короткие сроки, в том числе говорили о возможности привлечения военных строителей, военных специалистов как организаторов этой работы, имея в виду специфику Чеченской Республики, с тем чтобы привлечь к этому как можно большее количество местных жителей.
Сергей Борисович, какие у Вас есть предложения по этому вопросу?
С.Иванов: Да, Вы действительно давали некоторое время тому назад поручения Министерству обороны и Федеральному агентству по специальному строительству, Николаю Павловичу Аброськину, разработать подходы к ликвидации развалов, завалов в городе Грозном, который средства массовой информации уже стали называть, может быть, и справедливо, Сталинградом.
Николай Павлович Аброськин непосредственно выезжал на место в Грозный. Объем работ действительно большой, но эту задачу – восстановление Грозного – силами Спецстроя России выполнить можно.
На сегодняшний день два с половиной миллиона квадратных метров жилья в городе Грозном не подлежит восстановлению, то есть его надо сносить. Вот такой объем мы рассчитали.
Это составляет 33 процента всего жилого фонда города на сегодняшний день.
Н.Аброськин: Более трети.
С.Иванов: Более трети. Планы у нас такие. Мы хотим системно, поквартально пойти и начать с центральной части Грозного, поскольку Министерством регионального развития, институтами Министерства регионального развития и Росстроем разработан уже генеральный план Грозного, но нам нужны планы детальной планировки отдельных микрорайонов. И предлагаем мы следующий порядок работы.
Определяется конкретный микрорайон города Грозного, где надо развалы и непригодное к восстановлению жилье ликвидировать. Сначала там силами Министерства обороны осуществляется инженерная разведка на предмет возможного наличия там боеприпасов, гранат и тому подобного. После этого микрорайон обносится забором, начинается уничтожение старых непригодных развалин, нам нужна здесь будет помощь, конечно, республиканских органов власти по организации охраны этих площадок. Сам строительный материал мы планируем использовать вторично, то есть вывозить на местный завод, перерабатывать в щебень и снова использовать уже для строительства. Причем строительство необходимо в любом случае начинать с создания сети инженерных сооружений, коммуникаций. Это тепло, электроэнергия, вода. Поскольку на сегодняшний день и эта структура централизованно в Грозном отсутствует. Возможно, мы пойдем на создание таких компактных автономных котельных для того, чтобы обеспечивать теплом отдельные микрорайоны.
И в этом же микрорайоне помимо жилых домов, конечно, сразу надо строить и социальную инфраструктуру: детский сад, школу – в зависимости от количества проживающих. А это количество нам, конечно, сможет дать только руководство Чеченской Республики. Мы должны постоянно с ними работать вместе силами Спецстроя.
На начальном этапе мы планируем соотношение людских ресурсов примерно так: 50 процентов сил Спецстроя, 50 процентов – местный персонал. Но сразу же Спецстрой предлагает наладить и обучение, и подготовку специалистов, и переподготовку строителей из числа жителей Чеченской Республики на базе наших имеющихся возможностей для того, чтобы все больше и больше увеличивать численность местных людей, занятых на строительстве.
В.Путин: В Чечне всегда традиционно строительная индустрия была развита неплохо. Чеченцы были строителями.
С.Иванов: Хорошие строители. Их просто надо научить.
Н.Аброськин: Квалификацию потеряли за этот период.
В.Путин: Другая квалификация была востребована.
С.Иванов: Мы понимаем уже и примерные финансовые потребности.
Для того чтобы создать федеральное государственное предприятие Спецстроя и разместить его в Грозном – а пункт размещения уже готов, поскольку Министерство обороны, закончив обустройство своих частей, сейчас уходит из Грозного, и эту же площадку мы готовы передать Спецстрою для того, чтобы и минимизировать расходы, и быстрее это сделать, – на эти цели нужно примерно 684 миллиона рублей. А далее ежегодно примерно по 500 миллионов рублей для того, чтобы микрорайон за микрорайоном сначала разбирать завалы, потом возводить новое жилье и социальные инфраструктуры. Вот такие, если кратко, у нас планы.
В.Путин (обращаясь к Р.Кадырову): Рамзан Ахматович, как правительство Чеченской Республики участвовало в подготовке плана подобного рода, прорабатывали Вы с военными, с федеральными ведомствами организацию этой совместной работы? И как Вы считаете, будете ли способны обеспечить безопасность рабочих?
Р.Кадыров: Мы вчера и позавчера встречались и разговаривали по этому поводу. Что касается обеспечения безопасности, то, я думаю, мы в силах это сделать. Что касается правительства, мы уже провели ряд встреч и будем продолжать ту работу, которую должны.
В.Путин: То есть в целом правительство республики в курсе и работает совместно?
Р.Кадыров: Да.
В.Путин: Есть понимание, что это один из наиболее оптимальных путей решения вопроса? (Обращаясь к В.Яковлеву.) Владимир Анатольевич, как Ваше мнение?
В.Яковлев: Я считаю, что абсолютно правильно такое решение, которое Вы сейчас озвучили. Военных строителей необходимо подключить. Генеральный план на сегодняшний день есть. Мы договариваемся с республикой, чтобы закончили инвентаризацию всех объектов, которые подлежат в будущем сносу, чтобы не было никаких вопросов и недоразумений. Цена вопроса сноса, мы обсуждали цифру, миллион кубических метров – где‑то порядка миллиарда трехсот – до полутора миллиарда рублей будет стоимость такого сноса, зачистки города. И, безусловно, вторым этапом после сноса…
В.Путин: «Зачистки» – нехорошо. Давайте «расчистки завалов».
В.Яковлев: Расчистки завалов. На втором этапе наиглавнейшим является инженерная подготовка территории. То, что можно локально в период производства работ, допустим, использовать локальные системы электроснабжения и теплоснабжения, хорошо, но в принципе надо делать все постоянным.
В.Путин: Самое главное на первом этапе – это, конечно, инфраструктура. (Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович.
Г.Греф: Владимир Владимирович, Вы еще в прошлом году ставили вопрос о сносе, но тогда строителями была заявлена необходимость разработки генерального плана и плана детальной планировки. Сегодня первая часть сделана. И вторая часть – это ПДП – является основой для того, чтобы разбивать это на кварталы, сносить и оборудовать инфраструктуру, а затем выставлять участки эти для продажи, для того чтобы можно было строить жилые дома с привлечением средств населения.
Я думаю, что порядок такой вполне нормальный. Мы сейчас подошли к той стадии, когда можно начинать реализовывать по пятнам. Определить приоритетные пятна на 2006 год, с тем чтобы именно на них в первую очередь подготовить проект детальной планировки, определить объем инфраструктуры и маршруты пролегания инфраструктуры. После чего уже начинать снос. Порядок абсолютно нормальный. Мы его поддерживаем.