В.Путин: Добрый вечер всем. Если у вас есть вопросы, постараюсь на них ответить.
Вопрос: Владимир Владимирович, я хотел спросить: сейчас идет достаточно активное подписание протоколов по ВТО – там были с Америкой какие‑то небольшие проблемы.
В.Путин: Эти переговоры всегда непростые. Они проходят достаточно сложно со всеми странами. И США здесь не исключение. Мы исходим из того, что ВТО создавалась и функционирует как гарант свободы торгово-экономических свободных отношений, а если нам кто‑нибудь из партнеров предлагает исключение, которое ограничивает эту свободу, то вступление в организацию становится бессмысленным. Мы хотим вступить в ВТО, мы будем продолжать этот процесс, но на условиях, приемлемых для российской экономики.
Вопрос: Сейчас происходит резкое ухудшение отношений с Грузией, Украиной, Прибалтикой, Молдавией. Чем это можно объяснить? Только ли тем, что мы переходим на рыночные цены?
В.Путин: У нас не происходит ухудшение отношений с этими странами, а происходит попытка использовать межгосударственные отношения для решения коммерческих вопросов. Я против использования политических инструментов для решения вопросов коммерческого характера.
Вопрос: Вопрос о газификации страны – как реализуется?
В.Путин: По‑моему, с утра об этом говорили в Уренгое. Дмитрий Анатольевич [Медведев] достаточно подробно изложил планы компании по развитию газификации страны. Эти планы будут поддержаны административно на уровне регионов, на уровне Правительства России. Речь идет о дополнительной газификации большого количества населенных пунктов, в том числе на селе, в малых и средних городах. Общее число граждан, тоже сегодня было озвучено, которые получат газ, – 11 миллионов человек. Речь идет о значительном увеличении и средств, выделяемых на газификацию. Считаю, что это своевременно и правильно.
Вопрос: Действительно ли господину Дональду Эвансу поступило предложение возглавить совет директоров «Роснефти»? Если да, то чем такое решение с нашей стороны было мотивировано?
В.Путин: Я полагаю, что любая наша публичная компания (а «Роснефть» становится публичной компанией: вы знаете, что «Роснефть» готовит на выпуск IPO [первичное публичное размещение акций]) заинтересована в привлечении высококлассных менеджеров, независимо от их национального происхождения и гражданства. «Роснефть» имеет все шансы стать одной из мировых компаний – уверен, она такой будет, и не исключаю возможности приглашения туда иностранных и высококлассных специалистов.
Вопрос: Гражданство США имеет для вас какое‑то особое значение?
В.Путин: Не имеет.
Вопрос: А подтекст есть же?
В.Путин: Нет подтекста.
Вопрос: Но мы найдем…
В.Путин: То, что вы найдете, я не сомневаюсь.
Я полагаю, что это элемент открытости российской экономики и открытости российских компаний. Это, конечно, пойдет на пользу и в межгосударственном плане и с точки зрения интересов самих российских компаний.
Вопрос: Что, подписан Указ?
В.Путин: Я вообще даже не называл фамилию – я говорил, что мы заинтересованы в привлечении высококлассных специалистов.
Вопрос: А можете назвать его фамилию сейчас?
В.Путин: Я всегда могу назвать любую фамилию. Просто это предмет переговоров между компанией и теми менеджерами, которых они приглашают.
Вопрос: Появились сообщения, что Белоруссия рассматривает возможности присоединения к ШОС. Вы обсуждали это с Александром Лукашенко и как относитесь к этой идее?
В.Путин: ШОС – это открытая организация. Мы всегда это говорили, но присоединение любого другого участника, кроме тех, которые сейчас заявлены, требует консультации со всеми членами организации. Сейчас, когда Александр Григорьевич Лукашенко приезжал, мы эту тему не обсуждали.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы были в Грозном. Вы не рассказывали об этом подробно – может быть, сейчас расскажете?
В.Путин: А что же там рассказывать, вы вроде все видели?
Вопрос: Как Вы относитесь к переименованию Грозного, мы не видели.
В.Путин: Вы знаете, то, что депутаты чеченского Парламента вышли с такой инициативой, – в этом я не вижу ничего необычного. Более того, я их понимаю, потому что Ахмат Кадыров внес огромный вклад в стабилизацию ситуации в Республике. Это человек, который заслуживает того, чтобы его память была увековечена. Но каким образом это может быть сделано – здесь существуют разные варианты. По этому вопросу высказался и первый вице-премьер, исполняющий сегодня обязанности Председателя Правительства Чеченской Республики – Рамзан Кадыров. Он, как известно, сын Ахмата Кадырова. Поэтому считаю, что эта тема закрыта.
Вопрос: Если вернуться к национальным проектам, какие, по Вашему мнению, существуют главные опасности при их реализации и как с ними бороться?
В.Путин: Бюрократия. Излишняя бюрократия.
