В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
На одной из последних встреч с представителями бизнес-сообщества России, представители банковского сообщества в очередной раз поставили вопрос о необходимости встречи в таком составе для обсуждения текущих и среднесрочных проблем банковского сектора России. Не случайно, что совещание наше проходит здесь, в Новосибирске. Экономический подъем Сибири – это один из определяющих и долгосрочных факторов социально-экономического развития России в целом. И в этой связи крайне важно иметь устойчивую финансово-кредитную систему. Добавлю, что такая система является фундаментом развития всех без исключения регионов Российской Федерации.
Вначале несколько слов об общем состоянии отечественной финансово-кредитной сферы. Один из ее важнейших показателей – это достаточно стабильная макроэкономическая ситуация в стране. Вы знаете: бюджет на 2006 год спланирован с профицитом, при этом его расходная часть увеличилась. Существенные денежные средства будут направлены на приоритетные национальные проекты в образовании, здравоохранении, в жилищной сфере и в сельском хозяйстве.
Золотовалютные резервы России на 1 декабря текущего года составили 168 миллиардов долларов, увеличившись с начала года на 44 миллиарда долларов. Положительное сальдо торгового баланса почти в 1,5 раза превышает соответствующий показатель прошлого года.
Продолжился рост внутреннего инвестиционного спроса. Последовательно снижается государственный долг, в том числе за счет достижения соглашений о досрочном его погашении.
Возросли активы банковского сектора, возросла и их рентабельность, причем кредитным организациям удалось увеличить и собственный капитал.
Вместе с тем хочу обратить внимание: перед экономикой страны стоят уже совсем новые задачи. В частности, социально-экономическое развитие регионов Сибири сегодня во многом связано с созданием инновационных производств, с хозяйственным освоением перспективных территорий и финансированием крупных инфраструктурных проектов.
Считаю, что по своим масштабам, по качеству предоставляемых услуг банковская система страны должна отвечать и этим новым задачам, и современным потребностям граждан Российской Федерации.
Однако для жителей отдаленных регионов России, а также для ее сельских территорий банковские услуги по‑прежнему малодоступны. Наименее обеспеченным является население именно Сибирского федерального округа. Так, на каждые 10 тысяч человек здесь приходится всего один полноценный банковский офис.
Кроме того, недостаточность банковской инфраструктуры и низкий уровень участия банков в экономике и социальной сфере сдерживает развитие российских регионов, тормозит освоение богатого природными ресурсами Сибирского края.
Очевидно и то, что на практике все еще недостаточно развиты сугубо рыночные стимулы в развитии банковского сектора. Сохраняется практика предоставления преимуществ и льгот отдельным кредитным организациям со стороны государственных и муниципальных органов.
При этом доля банков с государственным участием в капитале в последнее время увеличилась. Значительная часть банков, создаваемых государством, остаются слабыми, неспособными к финансово-кредитному обслуживанию крупных проектов.
Считаю, что государство может, конечно, участвовать в капитале кредитных организаций, но при условии, что данными банками обеспечивается решение действительно стратегических задач.
Хотелось бы, чтобы Национальный банковский совет рассмотрел вопрос о модернизации системы госбанков. Нужны четкие критерии целесообразности и эффективности госучастия в капитале кредитных организаций. Там же, где такое участие будет признано необходимым, роль представителей государства в контроле за их деятельностью, конечно же, следует усиливать.
Считаю, что отечественная банковская система может предоставлять гражданам и, в частности, российским предпринимателям, значительно больший по широте и разнообразию комплекс услуг. Услуг, которые должны быть доступнее для клиентов.
И, разумеется, банки должны активнее подключаться и к реализации приоритетных национальных проектов, о которых я уже упомянул. Вам известно, что определены меры по созданию финансовых стимулов для развития сельхозпроизводства и подъема сельских территорий. Уже в 2006–2007 годах предстоит создать полноценную систему земельно-ипотечного кредитования.
Думаю, Россельхозбанк не должен оставаться единственным участником этой работы, тем более что национальные проекты призваны обеспечить системную модернизацию названных отраслей, должны в конечном счете помочь решению базовых социально-экономических вопросов. В данном случае имею в виду проблемы доступа к банковской системе организаций малого бизнеса, организаций, которые особенно уязвимы и слабы именно на селе. Хотелось бы, чтобы банки проработали и свои собственные инициативы по названным мною направлениям.
Отдельный блок вопросов возникает в связи с развитием ипотеки. Готов внимательно обсудить ваши предложения по формированию эффективного рынка ипотечных ценных бумаг, укреплению доверия к ним со стороны инвесторов.
Обращу внимание и на тот круг задач, который сформировался у российских банков в обслуживании крупных российских заемщиков.
Отечественные предприятия в последнее время стали все чаще производить заимствования за рубежом. А темпы роста кредитования предприятий реального сектора экономики замедлились.
В целом перед российскими банками стоят важные задачи повышения их конкурентоспособности. И предлагаю сегодня совместно обсудить те меры, которые позволят подойти к решению этой стратегической задачи.
Благодарю Вас за внимание.
Давайте перейдем к обсуждению предложенных тем.