В.Путин: Добрый вечер!
Вы вчера вечером поздно вернулись из Брюсселя, прошли переговоры с нашими европейскими партнерами. Что было в центре внимания?
М.Фрадков: Владимир Владимирович, европейцы, так же как и мы, тщательно готовились к этой встрече. Ведь это была договоренность, которую мы должны были выдержать после Лондонского саммита, где Вы встречались с руководством Евросоюза. И вот эта встреча членов Правительства России с членами Комиссии ЕС – такая необычная форма, такой формат ранее не практиковался, у нас практически половина Правительства выехала в Брюссель вчера – была в таком широком формате, на самом высоком уровне. И судя по тому, как она проходила, какие вопросы ставились, и прагматичный характер рассмотрения этих вопросов, – все это просто лишний раз нас убедило (это общее мнение российской делегации), что наши отношения выходят на качественно новый уровень с точки зрения их организации.
То, что три года назад на саммите в Санкт-Петербурге было оговорено как постоянный совет партнерства, сейчас находит практическое воплощение. В эту работу вовлечены наши отраслевики, бизнес-структуры на подходе. Развернута работа в рамках энергетического диалога. Транспортный диалог начинает работать. Вчера же договорились о том, что еще девять диалогов запускаем. То есть это полноформатный, профессиональный разговор, нацеленный на результат. Вот эти все четыре «общих пространства», которые были утверждены на саммите в Москве, «дорожные карты» наполняются реальными делами.
Так что мы подтвердили совместное понимание того, что отношения развиваются устойчиво, и с оптимизмом заглянули в ближайшую перспективу. Обсуждали конкретные совместные планы действий, то есть работа запущена и приобретает новое качественное содержание.
Обсудили вопросы газа в контексте темы энергетической безопасности, в связи с предстоящим заседанием «восьмерки» в Москве на эту тему. Естественно, не обошли и практические вопросы. В частности, наши переговоры с украинцами по газовой теме. Очень внимательно наши европейские партнеры следят за развитием событий, я бы сказал, очень заинтересованно. Это, наверное, объективно, потому что они являются получателями этого газа. Мы почувствовали, что европейцы ищут достаточно убедительные аргументы для того, чтобы эти переговоры подошли к общему знаменателю и завершились обеспечением свободного транзита через территорию Украины. Мы это почувствовали. Я думаю, что в этом ключе и надо работать. И в этом смысле наши украинские друзья, мне кажется, почувствуют это общее внимание и с европейского угла.
В.Путин: Понятно.
(Обращаясь к В.Христенко.) Виктор Борисович, как идет сейчас переговорный процесс с украинскими партнерами? Вчера звонил Виктор Андреевич Ющенко, обсуждали и эту тему.
В.Христенко: На сегодняшний день у нас есть абсолютно одинаковое понимание по объемам газовых взаимоотношений на следующий год. Это касается двух аспектов. Первый аспект – объемы транзита, который мы готовы реализовать через территорию Украины для европейских потребителей, – 112 миллиардов кубов. Эта цифра не вызывает сомнения ни у нас, ни у наших украинских партнеров.
Вторая цифра, или вторая позиция, связанная с обеспечением Украины газовым топливом. В этом смысле общий баланс, который требуется для закрытия на следующий год, полностью подтвержден и согласован, формируется за счет нескольких источников: собственно украинского газа, поставок через территорию России газа из Центральной и Средней Азии и поставок собственно российского газа. То есть этот совокупный объем, транзитируемый через территорию России, и российского газа – 61 миллиард кубов – также не вызывает вопросов, и у нас не вызывает вопросов. Мы готовы обеспечить необходимые объемы поставок газа в Украину.
Вопрос на сегодняшний день, который пока не нашел разрешения, – это продолжение той инициативы, которую Президент Украины во время визита в Москву высказал относительно достижения прозрачности и понятности общепринятых норм во взаимоотношениях в газовой сфере. С нашей стороны, «Газпромом» соответственно, был предложен переход на денежные формы расчетов, отказ от бартерных схем и переход на общепринятые в европейской практике уже многие десятилетия формы контрактов по транзиту и формы контрактов по поставке газа потребителям, которые предусматривают обоюдные гарантии как с точки зрения страны, обладающей транзитными возможностями, так и грузоотправителя, так и со стороны поставщика газа и потребителя.
И на сегодняшний день сами форматы этих договоров подготовлены, они представлены нашим украинским коллегам, и сейчас стоит трудный, пока не находящий разрешения вопрос по тому, что касается отказа и перехода на рыночные цены и рыночные тарифы по транзиту на 2006 год. Пока эта ситуация не нашла разрешения.