Вопрос: Как бороться?
В.Путин: Бороться так, как во всех странах борются с бюрократией: путем концентрации административных ресурсов на решении приоритетных задач, которые стоят перед страной и решения которых ожидают граждане Российской Федерации. Именно поэтому в Правительство и был делегирован Дмитрий Анатольевич Медведев.
Вопрос: Как Вы относитесь к инициативе Георгия Бооса, который решил пригласить соотечественников из Прибалтики в Калининградскую область поднимать экономику?
В.Путин: Я не знаю ничего об этой инициативе, но если она была, то я ее все равно поддерживаю. Я считаю, что это абсолютно правильное предложение.
Вопрос: Вообще по теме соотечественников в Прибалтике есть ли какие‑нибудь подвижки?
В.Путин: Министерство иностранных дел Российской Федерации занимает достаточно наступательную позицию по этому вопросу, особенно в последнее время. Я считаю, что она сформулирована абсолютно правильно. Здесь нельзя «перегибать», нельзя действовать такими методами и такими средствами, которые ухудшали бы ситуацию для соотечественников в любой стране. Нам нужно всегда думать, что они выбрали своим местом жительства, в качестве своей второй родины, основной в данном случае, страну, в которой они проживают, поэтому из этого надо исходить. Это достаточно тонкая работа. Но мы и дальше намерены делать все, чтобы обеспечить интересы этих людей.
Вопрос: Какие результаты встречи Россия–АСЕАН?
В.Путин: Положительные. Очень хороший форум. Это все наши партнеры – значительное количество наших партнеров в Азии. Вы знаете, как активно, энергично, динамично развивается этот регион. Они очень заинтересованы в развитии отношений с Россией – и не только в сфере развития энергетики, но и в других областях, в том числе в сфере высоких технологий, космос, телекоммуникации, связь, металлургическая промышленность, естественно, ВТС. Мы продвигаем свою продукцию и намерены дальше это делать. В общем и целом добиваемся успехов в этом направлении. Надеюсь, что все наши договоренности будут исполняться.
Вопрос: Россия будет членом ВАС [Восточноазиатского сообщества] или почетным гостем?
В.Путин: Нам это безразлично. Нам важны инструменты продвижения наших интересов – и такой инструмент, как двусторонние отношения, функционирует, функционирует достаточно эффективно. Международная организация в целом хорошая площадка для решения этих вопросов. А как нас там назовут, нам не важно. Знаете известную русскую пословицу: хоть горшком назови, только в печку не ставь. Здесь как угодно назови, нам главное – иметь контакты, дополнительные возможности коммуницировать с нашими партнерами. Мы их найдем в рамках ВАС или без. Здесь было бы что предложить, а у России такие предложения есть.
Вопрос: Некоторые государства блокировали вступление в ВАС?
В.Путин: Я так не думаю. Я думаю, что наши партнеры должны оценить возможности нашего сотрудничества не только в двустороннем формате, но и в многостороннем формате. Мы со своей стороны должны увеличить объемы нашего взаимодействия, и все встанет на свои места. Ничего не нужно драматизировать.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы видели телеканал «Раша тудэй», смотрели что‑нибудь?
В.Путин: Да, смотрел. Мне кажется, что начало неплохое, но еще многое нужно сделать для того, чтобы канал «Раша тудэй» функционировал на том уровне, на котором он предполагает объективно излагать информацию о нашей стране. Думаю, что специалистам понятно: здесь нужно и больше простора и воздуха в студии. Начало, на мой взгляд, вполне убедительное, и уверен, просто абсолютно убежден в том, что компания будет развиваться весьма успешно.
Вопрос: Оправдывают ли ожидания те структурные изменения в Правительстве, которые Вы производили?
В.Путин: О каких изменениях Вы говорите?
Вопрос: Например, назначение вице-премьерами Сергея Иванова и Дмитрия Медведева.
В.Путин: По‑моему, на данный момент всё себя оправдывает, потому что та энергия, с которой наши коллеги включились в дополнительно возложенные на них обязанности, все это в общем внушает уверенность в том, что задачи, которые перед ними стоят, будут решаться гораздо более эффективно, чем было до сих пор: возможностей больше, у людей есть желание работать. То, что я вижу сейчас, меня удовлетворяет.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы планируете какие‑либо изменения в Администрации Президента?
В.Путин: Сергей Семенович [Собянин] достаточно быстро вошел в курс практически всех дел, в полном объеме взял на себя практически всю работу. Ну, Дмитрий Анатольевич помогает ему по текущим вопросам, регулярно бывает в Кремле, но в целом у Сергея Собянина сложились очень хорошие отношения со всеми коллегами. Мы с ним каждый день на связи, обсуждаем вопросы текущей жизни Администрации, те вопросы, которые перед ней стоят. Нет необходимости там производить какие‑то изменения.
Если вопросов больше нет, спасибо большое. До встречи завтра.