В.Путин: Хочу обратить внимание Правительства России на то, что переговорный процесс по энергоносителям между хозяйствующими субъектами ни в коем случае не должен повлиять на развитие межгосударственных связей между Россией и Украиной. Это самое главное. Но граждане России и граждане Украины, общественность наших стран, конечно, должны и могут знать суть происходящих в этой сфере событий, а они, собственно говоря, простые. Переговоры по переходу на рыночные формы расчетов за поставки российского газа в Украину и за транзит российского газа в Западную Европу начались не вчера и не позавчера, когда снег выпал, – мы начали этот процесс в марте текущего года. И действительно, наши украинские партнеры не только самым энергичным образом поддержали этот процесс, но в значительной степени и были его инициаторами, что я считаю абсолютно правильным.
Вместе с тем хочу отметить, что собственная добыча Украины составляет примерно 18 миллиардов кубометров газа, что полностью закрывает потребности бытовых потребителей, то есть граждан Украины, которые используют природный газ в своих домах и квартирах. Поэтому к поставкам российского газа на Украину это не имеет никакого отношения. И в этом смысле, конечно, наши украинские коллеги могут устанавливать любую цену на этот газ, это суверенное право, если считают, что социальные вопросы могут решаться таким образом, а это возможно и с точки зрения экономики страны. Почему нет?
А вот что касается промышленных потребителей, отдельных отраслей экономики, если речь идет о том, чтобы их субсидировать, поддерживать и дотировать, то тогда такие вопросы в нормальной экономике решаются транспарентным образом через бюджетный процесс – так, чтобы общественность страны знала, кто, сколько и почему получает от государства. Это общемировая практика. Собственно говоря, и здесь тоже это в конечном итоге не наш вопрос, но мы не должны поставить наших украинских коллег в сложное положение и мы должны исходить из реалий, я хочу и на это обратить ваше внимание.
А каковы же эти реалии? Реалии таковы, что, несмотря на значительное падение темпов роста экономики по сравнению с прошлыми годами, все‑таки рост экономики в этом году тоже будет сопоставим с российским. Кроме того, получены значительные денежные средства за счет приватизации, за счет кредитов западных финансовых институтов под энергетические проекты. Счет идет на миллиарды долларов США. Этого вполне достаточно, чтобы приобретать необходимые объемы газа в России по рыночным ценам.
Обращаю внимание, что со следующего года, в первом квартале следующего года, наши западные европейские потребители будут получать газ из России по цене 255 долларов за тысячу кубов природного газа. Если посмотреть сегодняшние цены в Украине – 50 долларов, то разница понятна. Даже если представить, что на Украине за счет более короткого транспортного плеча цена будет чуть меньше, все равно разница где‑то 180 долларов с тысячи кубических метров газа.
Хочу обратить внимание: несмотря на то что получены средства из международных финансовых институтов, несмотря на то что есть собственные возможности бюджета, есть и еще один источник, который мы с вами не должны забывать и который касается нас напрямую. В начале этого года мы перешли с Украиной на расчеты по налогам за природный газ и газовый конденсат по стране назначения. С учетом сегодняшних цен на эти энергоносители прямая перекачка денежных средств из российского бюджета в украинский составит где‑то около миллиарда долларов США. Я говорю «прямая перекачка», потому что взаимного потока таких товарных групп в Россию не происходит. И поэтому, по сути дела, это бюджетная поддержка наших украинских друзей.
Итак, возможные потери «Газпрома» на разнице мировых цен и сегодняшних цен составят по году 3,6 миллиарда долларов США плюс 1 миллиард долларов из нашего бюджета в украинский – 4,6 миллиарда примерно. Это труднообъяснимая нагрузка на российскую экономику, «Боливар не выдержит двоих».
И кроме всего прочего, бытовые потребители на Украине получают сегодня газ по ценам ниже той цены, которую платят граждане Российской Федерации за природный газ у себя в стране. Имея в виду, что у нас еще 25 миллионов граждан проживают за чертой бедности, имея в виду, что у нас большие планы по газификации страны не реализованы и находятся только в стадии разработки, – все это говорит о том, что мы должны найти приемлемые решения и для наших партнеров, и для российской экономики.
Рассчитываю на то, что Правительство Российской Федерации окажет помощь и поддержку энергетикам в ходе переговорного процесса, но, разумеется, с учетом тех обстоятельств, которые были мною изложены выше.